СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 6 класса.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 6 класса.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»



УТВЕРЖДЕНА



Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»

90 от 30 августа 2019 г.







Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

(базовый уровень)

для 6 класса













Составитель

Назарова Е.В.,

учитель биологии

высшей квалификационной категории













г. Воскресенск

2019 год



Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от28.12.2018 №345, приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от28.12.2018 №345».

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 31.08. 2017 года № 105;

  • Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;

  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года;


а также на основе:

Авторской программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой,А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014 г)

Предметная линия учебников Биология 6 класс: И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С Кучменко. М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2014



Место предмета в учебном плане



В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение биологии в 6-м классе на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.

Изменений в программе - нет.

Количество обобщений за год – 5

Количество лабораторных работ– 6

Количество экскурсий - 1

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.


Формы организации образовательного процесса.

- Классно-урочная система;

-Основная форма организации учебного процесса – урок;

-В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются формы: уроки-лекции, уроки-исследования, практикум, закрепление, групповая форма работы, зачет, лабораторная работа, экскурсия.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Изучение курса «Биология» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД).

Личностные результаты:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках само­стоятельной деятельности вне школы;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегаюших технологий; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • умение применять полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные результаты:

1) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • составлять тезисы, планы (простые, сложные и т. п.), структурировать учебный материал, да­вать определения понятиям;

  • проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

2) регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:

  • организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);

  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать раз­ные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • для развития современных естественно-научных представлений о картине мира постичь основы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать биологию как науку, применять методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

  • понимать особенности строения растительного организма (живой и растительной клеток) и основные процессы жизнедеятельности растительной клетки; знать строение и функции тканей растений; иметь представление о многообразии растительного мира;

  • определять виды тканей растений на микропрепаратах, рисунках и схемах;

  • работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты, проводить элементарные биологические исследования;

  • сравнивать и определять семенные и споровые растения; объяснять роль главных органов растения в его жизнедеятельности;

  • распознавать органы растений, устанавливать взаимосвязь между особенностями их строения и функциями, которые они выполняют в организме растения;

  • сравнивать семена двудольных и однодольных растений;

  • характеризовать процессы минерального и воздушного питания растений, дыхание и обмен веществ у растений, рост и развитие растительного организма;

  • выбирать удобрения при уходе за растениями, вегетативно размножать комнатные растения;

  • понимать значение систематики как науки;

  • знать строение и значения листьев, корней, побега, цветка, плодов и семян в жизнедеятельности растений;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные; отличать покрытосеменные растения от голосеменных, сравнивать особенности их строения; называть признаки цветковых растений, относящихся к классам Двудольные и Однодольные; составлять морфологическое описание растений;

  • выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволивших им занять господствующее положение в растительном мире;

  • находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;

  • объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений растений к среде обитания;

  • обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира;

  • понимать взаимосвязь между растениями в природных сообществах, роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • уметь формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

  • освоить приемы оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений (методы вегетативного размножения культурных растений, меры по оказанию первой помощи при отравлении ядовитыми растениями);

  • проводить биологические опыты и эксперименты, объяснять полученные результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;

  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни, знать ядовитые растения своей местности;

  • уметь анализировать и оценивать последствия воздействия человека на природу;

3) в сфере трудовой деятельности:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

  • уметь создавать условия, необходимые для роста и развития растений; определять всхожесть семян и правильно высеивать семена различных растений; проводить искусственное опыление; размножать растения;

4) в сфере физической деятельности: демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

5) в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.


Планируемые предметные результаты изучения предмета « Биология»

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как пред­ставителей самостоятельного царства Растения;

  • применять методы биологической науки для изучения растений — проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей — оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и жизни человека; последствия деятельности человека в природе.


Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работать с определителем растений;

  • выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях, бактериях, грибах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • проводить наблюдения за растениями, грибами; выращивать и размножать культурные растения; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

  • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;

  • различать с помощью таблиц и микропрепаратов части и органоиды клетки, типы растительных и животных тканей, органы цветковых растений, называть их функции;

  • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);

  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

  • участвовать в групповой работе;

  • составлять план работы и план ответа;

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.





















Содержание учебного предмета «Биология»

Глава 1. «Наука о растениях — ботаника» (4 ч):

1.Царство растений. Внешнее строение и общая характеристика растений (вегетативные и генеративные органы; места обитания растений; история использования и изучения растений; семенные и споровые растения; понятие о ботанике, как о науке, изучающей царство Растения).


2.Многообразие жизненных форм растений (представление о жизненных формах растений, примеры; связь жизненных форм растений со средой их обитания; характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений (деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав).


3.Клеточное строение растений и свойства растительной клетки (клетка как основная структурная единица растения; строение растительной клетки (клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды); жизнедеятельность клетки; деление клетки; клетка как живая система; особенности растительной клетки).


4.Ткани растений( понятие о ткани растений; виды тканей (основная, покровная, проводящая, механическая); причины появления тканей; растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.) Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1 «Наука о растениях — ботаника» (Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 1: ботаника, семенные растения, споровые растения, орган; жизненная форма растения, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы; клетка, ядро, цитоплазма, клеточная стенка, клеточная (цитоплазматическая) мембрана, вакуоль, хлорофилл, хлоропласт, хромосомы; ткань, виды тканей (проводящие, образовательные, основные, покровные, механические).

Глава 2. «Органы растений» (8 ч):

1.Семя, его строение и значение (семя как орган размножения растений; строение семени (кожура, зародыш, эндосперм, семядоли); строение зародыша растения; двудольные и однодольные растения; прорастание семян; проросток, особенности его строения; значение семян в природе и в жизни человека).

Лабораторная работа 1. «Строение семени фасоли».


2.Условия прорастания семян (значение воды и воздуха для прорастания семян; запасные питательные вещества семени; температурные условия прорастания семян, роль света; сроки посева семян).


3.Корень, его строение и значение (типы корневых систем растений; строение корня - зоны корня (конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста); рост корня, геотропизм; видоизменения корней; значение корней в природе).

Лабораторная работа 2. «Строение корня проростка».


4.Побег, его строение и развитие (побег как сложная система; строение побега; строение почек; вегетативная, цветочная (генеративная) почки; развитие и рост побегов из почек; прищипка и пасынкование; спящие почки).

Лабораторная работа 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».


5.Лист, его строение и значение (внешнее и внутреннее строение листа; типы жилкования листьев; строение и функции устьиц; значение листа для растения (фотосинтез, испарение, газообмен); листопад, его роль в жизни растения; видоизменения листьев).


6.Стебель, его строение и значение (внешнее и внутреннее строение стебля: типы стеблей; функции стебля; видоизменения стебля у надземных и подземных побегов).

Лабораторная работа 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».


7.Цветок, его строение и значение (цветок как видоизмененный укороченный побег, развивающийся из генеративной почки: строение цветка; роль цветка в жизни растения: значение пестика и тычинок в цветке: соцветия, их разнообразие; цветение и опыление растений: опыление как условие оплодотворения; типы опыления (перекрестное и самоопыление): переносчики пыльцы; ветроопыление).


8.Плод, разнообразие и значение плодов (строение плода; разнообразие плодов; цветковые (покрытосеменные) растения; распространение плодов и семян; значение плодов в природе и в жизни человека.) Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 2 «Органы растений» (Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 2: семя, проросток, кожура, зародыш, эндосперм, семядоля, однодольные растения, двудольные растения; всхожесть; корень, корневые системы (стержневая, мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня; побег, стебель, лист, вегетативная почка, генеративная (цветочная) почка, спящая почка; лист, листовая пластинка, черешок, жилки, устьице, газообмен, испарение, фотосинтез, листопад, видоизменение листа; стебель, узел, междоузлие, сердцевина, камбий, древесина, луб, кора, корневище, клубень, луковица; цветок, чашечка, венчик, тычинка, пестик, пыльца, пылинка, семязачаток, соцветие, опыление, оплодотворение; плод, околоплодник, покрытосеменные растения, сухие и сочные плоды; односемянные и многосемянные плоды, зерновка, боб, коробочка, стручок, орех, желудь, семянка, листовка, костянка, ягода, яблоко, тыквина).

Глава 3. «Основные процессы жизнедеятельности растений» (6 ч):

1.Минеральное питание растений и значение воды (вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания; извлечение растением из почвы растворенных в воде минеральных солей; функция корневых волосков; перемещение воды и минеральных веществ по растению; значение минерального (почвенного) питания; типы удобрений и их роль в жизни растения; экологические группы растений по отношению к воде).


2.Воздушное питание растений — фотосинтез (условия образования органических веществ в растении; зеленые растения — автотрофы; гетеротрофы как потребители готовых органических веществ; значение фотосинтеза в природе).


3.Дыхание и обмен веществ у растений (роль дыхания в жизни растений; сравнительная харак­теристика процессов дыхания и фотосинтеза; обмен веществ в организме как важнейший признак жизни; взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза).


4.Размножение и оплодотворение у растений (размножение как необходимое свойство жизни; типы размножения (бесполое и половое); бесполое размножение - вегетативное и размножение спорами; главная особенность полового размножения; особенности оплодотворения у цветковых растений; двойное оплодотворение; достижения отечественного ученого С.Г. Навашина_


5.Вегетативное размножение растений и его использование человеком (особенности вегетативного размножения, его роль в природе; использование вегетативного размножения человеком (прививки, культура тканей).

Лабораторная работа 5. «Черенкование комнатных растений»


6.Рост и развитие растений (характерные черты процессов роста и развития растений; этапы индивидуального развития растений; зависимость процессов роста иразвития растений от условий среды обитания; периодичность протекания жизненных процессов; суточные и сезонные ритмы; экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), их влияние на жизнедеятельность растений.) Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 3: «Основные процессы жизнедеятельности растений». (Основные понятия: минеральное (почвенное) питание, органические удобрения, минеральные удобрения, микроэлементы, экологические группы; фотосинтез, воздушное питание, автотрофы, гетеротрофы; дыхание, обмен веществ; бесполое размножение, вегетативное размножение, спора, половое размножение, оплодотворение, гамета, спермий, яйцеклетка, зигота, двойное оплодотворение; прививка, подвой, привой, черенок, глазок, культура тканей; рост, развитие, индивидуальное развитие, суточные ритмы, сезонные ритмы.


Глава 4. «Многообразие и развитие растительного мира» (10 ч):


1.Систематика растений, ее значение для ботаники (происхождение названий отдельных растений; классификация растений; вид как единица классификации; название вида; группы царства Растения; роль систематики в изучении растений).


2.Водоросли, их многообразие в природе (общая характеристика; строение, размножение водорослей; разнообразие водорослей, отделы (зеленые, красные, бурые водоросли); значение водорослей в природе; использование водорослей человеком).


3.Отдел Моховидные, общая характеристика и значение (моховидные, характерные черты строения; классы Печеночники и Листостебельные, их отличительные черты; размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных; моховидные как споровые растения; значение мхов в природе и в жизни человека).

Лабораторная работа 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».


4.Плауны. Хвощи, Папоротники. Их общая характеристика (характерные черты высших споровых растений; чередование полового и бесполого размножения в цикле развития; общая характеристика отделов Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и в жизни человека)


5.Отдел Голосеменные, общая характеристика и значение (общая характеристика; расселение голосеменных по поверхности земли; образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми; особенности строения и развития представителей класса Хвойные; голосеменные на территории России; значение голосеменных в природе и в жизни человека).


6.Отдел Покрытосеменные, общая характеристика и значение (особенности строения, размножения и развития; сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений; более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, их лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды; разнообразие жизненных форм покрытосеменных; характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и в жизни человека; охрана редких и исчезающих видов покрытосеменных растений)

7.Семейства класса Двудольные (общая характеристика; семейства Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные; отличительные признаки семейств; значение двудольных растений в природе и в жизни человека; сельскохозяйственные культуры).


8.Семейства класса Однодольные (общая характеристика; семейства Лилейные, Луковые, Злаки; отличительные признаки; значение однодольных растений в природе и в жизни человека; исключительная роль злаковых растений).


9.Историческое развитие растительного мира (понятие об эволюции живого мира; первые обитатели Земли; история развития растительного мира; выход растений на сушу; характерные черты приспособленности к наземному образу жизни; Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком; охрана редких и исчезающих видов растений).


10.Многообразие и происхождение культурных растений (история происхождения культурных растений; значение искусственного отбора и селекции; особенности культурных растений, центры их происхождения; расселение растений; сорные растения, их значение). Дары Нового и Старого Света (дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква); история и центры их появления; значение растений в жизни человека).

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 4 «Многообразие и развитие растительного мира».(Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 4: систематика, царство, вид, ареал, двойные (бинарные) названия; водоросли, низшие растения, слоевище (таллом), хроматофор, зооспора; Моховидные (мхи), ризоиды, спорофит, гаметофит, листостебельные мхи; Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротникообразные, гаметангий, спорангий, спора, заросток; голосеменные растения, хвойные растения, хвоя, мужские шишки; женские шишки, покрытосеменные (цветковые) растения; класс Двудольные; класс Однодольные; эволюция, цианобактерии; дикорастущие растения, культурные растения, сорные растения; центр происхождения).

Глава 5. «Природные сообщества» (5 ч):

1.Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме (понятие о природном сообществе, В.Н. Сукачев о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нем; круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества; совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз); условия среды обитания (биотоп); роль растений в природном сообществе.).


2.Экскурсия №1 « Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» (проводится по усмотрению учителя).


3.Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе (ярусное строение природного сообщества (надземное и подземное); условия обитания растений в биогеоценозе; многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ)


4.Разнообразие природных сообществ и их смена (понятие о смене природных сообществ; причины смены (внутренние и внешние); естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере; необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ).

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 5 «Природные сообщества».(Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 5: природное сообщество (биоценоз), экологическая система (экосистема), биотоп, круговорот веществ и поток энергии; ярус, ярусное строение природного сообщества, надземная ярусность, подземная ярусность; смена биогеоценоза, сукцессия, коренной биогеоценоз, временный биогеоценоз, агроценоз.)


5.Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. (Содержание курса «Биология. 6 класс» строится на основе деятельностного подхода. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Резерв учебного времени (1ч)




























Календарно - тематический план по учебному предмету «Биология»

для 6 класса

на 2019 – 2020 учебный год.



Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Глава 1. «Наука о растениях — ботаника» (4 ч)

1

1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

02.09-06.09.


2

2

Многообразие жизненных форм растений.

09.09-13.09.


3

3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

16.09-20.09.


4

4

Ткани растений.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1 «Наука о растениях — ботаника».

23.09-27.09.


Глава 2. «Органы растений» (8ч)

5

1

Семя, его строение и значение

Лабораторная работа 1

«Строение семени фасоли».

30.09-04.10.


6

2

Условия прорастания семян.

14.10-18.10.


7

3

Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа 2

«Строение корня проростка».

21.10-25.10.


8

4

Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа 3

«Строение вегетативных и генеративных почек».

28.10-01.11.


9

5

Лист, его строение и значение.

04.11-08.11.


10

6

Стебель, его строение и значение.

Лабораторная работа 4

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.

11.11.-15.11.


11

7

Цветок, его строение и значение.

25.11.-29.11.


12

8

Плод. Разнообразие и значение плодов.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 2 «Органы растений».

02.12-06.12.


Глава 3. «Основные процессы жизнедеятельности растений» (6 ч)

13

1

Минеральное питание растений и значение воды.

09.12.-13.12.


14

2

Воздушное питание растений - фотосинтез.

16.12.-20.12.


15

3

Дыхание и обмен веществ у растений.

23.12.-27.12.


16

4

Размножение и оплодотворение у растений.

30.12.-10.01.


17

5

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

Лабораторная работа 5

«Черенкование комнатных растений».

13.01.-17.01.


18

6

Рост и развитие растений

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 3 «Основные процессы жизнедеятельности растений».

20.01-24.01.


Глава 4. «Многообразие и развитие растительного мира» (10 ч)

19

1

Систематика растений, её значение для ботаники.

27.01-31.01.


20

2

Водоросли, их многообразие в природе.

03.02-07.02.


21

3

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа 6

«Изучение внешнего строения моховидных растений».

10.02-17.02.


22

4

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Их общая характеристика.

24.02-28.02.


23

5

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

02.03-06.03.


24

6

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

09.03-13.03.


25

7

Семейства класса Двудольные

16.03-20.03.


26

8

Семейства класса Однодольные

23.03-27.03.


27

9

Историческое развитие растительного мира

30.03-03.04.


28

10

Многообразие и происхождение культурных растений.

Дары Нового и Старого Света.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 4 «Многообразие и развитие растительного мира».

13.04-17.04.


Глава 5. «Природные сообщества» (5 ч)


29

1

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме.

20.04-24.04.


30

2

Экскурсия №1«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)».

27.04-01.05.


31

3

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

04.05-08.05.


32

4

Разнообразие природных сообществ и их смена

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 5 «Природные сообщества».

11.05-15.05.


33

5

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. Обсуждение заданий на лето.

18.05.-22.05.


34

1

Резерв.

25.05-29.05.


В том числе

Итого часов

уроков обобщения

лабораторных работ

Экскурсий

по программе

34

5

6

1

выполнено






СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________/Кочергина И.Н./

«______» ______________ 2019 г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО, рекомендуется к утверждению

протокол № ___ от «___» ________ 2019 г.

Руководитель РМО ________________(КиселеваЛ.Э.)