МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЭНМЕЛЕН»
689275 Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ, с. Энмелен, ул. Н-Чирикова, 9
тел./факс: 8(427-35) 29-249 e-mail: school-еnmelen@yandex.ru
Согласовано Заместитель директора по УР ________И.А. Герасимова 17.08.2023 г. | | Утверждено Приказом МБОУ «ООШ с. Энмелен» от 17.08.2023 г. № 02-02-3 |
Рабочая программа учебного курса
«География Чукотского автономного округа»
РЕАЛИЗУЕТСЯ НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (8-9 классы)
Составители: учитель биологии, химии
I категории И.А. Герасимова
Энмелен
2023 год
Пояснительная записка
Региональный курс «География Чукотского автономного округа» призван формировать у обучающихся знания интегрированного курса географии родного края.
Потенциал Чукотки огромен. Он заложен в её уникальном географическом положении, природных ресурсах, терпеливых, находчивых, трудолюбивых и смелых людях.
Сегодняшняя Чукотка – это гармоничное сочетание самых разных культур, современного и традиционного хозяйства. За чертой городов, связанных с миром новейшими технологиями, техническими средствами, можно встретить охотников, морских зверобоев, оленеводов на оленьих и собачьих упряжках. Таков этот край парадоксов.
Предмет географии особенно важен для Чукотки, где жизнь природы и жизнь человека тесно переплетены, где вся история человеческого общества есть история преодоления пространства в географии вообще, а в географии Чукотки в особенности, романтизм и поэзия странствий удивительным образом сочетаются с особым глубоко научным видением мира. Этот предмет поддержит в увлекающихся обучающихся не только любознательность и жизнерадостность, но и послужит делу укрепления здоровья, характера и мировоззрения.
Едва ли найдётся другая наука, которая в такой степени объединяла бы все предметы школьной программы, как это делает география. Синтезом многих знаний характеризируется этот учебник. Он знакомит с целым рядом наук, заставляет размышлять над многими их тайнами. Именно поэтому сейчас так актуально изучение географии на примере своего края.
Курс «География ЧАО» тесно связан с преподаванием школьного курса всемирно исторического цикла, составной частью которого является курс отечественной истории «Чукотка. История. Культура».
Так же предмет связан с многими предметами школьной программы и напоминает о них всегда через призму Чукотки, через особенности её природы, хозяйства, населения, быта, которые в свою очередь связаны с физикой, химией, биологией. Школьный курс географии тесно примыкает к литературе и искусству.
Изучение географии ЧАО направлено на достижение следующих целей:
Цели и задачи: научить ориентироваться в природных условиях России и Чукотки, во взаимосвязях климатических условий и природных зон, природных комплексов России. Знать, уметь находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, понимания географической специфики крупных регионов России.
Рабочая программа по курсу «География Чукотского автономного округа» составлена и ориентирована на работу в комплексе с учебником
1. Учебник: Ю.Н. Голубчикова «География Чукотского автономного округа», М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»;
2. Атлас по географии Чукотского автономного округа 8-9 класс М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»;
3. Рабочая тетрадь по географии Чукотского автономного округа, 8-9 класс, М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»;
4. «Арктика – мой дом» популярная энциклопедия школьника «История освоения севера в биографиях знаменитых людей, Москва, «Северные просторы»;
Срок реализации программы 2 года.
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы занятий:
изучение нового материала;
совершенствования знаний, умений и навыков;
обобщение и систематизация знаний, умений и навыков;
комбинированное занятие;
контроль умений и навыков.
Виды занятий:
сообщение новых знаний
закрепление знаний
повторение знаний
игра
проверка знаний
Место предмета в учебном плане
В 8, 9 классах – по 34 часа (по 1 часу в неделю 34 учебные недели в каждом классе).
Класс | Предмет | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов год |
8 | География Чукотского автономного округа | 1 | 34 |
9 | География Чукотского автономного округа | 1 | 34 |
| | ИТОГО: | 68 |
Планируемые результаты изучения курса в 8-9 классах
Личностными результатами изучения предмета «География Чукотского автономного округа» являются следующие умения:
Осознавать роль полученных знаний в жизни людей;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи, выбор слов и знаков препинания)]
Относиться с уважением к представителям других народов;
Уважительно относиться к иному мнению;
Понимать практическую значимость получаемых знаний по данному курсу.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных умений (УУД)
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель и деятельность на занятии с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на занятии;
Учиться высказывать свое предложение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения общения, оценки и самооценки, и следовать им;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
Определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;
Устанавливать связи между предложениями в тексте;
Делить текст на части, устанавливать связи между ними;
Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;
Писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по данной теме, по личным впечатлениям;
Писать сочинение-описание (после предварительной подготовки).
Виды деятельности обучающихся
Источник получения знаний, формирования умений, навыков | Форма деятельности |
Слово, текст, знаки | Слушание учителя |
Слушание и анализ докладов одноклассников |
Самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературой |
Отбор материала из нескольких источников |
Написание докладов, рефератов |
Выполнение упражнений по разграничению понятий |
Элементы действительности | Просмотр познавательных фильмов |
Анализ таблиц, графиков, схем |
Поиск объяснения наблюдаемым событиям |
Анализ возникающих проблемных ситуаций |
Исследовательская деятельность | Анализ раздаточных материалов |
Сбор и сортировка коллекционных материалов |
Выполнение практических работ |
Проектная деятельность.
Обучающийся научится:
- составлять план последовательности выполнения задания по заданному слайдовому или текстовому плану;
- определять этапы проектной деятельности;
- определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
- распределять роли при выполнении задания под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
- проводить оценку качества выполнения задания по заданным критериям;
- проектировать деятельность по выполнению задания на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;
Обучающиеся получат возможность:
- осмыслить значение задания в практической и производственной деятельности;
- выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
- распределять роли при выполнении задания в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
- проводить оценку качества выполнения задания на каждом этапе проекта и корректировать выполнение задания;
- развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
Содержание курса
Введение.
Герб, Флаг Чукотского автономного округа. Территория. Географического положения.
Раздел 1. История открытия и исследования Чукотки.
Древние обитатели. Заселение Чукотки. Освоение северо-востока Азии русскими землепроходцами. Исследования территории Чукотки в XVIII – начале XX в.
Раздел 2. Природа.
Тема 1. Геологическое строение, рельеф.
Основные черты рельефа Чукотки. Геологическая история и полезные ископаемые, современные процессы рельефообразования.
Тема 2. Климат
Факторы, формирующие климат Чукотки. Циркуляция атмосферы. Атмосферные явления. Неблагоприятные климатические явления.
Тема 3. Моря. Воды суши
Моря, омывающие Чукотку. Реки, озера, подземные воды. Многолетняя мерзлота.
Тема 4. Природные комплексы
Почвенно-растительные зоны. Холодные пустыни и полупустыни. Тундры и холодные степи. Лесотундры и леса. Животный мир суши. Сезонный календарь оленевода. Органический мир морей. Берингийский мост. Охраняемые территории. Экологические проблемы. Природное районирование.
Раздел 3. Население
Численность населения, его динамика. Размещение. Структура населения. Национальный состав населения. Коренные народы. Шаманизм. Социальная сфера и культурная жизнь.
Раздел 4. Экономика
Структура хозяйства. Добыча полезных ископаемых. Топливно-энергетический комплекс. Рыбный и морской промысел. Сельское хозяйство. Отрасли традиционного природопользования. Транспорт и связь. Другие отрасли экономики. Внешнеэкономические связи Чукотки.
Раздел 5. Административные районы, города, поселки и национальные села
Административно-территориальное устройство округа. Западно-Чукотский регион. Восточно-Чукотский регион. Корякско-Анадырский регион.
Календарно-тематическое планирование курса 8 класса
№ п/п | № разделе | Тема, содержание урока | Кол-во часов | дата |
| | I четверть | | |
1 | 1 | Введение. Герб, флаг Чукотского АО с. 13 | 1 | |
2-3 | 2-3 | &1. Территория. Географическое положение. С. 14 | 2 | |
4-5 | 4-5 | Раздел 1. История открытия и исследования Чукотки. С. 20 | 2 | |
6-7 | 6-7 | &2. Древние обитатели. Заселение Чукотки. С. 24 | 2 | |
8 | 8 | &3. Освоение Северо-востока Азии русскими землепроходцами. С. 29 | 1 | |
| | II четверть | | |
9 | 9 | &4.Исследования территории Чукотки в XVIII – начале XXв. | 2 | |
10 | 1-2 | Раздел 2 Природа Тема 1 Геологическое строение, рельеф &5. Основные черты рельефа Чукотки. с. 44 | 2 | |
11-12 | 3-4 | &6. Геологическая история и полезные ископаемые. с. 49 | 2 | |
13-14 | 5-6 | &7. Современные процессы рельефообразования с. 57 | 1 | |
15-16 | 7-8 | Тема 2. Климат. &8. Факторы, формирующие климат Чукотки с. 61 | 1 | |
| | III четверть | | |
15-16 | 1-2 | &9. Циркуляция атмосферы. Атмосферные явления. с. 66 | 2 | |
17-18 | 3-4 | &10.Неблагоприятные климатические явления. с.71 | 2 | |
19-20 | 5-6 | Тема 3 Моря, воды, суша &11. Моря, омывающие Чукотку с.78 | 2 | |
21-22 | 7-8 | &12. Реки, озёра, подземные воды. с. 88 | 2 | |
23-24 | 9-10 | &13. Многолетняя мерзлота. С.95 | 1 | |
| | IV четверть | | |
25-26 | 1-2 | Тема 4 Природные комплексы &14. Почвенно-растительные зоны. С.108 | 2 | |
27-28 | 3-4 | &15.Холодные пустыни и полупустыни. С.114 | 2 | |
29 | 5 | &16. Тундры т холодные степи. С.117 | 1 | |
30 | 6 | &17. Лесотундры и леса. С. 122 | 1 | |
31 | 7 | &18. Животный мир суши. С.131 | 1 | |
32 | 8 | &19. Сезонный календарь оленевода. С.145 | 1 | |
33 | | Обобщение по курсу | | |
Календарно-тематическое планирование курса 9 класса
№ п/п | Тема, содержание урока | Кол-во ч. | Дата |
| 1 четверть | | |
1-2 | §20. Органический мир морей с. 150 | 2 | |
3 | §21. Берингийский мост с. 156 | 1 | |
4-5 | §22. Охраняемые территории с. 159 | 2 | |
6-7 | §23. Экологические проблемы с. 168 | 2 | |
8-9 | §24. Природное районирование с. 173 | 2 | |
| 2 четверть | | |
10-11 | Раздел 3 §25. Население. Численность населения, его динамика с.186 | 2 | |
12 | §26. Структура населения с.195 | 1 | |
13-14 | §27. Национальный состав населения. Коренные народы с. 198 | 2 | |
15 | §28. Шаманизм. с. 209 | 1 | |
16 | §29. Социальная сфера и культурная жизнь с. 215 | 1 | |
| 3 четверть | | |
| Тема 4 Экономика | | |
17 | §30 Структура хозяйства с. 220 | 1 | |
18 | §31 Добыча полезных ископаемых с. 227 | 1 | |
19-20 | §32 Топливно-энергетический потенциал с. 233 | 2 | |
21 | §33 Рыбный и морской промысел с. 237 | 1 | |
22 | §34 Сельское хозяйство. Отрасли традиционного природопользования, с. 240 | 1 | |
23 | §35 Транспорт и связь, с. 245 | 1 | |
24 | §36 Другие отрасли экономики, с. 252 | 1 | |
25 | §37 Внешнеэкономические связи Чукотки | 1 | |
26 | Обобщение по теме Экономика | 1 | |
| 4 четверть | | |
27 | Раздел 5 Административные районы, города, посёлки и национальные сёла с. 262 §38Административно-территориальное устройство округа с. 266 | 1 | |
28-29 | §39 Западно-Чукотский регион с. 272 | 2 | |
30-31 | §40. Восточно-Чукотский регион с. 279 | 2 | |
32 | §41. Корякско-Анадырский регион с.288 | 2 | |
33 | Обобщение по курсу | 1 | |