Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кругликовская основная общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
На заседании МО Директор МКОУ Кругликовской ООШ
Протокол № 1 от 12.09.2018 г. _______________________
руководитель МО . Киселева Н.С..
Панова Л.М. . Приказ № 34/1 от 14.09.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Юный исследователь», 2 - 4 классы
учителей начальных классов:
Киселёвой Анастасии Игоревны, Пановой Людмилы Михайловны
2018 – 2021 г.г.
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. - социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; - адекватное понимание причин успешности (не успешности) творческой деятельности; - внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - устойчивый интерес к новым способам познания. | - принимать и сохранять учебно – творческую задачу; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | - осуществлять проектно-исследовательскую деятельность; - развитие стратегии смыслового чтения и работа с информацией; - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно – творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов сети Интернет: ИКТ- компетентность; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использовать методы и приёмы эколого-биологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. | - допускать существенное различие точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - оговариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции действия; - контролировать действия партнёра. - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определенным царствам и другим изученным группам;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей;
использовать тексты и иллюстрации учебника , другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
вырабатывать правильную осанку;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
осознавать значение природных богатств;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
2. Содержание тем учебного курса
Второй класс (17 ч.)
Внеурочная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю кружка «Юный исследователь» и самостоятельной работы по уходу и записи результатов наблюдения в дневник. Во втором классе целесообразно организовать исследовательскую работу в группах по разным темам, но одного направления. В нашем случае «Развитие растений в разных условиях» и «Размножение растений разными способами».
1. Этап мотивации
В сентябре осуществляется работа по поддержанию и развитию интереса к исследовательской деятельности учащихся:
- рассказы детей о летних наблюдениях, о выявленных проблемах, которые хотят разрешить в этом году. Выполнение теста (по исследовательской деятельности)
- повторение знаний по организации исследовательской работы
- повторение знаний о структуре создания проекта
- определение тем исследований на год
- формирование групп по интересующим проблемам
- планирование исследовательской работы. Изучение материала о понятиях (извлечение из текста необходимой информации), формулировка выводов (виды наблюдений, способы развития наблюдательности)
- формулирование проблемы, постановка цели, выдвижение гипотез по исследуемой теме
2. Этап внедрения
С октября по апрель ведётся работа по проведению исследований по выбранным темам:
- определение источников для сбора информации по темам и их изучение
- выбор растений для экспериментов по выращиванию растений в разных условиях
- отбор способов размножения растений разными способами
- выбор растений для проведения опытов по проверке способов размножения
- выдвижение гипотез, их подтверждение и опровержение
- определение понятий: части растений, состав, структура почвы
- создание разных условий для проращивания, посадки, выгонки растений
- знакомство с логическими операциями (анализ, синтез, классификация, умозаключения – выводы)
- обучение постановке вопроса и построение доказательного ответа
- организация оформления результатов исследований в дневник наблюдения
- оформление результатов, отображающих развитие растений в графики
- сбор информации исследований (фотографии этапов развития растений)
3. Этап обобщения
В мае происходит окончательное осмысление исследовательской работы и создание проектов по темам «Развитие растений в разных условиях» и «Размножение растений разными способами»
- анализ проделанной работы (самоанализ и самооценка деятельности)
- формулировка выводов, уточнение проблемы, целей, задач, гипотез
- создание, оформление, подготовка к защите проектов
- выступление с защитой проектов перед одноклассниками и родителями
- исследование строения семени (заглянем внутрь семени)
- планирование исследовательской работы летом и на следующий год
Третий класс (17 ч.)
Нагрузка внеурочной деятельности определена из расчёта 1 час в неделю на занятиях кружка «Юный исследователь» и самостоятельной работы по ведению ухода и наблюдений за ростом и развитием растений, организации индивидуальных исследований. В третьем классе дети проявляют больше инициативы к ведению исследований, усложняя задания, условия выращивания растений. У них расширяется круг информационных источников, совершенствуется навык отбора необходимого материала. В третьем классе дети могут сами предложить темы для коллективного исследования в классе, например «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях». В конце года появляется желание обобщить знания по проведению исследований и созданию проектов. Учитель должен не пропустить важного момента, а поддержать и направить действия учеников по созданию дневника юного исследователя в помощь себе для дальнейшей исследовательской работы.
1. Этап мотивации.
В сентябре дети с желанием делятся своими наблюдениями за изменением окружающего мира, рассказывают об интересных явлениях, предлагают темы для коллективного исследования. Во время обсуждений необходимо договориться о создании коллективного проекта и индивидуальных работ.
- повторение знаний о структуре проекта и способах и методах ведения исследований
- планирование исследовательской работы на третий класс
- выбор темы для коллективного проекта «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях»
- выбор тем для индивидуальной работы по желанию детей
2. Этап внедрения
С октября по март ведётся работа по организации исследований
- сбор необходимой информации по теме «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях»
- планирование исследовательской работы
- отбор растений, способных выживать в ограниченных условиях
- выбор условий для выращивания растений
- отбор и создание композиций для улучшения интерьера жилища
- совершенствование методов исследований (анкетный опрос, классификация, обобщение)
- посадка растений во флорариумы
- формирование кроны фикусов Бенджамина в стиле бонсай
- создание ландшафтных композиций (мини-садиков)
- знакомство с понятием «интуиция» при выдвижении гипотез
- практические занятия по созданию проектов учебных дисциплин (чтение, труд)
- практическое занятие по структуре и содержанию сообщений (окружающий мир)
- консультационная работа в системе «педагог-ученик»
3. Этап обобщения
В апреле и мае идёт осмысление исследовательской работы, проведённой в течение года и создание проекта коллективной работы «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях». В мае проходит защита проектов как коллективных, так и индивидуальных (по желанию).
- создание дневника юного исследователя
- подготовка к защите проекта коллективной учебно-исследовательской работы
- защита проектов перед одноклассниками и родителями
- планирование летних исследований индивидуальных и коллективных (прививка деревьев)
Четвёртый класс (17 ч.)
В четвёртом классе нагрузка также определена из расчёта 1 час в неделю на занятиях кружка «Юный исследователь» плюс самостоятельная работа по уходу и наблюдениям за развитием растений и индивидуальная работа вне школы. В четвёртом классе дети подготовлены в большей степени к проведению самостоятельных исследований и учителю необходимо поддержать и направить процесс развития творческой мысли не только на тему развития растений. Детей интересуют разнообразные темы. Нельзя ограничивать выбор ребёнка, необходимо помочь, если такая помощь нужна (некоторые дети склонны сохранять в секрете процесс исследования). Дети выбирают темы, которые им интересны. Защиту лучше проводить по номинациям.
1. Этап мотивации
В сентябре дети с желанием рассказывают о новых наблюдениях, впечатлениях, желании глубже изучить, исследовать возникшие вопросы по определённым темам. Учителю необходимо помочь преодолеть барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности.
- запись в дневник исследователя тем, проблем, целей, задач, гипотез
- выбор и запись в дневник собственной темы, проблемы, цели, задач и гипотез исследования (простым карандашом)
- повторение знаний о структуре создания проекта
- повторение способов и методов исследования
- выбор темы коллективного исследования «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»
- формулирование проблемы, цели, задач и гипотез исследования
2. Этап внедрения
С октября по апрель ведётся опытно-поисковая работа по подготовке к защите исследовательских работ как коллективных, так и индивидуальных.
- планирование исследовательской работы по теме «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»
- выбор, изучение необходимой литературы
- отбор растений для исследований (лимон, инжир, мандарин, манго, гранат, помела)
- оформление результатов исследований в дневнике наблюдений
- вычерчивание графиков роста растений в комнатных условиях
- опровержение и подтверждение выдвинутых гипотез
- анкетный опрос о способах выращивания плодовых растений в комнатных условиях (поиск единомышленников)
- формулировка логических выводов по наблюдениям
- классификация проектных индивидуальных работ по темам
- создание учебно-исследовательских работ по учебным дисциплинам
- подготовка к защите индивидуальных творческих проектных работ
- организация консультаций по системе (учитель-ученик)
3. Этап обобщения
В мае завершается работа по исследованиям разной тематики. Осуществляется защита собственных исследовательских работ по номинациям и защита коллективной учебно-исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»
- организация консультационной работы по подготовке и защите исследовательских работ
- защита проектов учебно-исследовательских работ по номинациям
- подведение итогов и награждение исследователей в 4 классе
- подведение итогов исследовательской работы в начальных классах
- планирование исследовательской работы в дальнейшем обучении
3. Тематическое планирование
2 класс
№ | Содержание учебного материала | к-во часов |
| I этап мотивации | |
1 | Летние наблюдения. Диагностика исследовательских знаний, умений и навыков. Структура проекта. | 1 |
2 | Что такое наблюдение и наблюдательность? Отбор необходимого материала для исследовательской работы «Развитие растений в разных условиях» - 1-ая группа и «Размножение растений разными способами» - 2-ая групп | 1 |
3 | Видим проблему – выдвигаем гипотезы. Методы исследования. Опыт в исследовании. | 1 |
4 | Как работать с научно-познавательной литературой? Способ классификации: размножение растений. | 1 |
| II этап внедрения | |
5 | Проведение опытов по посеву семян кедра, ели, сосны и наблюдению за развитием мандаринов, гранатов, лимонов | 1 |
6 | Проведение опытов по посадке луковиц гиацинтов. Размножение листьями фиалок, частью корня сансевьеры (щучий хвост) | 1 |
7 | Посадка верхушечных черенков с корнями и формирование стеблей фикусов Бенджамина – проверка гипотез. | 1 |
8 | Знакомство с логикой. Что такое суждение? Правильные и ошибочные суждения. Выводы практической работы. | 1 |
9 | Организация опыта по проращиванию картофеля в разных условиях. | 1 |
10 | Как дать определение понятиям? Логические операции (анализ, синтез, классификация) | 1 |
11 | Методы исследования: наблюдение, поиск. Состав и структура. Оформление результатов наблюдения в виде таблиц, схем. | 1 |
12 | Посадка картофеля. Выводы из опыта по проращиванию клубней картофеля. Практическая работа. | 1 |
| III Этап обобщения | |
13 | Структура проекта. Уточнение тем, проблем, целей, задач, гипотез при создании проектов. Подготовка к защите учебно – исследовательской работы «Размножение растений разными способами» и «Развитие растений в разных условиях» | 1 |
14 | Защита учебно-исследовательских работ на конкурсах. Компьютерная презентация работ. | 1 |
15 | Урок-исследование «Строение семени» с использованием ИКТ | 1 |
16 | Выкопка урожая картофеля – практический итог работы | 1 |
17 | Классный час с родителями. Подведение итогов года по учебно-исследовательской деятельности - тест на знание понятий. Летние задания по наблюдению и исследованию окружающего мира | 1 |
| ИТОГО: | 17 |
3 класс
№ | Содержание учебного материала | к-во часов |
| I этап мотивации | |
1 | Диагностика способов и методов исследования. Сообщение о летних самостоятельных исследованиях и наблюдениях. Структура проекта. | 1 |
2 | Сбор информации из разных источников на тему «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях» Работа с литературой. Классификация видов оформления композиций с растениями. Средства и приёмы. | 1 |
| II этап внедрения | |
3 | Практическая работа по проверке гипотез по формированию крон и стеблей в стиле бонсай на разных растениях | 1 |
4 | Организация поиска ёмкостей, почвы, декоративной крошки, растений для посадки во флорариумы. Анкетный опрос по выращиванию разных растений во флорариумах. Практическая работа. | 1 |
5 | Наблюдение за выживанием растений в «Живой корзине», в пластиковом контейнере. Литературное произведение – проект писателя – природоведа. | 1 |
6 | Создание проекта «Сувениры из природного материала» Практическая работа | 1 |
7 | Создание проекта. Новый год в классе - «Зимняя фантазия» | 1 |
8 | Ландшафтная композиция – мини садик. Планирование проекта. Сбор необходимых материалов для создания мини-садика. Создание проекта – ландшафтные тематические композиции | 1 |
9 | Практическая работа в группах по оформлению мини-садиков с кактусами «Городок», «На пляже», «Деревенька», «В лесу» | 1 |
10 | Создание проекта «Кормушки для птиц» | 1 |
11 | Сбор данных по исследовательской работе (фотографий с разными видами композиций, оформление графиков развития) | 1 |
| III Этап обобщения | |
12 | Структура проекта. Уточнение тем, проблем, целей, задач, гипотез при создании проектов Подготовка к защите проекта учебно-исследовательской работы «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях» | 1 |
13 | Подготовка к защите учебно – исследовательской работы «Размножение растений разными способами» Защита учебно-исследовательской работы на конкурсе «Природная лаборатория». Компьютерная презентация работы | 1 |
14 | Обобщение знаний и создание «Дневника юного исследователя». Практическая работа | 1 |
15 | Практическая работа по прививке растений. Проверка гипотез на летних каникулах | 1 |
16 | Планирование создания проекта «Альпийская горка во дворе школы» и оформления рекреаций школы | 1 |
17 | Классный час с родителями. Подведение итогов по проекно-исследовательской деятельности за год – тест на знание структуры проекта. Летние задания по наблюдению и исследованию окружающего мира | 1 |
| ИТОГО: | 17 |
4 класс
№ | Содержание учебного материала | к-во часов |
| I этап мотивации | |
1 | Повторение знаний по структуре проекта, о способах и методах исследования. Проект «Сельский дворик» рекреации школы. | 1 |
2 | Планирование исследовательской работы. Ведение «Дневника юного исследователя» | 1 |
| II этап внедрения | |
3,4 | Организация исследовательской работы по теме «Развитие плодовых растений в комнатных условиях». Отбор растений для наблюдений. Средства и приёмы. Постановка цели и планирование задач самостоятельного исследования. Выдвижение гипотез. Логические выводы. | 2 |
5 | Поиск необходимой информации в литературных источниках. Организация анкетного опроса и оформление результатов. | 1 |
6 | Работа по подготовке собственного проекта. Консультации в системе «учитель – ученик» | 1 |
7,8 | Создание проекта «Подарок маме – душистая подушечка «Саше», «Всероссийский День Матери» | 2 |
9 | Создание творческого проекта – Новый год «Зимняя сказка в классе» | 1 |
10 | Создание творческого проекта девочек «23 февраля – День защитника Отечества» | 1 |
11 | Создание творческого проекта мальчиков «8 марта – женский день» | 1 |
12 | Создание проекта празднования Дня Победы | 1 |
13 | Анализ и синтез коллективной исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях» | 1 |
| III Этап обобщения | |
14,15 | Подготовка к защите учебно-исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях». Защита учебно-исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях» с использованием ИКТ. | 2 |
16 | Защита индивидуальных самостоятельных проектов | 1 |
17 | Классный час с родителями. Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности в начальной школе – тест. Создание проекта по оформлению фасада школы к новому учебному году | 1 |
| ИТОГО: | 17 |
11