СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Биологический эксперимент"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе нашли отражения цели и задачи изучения биологии.Применяемые методы и приемы позволяют ребятам самостоятельно проводить исследования в природе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Биологический эксперимент"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кармаклинская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

имени Героя Советского Союза Д.П.Бурцева






ПРИНЯТО

Решением школьного методического объединения учителей естественно – математического цикла

протокол от 30.08.24 №1

СОГЛАСОВАНО




Методист _____________/Бойкова А.В.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биологический эксперимент» для 7-8 классов


Срок реализации: 1 года






Составитель: Сарычева Екатерина Анатольевна,

учитель биологии, ВКК














Кармакла





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В рабочей программе «Биологический эксперимент» нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение восьми лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Учебный год

классы

Предмет

Количество часов в неделю

Количество учебных неделю

Количество часов за год

2024-2025

(5 дневная рабочая неделя)


7

Биологический эксперимент

0,5

34

17

2024-2025

(5 дневная рабочая неделя)


8

Биологический эксперимент

0,5

34

17

Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.Достижению результатов обучения семиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.













Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника Биология. Представленный курс биологии посвящён изучению растений и животных. В нём развивается концепция, заложенная в учебнике «Биология» для 7 и 8 класса. В основе концепции - системно-структурный подход к обучению: формирование биологических и экологических понятий через участие в экспериментальной деятельности. Согласно учебному плану МКОУ Кармаклинской СОШ изучение курса рассчитано на 0,5ч в неделю (17 ч в год) в 7, 8 классах. Для работы на уроках и дома учащиеся используют электонные ресурсы https://rsdo.oblcit.ru/,https://www.yaklass.ru/Account/EditProfile

Цели биологического образования

Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»

Личностные и метапредметные результаты:

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.


Регулятивные

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • фиксировать выборочную информацию об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Предметные результаты

В результате работы по программе курса обучающиеся научатся:

  • методам изучения биологии;

  • особенностям биологического эксперимента с растениями и общебиологические особенности;

  • методам изучения объектов живой природы;

  • использовать лабораторное оборудование и приемы работы с ним;

  • называть основные физиологические процессы, протекающие в живых объектах;

  • называть анатомическое строение живых объектов;

  • работать с готовыми микропрепаратами и изготовлять микропрепараты;

  • ставить физиологический эксперимент;

  • работать с оптическими приборами и лабораторным оборудованием;

  • подбирать объект для эксперимента в соответствии с поставленными задачами;

  • четко и лаконично формулировать цели и выводы эксперимента;

  • при оформлении работ соблюдать наглядность, научность и эстетичность;

  • использовать устройство светового микроскопа и правила работы с ним;

  • называть особенности строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

  • называть особенности жизненных циклов у растений: мхи, папоротники, голосеменные, цветковых растений;

  • называть строение и функции цветка. Разнообразие цветков семейств покрытосеменных.

  • работать с увеличительными приборами;

  • распознавать, сравнивать, зарисовывать объекты живой природы, анализировать, делать выводы;

  • работать с инструктивной карточкой лабораторных работ.

Получат возможность научиться:

  • проводить и оформлять исследовательские практические работы;

  • определять признаки растений разных семейств по внешнему строению;

  • работать с определительными карточками;

  • общаться в группе, вести дискуссию, выступать, отстаивать свою точку зрения.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;

  • прилежание и ответственность за результаты обучения;

  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образова­тельной траектории в изучении предмета;

  • активность и инициативность во время работы в группах и при вы­полнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим пози­циям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществ­ляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы теку­щей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной атте­стации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способ­ность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических за­дач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении животного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного от среды обитания; (элективный курс – экология растений)

  • знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)

  • овладение основными навыками работы с определителями животных, с микроскопом;

  • определение, узнавание различных животных, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;

  • проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;

  • владение грамотной устной и письменной речью;

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»

Тема 1. Общие сведения о животном мире.

Царство животных. Классификация животного мира.Экскурсия №1 «Разнообразие животного мира»

Тема 2. Строение тела животных.Строение клетки. Ткани, органы, система органов

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. Общая характеристика простейших. Среда обитания, строение, жизнедеятельность.

Лабораторная работа № 1. «Строение и передвижение инфузории туфельки (простейших)».

Демонстрация

  • Передвижение простейших.

  • Микропрепараты простейших.

Тема 4.Подцарство многоклеточные.Общая характеристика многоклеточных животных. Гидра. Среда обитания, процессы жизнедеятельности.

Тема 5. Тип Плоские черви, Круглые, Кольчатые черви.Тип Плоские черви, строение среда обитания.Тип Круглые черви, строение среда обитания.

Тип Кольчатые черви, строение среда обитания.Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение»

Тема 6. Тип Моллюски. Общая характеристика.Брюхоногие моллюски, среда обитания, строение, разнообразие.Двустворчатые моллюски, среда обитания, строение, разнообразие.Головоногие моллюски, среда обитания, строение, разнообразие.Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»

Тема 7. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Многообразие. Тип развития.Класс Ракообразные, среда обитания, строение, жизнедеятельность.

Класс Паукообразные, среда обитания, строение, жизнедеятельность.Класс Насекомые, среда обитания, строение, жизнедеятельность.Общественные насекомые, вредители с/х.Лабораторная работа№ 4 «Внешнее строение насекомого»

Тема 8. Тип хордовых. Бесчерепные. Рыбы.Хордовые, примитивные формы.Рыбы, среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение, образ жизни.Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы.Лабораторная работа №5 «Особенности передвижения рыб, внешнее строения».

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии. Многообразие. Строение, среда обитания. Годовой жизненный цикл. Размножение.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Многообразие. Строение, среда обитания. Размножение. Значение, происхождение.

Тема 11. Класс Птицы.Общая характеристика. Многообразие. Строение, среда обитания. Годовой жизненный цикл. Размножение. Значение, охрана, происхождение.Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев». Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы».

Экскурсия № 2 №Птицы парка».

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. Многообразие. Общее строение, среда обитания. Размножение. Экологические группы.Яйцекладущие, сумчатые, плацентарные. Значение, охрана, происхождение.Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих»

Тема 13. Развитие животного мира на земле. Развитие животного мира на Земле. Обобщение. Контроль знаний.Экскурсия № 3 «Жизнь природного сообщества весной.».


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс

№ п/п

Название раздела

Количество часов /рабочая программа/

1.

Общие сведения о мире животных

Экскурсия №1 «Разнообразие животных в природе»

1

2.

Строение тела животных

1

3.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

Лабораторная работа № 1. «Строение и передвижение инфузории туфельки (простейших)».

1

4.

Подцарство Многоклеточные

1

5.

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.

Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение

1

6

Тип Моллюски

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»

2

7

Тип Членистоногие

Лабораторная работа№ 4 «Внешнее строение насекомого»

2

8

Тип хордовых. Бесчерепные. Рыбы.

Лабораторная работа №5 «Особенности передвижения рыб, внешнее строения».

1

9

Класс Земноводные, или Амфибии

1

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

1

11

Класс Птицы

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лабораторная работа № 7 « Строение скелета птицы».

Экскурсия № 2 №Птицы парка».

1

12

Класс Млекопитающие, или Звери

Лабораторная работа № 8 « Строение скелета млекопитающих»

2

13

Развитие животного мира на земле

Итоговый контроль

Экскурсия № 3 «Жизнь природного сообщества весной.»

2

Итого: Экскурсий - 3

Лабораторных работ - 8

17ч



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс

№ п/п

Название раздела

Количество часов /рабочая программа/

1.

Общие сведения о мире животных

Экскурсия №1 «Разнообразие животных в природе»

1

2.

Строение тела животных

1

3.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные

Лабораторная работа № 1. «Строение и передвижение инфузории туфельки (простейших)».

1

4.

Подцарство Многоклеточные

1

5.

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.

Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя, передвижение

1

6

Тип Моллюски

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»

2

7

Тип Членистоногие

Лабораторная работа№ 4 «Внешнее строение насекомого»

2

8

Тип хордовых. Бесчерепные. Рыбы.

Лабораторная работа №5 «Особенности передвижения рыб, внешнее строения».

1

9

Класс Земноводные, или Амфибии

1

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

1

11

Класс Птицы

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лабораторная работа № 7 « Строение скелета птицы».

Экскурсия № 2 №Птицы парка».

1

12

Класс Млекопитающие, или Звери

Лабораторная работа № 8 « Строение скелета млекопитающих»

2

13

Развитие животного мира на земле

Итоговый контроль

Экскурсия № 3 «Жизнь природного сообщества весной.»

2

Итого: Экскурсий - 3

Лабораторных работ - 8

17ч





































Календарно- тематическое планирование

Класс: 7

2024-2025 год


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Тип Саркодовые, Жгутиконосцы

1

2

Многообразие Простейших. Проверочная работа

1

3

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

4

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1

5

Общая характеристика типа Моллюски..

1

6

Класс Двустворчатые моллюски

1

7

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

1

8

Класс Насекомые. Проверочная работа

1

9

Общественные насекомые.

1

10

Класс Рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб.

1

11

Класс Земноводные. Строение и среда обитания.

1

12

Размножение и многообразие пресмыкающихся.

1

13

Класс Птицы. Внешнее строение. Скелет птицы.

1

14

Внутреннее строение птиц.

1

15

Значение и происхождение птиц

1

16

Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение.

1

17

Экологические группы млекопитающих. Экскурсия в природу

1











Календарно- тематическое планирование

Класс: 8

2024-2025 год


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Тип Саркодовые, Жгутиконосцы

1

2

Многообразие Простейших

Проверочная работа

1

3

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

4

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1

5

Общая характеристика типа Моллюски..

1

6

Класс Двустворчатые моллюски

1

7

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

1

8

Класс Насекомые. Тип развития

Проверочная работа

1

9

Общественные насекомые.

1

10

Класс Рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб.

1

11

Класс Земноводные. Строение и среда обитания.

1

12

Размножение и многообразие пресмыкающихся.

1

13

Класс Птицы. Внешнее строение. Скелет птицы.

1

14

Внутреннее строение птиц.


1

15

Значение и происхождение птиц

1

16

Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение.

1

17

Экологические группы млекопитающих.

Экскурсия в природу

1



















19