РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы финансовой грамотности»
уровня среднего общего образования
10-11 классы
Структура Программы
Пояснительная записка | 3-5 |
Планируемые результаты освоения учебного курса | 5-7 |
Содержание учебного курса | 7 -8 |
Тематическое планирование | 8-13 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» для 10 – 11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования. Рабочая программа предназначена для учащихся 10 – 11 класса МОУ «Новохоперская СОШ №2».
В рабочей программе соблюдается преемственность в изложении учебного материала в контексте ранее изученных учебных предметов, в том числе в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Программа учитывает компетенции, полученные обучающимися в курсах истории, обществознания, математики, информатики и др. Сформированные в данных учебных курсах компетенции должны стать основой для получения новых знаний и умений для формирования компетенций, необходимых при принятии решений в сфере финансов.
Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы. Это становится особенно востребованным в условиях современной экономики. Наш мир ставит перед человеком новые задачи в сфере финансов и требует определённого уровня подготовки для принятия эффективных решений.
В данном учебном курсе значительное внимание уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников.
Отличительными особенностями реализации данной программы являются:
использование практико-ориентированного подхода к исследованию финансовых ситуаций, существующих в современном цифровом мире;
организация исследовательской работы учащихся в малых группах в процессе решения конкретной финансовой задачи;
распределение ролей и ответственности в проектной команде учащихся;
формирование умения участвовать в дискуссиях по финансовым вопросам;
обеспечение социализации обучающихся в процессе формирования навыков общения с представителями различных финансовых структур;
применение цифровых технологий при разработке финансовых проектов.
В ходе изучения финансовой грамотности в 10—11 классах предложены задачи, требующие выполнения расчётов и анализа полученных результатов.
Общая характеристика курса
Курс «Основы финансовой грамотности» (предметная область «Общественные науки») направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе «Основы финансовой грамотности» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам, актуальным в современном мире, на основе личного участия обучающегося в определении проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в социуме, подведении итогов исследования и др.
Коммуникативная деятельность обучающихся строится на основе совместной (командной) деятельности, включающей отстаивание собственной позиции в исследовании конкретной финансовой проблемы, умение формулировать мысли, аргументировать собственную точку зрения, выполнение персональной задачи, поставленной перед каждым членом команды, участие в дискуссии, сбор, структурирование и представление информации в устной и письменной форме, оформление результатов командного исследования и т. д.
Структура курса включает в себя теоретические положения и практические задания, которые позволят обучающемуся закрепить знания, при полученные в ходе изучения конкретной темы курса. Последовательность глав выстроена таким образом, чтобы обучающийся подготовился к решению не только текущих, но и перспективных финансовых задач.
Курс по финансовой грамотности в 10—11 классах требует деятельностного подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется единство знаний, умений и практических навыков по финансовым вопросам и способам их решения. Усвоение знаний происходит в ходе групповой и индивидуальной работы, которая организуется под руководством учителя самими обучающимися.
Изучение курса «Основы финансовой грамотности» (предметная область «Общественные науки») даёт возможность обучающимся овладеть навыками практической адаптации в динамично меняющемся цифровом мире, которые используются для решения финансовых проблем.
Цели и задачи обучения.
Цели обучения:
приобретение опыта решения финансовых вопросов учащимися 10—11 классов на основе практико-ориентированного подхода с применением цифровых технологий;
формирование финансовой грамотности у учащихся 10— 11 классов для принятия аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
раскрыть эволюцию и роль денег в современной экономике;
познакомиться с практикой использования цифровых денег и возможностями разрешения проблемных ситуаций;
освоить механизм моделирования и управления личными финансами;
изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в цифровом мире;
познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике;
рассмотреть возможности применения цифровых технологий в процессе финансового планирования;
определить возможности формирования современной личности как условия поиска себя в цифровом мире;
разработать проект собственного стартапа и исследовать финансовые возможности для его реализации.
Место курса в образовательном процессе
Учебный план школы предусматривает изучение обществознания из расчета 0,5 часов в неделю в 10 классе в объеме 17 часов и в 11 классе 17 часов (34 часа).
Курс «Основы финансовой грамотности» (предметная область «Общественные науки») рассчитан на учащихся старших классов, имеющих общую подготовку по истории, обществознанию, математике, информатике и владеющих компьютером на уровне пользователя.
Так, с опорой на знания по истории изучается эволюция денежнофинансовых отношений. Умения вести дебаты по финансовым вопросам и аргументировать свою позицию требуют применения знаний, умений и навыков, приобретённых в курсе обществознания. Обоснованию собственного варианта решения финансового вопроса призваны содействовать знания и умения, полученные при изучении математики. Разноплановые практические работы, обеспечивающие прочное усвоение материала, выполняются с использованием знаний по информатике и навыков поиска в Интернете.
Курс «Основы финансовой грамотности» ориентирован на формирование у обучающихся системы ценностей, соответствующих общественным потребностям и условиям: юридическим, политическим, нравственным, социальным, экономическим, а также существующим в данный момент времени. Изучение курса ориентировано на потребности личности в обоснованном выборе профессии и получении необходимых профессиональных компетенций в системе среднего и высшего образования.
Методы и формы обучения
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Экскурсии.
Игры.
Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
Работа с источниками экономической информации.
Интерактивные технологии.
Индивидуальная работа.
Оценка результатов обучения
Учащиеся проходят процедуру оценки результатов обучения в форме итогового тестирования. Дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому школьнику на уровне его возможностей.
Для проверки практической части программы учащиеся защищают проекты по финансовой грамотности.
Критерии оценивания результатов
1. Тестирование. Задание считается выполненным, если учащийся отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов. Оценка за выполнение тестовых заданий (если обучающийся набрал 12 баллов, работа считается выполненной):
«отлично» - 18-20 баллов;
«хорошо» - 15-17 баллов;
«удовлетворительно» - 12-14 баллов;
«удовлетворительно» менее 12 баллов.
2. Защита проекта. Процедура защиты предусматривает доклад учащегося по материалам проекта (исследования) с демонстрацией презентации (5-7 минут).
Доклад должен быть тщательно продуман и отрепетирован как устное выступление. Не следует делать его "по бумажке", зачитывая текст; исключение может составить только чтение цифровых данных и заключительных выводов доклада. Не следует перегружать доклад обзорными и заимствованными материалами, лучше сосредоточиться на собственных исследованиях и результатах. Перечень возможных форм презентаций.
Выступление на научно-практических конференциях, социально-экономическая реклама, видеопрезентации и др.
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения курса финансовой грамотности в 10—11 классах достигаются на основе деятельностного подхода, реализуемого в рамках общеинтеллектуального направления путём использования словесно-логических, научно-исследовательских и игровых форм организации деятельности, изучения содержания учебного материала, методического сопровождения, иллюстраций.
Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях цифрового мира, за счёт:
понимания и грамотного применения финансовых терминов;
сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с государством, кредитными и страховыми организациями, Пенсионным фондом РФ, налоговыми органами, потенциальными инвесторами;
изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире и способов их применения;
разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме стартапа и его защиты.
Ученик научится:
оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций;
видеть различия разных типов денег, понимать сущность происходящих процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций;
формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;
понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт, страховых программ и т. д.;
представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
понимать различия между финансовыми инструментами, представлять их возможности применения;
различать банки и микрофинансовые организации (МФО);
оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия;
понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг;
разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной систем;
отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них;
пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
защищать персональную информацию различными способами;
понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и представлять возможные риски.
Ученик получит возможность научиться:
разрабатывать личный план развития;
принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами, использовать на практике дистанционные средства управления финансами;
оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал;
организовывать процесс управления личными финансами с помощью цифровых технологий;
расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами;
оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый;
диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;
представлять образ идеального заёмщика для банка;
взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов на сайтах, предоставляющих государственные услуги;
формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий).
Метапредметные результаты состоят в формировании и практическом использовании аналитического подхода к работе с финансовой информацией.
Познавательные:
освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях;
организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире;
овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;
установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий;
формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные:
постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой проблемы;
прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости, функций, видов;
оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении финансовых целей;
контроль результатов использования, выбранного способа достижения финансовых целей;
корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов;
оценка результатов реализации принятого финансового решения.
Коммуникативные:
инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации;
планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения финансовых вопросов;
выявление проблем развития финансового сектора в цифровом мире;
выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных финансовых ситуациях;
участие в дебатах по финансовым вопросам, аргументация своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.
К личностным результатам обучения относится формирование самостоятельности при принятии финансовых решений в цифровом мире, что реализуется посредством:
осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия ответственных решений;
личной оценки действий субъектов финансовых отношений;
овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций;
готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
готовности использовать возможности, существующие в современном мире, для принятия финансовых решений.
Содержание учебного курса
10 класс
Тема 1. Личность в мире будущего
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего..
Тема 2. Деньги в цифровом мире
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный и интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг.
Тема 3. Моделирование личных финансов
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности».
Тема 4. Сотрудничество с государством
Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула.
11 класс
Тема 1. Инструменты сбережения и инвестирования
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации. Производные финансовые инструменты. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт. Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире.
Тема 2. Инструменты кредитования и заимствования
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц.
Тема 3. Создайте свой стартап
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределённости.
Тематическое планирование учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
10 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | 1 | Введение. | 1 ч | | Тема 1. Личность в мире будущего. | 2 ч | 2 | Планируйте жизнь на перспективу. | | 3 | Найдите себя в профессии будущего. | | | Тема 2. Деньги в цифровом мире. | 6 ч | 4 – 5 | Эволюция денег. | | 6 – 7 | Управление деньгами. | | 8 – 9 | Риски и мошенники. | | | Тема 3. Моделирование личных финансов. | 4 ч | 10 – 11 | Определите финансовые цели. | | 12 – 13 | Управляйте доходами и расходами. | | | Тема 4. Сотрудничество с государством. | 4 ч | 14-15 | Взаимодействуйте с государством грамотно. | | 16-17 | Создайте пенсию имени себя. | | | Итого | 17 | | 11 класс | | № п/п | Тема | Количество часов | 1 | Введение. | 1 ч | | Тема 1. Инструменты сбережения и инвестирования. | 6 ч | 2 - 3 | Сберегайте надёжно. | | 4 – 5 | Инвестируйте с умом. | | 6 – 7 | Остерегайтесь финансовых пирамид. | | | Тема 2. Инструменты сбережения и инвестирования. | 6 ч | 8 – 9 | Выбирайте цели кредитования разумно. | | 10 – 11 | Изучите условия кредита и займа. | | 12-13 | Проектная работа. | | | Тема 3 Создайте свой стартап . | 4 ч | 14-15 | Идея для стартапа. | | 16-17 | Учитесь принимать решения. | | | Итого | 17 | |