Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»
№ 90 от 30 августа 2019 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
(базовый уровень)
для 6 класса
Составитель
Назарова Е.В.,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 год
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от28.12.2018 №345, приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от28.12.2018 №345».
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 31.08. 2017 года № 105;
Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года;
а также на основе:
Авторской программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой,А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014 г)
Предметная линия учебников Биология 6 класс: И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С Кучменко. М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2014
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение биологии в 6-м классе на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.
Изменений в программе - нет.
Количество обобщений за год – 5
Количество лабораторных работ– 6
Количество экскурсий - 1
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Формы организации образовательного процесса.
- Классно-урочная система;
-Основная форма организации учебного процесса – урок;
-В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются формы: уроки-лекции, уроки-исследования, практикум, закрепление, групповая форма работы, зачет, лабораторная работа, экскурсия.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Изучение курса «Биология» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД).
Личностные результаты:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегаюших технологий; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
умение применять полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
1) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, планы (простые, сложные и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятиям;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
2) регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
для развития современных естественно-научных представлений о картине мира постичь основы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать биологию как науку, применять методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
понимать особенности строения растительного организма (живой и растительной клеток) и основные процессы жизнедеятельности растительной клетки; знать строение и функции тканей растений; иметь представление о многообразии растительного мира;
определять виды тканей растений на микропрепаратах, рисунках и схемах;
работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты, проводить элементарные биологические исследования;
сравнивать и определять семенные и споровые растения; объяснять роль главных органов растения в его жизнедеятельности;
распознавать органы растений, устанавливать взаимосвязь между особенностями их строения и функциями, которые они выполняют в организме растения;
сравнивать семена двудольных и однодольных растений;
характеризовать процессы минерального и воздушного питания растений, дыхание и обмен веществ у растений, рост и развитие растительного организма;
выбирать удобрения при уходе за растениями, вегетативно размножать комнатные растения;
понимать значение систематики как науки;
знать строение и значения листьев, корней, побега, цветка, плодов и семян в жизнедеятельности растений;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные; отличать покрытосеменные растения от голосеменных, сравнивать особенности их строения; называть признаки цветковых растений, относящихся к классам Двудольные и Однодольные; составлять морфологическое описание растений;
выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволивших им занять господствующее положение в растительном мире;
находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений растений к среде обитания;
обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира;
понимать взаимосвязь между растениями в природных сообществах, роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;
уметь формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
освоить приемы оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений (методы вегетативного размножения культурных растений, меры по оказанию первой помощи при отравлении ядовитыми растениями);
проводить биологические опыты и эксперименты, объяснять полученные результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни, знать ядовитые растения своей местности;
уметь анализировать и оценивать последствия воздействия человека на природу;
3) в сфере трудовой деятельности:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
уметь создавать условия, необходимые для роста и развития растений; определять всхожесть семян и правильно высеивать семена различных растений; проводить искусственное опыление; размножать растения;
4) в сфере физической деятельности: демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
5) в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.
Планируемые предметные результаты изучения предмета « Биология»
Ученик научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства Растения;
применять методы биологической науки для изучения растений — проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять полученные результаты;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей — оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и жизни человека; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работать с определителем растений;
выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;
осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях, бактериях, грибах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
проводить наблюдения за растениями, грибами; выращивать и размножать культурные растения; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
различать с помощью таблиц и микропрепаратов части и органоиды клетки, типы растительных и животных тканей, органы цветковых растений, называть их функции;
выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
участвовать в групповой работе;
составлять план работы и план ответа;
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Содержание учебного предмета «Биология»
Глава 1. «Наука о растениях — ботаника» (4 ч):
1.Царство растений. Внешнее строение и общая характеристика растений (вегетативные и генеративные органы; места обитания растений; история использования и изучения растений; семенные и споровые растения; понятие о ботанике, как о науке, изучающей царство Растения).
2.Многообразие жизненных форм растений (представление о жизненных формах растений, примеры; связь жизненных форм растений со средой их обитания; характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений (деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав).
3.Клеточное строение растений и свойства растительной клетки (клетка как основная структурная единица растения; строение растительной клетки (клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды); жизнедеятельность клетки; деление клетки; клетка как живая система; особенности растительной клетки).
4.Ткани растений( понятие о ткани растений; виды тканей (основная, покровная, проводящая, механическая); причины появления тканей; растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.) Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1 «Наука о растениях — ботаника» (Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 1: ботаника, семенные растения, споровые растения, орган; жизненная форма растения, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы; клетка, ядро, цитоплазма, клеточная стенка, клеточная (цитоплазматическая) мембрана, вакуоль, хлорофилл, хлоропласт, хромосомы; ткань, виды тканей (проводящие, образовательные, основные, покровные, механические).
Глава 2. «Органы растений» (8 ч):
1.Семя, его строение и значение (семя как орган размножения растений; строение семени (кожура, зародыш, эндосперм, семядоли); строение зародыша растения; двудольные и однодольные растения; прорастание семян; проросток, особенности его строения; значение семян в природе и в жизни человека).
Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».
2.Условия прорастания семян (значение воды и воздуха для прорастания семян; запасные питательные вещества семени; температурные условия прорастания семян, роль света; сроки посева семян).
3.Корень, его строение и значение (типы корневых систем растений; строение корня - зоны корня (конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста); рост корня, геотропизм; видоизменения корней; значение корней в природе).
Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».
4.Побег, его строение и развитие (побег как сложная система; строение побега; строение почек; вегетативная, цветочная (генеративная) почки; развитие и рост побегов из почек; прищипка и пасынкование; спящие почки).
Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
5.Лист, его строение и значение (внешнее и внутреннее строение листа; типы жилкования листьев; строение и функции устьиц; значение листа для растения (фотосинтез, испарение, газообмен); листопад, его роль в жизни растения; видоизменения листьев).
6.Стебель, его строение и значение (внешнее и внутреннее строение стебля: типы стеблей; функции стебля; видоизменения стебля у надземных и подземных побегов).
Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
7.Цветок, его строение и значение (цветок как видоизмененный укороченный побег, развивающийся из генеративной почки: строение цветка; роль цветка в жизни растения: значение пестика и тычинок в цветке: соцветия, их разнообразие; цветение и опыление растений: опыление как условие оплодотворения; типы опыления (перекрестное и самоопыление): переносчики пыльцы; ветроопыление).
8.Плод, разнообразие и значение плодов (строение плода; разнообразие плодов; цветковые (покрытосеменные) растения; распространение плодов и семян; значение плодов в природе и в жизни человека.) Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 2 «Органы растений» (Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 2: семя, проросток, кожура, зародыш, эндосперм, семядоля, однодольные растения, двудольные растения; всхожесть; корень, корневые системы (стержневая, мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня; побег, стебель, лист, вегетативная почка, генеративная (цветочная) почка, спящая почка; лист, листовая пластинка, черешок, жилки, устьице, газообмен, испарение, фотосинтез, листопад, видоизменение листа; стебель, узел, междоузлие, сердцевина, камбий, древесина, луб, кора, корневище, клубень, луковица; цветок, чашечка, венчик, тычинка, пестик, пыльца, пылинка, семязачаток, соцветие, опыление, оплодотворение; плод, околоплодник, покрытосеменные растения, сухие и сочные плоды; односемянные и многосемянные плоды, зерновка, боб, коробочка, стручок, орех, желудь, семянка, листовка, костянка, ягода, яблоко, тыквина).
Глава 3. «Основные процессы жизнедеятельности растений» (6 ч):
1.Минеральное питание растений и значение воды (вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания; извлечение растением из почвы растворенных в воде минеральных солей; функция корневых волосков; перемещение воды и минеральных веществ по растению; значение минерального (почвенного) питания; типы удобрений и их роль в жизни растения; экологические группы растений по отношению к воде).
2.Воздушное питание растений — фотосинтез (условия образования органических веществ в растении; зеленые растения — автотрофы; гетеротрофы как потребители готовых органических веществ; значение фотосинтеза в природе).
3.Дыхание и обмен веществ у растений (роль дыхания в жизни растений; сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза; обмен веществ в организме как важнейший признак жизни; взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза).
4.Размножение и оплодотворение у растений (размножение как необходимое свойство жизни; типы размножения (бесполое и половое); бесполое размножение - вегетативное и размножение спорами; главная особенность полового размножения; особенности оплодотворения у цветковых растений; двойное оплодотворение; достижения отечественного ученого С.Г. Навашина_
5.Вегетативное размножение растений и его использование человеком (особенности вегетативного размножения, его роль в природе; использование вегетативного размножения человеком (прививки, культура тканей).
Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений»
6.Рост и развитие растений (характерные черты процессов роста и развития растений; этапы индивидуального развития растений; зависимость процессов роста иразвития растений от условий среды обитания; периодичность протекания жизненных процессов; суточные и сезонные ритмы; экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), их влияние на жизнедеятельность растений.) Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 3: «Основные процессы жизнедеятельности растений». (Основные понятия: минеральное (почвенное) питание, органические удобрения, минеральные удобрения, микроэлементы, экологические группы; фотосинтез, воздушное питание, автотрофы, гетеротрофы; дыхание, обмен веществ; бесполое размножение, вегетативное размножение, спора, половое размножение, оплодотворение, гамета, спермий, яйцеклетка, зигота, двойное оплодотворение; прививка, подвой, привой, черенок, глазок, культура тканей; рост, развитие, индивидуальное развитие, суточные ритмы, сезонные ритмы.
Глава 4. «Многообразие и развитие растительного мира» (10 ч):
1.Систематика растений, ее значение для ботаники (происхождение названий отдельных растений; классификация растений; вид как единица классификации; название вида; группы царства Растения; роль систематики в изучении растений).
2.Водоросли, их многообразие в природе (общая характеристика; строение, размножение водорослей; разнообразие водорослей, отделы (зеленые, красные, бурые водоросли); значение водорослей в природе; использование водорослей человеком).
3.Отдел Моховидные, общая характеристика и значение (моховидные, характерные черты строения; классы Печеночники и Листостебельные, их отличительные черты; размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных; моховидные как споровые растения; значение мхов в природе и в жизни человека).
Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».
4.Плауны. Хвощи, Папоротники. Их общая характеристика (характерные черты высших споровых растений; чередование полового и бесполого размножения в цикле развития; общая характеристика отделов Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и в жизни человека)
5.Отдел Голосеменные, общая характеристика и значение (общая характеристика; расселение голосеменных по поверхности земли; образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми; особенности строения и развития представителей класса Хвойные; голосеменные на территории России; значение голосеменных в природе и в жизни человека).
6.Отдел Покрытосеменные, общая характеристика и значение (особенности строения, размножения и развития; сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений; более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, их лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды; разнообразие жизненных форм покрытосеменных; характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и в жизни человека; охрана редких и исчезающих видов покрытосеменных растений)
7.Семейства класса Двудольные (общая характеристика; семейства Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные; отличительные признаки семейств; значение двудольных растений в природе и в жизни человека; сельскохозяйственные культуры).
8.Семейства класса Однодольные (общая характеристика; семейства Лилейные, Луковые, Злаки; отличительные признаки; значение однодольных растений в природе и в жизни человека; исключительная роль злаковых растений).
9.Историческое развитие растительного мира (понятие об эволюции живого мира; первые обитатели Земли; история развития растительного мира; выход растений на сушу; характерные черты приспособленности к наземному образу жизни; Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком; охрана редких и исчезающих видов растений).
10.Многообразие и происхождение культурных растений (история происхождения культурных растений; значение искусственного отбора и селекции; особенности культурных растений, центры их происхождения; расселение растений; сорные растения, их значение). Дары Нового и Старого Света (дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква); история и центры их появления; значение растений в жизни человека).
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 4 «Многообразие и развитие растительного мира».(Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 4: систематика, царство, вид, ареал, двойные (бинарные) названия; водоросли, низшие растения, слоевище (таллом), хроматофор, зооспора; Моховидные (мхи), ризоиды, спорофит, гаметофит, листостебельные мхи; Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротникообразные, гаметангий, спорангий, спора, заросток; голосеменные растения, хвойные растения, хвоя, мужские шишки; женские шишки, покрытосеменные (цветковые) растения; класс Двудольные; класс Однодольные; эволюция, цианобактерии; дикорастущие растения, культурные растения, сорные растения; центр происхождения).
Глава 5. «Природные сообщества» (5 ч):
1.Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме (понятие о природном сообществе, В.Н. Сукачев о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нем; круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества; совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз); условия среды обитания (биотоп); роль растений в природном сообществе.).
2.Экскурсия №1 « Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» (проводится по усмотрению учителя).
3.Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе (ярусное строение природного сообщества (надземное и подземное); условия обитания растений в биогеоценозе; многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ)
4.Разнообразие природных сообществ и их смена (понятие о смене природных сообществ; причины смены (внутренние и внешние); естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере; необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ).
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 5 «Природные сообщества».(Основные понятия, которые необходимо усвоить после изучения главы 5: природное сообщество (биоценоз), экологическая система (экосистема), биотоп, круговорот веществ и поток энергии; ярус, ярусное строение природного сообщества, надземная ярусность, подземная ярусность; смена биогеоценоза, сукцессия, коренной биогеоценоз, временный биогеоценоз, агроценоз.)
5.Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. (Содержание курса «Биология. 6 класс» строится на основе деятельностного подхода. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Резерв учебного времени (1ч)
Календарно - тематический план по учебному предмету «Биология»
для 6 класса
на 2019 – 2020 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Глава 1. «Наука о растениях — ботаника» (4 ч) |
1 | 1 | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | 02.09-06.09. | |
2 | 2 | Многообразие жизненных форм растений. | 09.09-13.09. | |
3 | 3 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 16.09-20.09. | |
4 | 4 | Ткани растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1 «Наука о растениях — ботаника». | 23.09-27.09. | |
Глава 2. «Органы растений» (8ч) |
5 | 1 | Семя, его строение и значение Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли». | 30.09-04.10. | |
6 | 2 | Условия прорастания семян. | 14.10-18.10. | |
7 | 3 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка». | 21.10-25.10. | |
8 | 4 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек». | 28.10-01.11. | |
9 | 5 | Лист, его строение и значение. | 04.11-08.11. | |
10 | 6 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы. | 11.11.-15.11. | |
11 | 7 | Цветок, его строение и значение. | 25.11.-29.11. | |
12 | 8 | Плод. Разнообразие и значение плодов. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 2 «Органы растений». | 02.12-06.12. | |
Глава 3. «Основные процессы жизнедеятельности растений» (6 ч) |
13 | 1 | Минеральное питание растений и значение воды. | 09.12.-13.12. | |
14 | 2 | Воздушное питание растений - фотосинтез. | 16.12.-20.12. | |
15 | 3 | Дыхание и обмен веществ у растений. | 23.12.-27.12. | |
16 | 4 | Размножение и оплодотворение у растений. | 30.12.-10.01. | |
17 | 5 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений». | 13.01.-17.01. | |
18 | 6 | Рост и развитие растений Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 3 «Основные процессы жизнедеятельности растений». | 20.01-24.01. | |
Глава 4. «Многообразие и развитие растительного мира» (10 ч) |
19 | 1 | Систематика растений, её значение для ботаники. | 27.01-31.01. | |
20 | 2 | Водоросли, их многообразие в природе. | 03.02-07.02. | |
21 | 3 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». | 10.02-17.02. | |
22 | 4 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | 24.02-28.02. | |
23 | 5 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | 02.03-06.03. | |
24 | 6 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 09.03-13.03. | |
25 | 7 | Семейства класса Двудольные | 16.03-20.03. | |
26 | 8 | Семейства класса Однодольные | 23.03-27.03. | |
27 | 9 | Историческое развитие растительного мира | 30.03-03.04. | |
28 | 10 | Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 4 «Многообразие и развитие растительного мира». | 13.04-17.04. | |
Глава 5. «Природные сообщества» (5 ч) |
29 | 1 | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме. | 20.04-24.04. | |
30 | 2 | Экскурсия №1«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)». | 27.04-01.05. | |
31 | 3 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. | 04.05-08.05. | |
32 | 4 | Разнообразие природных сообществ и их смена Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 5 «Природные сообщества». | 11.05-15.05. | |
33 | 5 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. Обсуждение заданий на лето. | 18.05.-22.05. | |
34 | 1 | Резерв. | 25.05-29.05. | |
В том числе |
Итого часов | уроков обобщения | лабораторных работ | Экскурсий |
по программе | 34 | 5 | 6 | 1 |
выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________/Кочергина И.Н./
«______» ______________ 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 2019 г.
Руководитель РМО ________________(КиселеваЛ.Э.)