СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Практикум по русскому языку»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Практикум по русскому языку»»

Рабочая программа

учебного курса

«Практикум по русскому языку»



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Практикум по русскому языку» разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Петропавловская  СОШ.

Учебник: Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 8 кл. Учебник для общеобразовательных организаций.- М., Просвещение, 2018


Цели курса:

Продолжить работу по развитию орфографической и пунктуационной грамотности, формировать языковую и лингвистическую компетенцию при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образования по русскому языку в 5-9 классах основной школы.


Задачи курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;

  • овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Общая характеристика курса


Учебный курс «Практикум по русскому языку» закрепляет навыки грамотного письма, активизирует внимание учащихся к собственной письменной речи, обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и способствует совершенствованию речевой культуры.

Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ. Данный курс дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ.







Планируемые предметные результаты изучения курса




Предметные результаты:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и др. источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • пользоваться орфографическим словарем для проверки непроверяемых и труднопроверяемых написаний; находить и исправлять орфографические ошибки; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение).

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.


Место курса в учебном плане


Согласно учебному плану  МКОУ Петропавловская СОШ учебный курс «Практикум по русскому языку», предназначенный для восьмиклассников, рассчитан на 35 часов (1 ч. в неделю).





Содержание программы


I. Орфография (9 часов)

Союзы и производные предлоги как опознавательный признак пунктограммы. (1ч.)

Правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от созвучных форм слов. Правописание производных предлогов несмотря на, вследствие, навстречу, вроде, насчет, ввиду, вместо, в течение, в продолжение, в заключение.

Правописание союзов. Отличие союзов от созвучных форм слов. Отличие союзов чтобы, тоже, также, зато и выступающих в роли союзов наречий поэтому, потому, оттого от соотносимых форм слов: что бы, то же, так же, за то, от того, по тому, по этому. Правописание составных союзов.

Написание о, ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи. (1ч.)

Употребление букв о, ё после ж, ш, ч, щ в корне слова, в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий, глаголов, причастий для передачи на письме ударных слогов.

Деепричастный и причастный оборот (1ч.)

Структура оборотов. Их построение. Употребление в речи.

Написание не с разными частями речи. (1ч.)

Написание не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями, отглагольными прилагательными и наречиями на -о, -е. Не в составе союзов. Написание не с краткими причастиями, краткими отглагольными прилагательными. Скрытое противопоставление.

Правописание не и ни с отрицательными, неопределёнными местоимениями и наречиями. Разграничение отрицательных местоимений и созвучных форм слов в устойчивых словосочетаниях (не кто иной как, ничто иное … не и т.п.).

Разграничение не и ни в предложении. Употребление усилительной частицы ни в предложении. Соединительный союз нини. Ни в сложноподчинённом предложении при союзных словах кто ни, что ни, куда ни и т. п.

Написание и, ы после ц. (1ч.)


Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи. (1ч.)

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных (-н-, -енн-, -онн-, -ин-, -ан- (-ян-). Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких причастий, кратких отглагольных прилагательных и наречий на -о, -е.

Правописание корней с чередованием. (1ч.)

Написание о в слабой позиции в корнях гор-, клон-, твор-; написание а в слабой позиции в корнях зар-, плав-; чередование о, а в корне рос-, раст-, ращ-; чередование о, а в корне кас(а)- – кос(н)-, -лаг(а)- – -лож-, скак- – скоч- буквы е, и в корнях с чередованием (бер- – бир(а), …). Смыслоразличительное значение чередования корней равн- – - ровн-, мак- – мок-.

Правописание приставок. (1ч.)

Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставки на з/с. Приставки пре- и при-

Орфограммы на стыке приставки и корня. (1ч.)

Разделительный твёрдый знак. Гласные ы, и после приставок.

II. Пунктуация (8 часов)

Вводные слова, словосочетания, предложения. Обращения. (1ч.)

Структура. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях. Обращения и их употребление в речи, знаки препинания.

Знаки препинания при различных способах передачи на письме чужой речи. (1ч.)

Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. (1ч.)

Знаки препинания при обобщающих словах.

Двоеточие в сложных предложениях. (1ч.)

Постановка двоеточия между простыми предложениями в составе сложных.

Тире в сложном предложении.(1ч.)

Постановка тиремежду простыми предложениями в составе сложных.

Точка с запятой. (1ч.)

Постановка точки с запятой в сложном предложении.

Отработка практических умений и навыков. (2ч.)

Написание диктанта и творческой работы.

III. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. (1ч.)


Построение сжатого изложения (3ч.)

Способы сжатия текста. Отбор ключевых слов. Нахождение темы и микротемы. Основная мысль текста.

Контроль знаний: написание сжатого изложения.


Средства выразительности речи (1ч.)

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы); стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.; словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.


Стилистика русского языка (1ч.)

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.


Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. (2ч.)

Классификация грамматических и речевых ошибок. (1ч.)

Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. (1ч.)


Редактирование сочинения. (3ч.)


Построение сочинения-рассуждения (2ч.)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.


Итоговые работы. (3ч.)

Итоговое изложение. Итоговое сочинение.


Тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов




1.

Союзы и производные предлоги как опознавательный признак пунктограммы.

1


2.

Написание о-ё после шипящих.

1

3.

Деепричастный и причастный оборот.

1

4.

Написание не со словами.

1

5.

Написание и-ы после ц.

1

6.

Н-НН в полных прилагательных и причастиях.

1

7.

Корни с чередованием.

1

8.

Правописание приставок.

1

9.

Орфограммы на стыке приставки и корня.

1

10.

Вводные слова, словосочетания, предложения. Обращения.

1

11.

Прямая и косвенная речь.

1

12.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

13.

Тире в простом предложении.

1

14.

Двоеточие в сложных предложениях.

1

15.

Точка с запятой.

1

16.


Отработка практических умений и навыков. Диктант.

1

17.

Творческая работа.

1





18.

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.


1


19.

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

1


20-21.

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

2


22.

Средства выразительности речи.

1


23.

Стилистика русского языка.

1


24-25.

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

2


26.

Классификация грамматических и речевых ошибок.

1


27.

Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

1


28.

Редактирование сочинения С15.1.

1


29-

30.

Редактирование сочинения С15.2.

С15.3

2


31-32.

Построение сочинения-рассуждения.

2


33-35.

Итоговое изложение.

Итоговое сочинение.

3



Всего:

35 ч.



Перечень учебно-методического обеспечения:


1. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые   задания" - М.: Экзамен, 2019.

 2. Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ 9 класс" - М.: Экзамен, 2012.

 3.Г.Т.Егораева "Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Образцы сочинений" - М.: Экзамен, 2017.

4. Е.А.Гингель, Е.В.Бузина, Н.Ю.Бабанова (под редакцией И.П.Цыбулько) "Русский язык. Тематический контроль ОГЭ  ФГОС" 9 класс - М.: Национальное образование, 2017.

5. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова "Русский язык. Сборник текстов" - М.: Дрофа, 2010.

 6. Сборники типовых тестовых заданий по ОГЭ  9 класс (выпуски 2018 - 2019г.)

 7. Интернет-ресурсы.