Рабочая программа
учебного курса
«Практикум по русскому языку»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Практикум по русскому языку» разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Петропавловская СОШ.
Учебник: Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 8 кл. Учебник для общеобразовательных организаций.- М., Просвещение, 2018
Цели курса:
Продолжить работу по развитию орфографической и пунктуационной грамотности, формировать языковую и лингвистическую компетенцию при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образования по русскому языку в 5-9 классах основной школы.
Задачи курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;
овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Общая характеристика курса
Учебный курс «Практикум по русскому языку» закрепляет навыки грамотного письма, активизирует внимание учащихся к собственной письменной речи, обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и способствует совершенствованию речевой культуры.
Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ. Данный курс дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ.
Планируемые предметные результаты изучения курса
Предметные результаты:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и др. источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
пользоваться орфографическим словарем для проверки непроверяемых и труднопроверяемых написаний; находить и исправлять орфографические ошибки; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение).
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану МКОУ Петропавловская СОШ учебный курс «Практикум по русскому языку», предназначенный для восьмиклассников, рассчитан на 35 часов (1 ч. в неделю).
Содержание программы
I. Орфография (9 часов)
Союзы и производные предлоги как опознавательный признак пунктограммы. (1ч.)
Правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от созвучных форм слов. Правописание производных предлогов несмотря на, вследствие, навстречу, вроде, насчет, ввиду, вместо, в течение, в продолжение, в заключение.
Правописание союзов. Отличие союзов от созвучных форм слов. Отличие союзов чтобы, тоже, также, зато и выступающих в роли союзов наречий поэтому, потому, оттого от соотносимых форм слов: что бы, то же, так же, за то, от того, по тому, по этому. Правописание составных союзов.
Написание о, ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи. (1ч.)
Употребление букв о, ё после ж, ш, ч, щ в корне слова, в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий, глаголов, причастий для передачи на письме ударных слогов.
Деепричастный и причастный оборот (1ч.)
Структура оборотов. Их построение. Употребление в речи.
Написание не с разными частями речи. (1ч.)
Написание не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями, отглагольными прилагательными и наречиями на -о, -е. Не в составе союзов. Написание не с краткими причастиями, краткими отглагольными прилагательными. Скрытое противопоставление.
Правописание не и ни с отрицательными, неопределёнными местоимениями и наречиями. Разграничение отрицательных местоимений и созвучных форм слов в устойчивых словосочетаниях (не кто иной как, ничто иное … не и т.п.).
Разграничение не и ни в предложении. Употребление усилительной частицы ни в предложении. Соединительный союз ни–ни. Ни в сложноподчинённом предложении при союзных словах кто ни, что ни, куда ни и т. п.
Написание и, ы после ц. (1ч.)
Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи. (1ч.)
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных (-н-, -енн-, -онн-, -ин-, -ан- (-ян-). Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких причастий, кратких отглагольных прилагательных и наречий на -о, -е.
Правописание корней с чередованием. (1ч.)
Написание о в слабой позиции в корнях гор-, клон-, твор-; написание а в слабой позиции в корнях зар-, плав-; чередование о, а в корне рос-, раст-, ращ-; чередование о, а в корне кас(а)- – кос(н)-, -лаг(а)- – -лож-, скак- – скоч- буквы е, и в корнях с чередованием (бер- – бир(а), …). Смыслоразличительное значение чередования корней равн- – - ровн-, мак- – мок-.
Правописание приставок. (1ч.)
Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставки на з/с. Приставки пре- и при-
Орфограммы на стыке приставки и корня. (1ч.)
Разделительный твёрдый знак. Гласные ы, и после приставок.
II. Пунктуация (8 часов)
Вводные слова, словосочетания, предложения. Обращения. (1ч.)
Структура. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях. Обращения и их употребление в речи, знаки препинания.
Знаки препинания при различных способах передачи на письме чужой речи. (1ч.)
Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. (1ч.)
Знаки препинания при обобщающих словах.
Двоеточие в сложных предложениях. (1ч.)
Постановка двоеточия между простыми предложениями в составе сложных.
Тире в сложном предложении.(1ч.)
Постановка тиремежду простыми предложениями в составе сложных.
Точка с запятой. (1ч.)
Постановка точки с запятой в сложном предложении.
Отработка практических умений и навыков. (2ч.)
Написание диктанта и творческой работы.
III. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. (1ч.)
Построение сжатого изложения (3ч.)
Способы сжатия текста. Отбор ключевых слов. Нахождение темы и микротемы. Основная мысль текста.
Контроль знаний: написание сжатого изложения.
Средства выразительности речи (1ч.)
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы); стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.; словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Стилистика русского языка (1ч.)
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. (2ч.)
Классификация грамматических и речевых ошибок. (1ч.)
Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. (1ч.)
Редактирование сочинения. (3ч.)
Построение сочинения-рассуждения (2ч.)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Итоговые работы. (3ч.)
Итоговое изложение. Итоговое сочинение.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| | |
1. | Союзы и производные предлоги как опознавательный признак пунктограммы. | 1 |
2. | Написание о-ё после шипящих. | 1 |
3. | Деепричастный и причастный оборот. | 1 |
4. | Написание не со словами. | 1 |
5. | Написание и-ы после ц. | 1 |
6. | Н-НН в полных прилагательных и причастиях. | 1 |
7. | Корни с чередованием. | 1 |
8. | Правописание приставок. | 1 |
9. | Орфограммы на стыке приставки и корня. | 1 |
10. | Вводные слова, словосочетания, предложения. Обращения. | 1 |
11. | Прямая и косвенная речь. | 1 |
12. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 |
13. | Тире в простом предложении. | 1 |
14. | Двоеточие в сложных предложениях. | 1 |
15. | Точка с запятой. | 1 |
16. | Отработка практических умений и навыков. Диктант. | 1 |
17. | Творческая работа. | 1 |
18. | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. | 1 | |
19. | Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. | 1 | |
20-21. | Сжатое изложение. Редактирование изложения. | 2 | |
22. | Средства выразительности речи. | 1 | |
23. | Стилистика русского языка. | 1 | |
24-25. | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. | 2 | |
26. | Классификация грамматических и речевых ошибок. | 1 | |
27. | Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. | 1 | |
28. | Редактирование сочинения С15.1. | 1 | |
29- 30. | Редактирование сочинения С15.2. С15.3 | 2 | |
31-32. | Построение сочинения-рассуждения. | 2 | |
33-35. | Итоговое изложение. Итоговое сочинение. | 3 | |
| Всего: | 35 ч. | |
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания" - М.: Экзамен, 2019.
2. Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ 9 класс" - М.: Экзамен, 2012.
3.Г.Т.Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений" - М.: Экзамен, 2017.
4. Е.А.Гингель, Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова (под редакцией И.П.Цыбулько) "Русский язык. Тематический контроль ОГЭ ФГОС" 9 класс - М.: Национальное образование, 2017.
5. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов" - М.: Дрофа, 2010.
6. Сборники типовых тестовых заданий по ОГЭ 9 класс (выпуски 2018 - 2019г.)
7. Интернет-ресурсы.