г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»
Данная рабочая программа учебного курса «Геометрия» для учащихся 7 класса разработана с учетом составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав и локальные акты МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебный план МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
Учебно-методический комплекс (учебник) по предмету.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
- Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 7 класс. Учебник. – М.: Вентана – Граф, 2018
- программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2018 – с. 76).
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования проектирование, организация и оценка результатов образования осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
В соответствии с учебным планом МБОУ г. Шахты «Гимназии имени А.С. Пушкина» на изучение курса геометрии выделено в 7в классе 70 часов в год, 2 учебных часа в неделю.
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
№ урока | Количество часов | Тема урока | Содержание | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Возможные формы контроля |
Простейшие геометрические фигуры и их свойства |
1 | 1 | Точки и прямые | Начальные понятия планиметрии. Геом. фигуры. Основное свойство прямой. Пересекающиеся прямые. | Приводить примеры геометрических фигур. Описывать точку, прямую | Дифференцированный опрос |
2 | 1 | Отрезок и его длина | Отрезок, концы отрезка, внутренняя точка отрезка, равные отрезки. | Описывать точку, прямую, отрезок. Формулировать определения: равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками. Изображать с помощью чертёжных отрезок | Дифференцированный опрос |
3 | 1 | Отрезок и его длина | Равные отрезки, единичный отрезок, основное свойство длины отрезка, «лежать между…» | Применять свойство отрезка, определять равные отрезки, середину отрезка, расстояние между двумя точками | Дифференцированный опрос |
4 | 1 | Луч. Угол. Измерение углов | луч, начало луча, угол, стороны угла, вершина угла, развернутый угол, равные углы, биссектриса угла | Описывать луч, угол. Формулировать определения: равных углов, биссектрисы угла. Находить градусную меру угла. Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: луч, угол. | Дифференцированный опрос |
5 | 1 | Луч. Угол. Измерение углов | угол, градусная мера угла, равные углы, прямой, острый, тупой угол | Применять свойство угла, определять дополнительные лучи, развёрнутый угол, равные углы, биссектрису угла. | Дифференцированный опрос |
6 | 1 | Луч. Угол. Измерение углов | Основное свойство величины угла | Применять свойство угла, определять дополнительные лучи, развёрнутый угол, равные углы, биссектрису угла. | Дифференцированный опрос |
7 | 1 | Смежные и вертикальные углы | Определение и свойство смежных углов. | Формулировать определения: дополнительных лучей, развёрнутого угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых. Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых. | Дифференцированный опрос |
8 | 1 | Смежные и вертикальные углы | Определение и свойство вертикальных углов. | Определять дополнительные лучи, развёрнутый угол, смежные и вертикальные углы, пересекающиеся прямые. Классифицировать углы. Доказывать: теоремы о свойствах смежных и вертикальных углов. | Дифференцированный опрос |
9 | 1 | Смежные и вертикальные углы | Определение и свойство смежных углов. Определение и свойство вертикальных углов. | Строить, описывать дополнительные лучи, развёрнутый угол, смежные и вертикальные углы, пересекающиеся прямые. Применять свойства углов. Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: смежные и вертикальные углы. | С.р. |
10 | 1 | Перпендикулярные прямые | Перпендикулярные прямые. Расстояние от точки до прямой. Свойство прямой, перпендикулярной данной. Наклонная. | Формулировать определения: перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой; основное свойство прямой. Доказывать: теоремы о единственности прямой, перпендикулярной данной. Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: перпендикулярные прямые, отрезки и лучи. | Дифференцированный опрос |
11 | 1 | Аксиомы | Аксиома. Основные свойства. | Пояснять, что такое аксиома, определение. | Дифференцированный опрос |
12 | 1 | Закрепление учебного материала | Равные отрезки, единичный отрезок, основное св-во длины отрезка, «лежать между…». Определение и свойство смежных углов. Определение и свойство вертикальных углов. | Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения | Дифференцированный опрос |
13 | 1 | Контрольная работа № 1 | Равные отрезки, единичный отрезок, основное свойство длины отрезка, «лежать между…». Определение и свойство смежных углов. Определение и свойство вертикальных углов. | Решать задачи на вычисление и доказательство | К.р. |
Треугольники (18 ч.) |
14 | 1 | Определение треугольника. Элементы треугольника | Треугольник и его элементы, равные треугольники. Виды треугольников. Основное свойство равенства треугольников. Периметр. | Классифицировать треугольники по сторонам и углам. Формулировать определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников | Дифференцированный опрос |
15 | 1 | Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | Определение медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Понятия перпендикуляра к прямой, теорема о перпендикуляре с доказательством. | Изображать и находить на рисунках равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники и их элементы: биссектрисы, высоты, медианы, серединного перпендикуляра отрезка. Периметр треугольника | Дифференцированный опрос |
16 | 1 | Первый и второй признаки равенства треугольников | Теорема, доказательство теоремы. Доказательство первого признака равенства треугольников. | Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур. Доказывать теоремы первый и второй признак равенства треугольника | Дифференцированный опрос |
17 | 1 | Первый и второй признаки равенства треугольников | Формулировка и доказательство первого признака равенства треугольников. | Применять теоремы первый и второй признак равенства треугольника при решении задач. | Дифференцированный опрос |
18 | 1 | Первый и второй признаки равенства треугольников | Второй признак равенства треугольников с доказательством. | Применять теоремы первый и второй признак равенства треугольника при решении задач. | Дифференцированный опрос |
19 | 1 | Первый и второй признаки равенства треугольников | Второй признак равенства треугольников с доказательством. | Применять теоремы первый и второй признак равенства треугольника при решении задач. | С.р. |
20 | 1 | Первый и второй признаки равенства треугольников | Первый и второй признаки равенства треугольников с доказательством. | Применять теоремы первый и второй признак равенства треугольника при решении задач. | Дифференцированный опрос |
21 | 1 | Равнобедренный треугольник и его свойства | Понятия равнобедр. и равностор. тр-ков; боковые стороны, вершина, углы при основании. Периметр р/б тр-ка. | Формулировать свойства равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка, | Дифференцированный опрос |
22 | 1 | Равнобедренный треугольник и его свойства | Свойства равнобедренного треугольника с доказательствами. | Применять свойства равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка при решении задач. | Дифференцированный опрос |
23 | 1 | Равнобедренный треугольник и его свойства | Понятия равнобедр. и равностор. тр-ков; боковые стороны, вершина, углы при основании. Периметр р/б тр-ка. | Применять свойства равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка при решении задач. | Дифференцированный опрос |
24 | 1 | Равнобедренный треугольник и его свойства | Понятия равнобедр. и равностор. тр-ков; боковые стороны, вершина, углы при основании. Периметр р/б тр-ка. | Применять свойства равнобедренного треугольника. | С.р. |
25 | 1 | Признаки равнобедренного треугольника | Признаки р/б треугольника. Различие между теоремами о свойствах объекта и теоремами- признаками | Формулировать признаки равнобедренного треугольника. | Дифференцированный опрос |
26 | 1 | Признаки равнобедренного треугольника | Признаки равнобедренного треугольника. | Применять признаки равнобедренного треугольника при решении задач. | Дифференцированный опрос |
27 | 1 | Третий признак равенства треугольников | Третий признак равенства треугольников с доказательством. | Доказывать теорему третий признак равенства треугольника | С.р. |
28 | 1 | Третий признак равенства треугольников | Третий признак равенства треугольников с доказательством. Свойство точек, равноудалённых от концов отрезка. | Применять теорему третий признак равенства треугольника при решении задач | Дифференцированный опрос |
29 | 1 | Теоремы | Теорема, условие и заключение теоремы, прямая и обратная теоремы, доказательство от противного; приём дополнительные построения | Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему называют обратной данной, в чём заключается метод доказательства от противного. | Дифференцированный опрос |
30 | 1 | Повторение и систематизация учебного материала | Признаки равенства тр-ков. Признаки р/б треугольника. Понятия р/б тр-ка. и равностор. тр-ков; боковые стороны, вершина, углы при основании. Периметр р/б тр-ка. | Решать задачи на вычисление и доказательство | Дифференцированный опрос |
31 | 1 | Контрольная работа № 2 | Признаки р/б тр-ка Понятия равнобедр. и равностор. тр-ков; боковые стороны, вершина, углы при основании. Периметр р/б тр-ка. | Решать задачи на вычисление и доказательство | К.р. |
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 час.) |
32 | 1 | Параллельные прямые | Понятия параллельных прямых, накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; формулировки и доказательства признаков параллельности двух прямых | Распознавать на чертежах параллельные прямые. Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые. | Дифференцированный опрос |
33 | 1 | Параллельные прямые. Углы при параллельных прямых | Понятия параллельных прямых, накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; формулировки и доказательства признаков параллельности двух прямых | Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. | Дифференцированный опрос |
34 | 1 | Признаки параллельности прямых | Понятия параллельных прямых, накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; формулировки и док-ва признаков параллельности двух прямых | Формулировать признаки параллельности прямых. | Дифференцированный опрос |
35 | 1 | Признаки параллельности прямых | Понятия параллельных прямых, накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; формулировки и доказательства признаков параллельности двух прямых | Применять признаки параллельности прямых при решении задач. | С.р. |
36 | 1 | Свойства параллельных прямых | Доказательство свойств параллельных прямых и применение их для решения задач | Доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых. | Дифференцированный опрос |
37 | 1 | Свойства параллельных прямых | Свойство параллельных прямых, Расстояние между параллельными прямыми | Применять теоремы о свойствах параллельных прямых при решении задач. | Дифференцированный опрос |
38 | 1 | Свойства параллельных прямых | Теорема о сумме углов треугольника. Св-во углов треугольника. Исследовательская работа. | Применять теоремы о свойствах параллельных прямых при решении задач. | С.р. |
39 | 1 | Сумма углов треугольника | Внешний угол треугольника. Свойство внешнего угла тр-ка. Доказательство теоремы (самост.) | Доказывать теоремы о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, о соотношении между сторонами и углами треугольника. | Дифференцированный опрос |
40 | 1 | Сумма углов треугольника | Неравенство треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника и его свойство. | Применять теоремы о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, о соотношении между сторонами и углами треугольника при решении задач. | Дифференцированный опрос |
41 | 1 | Сумма углов треугольника | Теорема о сумме углов треугольника. Свойство углов треугольника. Внешний угол треугольника. Свойство внешнего угла треугольника. | Применять теоремы о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, о соотношении между сторонами и углами треугольника при решении задач. | Дифференцированный опрос |
42 | 1 | Сумма углов треугольника | Катет, гипотенуза, признаки равенства прямоугольных треугольников. | Применять теоремы о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, о соотношении между сторонами и углами треугольника при решении задач. | С.р. |
43 | 1 | Прямоугольный треугольник | Катет, гипотенуза, признаки равенства прямоугольных треугольников. | Распознавать на чертежах и изображать прямоугольные треугольники. Называть элементы прямоугольного треугольника. | Дифференцированный опрос |
44 | 1 | Прямоугольный треугольник | Признак прямоугольного треугольника и свойство медианы прямоугольного треугольника с доказательствами. | Распознавать на чертежах и изображать прямоугольные треугольники. Называть элементы прямоугольного треугольника. | Дифференцированный опрос |
45 | 1 | Свойства прямоугольного треугольника | Признак прямоугольного треугольника и свойство медианы прямоугольного треугольника с доказательствами. | Доказывать теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, равенства прямоугольных треугольников | Дифференцированный опрос |
46 | 1 | Закрепление учебного материала | Теорема о сумме углов треугольника. Св-во углов треугольника. Катет, гипотенуза, признаки равенства прямоугольных треугольников. | Решать задачи на вычисление и доказательство | Дифференцированный опрос |
47 | 1 | Контрольная работа № 3 | Теорема о сумме углов треугольника. Св-во углов треугольника. Катет, гипотенуза, признаки равенства прямоуг. тр-ков. | Решать задачи на вычисление и доказательство | К.р. |
Окружность и круг. Геометрические построения (16 час.) |
48 | 1 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | Геометрическое место точек. Свойство серединного перпендикуляра, св-во биссектрисы угла, окружность, радиус, хорда, диаметр, круг. | Формулировать определения окружности, круга, их элементов; свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; диаметра и хорды | Дифференцированный опрос |
49 | 1 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | Геометрическое место точек. Свойство серединного перпендикуляра, свойство биссектрисы угла, окружность, радиус, хорда, диаметр, круг. | Формулировать определения окружности, круга, их элементов; свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; диаметра и хорды | Дифференцированный опрос |
50 | 1 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | Свойства окружности, касательная к окружности и её свойство, признаки касательной к окружности. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | Формулировать определения окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; свойства: касса-тельной к окружности; диаметра и хорды; признаки касательной. Применять эти свойства для решения задач по теме. | Дифференцированный опрос |
51 | 1 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | Свойства окружности, касательная к окружности и её свойство, признаки касательной к окружности. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | Формулировать определения окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; свойства: касательной к окружности; диаметра и хорды; признаки касательной.Применять эти свойства для решения задач по теме. | С.р. |
52 | 1 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | Свойства окружности, касательная к окружности и её свойство, признаки касательной к окружности. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | Формулировать определения окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; свойства: касательной к окружности; диаметра и хорды; признаки касательной. Применять эти свойства для решения задач по теме. | Дифференцированный опрос |
53 | 1 | Описанная и вписанная окружности треугольника | Понятие окружности, описанной около тр-ка и теорема о её свойстве; свойства серединных перпендикуляров сторон треугольника, окружность, вписанная в треугольник и теорема о её свойстве; свойство биссектрис углов треугольника. | Формулировать определения окружности, описанной около треугольника, и окружности, вписанной в треугольник; свойства серединного перпендикуляра и биссектрис углов треугольника; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника. | Дифференцированный опрос |
54 | 1 | Описанная и вписанная окружности треугольника | Понятие окружности, описанной около треугольника и теорема о её свойстве; свойства серединных перпендикуляров сторон треугольника, окружность, вписанная в треугольник и теорема о её свойстве; свойство биссектрис углов треугольника. | Формулировать определения окружности, описанной около треугольника, и окружности, вписанной в тр-к; свойства серединного перпендикуляра и биссектрис углов треугольника; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника. Применять приобретённые знания в практической деятельности. | Дифференцированный опрос |
55 | 1 | Описанная и вписанная окружности треугольника | Понятие окружности, описанной около треугольника и теорема о её свойстве; свойства серединных перпендикуляров сторон треугольника, окружность, вписанная в треугольник и теорема о её свойстве; свойство биссектрис углов треугольника. | Формулировать определения окружности, описанной около треугольника, и окружности, вписанной в треугольник; свойства серединного перпендикуляра и биссектрис углов треугольника; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника. | С.р. |
56 | 1 | Задачи на построение | Правила построения, решить задачу на построение, основные задачи на построение. | Строить угол, равный данному, серединный перпендикуляр данного отрезка, середину данного отрезка, прямую, перпендикулярную данной, биссектрису угла. | Дифференцированный опрос |
57 | 1 | Задачи на построение | Правила построения, решить задачу на построение, основные задачи на построение. | Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам. | Дифференцированный опрос |
58 | 1 | Задачи на построение | Практические работы на построение геометрических фигур | Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам. | С.р. |
59 | 1 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | Решать задачи на построение методом ГМТ. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение Строить треугольник по трём сторонам. | Дифференцированный опрос |
60 | 1 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | Решать задачи на построение методом ГМТ. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение Строить треугольник по трём сторонам. | Дифференцированный опрос |
61 | 1 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | Метод геометрических мест точек в задачах на построение (ГМТ). | Решать задачи на построение методом ГМТ. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение Строить треугольник по трём сторонам. | Дифференцированный опрос |
62 | 1 | Закрепление учебного материала | Практические работы на построение геометрических фигур | Формулировать определения по изученной теме и решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам. | Дифференцированный опрос |
63 | 1 | Контрольная работа № 4 | Практические работы на построение геометрических фигур | | К.р. |
Обобщение и систематизация знаний учащихся (7 ч.) |
64 | 1 | Начальные геометрические сведения. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник. | Теоретические основы изученной темы. Формулировки и доказательства признаков равенства треугольников; свойства равнобедренных треугольников | Решать простейшие задачи по теме Формулировать признаки равенства треугольников и их доказательства; свойства равнобедренных треугольников. | Дифференцированный опрос |
65 | 1 | Параллельные прямые | Признаки и свойства параллельных прямых. | Формулировать признаки и свойства параллельных прямых. Решать простейшие задачи по теме | Дифференцированный опрос |
66 | 1 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | Теорема о сумме углов треугольника и ее следствия; теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорема о неравенстве треугольника. | Формулировать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия; теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника; теорему о неравенстве треугольника. Решать простейшие задачи по теме | Дифференцированный опрос |
67 | 1 | Контрольная работа №5 | Основные понятия геометрии 7 класса | Формулировать основные понятия курса геометрии 7 класса; способы решения поисковых задач по всему курсу, записи решения с помощью принятых обозначений. | К.р. |
68 | 1 | Повторение курса геометрии 7 класса | Проектные работы учащихся: 1.Ножницы в руках геометра. 2.Геометрия и искусство. 3.Одна задача-два решения. | | Защита проектов |
69 | 1 | Повторение курса геометрии 7 класса | | Защита проектов |
70 | 1 | Заключительный урок по курсу 7 класса | | Защита проектов |