СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабоча программа учебного предмета "Адаптивная физическая культура" разработана и реализуется в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 3»
г. Курска
Рассмотрена на заседании Согласована. Утверждаю.
МО ___________________ Зам. директора по УВР Директор ОКОУ «Школа-интернат
Руководитель МО ______________________ № 3» г. Курска
__________ _____________ _____________ А. Н. Лежепёков
Протокол № ___ Протокол №____ Приказ №_____
от «____» ______ 2023 г. от «____» ______ 2023 г. от «____» ______ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
для 1 дополнительных – 4 классов
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Машошин Николай Иванович, учитель высшей квалификационной категории
Сытник Галина Александровна, учитель высшей квалификационной категории
Свиридов Сергей Евгеньевич, учитель первой квалификационной категории
2023 г.
г. Курск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно - методическими документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
ФЗ ОТ 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» и статью 1 ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ»;
Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2022 № 71930);
Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников»;
Уставом ОКОУ «Школа-интернат №3» г. Курска;
Учебным планом ОКОУ «Школа-интернат №3» г. Курска;
Календарным учебным графиком ОКОУ «Школа-интернат №3» г. Курска на учебный год;
Положением о разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов ОКОУ «Школа-интернат №3» г. Курска.
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённая приказом Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022 г № 1026;
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г № 1599;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Областного казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска.
Учебный предмет «Адаптированная физическая культура» является основной частью предметной области «Физическая культура», реализуется в 1 (1 дополнительных) – 4 классах (вариант 1).
Основная цель: создание условий для всестороннего развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава обучающихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
- коррекция нарушений физического развития;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие двигательных способностей в процессе обучения;
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- раскрытие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
- формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
- воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся предусматривает:
- обогащение чувственного опыта;
- коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
- формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Срок реализации программы: 5 лет.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Адаптивная физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Физическое воспитание и развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет довольно большую сложность для учителя, т.к. при поступлении в школу у ребенка присутствуют нарушения речи, а как один из возможных вариантов речь может совсем отсутствовать, а также существуют большие сложности с восприятием словесных инструкций и пониманием обращенной речи. Имеют место нарушения коммуникативной функции и нежелание (невозможность в силу диагноза) выстраивать межличностные связи с учителем и сверстниками, необходимые для формирования основ физической культуры и физического развития. Так же у детей встречается: своеобразие движений: произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и тех же движений. Боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки.
Особенности психического и физического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Поскольку планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлены дифференцированно: для минимального и достаточного уровней, то можно условно разделить обучающихся с лёгкой умственной отсталостью на 2 группы.
1 группа: обучающиеся с умственной отсталостью, способные освоить минимальный уровень планируемых результатов АООП. У них наблюдается недостаточная четкость основных движений, неловкая походка, слабая регуляция мышечных усилий. Для обучающихся данной группы характерны трудности зрительно-двигательной координации, недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук, недостатки произвольных движений.
У обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов АООП отмечаются трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений. Самоконтроль при выполнении задания отсутствует или снижен. Волевые усилия недостаточно сформированы. Обучающиеся данной группы способны последовательно выполнять основные движения по показу и объяснению и нуждаются в дополнительной поэтапной (пооперационной) инструкции.
Обучающиеся данной группы в большинстве своем имеют низкий соматический статус, слабое физическое развитие. Испытывая дефицит двигательной активности, они имеют по сравнению с обучающимися с достаточным уровнем освоения планируемых результатов АООП сниженные показатели мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости и особенно координационных способностей.
В группу обучающихся с минимальным уровнем освоения АООП входят учащиеся с лёгкой умственной отсталостью с сопутствующими заболеваниями или осложнённым дефектом (нарушениями зрения, слуха, костно-мышечной системы).
2 группа: обучающиеся с умственной отсталостью, способные освоить достаточный уровень планируемых результатов АООП. Для общего физического развития обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов АООП характерно отсутствие или незначительное отклонение от возрастной нормы по массе тела и росту. У обучающихся прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий в статическом положении, при выполнении динамических и силовых проб, при выполнении совместных действий обеих рук, ног. Тонкие движения пальцев рук сформированы недостаточно. Отмечаются незначительные недостатки произвольных движений.
Обучающиеся данной группы при выполнении основных движений по программе и упражнений действуют последовательно по показу и объяснению педагога. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь.
По сравнению с обучающимися с минимальным уровнем освоения планируемых результатов АООП обучающиеся с достаточным уровнем демонстрируют более высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы отражено в пяти разделах: "Знания о физической культуре", "Гимнастика", "Легкая атлетика", "Лыжная подготовка", "Игры". Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся:
Знания о физической культуре:
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
Гимнастика:
Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал. Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равновесие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.
Легкая атлетика:
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление обучающихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление обучающихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам педагогического работника. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег. Перебежки группами и по одному 15 - 20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, оббегание стойки). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом "согнув ноги". Прыжки в высоту способом "перешагивание".
Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.
Лыжная подготовка:
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническое выполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски, повороты, торможение.
Игры:
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу.
Практический материал. Подвижные игры:
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча (в том числе пионербол в IV-м классе); построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
4. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Адаптивная физическая культура» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами.
Класс
| Часов в неделю
| Часов за год |
1 дополнительный | 3 | 99 |
1 | 3 | 99 |
2 | 3 | 102 |
3 | 3 | 102 |
4 | 3 | 102 |
Итого: 504 часа |
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1 дополнительный класс
Раздел программы | Количество часов |
Знания о физической культуре | В течение уроков |
Гимнастика с элементами акробатики | 32 |
Легкая атлетика | 30 |
Лыжная подготовка | 20 |
Подвижные игры | 17 |
Общее количество часов | 99 |
1 класс
Раздел программы | Количество часов |
Знания о физической культуре | В течение уроков |
Гимнастика с элементами акробатики | 32 |
Легкая атлетика | 30 |
Лыжная подготовка | 20 |
Подвижные игры | 17 |
Общее количество часов | 99 |
2 класс
Раздел программы | Количество часов |
Знания о физической культуре | В течение уроков |
Гимнастика с элементами акробатики | 34 |
Легкая атлетика | 32 |
Лыжная подготовка | 20 |
Подвижные и спортивные игры | 16 |
Общее количество часов | 102 |
3 класс
Раздел программы | Количество часов |
Знания о физической культуре | В течение уроков |
Гимнастика с элементами акробатики | 34 |
Легкая атлетика | 32 |
Лыжная подготовка | 20 |
Подвижные и спортивные игры | 16 |
Общее количество часов | 102 |
4 класс
Раздел программы | Количество часов |
Знания о физической культуре | В течение уроков |
Гимнастика с элементами акробатики | 34 |
Легкая атлетика | 32 |
Лыжная подготовка | 20 |
Подвижные и спортивные игры | 16 |
Общее количество часов | 102 |
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения программы по адаптивной физической культуре включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по адаптивной физической культуре относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, гордости за спортивные достижения Российских спортсменов на международных соревнованиях и олимпиадах, в том числе на параолимпийских играх и специальной Олимпиаде;
2) сформированность адекватных представлений о собственных физических возможностях, о здоровом образе жизни;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, по уходу за собой и гигиене тела, навыки безопасного поведения при выполнении физических упражнений (утренней гимнастики), гигиенические навыки при занятиях спортом;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе в процессе участия в командных и подвижных играх, занятиях спортом;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей (разделение радости общего командного результата в спортивном соревновании или игре) и социальных ролей, в том числе ролей, принимаемых с учётом тактических задач спортивной игры;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов к обучению способам выполнения различных видов упражнений, спортивным играм на занятиях адаптивной физической культурой;
7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, в том числе в процессе командных игр, парной и групповой работы на занятиях адаптивной физической культурой;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, в том числе восхищения спортивными достижениями людей в различных видах спорта;
9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей: разделение радости достижения общекомандного результата, проявление эмпатии и взаимопомощи к сверстникам в командных спортивных играх, в соревновательной деятельности, на занятиях адаптивной физической культурой;
10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к занятиям физической культурой, физическому развитию, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) проявление готовности к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, выполнению утренней гимнастики.
Предметные результаты освоения программы учебного курса «Адаптивная физическая культура» обучающимися с лёгкой умственной отсталостью представлены в соответствии с примерной АООП двумя уровнями: минимальный и достаточный. Соответственно в программе по адаптивной физической культуре содержание образования представлено дифференцированно для двух групп обучающихся: с минимальным (1 группа) и достаточным (2 группа) уровнем овладения планируемыми предметными результатами учебного курса «Адаптивная физическая культура». Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).При дифференциации обучающихся на группы и оценке образовательных достижений обучающихся по адаптивной физической культуре учитываются:
- индивидуальные психофизические возможности обучающихся;
- уровень физического развития;
- двигательные возможности;
- текущее состояние и заболевание конкретного обучающегося, группа здоровья.
Предметные результаты освоения программы по адаптивной физической культуре представлены в примерной АООП в соответствии с этапами реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП I варианта):
Предметные результаты освоения программы по адаптивной физической культуре обучающимися с лёгкой умственной отсталостью с (I¹) I по IV класс, на момент завершения IV класса:
минимальный уровень:
представления об адаптивной физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях;
достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия:
- осознание себя как обучающийся, заинтересованного посещением занятий адаптивной физической культурой в условиях спортивного зала, на спортивной площадке (на открытом воздухе);
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки, за командный результат, способность к эмпатии и взаимовыручке;
- готовность к безопасному и бережному поведению в процессе занятий спортом и физической культурой.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и взаимодействовать в паре, группе, команде при выполнении упражнений, в процессе подвижных и командных игр, соревнований (учитель−обучающийся, обучающийся–обучающийся, обучающийся–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к упражнениям на занятиях адаптивной физической культурой;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения упражнений и командных игр;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими (в соревновательной деятельности, в подвижных и командных играх и др.)
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия при выполнении упражнений, ориентироваться на образец выполнения;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов при выполнении упражнений.
Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные признаки видов спорта, спортивного инвентаря, способов выполнения упражнений, правил спортивных игр;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами при ориентировке в пространстве спортивного зала, на спортивной площадке, при выполнении упражнений;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности (например, подбирать соответствующую спортивную одежду в соответствии с погодой).
7. КРИТЕРИИ НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (ФАООП вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся конкретного класса. Возрастных нормативов для обучающихся с умственной отсталостью нет, поэтому учитель руководствуется планируемыми результатами освоения ФАООП и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала по адаптивной физической культуре.
Оценивается техника (правильность) выполнения упражнений: при построении, перестроении; выполнение строевых команд; в равновесии, ходьбе, лазании; упражнения с элементами гимнастики и акробатики; передвижение на лыжах.
В беге, прыжках, метании и бросках учитываются секунды, количество, длина, высота.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения.
Примеры значительных ошибок:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;
- несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Во втором-четвёртом классе оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазание, с элементами акробатики, перестроениях, ходьбе.
В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать количественный результат. Но так как возрастных нормативов для обучающихся с интеллектуальными нарушениями нет, учитель сам определяет результат, на который он будет ориентировать обучающегося в зависимости от его физических возможностей.
Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически.
Учебные нормативы и испытания (тесты)
общей физической подготовленности обучающихся 1-4 классов
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение уровня общей физической подготовленности обучающихся.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики показателей общей физической подготовленности обучающихся.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма учитель даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов):
у обучающихся с достаточным уровнем
освоения планируемых результатов АООП
1. Бег на 30м. - пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами - выполнить прыжок вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз.
4. Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу: касание пальцами рук пола; ладонями пола; нижней части голени, не сгибая колени.
5. Бег (смешенное передвижение) на 500 м – преодолеть расстояние за наименьшее время.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов):
у обучающихся с минимальным уровнем
освоения планируемых результатов АООП
1. Бег на 30 м. – пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, правильным сочетанием рук и ног, не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами – по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию, и приземлиться на две ноги.
3. Удерживание планки в упоре лёжа на предплечьях - по состоянию здоровья, по возможности.
4. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу - по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен.
5. Бег в медленном темпе на 400 м или смешанное передвижение на 500 м. (ходьба, бег) – без учёта времени.
Примерные учебные нормативы и испытания (тесты)
общей физической подготовленности обучающихся, занимающихся по АООП
Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств 1 класс.
№ п/п | Нормативы; испытания. |
| 1 класс | |||||||
"5" | "4" | "3" | ||||||||
1 | Бег 30 м (сек.) | М | 6,0 | 7,8 | 8,6 | |||||
Д | 6,2 | 7,9 | 8,9 | |||||||
2 | Бег 1000 м (мин, сек.) ("+" - без учета времени) | М | + | + | + | |||||
Д | + | + | + | |||||||
3 | Челночный бег 4 х 9 м (сек.) | М | 10.2 | 11.8 | 12.8 | |||||
Д | 11.8 | 12.6 | 13.7 | |||||||
4 | Прыжок в длину с места (см) | М | 145 | 115 | 100 | |||||
Д | 140 | 110 | 90 | |||||||
5 | Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) | М | + | + | + | |||||
Д | + | + | + | |||||||
6 | Отжимания (кол-во раз) | М | + | + | + | |||||
Д | + | + | + | |||||||
7 | Подтягивания (кол-во раз) | М | 3 | 2 | 1 | |||||
8 | Гибкость наклон вперёд из положения сидя | Д | 5+ | 5 | 1- | |||||
Д | 7+ | 8 | 2- |
9 | Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | Д | + | + | + |
М | + | + | + | ||
10 | Приседания (кол-во раз/мин) | М | + | + | + |
Д | + | + | + | ||
11 | Ходьба на лыжах 1 км. |
| + | + | + |
+ - без учёта
Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств. 2 класс.
№ П/п | Нормативы; испытания. |
| 2 - класс |
| ||||||||||
"5" | "4" | "3" |
| |||||||||||
1 | Бег 30 м (сек.) | М | 6,0 | 7.0 | 7,3 |
| ||||||||
Д | 6,3 | 7.4 | 7,6 |
| ||||||||||
2 | Бег 1000 м (мин, сек.) | М | + | + | + |
| ||||||||
Д | + | + | + |
| ||||||||||
3 | Челночный бег 4х9 м (сек.) | М | 10,6 | 11,4 | 12,5 |
| ||||||||
Д | 10.9 | 11,7 | 12,8 |
| ||||||||||
4 | Прыжок в длину с места (см) | М | 150 | 125 | 110 |
| ||||||||
Д | 135 | 115 | 100 |
| ||||||||||
5 | Прыжки через скакалку (кол-во раз/25 сек.) | М | 30 | 20 | 15 |
| ||||||||
Д | 40 | 30 | 18 |
| ||||||||||
6 | Бег 60 м. (сек.). | М | 10,6 | 11,0 | 11,8 |
| ||||||||
Д | 10,9 | 11,2 | 12,0 |
| ||||||||||
7 | Подтягивания (кол-во раз) | М | 4 | 2 | 1 |
| ||||||||
8 | Метание т/м (м) | М | 15 | 12 | 10 |
| ||||||||
Д | 12 | 10 | 8 |
| ||||||||||
9 | Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/30 сек) | М | 20 | 18 | 16 | |||||||||
Д | 22 | 16 | 14 | |||||||||||
10 | Приседания (кол-во раз/30 сек) | М | 30 | 25 | 20 | |||||||||
Д | 28 | 24 | 18 |
+ - без учёта
Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств. 3 класс.
№ П/п | Нормативы; испытания. |
| 3 класс |
|
| |||||||||||
"5" | "4" | "3" |
|
| ||||||||||||
1 | Бег 30 м (сек.) | М | 5,4 | 6,7 | 6,8 |
|
| |||||||||
Д | 5,7 | 6,9 | 7,0 |
|
| |||||||||||
2 | Бег 1000 м (мин, сек.) | М | + | + | + |
|
| |||||||||
Д | + | + | + |
|
| |||||||||||
3 | Челночный бег 4х9 м (сек.) | М | 10,0 | 10,6 | 11,0 |
|
| |||||||||
Д | 10,3 | 10,8 | 11,9 |
|
| |||||||||||
4 | Прыжок в длину с места (см) | М | 160 | 130 | 120 |
| ||||||||||
Д | 145 | 125 | 110 |
| ||||||||||||
5 | Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) | М | 50 | 38 | 26 |
| ||||||||||
Д | 55 | 45 | 30 |
| ||||||||||||
6 | Бег 60 м. (сек.). | М | 10,6 | 11,0 | 11,8 |
| ||||||||||
Д | 10,9 | 11,2 | 12,0 |
| ||||||||||||
7 | Подтягивания (кол-во раз) | М | 5 | 3 | 1 |
| ||||||||||
8 | Метание (м) | М | 18 | 15 | 12 |
| ||||||||||
Д | 15 | 12 | 10 |
| ||||||||||||
9 | Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | М | 25 | 23 | 21 | |||||||||||
Д | 30 | 28 | 26 | |||||||||||||
10 | Приседания (кол-во раз/мин) | М | 32 | 20 | 16 | |||||||||||
Д | 30 | 19 | 15 |
+ - без учёта
Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств. 4 класс.
№ П/п | Нормативы; испытания. |
| 4 класс |
|
| ||||||||||
"5" | "4" | "3" |
|
| |||||||||||
1 | Бег 30 м (сек.) | М | 5,5 | 6,7 | 6,9 |
|
| ||||||||
Д | 5,8 | 6,9 | 7,0 |
|
| ||||||||||
2 | Бег 1000 м (мин, сек.) | М | + | + | + |
|
| ||||||||
Д | + | + | + |
|
| ||||||||||
3 | Челночный бег 4х9м (сек.) | М | 10,0 | 10,8 | 11,6 |
|
| ||||||||
Д | 10,3 | 10,9 | 11,9 |
|
| ||||||||||
4 | Прыжок в длину с места (см) | М | 165 | 125 | 110 |
| |||||||||
Д | 155 | 120 | 105 |
| |||||||||||
5 | Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) | М | 55 | 45 | 25 |
| |||||||||
Д | 60 | 50 | 30 |
| |||||||||||
6 | Бег 60 м. (сек.). | М | 11,0 | 11,6 | 12,0 |
| |||||||||
Д | 11,5 | 11,8 | 12,2 |
| |||||||||||
7 | Подтягивания (кол-во раз) | М | 5 | 3 | 1 |
| |||||||||
8 | Метание т/м (м) | М | 21 | 18 | 15 |
| |||||||||
Д | 18 | 15 | 12 |
| |||||||||||
9 | Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/30 сек) | М | 24 | 28 | 30 | ||||||||||
Д | 22 | 30 | 32 | ||||||||||||
10 | Приседания (кол-во раз/ 1 мин) | М | 40 | 35 | 30 | ||||||||||
Д | 35 | 32 | 26 |
8. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На начальном этапе обучения адаптивной физической культуре оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников с лёгкой умственной отсталостью в целом, так и спецификой адаптивной физической культуры в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется задачами программы по адаптивной физической культуре. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников, его количество определяется из расчёта активного участия всех обучающихся в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения требования необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются закруглёнными уголками. Качество снарядов, устойчивость их прочность проверяется учителем перед уроком.
Материально-техническое обеспечение программы
по адаптивной физической культуре включает:
I. Спортивный инвентарь:
1. Мячи резиновые (100мм, 150мм, 200мм);
2. Обручи пластмассовые (50см, 65см, 85см);
3. Фито мячи: (50, 65, 75 см.);
4. Теннисные мягкие мячи для метания;
5. Скакалки;
6. Мешочки с песком;
7. Кегли, кубики пластмассовые;
8. Сенсорная тропа;
9. Индивидуальные коврики;
10. Лыжи, ботинки, палки;
11. Секундомер;
12. Рулетка измерительная;
13. Мишень для метания в цель;
14. Аптечка;
15. Металлические дуги;
16. Стойки, планка для прыжков в высоту;
17. Гимнастические палки (пластмассовые, деревянные) палки (пластмассовые, деревянные);
18. Набивные мячи;
19. Мячи волейбольные;
20. Мячи баскетбольные;
21. Мячи футбольные;
22. Сетка для переноски и хранения мячей.
II. Учебно–практическое оборудование:
1. Игровая площадка с ограждением;
2. Прыжковая яма;
3. Гимнастические скамейки;
4. Гимнастическая стенка;
5. Тренажёры:
- разно уровневый тренажёр для укрепления мышц брюшного пресса, спины;
-«мистер – степпер» для развития и укрепления мышц стопы;
- беговая дорожка;
6. Навесной турник;
7. Гимнастические маты;
8. Индивидуальные коврики;
9. Лабиринт;
III. Технические средства обучения:
1. Диски с музыкой для релаксации, музыкальные файлы для выполнения комплексов упражнений, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
2. Дидактический материал для изучения программного материала;
3. Видеоролики;
4. Презентации (для изучения программного материала).
Календарно-тематическое планирование для
1 дополнительного А класса, 1 А класса (вариант 1)
№ уро-ка | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Оборудование | Дата | |
Пред. | Факт. | |||||
1 | Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Построение в одну шеренгу около объемных фигур разного цвета. | 1 | Теоретические сведения: - обучающиеся ходят парами по кругу, взявшись за руки; - выполняют ходьбу в колонне по одному в обход зала за учителем; - выполняют ходьбу в умеренном темпе по прямой линии, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы; - сохраняют правильную осанку при ходьбе; - осваивают и выполняют ходьбу в медленном (умеренном), среднем и быстром темпе; - чередуют ходьбу с бегом; - выполняют ходьбу с изменением скорости; - выполняют ходьбу с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову по показу и инструкции учителя; - выполняют ходьбу с изменением направлений по ориентирам и командам учителя; - выполняют ходьбу с перешагиванием через большие мячи с высоким. Ходьба: удерживают правильное положение тела во время бега; - выполняют медленный бег; - выполняют подводящие, строевые и общеразвивающие упражнения по показу учителя; - выполняют бег на скорость; - начинают бег с высокого старта; - выполняют перебежки группами и по одному 15—20 м; - выполняют различные виды бега: на носках, с высоким подниманием бедра и захлёстыванием голени назад, с преодолением простейших препятствий, челночный бег; - выполняют бег с низкого старта; - выполняют прямолинейный бег с параллельной постановкой стоп; - участвуют в беседе по теме урока, отвечают на вопросы учителя; - участвуют в соревновательной деятельности (участвуют в эстафете); - выполняют корригирующие и общеразвивающие упражнения, участвуют в коррекционных играх (в паре, группе). Бег: - удерживают правильное положение тела во время бега (с помощью учителя, при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий); - выполняют медленный бег за наиболее физически развитым обучающимся из 2 группы, ориентируясь на его пример (образец); - выполняют подводящие, строевые и общеразвивающие упражнения по показу учителя и/или с опорой на пример обучающихся из 2 группы; - выполняют бег на скорость по прямому указанию учителя; - начинают бег с высокого старта; - выполняют перебежки группами и по одному 15-20 м; - выполняют различные виды бега: на носках, с высоким подниманием бедра и захлёстыванием голени назад, с преодолением простейших препятствий, челночный бег; - выполняют бег с низкого старта; - выполняют прямолинейный бег с параллельной постановкой стоп; - участвуют в беседе по теме урока, отвечают на вопросы учителя с опорой на наглядно-демонстрационные материалы; - участвуют в соревновательной деятельности по возможности (участвуют в эстафете); - выполняют корригирующие и общеразвивающие упражнения на доступном уровне, участвуют в коррекционных играх (в паре, группе). Прыжки: выполняют прыжки после инструкции и неоднократного показа учителя (при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий); - удерживают правильное положение тела в процессе выполнения прыжков (под контролем учителя); - прыгают на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, вправо, влево; - перепрыгивают через начерченную линию, шнур; - перепрыгивают с ноги на ногу на отрезках; - подпрыгивают вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча); - прыгают в длину с места; - прыгают на одной ноге на месте, с продвижением вперёд, в стороны; - прыгают с высоты с мягким приземлением; - прыгают в длину и в высоту с шага; - прыгают с небольшого разбега в длину; - выполняют различные виды прыжков по программе меньшее количество раз; - выполняют корригирующие и общеразвивающие упражнения на доступном уровне, участвуют в коррекционных играх (в паре, группе). Метания: осваивают и удерживают правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками; - выполняют захват и удержание различных предметов для выполнения метания после инструкции и неоднократного показа учителя (при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий); - бросают и ловят волейбольные мячи по прямому указанию учителя; - выполняют различные виды метания малых и больших мячей после инструкции и неоднократного показа учителя (при необходимости: дополнительный показ способа выполнения метания в медленном темпе, пошаговая инструкция учителя, пооперационный показ и контроль выполнения действий); - бросают набивной мяч (1кг) сидя двумя руками из–за головы; - метают теннисный мяч с места одной рукой в стену, на дальность, в цель по показу (образцу выполнения) и прямому указанию учителя; - выполняют различные виды метания по программе меньшее количество раз; - удерживают правильное положение тела в процессе выполнения метания (под контролем учителя,); - выполняют корригирующие и общеразвивающие упражнения на доступном уровне, участвуют в коррекционных играх (в паре, группе). | Конусы. |
|
|
2 | Построение в колонну. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход за учителем. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Медленный бег | 1 |
|
|
| |
3 | Ходьба по прямой линии с сохранением правильной осанки на носках, на пятках, внутреннем и внешнем своде стопы. Медленный бег. | 1 |
|
|
| |
4 | Ходьба с изменением скорости. Медленный бег с сохранением правильной осанки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. | 1 |
|
|
| |
5 | Ходьба в чередовании с бегом за учителем в заданном направлении. Перепрыгивание через начерченную линию, набивной мяч. | 1 | Набивные мячи |
|
| |
6 | Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета. | 1 | Скакалки |
|
| |
7 | Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам. Бег на носках. Бег с высоким поднятием бедра и захлестыванием голени назад. Прыжки в длину с места. | 1 | Рулетка |
|
| |
8 | Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким поднятием бедра. Бег с преодолением простейших препятствий. Прыжки на одной ноге на месте, продвижением вперед, в стороны. | 1 | Набивные мячи, конусы, обручи, гимнастическая скамейка. |
|
| |
9 | Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Высокий старт. Быстрый бег на скорость. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. | 1 | Мячи теннисные, набивные мячи, волейбольные мячи. |
|
| |
10 | Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с движениями. Низкий старт. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. | 1 | Мячи теннисные, набивные мячи, волейбольные мячи. |
|
| |
11 | Ходьба шеренгой с открытыми и закрытыми глазами. Прием и передача мяча, флажков, палочек в шеренге, по кругу, в колонне. Челночный бег. | 1 | Мячи теннисные, набивные мячи. Флажки. Эстафетные палочки. |
|
| |
12 | Прыжки с высоты с мягким приземлением. Броски и ловля волейбольных мячей. | 1 | Волейбольные мячи. |
|
| |
13 | Прыжки в длину и высоту с шага. Метание с места малого мяча в стенку. | 1 | Мячи теннисные. Прыжковая яма. |
|
| |
14 | Прыжки с небольшого разбега в длину. Броски набивного мяча. | 1 | Набивные мячи. Прыжковая яма. |
|
| |
15 | Прыжки с прямого разбега в длину. Метание теннисного мяча с места в стену и на дальность. | 1 | Прыжковая яма. Мячи теннисные. |
|
| |
16 | Подвижные игры коррекционной направленности «Паровозик», «Задуй свечу». | 1 | - участвуют в различных видах игр после инструкции и показа учителя; - осваивают и используют элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником); - осваивают и используют игровые умения (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу); - выполняют упражнения с мячом после инструкции и показа учителя. |
|
|
|
17 | Подвижные игры коррекционной направленности «Перебежки в парах», «Части тела». | 1 |
|
|
| |
18 | Подвижные игры коррекционной направленности «Что пропало?», «Зайчики-пальчики». | 1 |
|
|
| |
19 | Подвижные игры коррекционной направленности «Гуси-лебеди», «У медведя в бору». | 1 |
|
|
| |
20 | Дыхательные упражнения в игровой форме «Часы», «Весёлый петушок», «Воздушный шар» | 1 |
|
|
| |
21 | Упражнения с мячом. Подвижные игры «Ловишки», «Охотники и зайцы» | 1 | Мячи |
|
| |
22 | Упражнения с мячом. Подвижные игры «Перестрелка», «С кочки на кочку» | 1 | Мячи |
|
| |
23 | Упражнения с мячом. Подвижные игры «Филин и пташки», «Бой петухов» | 1 | Мячи |
|
| |
24 | Упражнения с мячом. Подвижные игры «Платочек», «Ловишки-хвостики» | 1 | Мячи |
|
| |
25 | Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Построения и перестроения в шеренгу, колонну, круг. Гимнастика для рук и пальцев. | 1 | - выполняют построения и перестроения в шеренгу, колонну, круг, осваивают строевые действия в шеренге и колонне; - выполняют команды по построению и перестроению по сигналу учителя (при необходимости ориентируются на образец). На этапе знакомства с упражнением обучающиеся: - слушают инструкцию, отслеживают и анализируют образец выполнения построений и перестроений; - воспринимают и запоминают расположение зрительных пространственных опор - ориентиров для выполнения построений и перестроений. На этапе закрепления способа выполнения упражнения: - выполняют построения и перестроений в шеренгу, колонну, круг по сигналу/команде учителя, ориентируясь на зрительно-пространственные опоры. Коррекционная работа: - выполняют по показу учителя упражнения для развития переключаемости движений; - выполняют по показу учителя упражнения для формирования пространственных представлений; - выполняют по показу учителя построения и перестроения под музыку с соблюдением заданного ритма; - выполняют по показу учителя упражнения для развития тактильно-кинестетической способности рук; - выполняют корригирующие и общеразвивающие упражнения без предметов после показа учителем; - выполняют основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; - выполняют упражнения на равновесие; - выполняют упражнения для развития точности движений, ориентируясь на образец выполнения учителем; - прыгают, выполняют прыжковые упражнения по примеру учителя; - выполняют упражнения для развития точности движений; - выполняют упражнения для развития пространственно–временной дифференцировки. - смотрят образец выполнения упражнения, слушают инструкцию учителя, выполняют упражнения с предметами; - выполняют корригирующие и корригирующие и общеразвивающие упражнения с предметами; - выполняют упражнения с предметами после показа учителем; - переносят груз и передают предметы; - выполняют упражнения на равновесие; - выполняют лазание и перелезание; - выполняют ползание по гимнастической скамейке на четвереньках; - выполняют ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками (самостоятельно); выполняют ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь поочередно правой, левой рукой (самостоятельно); - выполняют ползание по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз на четвереньках (самостоятельно); - выполняют ползание по гимнастической скамейке различными способами самостоятельно; - выполняют упражнения в равновесии после показа учителя самостоятельно; - выполняют лазание по гимнастической стенке самостоятельно; - выполняют упражнения для развития точности движений, ориентируясь на образец выполнения учителем; - прыгают, выполняют прыжковые упражнения по показу учителя; - выполняют упражнения для развития пространственно–временной дифференцировки. |
|
|
|
26 | Строевые действия в шеренге и колонне. Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища. | 1 |
|
|
| |
27 | Выполнение простейших строевых команд. Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища. | 1 |
|
|
| |
28 | Расслабление мышц, мышц шеи. | 1 |
|
|
| |
29 | Укрепление мышц спины и живота. | 1 |
|
|
| |
30 | Развитие мышц рук и плечевого пояса | 1 |
|
|
| |
31 | Развитие мышц ног | 1 |
|
|
| |
32 | Упражнения на дыхание | 1 |
|
|
| |
33 | Развитие кистей рук и пальцев | 1 |
|
|
| |
34 | Формирование правильной осанки | 1 |
|
|
| |
35 | Укрепление мышц туловища | 1 |
|
|
| |
36 | Упражнения на равновесие | 1 |
|
|
| |
37 | Подвижные игры «Пустое место», «Стрелки» | 1 |
|
|
| |
38 | Упражнения с гимнастическими палками, флажками | 1 | Гимнастические палки, флажки |
|
| |
39 | Упражнения с обручами и скакалками | 1 | Обручи, скакалки |
|
| |
40 | Упражнения с малыми и большими мячами | 1 | Малые и большие мячи |
|
| |
41 | Упражнения с набивными мячами | 1 | Набивные мячи |
|
| |
42 | Упражнения на равновесие с мячами | 1 | Малые и большие мячи |
|
| |
43 | Подвижная игра коррекционной направленности на выбор | 1 | Гимнастические скамейки и маты, обручи. |
|
| |
44 | Лазанье и перелезание | 1 | Малые и большие мячи. Гимнастическая скамья |
|
| |
45 | Упражнения на равновесие на гимнастической скамье | 1 | Гимнастическая скамья |
|
| |
46 | Ползание по гимнастической скамье: на четвереньках, на животе. | 1 | Гимнастическая скамья |
|
| |
47 | Подвижная игра коррекционной направленности на выбор | 1 | Гимнастическая скамья |
|
| |
48 | Ползание по гимнастической скамье подтягиваясь двумя руками | 1 | Гимнастическая скамья |
|
| |
49 | Ползание по гимнастической скамье на животе, подтягиваясь поочередно то правой, то левой рукой. | 1 | Гимнастическая скамья |
|
| |
50 | Ползание по наклонной гимнастической скамье вверх и вниз на четвереньках | 1 | Гимнастическая стенка |
|
| |
51 | Упражнения в равновесии | 1 | Набивные мячи, теннисные мячи, гимнастические палочки, обручи. |
|
| |
52 | Подвижная игра коррекционной направленности на выбор | 1 | Набивные мячи |
|
| |
53 | Лазание по гимнастической стенке | 1 |
|
|
| |
54 | Переноска грузов и передача предметов | 1 |
|
|
| |
55 | Прыжки с грузом | 1 |
|
|
| |
56 | Подвижная игра коррекционной направленности на выбор | 1 |
|
|
| |
57 | Техника безопасности. Одежда и обувь лыжника. Выбор лыж и палок. |
| -просматривают наглядно-демонстрационные материалы (презентации, видеоматериалы, плакаты и пр.) по теме «Лыжная подготовка» (лыжный инвентарь, виды подъемов и спусков и др.); - рассматривают одежду и обувь лыжника, лыжный инвентарь; - слушают правила поведения на уроках лыжной подготовки, информацию о предупреждении травм и обморожений с опорой на наглядность (презентации, картинки, карточки); - слушают объяснение теоретического материала учителем с опорой на наглядность (картинки, карточки); - участвуют в беседе по теме, отвечают на вопросы учителя с опорой на визуальный план (с использованием системы игровых, сенсорных поощрений); - получают элементарные сведения о видах подъемов и спусков, о технике выполнения попеременного двухшажного хода; - выполняют строевые команды по сигналу учителя; - готовятся к занятию, выбирают лыжи и палки с помощью учителя; - передвигаются на лыжах ступающим шагом; - выполняют повороты на лыжах; - осваивают выполнение попеременного двухшажного хода (по возможности) после инструкции и неоднократного показа учителя (при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий). | Лыжи, ботинки, палки. |
|
|
58 | Обувание лыжных ботинок и их правильное крепление к лыжам | 1 | Лыжи, ботинки |
|
| |
59 | Передвижение на лыжах ступающим шагом без палок. | 1 | Лыжи, ботинки |
|
| |
60 | Повороты на лыжах ступающим шагом без палок | 1 | Лыжи, ботинки |
|
| |
61 | Торможения на лыжах упором | 1 | Лыжи, ботинки |
|
| |
62 | Передвижение, повороты на лыжах ступающим шагом без палок | 1 | Лыжи, ботинки |
|
| |
63 | Скользящий шаг без палок | 1 | Лыжи, ботинки |
|
| |
64 | Передвижение скользящим шагом без палок | 1 | Лыжи, ботинки |
|
| |
65 | Передвижение на лыжах ступающим шагом | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
66 | Повороты на лыжах ступающим шагом | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
67 | Торможение на лыжах палками | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
68 | Торможение на лыжах «полуплугом» | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
69 | Передвижение, повороты на лыжах ступающим шагом | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
70 | Скользящий шаг | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
71 | Передвижение скользящим шагом | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
72 | Попеременный двухшажный ход | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
73 | Передвижение попеременным двухшажным ходом | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
74 | Подъемы ступающим и скользящим шагами. Спуск в высокой стойке. | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
75 | Подъем «полуелочкой». Спуск в основной стойке. | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
76 | Подъем «елочкой». Спуск в низкой стойке. | 1 | Лыжи, ботинки, палки. |
|
| |
77 | Подвижные игры коррекционной направленности «Паровозик», «Задуй свечу». | 1 | - участвуют в различных видах игр после инструкции и показа учителя; - осваивают и используют элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником); - осваивают и используют игровые умения (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу); - выполняют упражнения с мячом после инструкции и показа учителя. |
|
|
|
78 | Подвижные игры коррекционной направленности «Перебежки в парах», «Части тела». | 1 |
|
|
| |
79 | Подвижные игры коррекционной направленности «Что пропало?», «Зайчики-пальчики». | 1 |
|
|
| |
80 | Подвижные игры коррекционной направленности «Гуси-лебеди», «У медведя в бору». | 1 |
|
|
| |
81 | Упражнения с мячом. Подвижные игры «Ловишки», «Охотники и зайцы» | 1 | Мячи |
|
| |
82 | Упражнения с мячом. Подвижные игры «Перестрелка», «С кочки на кочку» | 1 | Мячи |
|
| |
83 | Упражнения с мячом. Подвижные игры «Филин и пташки», «Бой петухов» | 1 | Мячи |
|
| |
84 | Упражнения с мячом. Подвижные игры «Платочек», «Ловишки-хвостики» | 1 | Мячи |
|
| |
85 | Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Ходьба с выполнением упражнений для рук и ног. Медленный бег. Перебежки группами и по одному. | 1 | Теоретические сведения: - обучающиеся ходят парами по кругу, взявшись за руки; - выполняют ходьбу в колонне по одному в обход зала за учителем; - выполняют ходьбу в умеренном темпе по прямой линии, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы; - сохраняют правильную осанку при ходьбе; - осваивают и выполняют ходьбу в медленном (умеренном), среднем и быстром темпе; - чередуют ходьбу с бегом; - выполняют ходьбу с изменением скорости; - выполняют ходьбу с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову по показу и инструкции учителя; - выполняют ходьбу с изменением направлений по ориентирам и командам учителя; - выполняют ходьбу с перешагиванием через большие мячи с высоким. Ходьба: удерживают правильное положение тела во время бега; - выполняют медленный бег; - выполняют подводящие, строевые и общеразвивающие упражнения по показу учителя; - выполняют бег на скорость; - начинают бег с высокого старта; - выполняют перебежки группами и по одному 15—20 м; - выполняют различные виды бега: на носках, с высоким подниманием бедра и захлёстыванием голени назад, с преодолением простейших препятствий, челночный бег; - выполняют бег с низкого старта; - выполняют прямолинейный бег с параллельной постановкой стоп; - участвуют в беседе по теме урока, отвечают на вопросы учителя; - участвуют в соревновательной деятельности (участвуют в эстафете); - выполняют корригирующие и общеразвивающие упражнения, участвуют в коррекционных играх (в паре, группе). Бег: - удерживают правильное положение тела во время бега (с помощью учителя, при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий); - выполняют медленный бег за наиболее физически развитым обучающимся из 2 группы, ориентируясь на его пример (образец); - выполняют подводящие, строевые и общеразвивающие упражнения по показу учителя и/или с опорой на пример обучающихся из 2 группы; - выполняют бег на скорость по прямому указанию учителя; - начинают бег с высокого старта; - выполняют перебежки группами и по одному 15-20 м; - выполняют различные виды бега: на носках, с высоким подниманием бедра и захлёстыванием голени назад, с преодолением простейших препятствий, челночный бег; - выполняют бег с низкого старта; - выполняют прямолинейный бег с параллельной постановкой стоп; - участвуют в беседе по теме урока, отвечают на вопросы учителя с опорой на наглядно-демонстрационные материалы; - участвуют в соревновательной деятельности по возможности (участвуют в эстафете); - выполняют корригирующие и общеразвивающие упражнения на доступном уровне, участвуют в коррекционных играх (в паре, группе). Прыжки:- выполняют прыжки после инструкции и неоднократного показа учителя (при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий); - удерживают правильное положение тела в процессе выполнения прыжков (под контролем учителя); - прыгают на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, вправо, влево; - перепрыгивают через начерченную линию, шнур; - перепрыгивают с ноги на ногу на отрезках; - подпрыгивают вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча); - прыгают в длину с места; - прыгают на одной ноге на месте, с продвижением вперёд, в стороны; - прыгают с высоты с мягким приземлением; - прыгают в длину и в высоту с шага; - прыгают с небольшого разбега в длину; - прыгают в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги», «перешагивание»; - выполняют различные виды прыжков по программе меньшее количество раз; - выполняют корригирующие и общеразвивающие упражнения на доступном уровне, участвуют в коррекционных играх (в паре, группе). Метания: осваивают и удерживают правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками; - выполняют захват и удержание различных предметов для выполнения метания после инструкции и неоднократного показа учителя (при необходимости: пошаговая инструкция учителя, пооперационный контроль выполнения действий); - бросают и ловят волейбольные мячи по прямому указанию учителя; - выполняют различные виды метания малых и больших мячей после инструкции и неоднократного показа учителя (при необходимости: дополнительный показ способа выполнения метания в медленном темпе, пошаговая инструкция учителя, пооперационный показ и контроль выполнения действий); - бросают набивной мяч (1кг) сидя двумя руками из–за головы; - метают теннисный мяч с места одной рукой в стену, на дальность, в цель по показу (образцу выполнения) и прямому указанию учителя; - выполняют различные виды метания по программе меньшее количество раз; - удерживают правильное положение тела в процессе выполнения метания (под контролем учителя,); - выполняют корригирующие и общеразвивающие упражнения на доступном уровне, участвуют в коррекционных играх (в паре, группе). |
|
|
|
86 | Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам. Специальные беговые упражнения. | 1 |
|
|
| |
87 | Ходьба в чередовании с бегом. Бег с преодолением простейших препятствий. Прыжки двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, в сторону. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. | 1 | Набивные мячи, теннисные мячи. |
|
| |
88 | Чередование бега и ходьбы. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прием и передача мяча, палок в шеренге, по кругу. | 1 | Шнур. Набивные мячи. Теннисные мячи. Эстафетные палочки. |
|
| |
89 | Бег на скорость. Чередование бега и ходьбы. Прыжки с ноги на ногу на отрезках. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. | 1 | Набивные мячи. Теннисные мячи. |
|
| |
90 | Высокий старт. Прыжки в длину с места. Броски и ловля волейбольных мячей. | 1 | Волейбольные мячи. |
|
| |
91 | Низкий старт. Прыжки на одной ноге. На месте, с продвижением вперед, в стороны. Метание колец на шесты. | 1 | Кольца и конусы. |
|
| |
92 | Метание с места малого мяча в стенку. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Челночный бег. | 1 | Теннисные мячи. |
|
| |
93 | Метания большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Прыжки в длину и высоту шагом. | 1 | Набивные мячи. Волейбольные мячи. |
|
| |
94 | Прыжки с небольшого разбега в длину. Броски набивного мяча сидя двумя руками из-за головы. | 1 | Набивные мячи. Волейбольные мячи. |
|
| |
95 | Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Прыжки с прямого разбега в длину. | 1 | Теннисные мячи. Прыжковая яма. |
|
| |
96 | Метание мяча в цель. Прыжки в длину с разбега. | 1 | Теннисные мячи. Прыжковая яма. |
|
| |
97 | Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». | 1 | Теннисные мячи. Прыжковая яма. |
|
| |
98 | Метание теннисного мяча на дальность с места. Прыжки в высоту способом «перешагивание» | 1 | Теннисные мячи. Прыжковая яма. |
|
| |
99 | Броски набивного мяча различными способами. Прыжки в высоту способом «перешагивание» | 1 | Теннисные мячи. Прыжковая яма. |
|
| |
| Итого | 99 |
|
|
|
|
22