12
Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ от «____»______________2019г. | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»____________ 2019г. |
Рабочая программа
учебного курса «Музыка»
4 Б класса на 2019-2020 учебный год
начального общего образования
Разработана на основе авторской программы по музыке для 4 класса Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной
срок реализации: 1 год
Составитель: Кочукова Валентина Александровна ,
учитель начальных классов
с. Топчиха 2019год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 4 классе разработана в соответствии:
ФГОС НОО (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г № 373)
ООП ООО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утверждено приказом директора № 50/3 от 02.09.2014г)
Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ №2 (утверждено приказом директора № от 30.08.2019г)
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утверждено приказом директора № 34/1 от 27.05.2016г)
Федеральным перечнем учебников (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г № 253)
И на основе других материалов:
1.Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.:
Просвещение, 2011.
2.Авторской программы по музыке для 1 – 4 классов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Предметная
линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. - Москва, Просвещение,2013 г.
3. Поурочные разработки по музыке к учебнику Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, М: Просвещение-
2014г.
Примерной и авторской программой по музыке на её реализацию отведено 34 часа.
Для проведения занятий по предмету "Музыка" Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 4 классе еженедельно отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). Учебный план МКОУ Топчихинской СОШ №2 предусматривает в 4 классах еженедельно отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). С учётом этого программа составлена на 34 часа учебного времени.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .
Методы и формы: устный опрос, тестовые задания, творческие номера, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины.
Используемые технологии, формы и методы работы
Методологической основой реализации ФГОС в преподавании является системно-деятельностный подход.
Используемые технологии: технология «обучение в сотрудничестве»; игровые технологии обучения; здоровьесберегающие технологии обучения; исследовательские технологии (проблемно-поисковые); технология разноуровневого и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся), игровые
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуально-коллективная.
Средства обучения: авторские программы, авторские методические материалы, УМК, демонстрационный материал, презентации учителя по темам, мультимедийные средства, интернет-ресурсы.
Календарно – тематическое планирование предмета «Музыка» в 4 классе
на 2019 – 2020 учебный год.
Количество недельных часов -1.
№ п/п | | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Тема раздела: «Россия – Родина моя»-3ч. |
1. | «Мелодия». «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 | 05.09 | 05.09 |
2. | «Как сложили песню». «Звучащие картины». «Ты откуда русская, зародилась музыка?» | 1 | 12.09 | 12.09 |
3. | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | 19.09 | 19.09 |
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»-4ч. |
4. | «Святые земли Русской». «Илья Муромец». | 1 | 26.09 | 26.09 |
5. | «Святые земли Русской». «Кирилл и Мефодий». | 1 | 03.10 | 03.10 |
6. | «Праздников праздник, торжество из торжеств». | 1 | 10.10 | 10.10 |
7. | «Ангел вопияше». «Родной обычай старины». «Светлый праздник». | 1 | 17.10 | 17.10 |
| Тема раздела: «День, полный событий»-6ч. |
8. | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | 24.10 | 24.10 |
9. | «Зимнее утро». «Зимний вечер». | 1 | 07.11 | 07.11 |
10. | «Что за прелесть эти сказки!». «Три чуда». | 1 | 14.11 | 14.11 |
11. | «Ярмарочное гулянье». | 1 | 21.11 | 21.11 |
12. | «Святогорский монастырь». | 1 | 28.11 | 28.11 |
13. | «Приют, сияньем муз одетый…» | 1 | 05.12 | 05.12 |
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-3ч. |
14. | «Композитор – имя ему народ». | 1 | 12.12 | 12.12 |
15. | «Музыкальные инструменты России». «Оркестр русских народных инструментов». «Музыкант – чародей». | 1 | 19.12 | 19.12 |
16. | «Народные праздники» «Троица». | 1 | 26.12 | 26.12 |
Тема раздела: «В концертном зале»-5ч. |
17. | «Музыкальные инструменты». «Вариации на тему рококо». | 1 | 16.01 | 16.01 |
18. | «Старый замок». «Счастье в сирени живет». | 1 | 23.01 | 23.01 |
19. | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…». «Танцы, танцы, танцы...» | 1 | 30.01 | 30.01 |
20. | «Патетическая» соната». | 1 | 06.02 | 06.02 |
21. | «Годы странствий». «Царит гармония оркестра». | 1 | 13.02 | 13.02 |
| Тема раздела: «В музыкальном театре»-6ч. |
22 | Опера «Иван Сусанин». | 1 | 20.02 | 20.02 |
23. | Опера «Иван Сусанин». | 1 | 27.02 | 27.02 |
24. | «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). | 1 | 06.03 | 06.03 |
25. | «Русский восток». «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. | 1 | 13.03 | 13.03 |
26. | Балет «Петрушка» | 1 | 20.03 | 20.03 |
27. | «Театр музыкальной комедии». | 1 | 03.04 | 03.04 |
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»-7ч. |
28 | «Прелюдия». «Исповедь души». «Революционный этюд». | 1 | 10.04 | 10.04 |
29. | «Прелюдия». «Исповедь души». «Революционный этюд». | 1 | 17.04 | 17.04 |
30. | «Мастерство исполнителя». «В интонации спрятан человек». | 1 | 24.04 | 24.04 |
31. | «Музыкальные инструменты». | 1 | 08.05 | 08.05 |
32. | «Музыкальный сказочник» | 1 | 15.05 | 15.05 |
33. | «Рассвет на Москве-реке». | 1 | 22.05 | 22.05 |
34. | Обобщающий урок IV четверти – заключительный урок – концерт. | 1 | 29.05 | 29.05 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Планируемые результаты:
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Е.Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина учебник «Музыка» 4 класс, М.: «Просвещение» 2014 год.
Дополнительная литература:
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Уроки музыки. Поурочные разработки 1-4 классы. М.: «Просвещение» 2014 год.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
Мультимедийный проектор, экран;
Персональный компьютер.
Дидактический материал:
Варианты тестовых заданий;
Портреты композиторов;
Изображения музыкальных инструментов.
Ц.О. Р. фонохрестоматия музыкального материала (mp 3)
Лист внесения изменений
№ п/п | № урока | дата проведения по плану | дата фактического проведения | причина (приказ №… от…) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |