Учебный курс «Развитие навыка смыслового чтения» в 6 классе
2016-2017
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Развитие навыка смыслового чтения» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г.№1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010гю № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова»
Место учебного курса в учебном плане
В учебном плане МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова» на курс «Развитие навыка смыслового чтения» выделен 1 час в неделю (16 часов в год, 1-2 четверть).
Общая характеристика учебного курса
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями на другую – сформировать у него универсальные учебные действия. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Цель: Формирование и развитие читательской компетенции обучающихся
Задачи:
1. Воспитание грамотного читателя. Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.
2. Активизация психических процессов ученика при работе с текстом. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения
Урочная деятельность
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- находить в тексте требуемую информацию
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Развитие критического мышления через чтение и письмо, «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
- Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- - нтерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)
Работа с текстом: оценка информации
Откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.
Интерактивные подходы
Логические цепочки, вопросы после текста, проверочный лист.
Внеурочная деятельность
предполагает расширение образовательного пространства(т.е. создание дополнительных условий, обеспечивающих применение УУД на другом материале, способствующих развитию школьников)
Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию.
Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.
Главная обучающая задача смыслового чтения во внеурочной деятельности состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Способы деятельности, приёмы
Предметные недели
- Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- находить в тексте требуемую информацию
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Групповая мозговая атака
Обучающие игры
Факультативные занятия
- Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст.
Работа кружков
- Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.
Классные часы
- Искать и выделять необходимую информацию, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
- Чтение с остановками
- Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, строить логические цепочки рассуждений
Тематическое планирование учебного курса
«Развитие навыка смыслового чтения» в 6 классе
2016-2017
№ п/п | тема урока | кол-во часов | дата проведения |
1 | Чтение и интеллект | 1 | 07.09.16 |
2 | Читательская компетентность ученика | 1 | 14.09.16 |
3 | Специальные читательские умения | 1 | 21.09.16 |
4 | Основы смыслового чтения | 1 | 28.09.16 |
5 | Стратегии смыслового чтения | 1 | 05.10.16 |
6 | Выделение главного в тексте | 1 | 12.10.16 |
7 | Чтение и анализ. Н.А.Кун «Пять веков» | 1 | 19.10.16 |
8 | Фрагмент из романа «Айвенго» В.Скотта. Смысловое чтение | 1 | 26.10.16 |
9 | Фрагмент из романа «Три мушкетера» А.Дюма. Смысловое чтение | 1 | 09.11.16 |
10 | Детали, создающие впечатления об эпохе | 1 | 16.11.16 |
11 | Внутренний мир пленника в романе «Последний из могикан» Дж.Ф.Купера. Смысловое чтение | 1 | 23.11.16 |
12 | Рассказ «Немец в валенках» К.Воробьева. Смысловое чтение | 1 | 30.11.16 |
13 | Чувство сострадания в рассказе «Немец в валенках» К.Воробьева | 1 | 07.12.16 |
14 | Чтение и анализ статьи Г.Бочарова «Что человек может» | 1 | 14.12.16 |
15 | Какие проблемы затрагивает автор статьи Г.Бочаров | 1 | 21.12.16 |
16 | Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами | 1 | 28.12.16 |