РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Литературное чтение»
ФГОС НОО (обучение на дому)
Класс: 4 «Б»
Уровень образования: начальное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы: 2024\2025 гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего- 25 ч\год; 0,75 ч\неделю
Составитель: Герейханова Галина Юзбековна,
учитель начальных классов
2024 год
Введение
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе:
авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы. («Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011»).
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2).
Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (с дополнениями и изменениями).
Данная рабочая программа составлена согласно региональному учебному плану и школьному учебному плану МБОУ СОШ № 20 пос. Зеленый на 2019-2020 учебный год, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 25 часов в год (0,75 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2015.
Формы организации учебных занятий – сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными, инновационными (урок-исследование, комбинированный урок, урок-театр, урок-проект, урок-путешествие, урок-драматизация, урок-утренник, урок-дискуссия, урок-конференция).
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального образования Федерального государственного образовательного стандарта в 4 классе выработана следующая система оценки планируемых результатов:
1 промежуточный и 1 итоговый контроль по проверке техники чтения;
проекты: «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов», «О чем может рассказать школьная библиотека».
Планируемые результаты
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;
пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
писать отзыв на прочитанную книгу.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Обучающийся получит возможность научиться:
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства
художественной выразительности.
Во время изучения предмета, курса обучающиеся получат возможность выполнить проект, продуктом которого может являться: сочиненные сказка или рассказ, придуманные кроссворд, викторина, нарисованный рисунок, мультфильм.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
формулировать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое
произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Личностные результаты
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине.
Содержание учебного предмета
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1—3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. |
Тема 1. Летописи, былины, жития (1 ч) |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе. Н. Карнауховой. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство и юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаические тексты былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. |
Тема 2. Чудесный мир классики (5 ч) |
Знакомство с разделом «Чудесный мир классики». П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства. А. С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому. «Туча». «Унылая пора! ...». «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Характеристика героев. Пересказ сказки. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа. Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Урок-обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка своих достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Тема 3. Поэтическая тетрадь (2 ч) |
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». Ритм, порядок слов. А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист…». Передача настроения и чувства в стихотворении. А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И. С. Никитин «В синем небе над полями…». Изменение картин природы в стихотворении. Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…». Главная мысль в стихотворении. Картины осени в стихотворении И. А. Бунина «Листопад». Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка своих достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений, определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение. |
Тема 4. Литературные сказки (3 ч) |
Знакомство с разделом «Литературные сказки». В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Герои художественного произведения. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Герои художественного текста. Словесное иллюстрирование. Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Техника чтения | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по 2лану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Тема 5. Делу время — потехе час (2 ч) |
Знакомство с разделом «Делу время – потехе час». Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. В. Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. |
Тема 6. Страна детства (1 ч) |
Знакомство с разделом «Страна детства». Прогнозирование содержания раздела. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. М. М. Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ. Обобщение по разделу «Страна детства». Литературная викторина. Оценка своих достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Тема 7. Поэтическая тетрадь (1 ч) |
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Тема стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении. С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворения. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Сравнение произведений разных поэтов | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. |
Тема 8. Природа и мы (2 ч) |
Знакомство с разделом «Природа и мы». Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. Подготовка выборочного пересказа. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Характеристика героя на основе поступка. Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Проект «Природа и мы». Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красот у природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Тема 9. Поэтическая тетрадь (1 ч) |
Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Картины осени в произведении Б. Л. Пастернака. С. А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в стихотворении. Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в стихотворении. Чтение наизусть. Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс «Поэзии прекрасные страницы». | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
Тема 10. Родина (1 ч) |
Знакомство с разделом «Родина». И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Авторское отношение к изображаемому. ПРОЕКТ «Они защищали Родину». Обобщение по разделу «Родина». Поэтический вечер. Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Тема 11. Страна Фантазия (1 ч) |
Знакомство с разделом «Страна Фантазия». Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Характеристика героев произведения. Сравнение героев фантастических рассказов К. Булычёва и Е. Велтистова. Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений. | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Тема 12. Зарубежная литература (4 ч) |
Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Планирование работы по усвоению содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.». Герои приключенческой литературы. Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская зарубежная сказка. Рассказ о Русалочке. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев. С. Лагерлёф «Святая ночь». Поступок героя. С. Лагерлёф «В. Назарете». Основная мысль рассказа. Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Обобщение изученного материала за курс 4 класса. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги вы- разительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" для 4 класса (обучение на дому) |
№ урока по п/п | № урока в триместре | Название темы урока | Планируемые сроки | Дата проведения по факту | Примечание |
I триместр (10 недель, 8 уроков) |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
1 | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. | 02.09 | | |
Тема 1. Летописи, былины, жития (1 ч) |
2 | 2 | Знакомство с разделом «Летописи, былины, жития». Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Житие Сергия Радонежского. | 09.09 | | |
Тема 2. Чудесный мир классики (5 ч) |
3 | 3 | Знакомство с разделом «Чудесный мир классики». П. П. Ершов «Конёк-горбунок». | 23.09 | | |
4 | 4 | А. С. Пушкин «Няне», «Туча». «Унылая пора! ...». «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». | 14.10 | | |
5 | 5 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». | 21.10 | | |
6 | 6 | Л. Н. Толстой «Детство». . Басня «Как мужик камень убрал». | 23.10 | | |
7 | 7 | А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | 30.10 | | |
Тема 3. Поэтическая тетрадь (2 ч) |
8 | 8 | Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист…». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». | 05.11 | | |
II триместр (11 недель, 8 уроков) |
9 | 1 | Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…». Картины осени в стихотворении И. А. Бунина «Листопад». | 26.11 | | |
Тема 4. Литературные сказки (3 ч) |
10 | 2 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки. | 03.12 | | |
11 | 3 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | 17.12 | | |
12 | 4 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 24.12 | | |
Тема 5. Делу время – потехе час (2 ч) |
13 | 5 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. | 31.12 | | |
14 | 6 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». | 15.01 | | |
Тема 6. Страна детства (1 ч) |
15 | 7 | Герой произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка». | 22.01 | | |
Тема 7. Поэтическая тетрадь (1 ч) |
16 | 8 | С.А.Есенин "Бабушкины сказки"М.И.Цветаева "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства". Тема детства в произведениях М.И.Цветаевой. | 11.02 | | |
III триместр (13 недель, 9 уроков) |
Тема 8. Природа и мы (2 ч) |
17 | 1 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан». | 25.02 | | |
18 | 2 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Проект "Природа и мы". Обобщение по разделу "Природа и мы". Оценка достижений. | 10.03 | | |
Тема 9. Поэтическая тетрадь (1 ч) |
19 | 3 | Картины осени в произведении Б. Л. Пастернака. С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка». | 17.03 | | |
Тема 10. Родина (1 ч) |
20 | 4 | Знакомство с разделом «Родина». И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Проект «Они защищали Родину». Обобщение по разделу «Родина». | 07.04 | | |
Тема 11. Страна фантазия (1 ч) |
21 | 5 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | 21.04 | | |
Тема 12. Зарубежная литература (4 ч) |
22 | 6 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | 05.05 | | |
23 | 7 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская зарубежная сказка. М. Твен «Приключения Тома Сойера». | 12.05 | | |
24 | 8 | С. Лагерлёф «Святая ночь». «В Назарете». Основная мысль рассказа. | 25.05 | | |
25 | 9 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений- проверка читательской компетентности. Обобщение изученного материала за курс 4 класса | 28.05 | | |
| | | | | |