СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приводится адаптированная рабочая программа учебного курса " Русский язык" ФГОС НОО (обучение на дому
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Русский язык»
ФГОС НОО (обучение на дому)
Класс: 4 «Б»
Уровень образования: начальное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы: 2024\2025 гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего- 43 ч\год; 1,25 ч\неделю
Составитель: Герейханова Галина Юзбековна,
учитель начальных классов
2024 год
Введение
Рабочая программа составлена на основе:
- авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 1-4 класс. («Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. - М.: Просвещение, 2014»).
- адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2).
Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень (Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»). Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
Данная рабочая программа составлена согласно региональному учебному плану и школьному учебному плану МБОУ СОШ №20 пос. Зеленый на 2019-2020 учебный год. По плану на изучение предмета отводится 43 часа (1,25 часа в неделю).
При реализации рабочей программы используются следующие учебно-методические материалы:
1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Учебник для 4 класса в двух частях.- М.: «Просвещение», 2015.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального образования Федерального государственного образовательного стандарта в 4 классе выработана следующая система оценки планируемых результатов:
- 7 контрольных диктантов;
- 2 контрольных списывания;
- Всероссийская итоговая контрольная работа;
- 7 работ по развитию речи;
- проекты: «Говорите правильно!», «Имена прилагательные в загадках».
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные -безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста)
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах -ек, -ик;
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя,
-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражении ю собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Содержание учебного предмета
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) |
Тема 1. Повторение (3 ч) | |
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. Язык и речь. Формулы вежливости. Текст и его план. Развитие речи. Анализ изложения. Типы текстов. Анализ изложения. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания и по интонации Диалог. Обращение
| Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диа- лога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы. Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам. |
Тема 2. Предложение (2 ч) | |
Однородные члены предложения (общее понятие) Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления Развитие речи. Наши проекты Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Проверочная работа по теме «Предложение» Развитие речи.
| Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
|
Тема 3. Слово в языке и речи (5 ч) | |
Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова Синонимы, антонимы, омонимы Состав слова. Распознавание значимых частей слова . Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах Правописание приставок и суффиксов Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Развитие речи. Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи Склонение имён существительных и имён прилагательных Имя числительное. Глагол Наречие как часть речи Правописание наречий Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» Контрольный диктант по теме «Части речи» | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи не- удачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: знакомиться с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов. Наблюдать за изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значении фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов. Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Сочинять объявление. Различать изученные части речи. Подбирать примеры изученных частей речи Образовывать наречия от имён прилагательных. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
|
Тема 4. Имя существительное (11 ч) | |
Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных Упражнение в распознавании И.П., Р.П., В.П. неодушевлённых имён существительных Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах. Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные Три склонения имён существительных (общее представление). 1 е склонение имён существительных Развитие речи. Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег". Упражнение в распознавании имён существительных 1 го склонения Упражнение в распознавании имён существительных 2 го склонения Упражнение в распознавании имён существительных 3 го склонения Типы склонения Алгоритм определения склонения имени существительного Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных Развитие речи. Сочинение-отзыв о картине Тропинина "Кружевница". Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний им. сущ. в ед. ч.» Развитие речи. Изложение повествовательного текста Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в род. и дат. падежах. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в род. и дат. падежах. Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах Именительный падеж им. сущ. мн. числа Родительный падеж имён существительных множественного числа Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное» Развитие речи. Наши проекты «Говорите правильно!» | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя). Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения. Подробно излагать содержание повествовательного текста. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом — задачей). Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.). Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже. |
Тема 5. Имя прилагательное (7 ч) | |
Роль имен прилагательных в языке. Образование имен прилагательных Развитие речи. Падеж имени прилагательного. Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Развитие речи. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в тв. и п. падежах. Развитие речи. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных Развитие речи. Склонение имён прилагательных во множественном числе Развитие речи. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа по теме «Имя прилага тельное». Развитие речи.
| Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке. Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов — имён прилагательных. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). Работать с текстом-памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». от картины. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с текстом-памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его. Проверять написанное. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного. Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». |
Тема 6. Личные местоимения (2 ч) | |
Местоимение как часть речи Личные местоимения Изменение личных местоимений 1 го и 2 го лица по падежам. Изменение личных местоимений 3 го лица по падежам Контрольный диктант по теме «Местоимение» Изменение личных местоимений по падежам. Обобщение по теме Развитие речи.
| Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта. |
Тема 7. Глагол (7 ч) | |
Анализ изложения. Роль глаголов в языке Развитие речи. Анализ изложения. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) 2 е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе Развитие речи. Наши проекты «Пословицы и поговорки» Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени Контрольное списывание №8 Возвратные глаголы Правописание глаголов в прошедшем времени Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени Обобщение по теме «Глагол». Развитие речи. Проверочная работа по теме «Глагол» Развитие речи. Обобщение по теме «Глагол» Контрольный диктант по теме "Глагол".
| Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нём языковых средств. Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.). Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции кар- тины. Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать за написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Работать с текстом-памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы). Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. |
Тема 8. Повторение (6 ч) | |
Язык. Речь. Текст Предложение и словосочетание Лексическое значение слова Развитие речи. Состав слова Части речи Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Изложение повествовательного текста по цитатному плану Анализ изложения. Звуки и буквы Повторение и закрепление изученного материала.
| Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. |
Календарно-тематическое планирование по предмету "Русский язык" (обучение на дому) | |||||
№ урока по п/п | № урока в триместре | Название темы урока | Планируемые сроки | Дата проведения по факту | Примечание |
I триместр (10 недель, 13 уроков) | |||||
Тема 1. Повторение (3 ч) | |||||
1 | 1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. Язык и речь. Формулы вежливости. Текст и его план. | 02.09 |
|
|
2 | 2 | Р/р. Изложение повествовательного текста. Анализ изложения. Типы текстов. | 05.09 |
|
|
3 | 3 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Диалог. Обращение. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. | 12.09 |
|
|
Тема 2. Предложение (2 часа) | |||||
4 | 4 | Однородные члены предложения (общее понятие). Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 13.09 |
|
|
5 | 5 | Контрольный диктант по теме "Предложение". Работа над ошибками. | 17.09 |
|
|
Тема 3. Слово в языке и речи (5 ч) | |||||
6 | 6 | Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 27.09 |
|
|
7 | 7 | Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Состав слова. | 01.10 |
|
|
8 | 8 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание приставок и суффиксов. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 04.10 |
|
|
9 | 9 | Части речи. Морфологические признаки частей речи. Склонение имён существительных и имён прилагательных. Имя числительное. Глагол. Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 17.10 |
|
|
10 | 10 | Контрольный диктант по теме «Части речи». Работа над ошибками. | 25.10 |
|
|
Тема 4. Имя существительное (11 ч) | |||||
11 | 11 | Упражнение в распознавании падежей имён существительных. | 29.10 |
|
|
12 | 12 | Несклоняемые имена существительные. Три склонения имён существительных (общее представление). | 05.11 |
|
|
13 | 13 | Р/р. Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег". | 13.11 |
|
|
II триместр (11 недель, 14 уроков) | |||||
14 | 1 | 3 е склонения имён существительных .Типы склонения Алгоритм определения склонения имени существительного. | 27.11 |
|
|
15 | 2 | Р/р. Изложение повествовательного текста. Анализ изложения. | 03.12 |
|
|
16 | 3 | Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 го склонения ед. ч.. | 06.12 |
|
|
17 | 4 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 11.12 |
|
|
18 | 5 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 17.12 |
|
|
19 | 6 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 23.12 |
|
|
20 | 7 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа. | 27.12 |
|
|
21 | 8 | Контрольный диктант по теме "Имя существительное" . Работа над ошибками. | 31.12 |
|
|
Тема 5. Имя прилагательное (7 ч) | |||||
22 | 9 | Роль имен прилагательных в языке. Образование имен прилагательных. Род и число имён прилагательных. | 20.01 |
|
|
23 | 10 | Р/р. Сочинение- описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | 22.01 |
|
|
24 | 11 | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. | 23.01 |
|
|
25 | 12 | Контрольное списывание №1. Анализ к/списывания. | 05.02 |
|
|
26 | 13 | Правописание падежных окончаний им. прилаг. муж. и ср.рода. Наши проекты. | 06.02 |
|
|
27 | 14 | Склонение имён прилагательных женского рода. | 13.02 |
|
|
III триместр (13 недель, 16 уроков) | |||||
28 | 1 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 03.03 |
|
|
Тема 6. Личные местоимения (2 ч) | |||||
29 | 2 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по падежам. | 11.03 |
|
|
30 | 3 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». Анализ диктанта. | 13.03 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 7. Глагол (7 ч) | |||||
31 | 4 | Роль глаголов в языке. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам. | 20.03 |
|
|
32 | 5 | Р/р. Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану. Анализ изложения. | 25.03 |
|
|
33 | 6 | Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Наши проекты «Пословицы и поговорки». | 08.04 |
|
|
34 | 7 | Контрольное списывание № 2. Анализ к/списывания. | 16.04 |
|
|
35 | 8 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. | 20.04 |
|
|
36 | 9 | Правописание глаголов в прошедшем времени. Обобщение по теме "Глагол". Проверочная работа по теме «Глагол». | 23.04 |
|
|
37 | 10 | Контрольный диктант по теме "Глагол". Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 04.05 |
|
|
Повторение (6 ч) | |||||
38 | 11 | Всероссийская проверочная работа. | 07.05 |
|
|
|
|
|
|
|
|
39 | 12 | Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. | 12.05 |
|
|
40 | 13 | Р/р. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь». | 15.05 |
|
|
41 | 14 | Итоговый контрольный диктант . Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 20.05 |
|
|
42 | 15 | Р/Р. Изложение повествовательного текста по цитатному плану. Анализ изложения. | 26.05 |
|
|
43 | 16 | Части речи. Морфологические признаки частей речи. Звуки и буквы. Обобщение знаний по курсу русского языка за 4 класс. | 27.05 |
|
|