СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Биология»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Биология»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Биология»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28





Приложение

к основной образовательной программе

среднего общего образования

приказ 01-02/192 от 29 ноября 2017 г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология»









Уровень образования:

основное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Нормативный срок обучения:

5 лет

Класс:

5-9 класс















ЕКАТЕРИНБУРГ



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Личностные результаты:

К личностным результатам изучения Биологии на уровне основного общего образования относятся следующие убеждения и качества:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

9.1. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

  • умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

  • формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.


Метапредметные результаты освоения:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


10.1. Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

  • формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

  • формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

  • формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

  • формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

  • формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

  • развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

  • формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

  • развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.


Предметные результаты освоения предмета

Биология:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Содержание

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Живые организмы

Биология – наука о живых организмах

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Царство Растения

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Органы цветкового растения

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Микроскопическое строение растений

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Многообразие растений

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии

Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Человек и его здоровье

Введение в науки о человеке

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Общие свойства организма человека

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Нейрогуморальная регуляция функций организма

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Опора и движение

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Кровь и кровообращение

Функции крови илимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание

Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Пищеварение

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Выделение

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

Размножение и развитие

Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Сенсорные системы (анализаторы)

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Здоровье человека и его охрана

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Общие биологические закономерности

Биология как наука

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

Организм

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

Вид

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Экосистемы

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В. И.  Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.




Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»:

  1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;

  2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);

  3. Изучение органов цветкового растения;

  4. Изучение строения позвоночного животного;

  5. Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;

  6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;

  7. Изучение строения водорослей;

  8. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);

  9. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);

  10. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;

  11. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;

  12. Определение признаков класса в строении растений;

  13. Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;

  14. Изучение строения плесневых грибов;

  15. Вегетативное размножение комнатных растений;

  16. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;

  17. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;

  18. Изучение строения раковин моллюсков;

  19. Изучение внешнего строения насекомого;

  20. Изучение типов развития насекомых;

  21. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;

  22. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;

  23. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.


Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:

  1. Многообразие животных;

  2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;

  3. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;

  4. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).


Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Человек и его здоровье»:

  1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей;

  2. Изучение строения головного мозга;

  3. Выявление особенностей строения позвонков;

  4. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;

  5. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;

  6. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;

  7. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.

  8. Изучение строения и работы органа зрения.


Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Общебиологические закономерности»:

  1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;

  2. Выявление изменчивости организмов;

  3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»:

  1. Изучение и описание экосистемы своей местности.

  2. Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).

  3. Естественный отбор - движущая сила эволюции.










Таблица распределения часов по классам

Разделы, темы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Биология -наука о живом мире

8 ч.





Многообразие живых организмов

11 ч.





Жизнь организмов на планете Земля

7 ч.





Человек на планете Земля

6 ч.





Резерв

2 ч.





Наука о растениях- ботаника


4 ч.




Органы растений


8 ч.




Основные процессы жизнедеятельности растений


6 ч.




Многообразие и развитие растительного мира


10 ч.




Природные сообщества


5 ч.




Резерв





Общие сведения о мире животных



2 ч.



Строение тела животных



1 ч.



Подцарство Простейшие , или Одноклеточные



2 ч.



Тип Кишечнополостные



1 ч.



Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви



3 ч.



Тип Моллюски



2 ч



Тип Членистоногие



3 ч.



Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы



2 ч



Класс Земноводные, или Амфибии



2 ч.



Класс Пресмыкающиеся , или Рептилии



1 ч.



Класс Птицы



3 ч.



Класс Млекопитающие или Звери



6 ч.



Развитие животного мира на Земле



6 ч.



Введение в науки о человеке




2 ч.


Общие свойства организма человека




3 ч.


Опора и движение




9 ч.


Кровь и кровообращение




8 ч.


Дыхание




7 ч.


Пищеварение




7 ч.


Обмен веществ и энергии




7 ч.


Выделение




2 ч.


Нейрогуморальная регуляция функций организма




5 ч.


Сенсорные системы (анализаторы)




6 ч.


Высшая нервная деятельность




8 ч.


Размножение и развитие




3 ч.


Здоровье человека и его охрана




3 ч.


Общие закономерности жизни





5 ч.

Закономерности жизни на клеточном уровне





10 ч.

Закономерности жизни на организменном уровне





18 ч.

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле





21ч.

Закономерности взаимоотношений организмов и среды





16ч.

резерв





2ч.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС



урока

Тема урока

Количество часов

Биология - наука о живых организмах 3 часа


1

Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

1

2







Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

1







3

Методы изучения живых организмов. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

1

Клеточное строение организмов 6 часов

4.

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1

«Изучение устройства увеличительных приборов»

1

5

Клеточное строение организмов. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки.

Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов

Лабораторная работа №2

«Знакомство с клетками растений

1

6

Химический состав клетки.

1

7

Процессы жизнедеятельности клетки.

1

8

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о живом мире».

Значение биологических знаний, необходимость изучения природы

1

Многообразие организмов 11 часов

9

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

1

10

Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

1


11

Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Средства борьбы с болезнетворными бактериями

1

12

Царство Растения. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Лабораторная работа №3

«Знакомство с внешним строением растений».

1

13




14

Общее знакомство с животными. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных.


Значение животных в природе и жизни человека.

1




1


15

Царство Грибы. Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

1

16

Многообразие и значение грибов.

Лабораторная работа №4 Изучение строения плесневых грибов;

1

17

Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Общая характеристика лишайников.

1

18

Значение живых организмов в природе. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

1

19

Обобщение и повторение темы: «Многообразие живых организмов».

1

Среды жизни 9 часов


20

Среды жизни. Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

1

21

Экологические факторы среды.

1

22

Приспособления организмов к жизни в природе.

1

23

Природные сообщества.

1

24

Природные зоны России. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

1






25


26

Многообразие живого мира нашей планеты.


Уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

1


1

27

Жизнь организмов в морях и океанах.

1

28

Обобщение и повторение темы «Жизнь на планете Земля»

Знания о природных сообществах

1

Человек на планете Земля 7 часов

29

Как появился человек на Земле. Введение в науки о человеке.

1

30



Как человек изменял природу.

1



31

Важность охраны живого мира планеты.

1

32

Сохраним богатство живого мира.

1

33

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля».

Бережное отношение к природе, необходимость изучения представителей живой природы

1

34

Весенняя экскурсия.

Весенние явления в жизни растений и животных.

1

35

Летние задания

Флора и фауна Среднего Урала; наблюдение, описание.

1






Тематическое планирование

6 класс



урока

Тема урока


Количество час

Раздел 1.Царство Растения. Микроскопическое строение растений - 5 час

1

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека

Наука о растениях - ботаника

1

2

Общее знакомство с цветковыми растениями. Жизненные формы растений.

1

3

Микроскопическое строение растений. Разнообразие растительных клеток.

Лабораторная работа №1

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)

1

4

Ткани растений. Органы растений. Вегетативные и генеративные органы.

Растение - целостный живой организм (биосистема)

Лабораторная работа №2

«Изучение органов цветкового растения»

1

5

Условия обитания растений.

1

Раздел 2. Органы цветкового растения – 8 час


6

Семя. Строение семени.

Лабораторная работа №3 «Строение семени двудольных и однодольных растений»

1

7

Условия прорастания семян

1

8

Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы

Значение корня. Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней.

Лабораторная работа №4

«Строение корня проростка»

1

9

Побег. Генеративные и вегетативные побеги

Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Строение побега. Почки. Вегетативные и генеративные почки.

Лабораторная работа №5

«Строение вегетативных и генеративных почек»

1

10

Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа

1

11

Стебель. Строение и значение стебля

Микроскопическое строение стебля.

Лабораторная работа №6

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

1

12

Строение и значение цветка. Соцветие. Опыление

1

13

Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Значение плодов в природе и в жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме 2

1

Раздел 3. Жизнедеятельность цветковых растений – 6 час


14

Процессы жизнедеятельности растений. Почвенное питание растений и значение воды.

1

15

Воздушное питание растений - фотосинтез

Космическая роль зеленых растений.

1

16

Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения.

1

17

Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений.

1

18

Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.

Лабораторная работа №7

«Черенкование комнатных растений»

1

19

Рост и развитие растений.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 3

1

Раздел 4 Многообразие растений – 11 час


20

Классификация растений.

1

21

Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.

1

22

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Лабораторная работа № 8

«Изучение внешнего строения моховидных растений»

1

23

Плауны. Хвощи, Папоротники. Их общая характеристика

Лабораторная работа №9

«Изучение внешнего строения папоротника (хвоща)»

1

24

Отдел Голосеменные растения, отличительные особенности и многообразие.

Лабораторная работа№10

«Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»

1

25

Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности.

1

26

Семейства класса Двудольные

Лабораторная работа №11

«Определение признаков класса в строении растений»

1

27

Семейства класса Однодольные

Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

1

28

Историческое развитие растительного мира

1

29

Разнообразие и происхождение культурных растений

1

30

Дары Нового и Старого Света

1

Раздел 5. Природные сообщества – 5 час


31

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме

1

32

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

1

33

Смена природных сообществ и ее причины.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.

1

34

Повторение, обобщение и систематизация информации по курсу биологии 6 класса

1

35

Обсуждение заданий на лето

1





Тематическое планирование

7 класс


урока

Тема урока

Количество часов

Общие сведения о животных - 2 часа


1

Введение. Зоология — система наук о животных. Общее знакомство с животными. Среды обитания животных.

1

2

Классификация животных и основные систематические группы

Наука систематика.

Многообразие и классификация животных, их роль в природе и жизни человека.

1

Строение тела животных – 1 час

3

Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Животные ткани, органы и системы органов животных.
Организм животного как биосистема

1

Одноклеточные животные, или Простейшие – 2 часа

4

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы

1

5

Тип Инфузории.

Лабораторная работа № 1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

Значение простейших в природе и жизни человека.

Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

1

Тип Кишечнополостные – 1 час

6

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

1

Типы червей – 3 часа


7

Тип Плоские черви, общая характеристика

1

8

Тип Круглые черви, общая характеристика.

Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.

1

9

Тип Кольчатые черви, общая характеристикаЗначение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Лабораторная работа № 2

«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

Лабораторная работа № 3

(по усмотрению учителя)

«Внутреннее строение дождевого червя».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

1

Тип Моллюски – 2 часа

10

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека

1

11

Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски

Лабораторная работа № 4

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски»

1

Тип Членистоногие – 3 часа

12

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека

1

13

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Разнообразие паукообразных. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики

1

14

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых Поведение насекомых, инстинкты.

Лабораторная работа № 5

«Внешнее строение насекомого»

Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека

Насекомые — вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей растений. Насекомые, снижающие численность вредителей растений Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие» Охрана Членистоногих

1

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные – 1 час

15

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.

1

Надкласс Рыбы – 2 часа

16

Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб.

Лабораторная работа № 6

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе.

Лабораторная работа № 7

(по усмотрению учителя)

«Внутреннее строение рыбы»

1

17

Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»

1

Класс Земноводные или Амфибии – 2 часа

18

Общая характеристика Класс Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных.

1

19

Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных

Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

1

Класс Пресмыкающиеся – 1 час

20

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся

Места обитания, особенности внешнего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся.

Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

1

Класс Птицы – 3 часа

21

Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц

Лабораторная работа № 8

«Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лабораторная работа № 9

«Строение скелета птицы»

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц

1

22

Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц.

1

23

Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Экскурсия «Птицы леса (парка)»

1

Класс млекопитающие – 6 часов

24

Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение.

Лабораторная работа № 10

«Строение скелета млекопитающих»

1

25

Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих.

Многообразие млекопитающих.

1

26

Высшие, или плацентарные, звери

1

27

Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих

Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)»

1

28

Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами.

Происхождение и значение млекопитающих. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Происхождение и значение млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Охрана млекопитающих. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

1

29

Охрана редких и исчезающих видов животных. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

1

Развитие животного мира – 6 часов

30

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина

1

31

Развитие животного мира на Земле.

1

32

Современный мир живых организмов. Биосфера.

1

33

Экосистемная организация живой природы. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере

1

34

Уровни организации жизни. Экосистема. Биогеоценоз.

1

35

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 7 класса

Экскурсия «Жизнь природного сообщества весной»

1







Тематическое планирование

8 класс


урока

Тема урока

Количество часов

Введение в науки о человеке 2 час


1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент).

1

2

Структура тела. Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы

1

Общие свойства организма человека 3 час

3

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки.

1

4

Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции.

Лабораторная работа№1

Выявление особенностей строения клеток разных тканей;

1

5

Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

1

Нейрогуморальная регуляция функций организма 5 час

6

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга.

1

7

Спинной мозг.

1

8

Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Лабораторная работа №2

Изучение строения головного мозга

1

9

Нейрогуморальная регуляция функций организма

1

10

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

1

Опора и движение 9 час

11

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей.

Лабораторная работа№3

Выявление особенностей строения позвонков

1

12

Скелет человека.

1

13

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

1

14

Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

15

Мышцы и их функции.

1

16

Работа мышц

1

17

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия.

Лабораторная работа№4

Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;

1

18

Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.

1

19

Обобщение и повторение темы «Опора и движение»

1

Кровь и кровообращение 8 часов

20

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Лабораторная работа№5

Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки

1

21

Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови.

1

22

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.

1

23

Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови.

1

24

Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Движение лимфы по сосудам.

1

25

Строение сосудов. Движение крови по сосудам.

1

26

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Лабораторная работа №6

Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;

1

27

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

1

Дыхание 7 час

28

Дыхательная система: строение и функции.

1

29

Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях.

1

30

Этапы дыхания.

Лабораторная работа№7

Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.

1

31

Регуляция дыхания.

1

32

Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.

1

33

Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

1

34

Обобщение и повторение темы «Дыхательная система»

1

Пищеварение 7 час

35

Питание. Пищеварение.

1

36

Органы пищеварения. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении.

1

37

Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними.

1

38

Пищеварение в ротовой полости и в желудке

Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит.

1

39

Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике.

1

40

Регуляция пищеварения.

Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения.

1

41

Заболевания органов пищеварения

Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

1

Обмен веществ и энергии 7 час

42

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ.

1

43

Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

1

44

Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения.

1

45

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции.

1

46

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

1

47

Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды.

1

Выделение 2 час

48

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.

1

49

Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

1

Сенсорные системы (анализаторы) 6 час

50

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции.

1

51

Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки.

Лабораторная работа№8

Изучение строения и работы органа зрения.

1

52

Нарушения зрения и их предупреждение.

1

53

Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия

1

54

Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем.

1

55

Влияние экологических факторов на органы чувств.

Обобщение и повторение тем «Нервная система», «Органы чувств»

1

Высшая нервная деятельность 7 час

56

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К

1

57

Безусловные и условные рефлексы, их значение.

1

58

Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь.

Закономерности работы головного мозга

1

59

Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна.

1

60

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

1

61

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Воля и эмоции. Внимание

1

62

Работоспособность и режим дня

1

Размножение и развитие 5 час

63

Половая система: строение и функции.

1

64

Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание.

1

65

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

1

66

О вреде наркогенных веществ

1

67

Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

1

Здоровье человека и его охрана 3 час

68

Здоровье человека и его охрана. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

1

69

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

1

70

Обобщение и повторение тем курса биологии 8 класса

1





Тематическое планирование

9 класс



урока

Тема урока

Количество часов

Общие биологические закономерности 3 час


1

Биология как наука

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.

1

2

Основные признаки живого.

1

3

Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

1

Закономерности жизни на клеточном уровне. Клетка 10 час

4

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Многообразие клеток.

Лабораторная работа №1

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах

1

5

Химические вещества в клетке

1

6

Строение клетки.

1

7

Органоиды клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды.

1

8

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

9

Биосинтез белка в клетке

1

10

Биосинтез углеводов - фотосинтез

1

11

Обеспечение клеток энергией

1

12

Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма.

1

13

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

1

Закономерности жизни на организменном уровне. Организм 18 час

14

Организм – открытая живая система (биосистема)

Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных.

1

15

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1

16

Экскурсия. Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).

1

17

Растительный организм и его строение

1

18

Многообразие растений и их значение в природе

1

19

Организмы царства грибов и лишайников

1

20

Животный организм и его особенности

1

21

Разнообразие животных

1

22

Сравнение свойств организма человека и животных

1

23

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение.

1

24

Индивидуальное развитие

1

25

Половые клетки. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1

26

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Изучение механизма наследственности

1

27

Наследственная изменчивость. Основные закономерности наследования признаков у организмов

1

28

Закономерности изменчивости

Лабораторная работа №2

Выявление изменчивости организмов

1

29

Ненаследственная изменчивость

1

30

Основы селекции организмов

1

31

Приспособленность организмов к условиям среды.

1

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. Вид 21 час

32

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1

33

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

34

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

35

Этапы развития жизни на Земле

1

36

Идеи развития органического мира в биологии

1

37

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе.

1

38

Экскурсия. Естественный отбор - движущая сила эволюции.

1

39

Современные представления об эволюции органического мира

1

40

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого.

1

41

Процессы образования видов

1

42

Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции.

1

43

Основные направления эволюции

1

44

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Лабораторная работа №3

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

1

45

Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных

1

46

Основные закономерности эволюции

1

47

Человек – представитель животного мира

1

48

Эволюционное происхождение человека

1

49

Этапы эволюции человека

1

50

Человеческие расы, их родство и происхождение

1

51

Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

1

52

Человек как житель биосферы и его влияние на природу

1

Закономерности взаимоотношений организмов и среды. Экосистемы 16 час

53

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы.

1

54

Экосистемная организация живой природы.

1

55

Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы.

1

56

Пищевые связи в экосистеме.

1

57

Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме.

1

58

Естественная экосистема (биогеоценоз).

1

59

Сообщества

1

60

Биогеоценозы, экосистема и биосфера

1

61

Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы

1

62

Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах.

1

63

Экскурсия. Изучение и описание экосистемы своей местности.

1

64

Биосфера – глобальная экосистема. В. И.  Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

1

65

Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы.

1

66

Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы.

1

67

Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей.

1

68

Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


1

69-70

Повторение основных вопросов биологии 9 класса

1