Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»
№ 90 от 30 августа 2019 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
(базовый уровень)
для 11 класса
Составитель
Назарова Е.В.,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 год
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 11 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345, приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 №233 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345».
Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 29.08.2014г. № 111;
Региональный базисный учебный план для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом министра образования Московской области от 23.04.2018г. № 1172;
Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
Учебный план для государственных образовательных организаций Московской области, подведомстенных Министерству образования Московской области, муниципальных образовательных организаций в Московской области и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы среднего общего образования, на 2019-2020 учебный год, утвержденный приказом министра образования Московской области от 22.05.2019 года №1744;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года;
а также на основе: авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Изменений в программе – нет.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебном планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение биологии в 11 классе на базовом уровне выделено 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучающихся. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания,
имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.
Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта образования по биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.-368с.;
Виды и формы контроля
В ходе реализации рабочей программы используется индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный, самоконтроль.
1.Предварительный- уровень знаний школьников (тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение)
2.Текущий – освоение учебного материала по теме( устные опросы, биологические диктанты, практические и лабораторные работы, самостоятельные работы, викторины, тестирование)
3.Итоговый – контроль выполнения поставленных задач (тестовые задания, устный зачет)
Формы организации учебного процесса
-Классно-урочная система;
-Основная форма организации учебного процесса – урок;
- В планировании учебного материала используются формы: уроки-лекции, уроки-исследования, групповая форма работы, закрепление(обобщение), зачет, экскурсия.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза); теория эволюции; Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);
сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Хайди-Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);
имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение)» генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаления гибридизации, трансгенез);
современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний , генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет - ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание программы учебного предмета «Биология»
11 класс
34 ч/год (1ч/нед.)
Основы учения об эволюции (11часов)
Развитие представлений об эволюции живой природы. Ч. Дарвин и основные положения его теории.
Вид его критерии. Популяции. Изменение генофонда популяций. Борьба за существование и её формы. Естественный отбор и его формы. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция и её доказательства. Система растений и животных – отображение эволюции. Главные направления эволюции органического мира.
Демонстрация: живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторные работы:
№1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
№2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»
Основы селекции и биотехнологии (5 часов)
Предмет и основные методы селекции и биотехнологии. Селекция растений. Селекция животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология в практической деятельности человека. Перспективы развития биотехнологии. Обобщение по теме «Основы селекции и биотехнологии.»
Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтез
Антропогенез (4 часа)
Антропогенез. Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза и его движущие силы. Расы человека. Обобщение по теме «Антропогенез».
Демонстрация: моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.
Основы экологии (7 часов)
Среда обитания организмов и ее факторы. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций. Экологические сообщества Структура сообщества. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия.
Основы рационального природопользования.
Эволюция биосферы и человек (5 часов)
Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Охрана окружающей среды. Антропогенное воздействие на биосферу.
Обобщение по теме «Основы экологии. Эволюция биосферы и человек.» Научное и практическое значение общей биологии.
Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карта заповедников нашей страны.
Повторение по курсу – 1 час. Итоговый урок – 1 час.
.
Календарно –тематическое планирование по учебному предмету «Биология» для 11 класс (34 часа в год,1 час в неделю)
на 2019-2020 учебный год
№ урока по порядку | № урока в разделе, теме | Раздел и тема урока Практическая Работа | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Основы учения об эволюции(11 часов) |
| 1 | Развитие представлений об эволюции живой природы | 02.09-06.09 | |
| 2 | Ч.Дарвин и основные положения его теории. | 09.09-13.09 | |
| 3 | Вид и его критерии. | 16.09-20.09 | |
| 4 | Популяции. Изменение генофонда популяций. | 23.09-27.09 | |
| 5 | Борьба за существование и её формы. | 30.09-04.10 | |
| 6 | Естественный отбор и его формы. | 14.10-18.10 | |
| 7 | Изолирующие механизмы. | 21.10-25.10 | |
| 8 | Видообразование. Л.р. № 1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | 28.10-01.11 | |
| 9 | Макроэволюция и её доказательства. | 04.11-08.11 | |
| 10 | Система растений и животных- отображение эволюции. | 11.11-15.11 | |
| 11 | Главные направления эволюции органического мира. Л.р. №2 «Изучение аромофозов и идиодаптаций у растений и животных». | 25.11-29.11 | |
Основы селекции и биотехнологии (5 часов) |
| 1 | Предмет и основные методы селекции и биотехнологии. | 02.12-06.12 | |
| 2 | Селекция растений | 09.12-13.12 | |
| 3 | Селекция животных. | 16.12-20.12 | |
| 4 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология в практической деятельности человека. Перспективы развития биотехнологии. | 23.12-27.12 | |
| 5 | Обобщение по теме «Основы селекции и биотехнологии». | 30.12-10.01 | |
Антропогенез (4 часа) |
| 1 | Антропогенез. Положение человека в системе животного мира. | 13.01-17.01 | |
| 2 | Основные стадии антропогенеза и его движущие силы. | 20.01-24.01 | |
| 3 | Расы человека. | 27.01-31.01 | |
| 4 | Обобщение по теме «Антропогенез». | 03.02-07.02 | |
Основы экологии (7 часов) |
| 1 | Среда обитания организмов и ее факторы. | 10.02-17.02 | |
| 2 | Основные типы экологических взаимодействий | 24.02-28.02 | |
| 3 | Конкурентные взаимодействия | 02.03-06.03 | |
| 4 | Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций. | 09.03-13.03 | |
| 5 | Экологические сообщества. Структура сообщества. | 16.03-20.03 | |
| 6 | Пищевые цепи. Экологические пирамиды. | 23.03-27.03 | |
| 7 | Экологическая сукцессия. Основы рационального природопользования. | 30.03-03.04 | |
Эволюция биосферы и человек (5 часов) |
| 1 | Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Современные представления о происхождении жизни. | 13.04-17.04 | |
| 2 | Основные этапы развития жизни на Земле. | 20.04-24.04 | |
| 3 | Эволюция биосферы. Охрана окружающей среды. | 27.04-01.05 | |
| 4 | Антропогенное воздействие на биосферу. | 04.05-08.05 | |
| 5 | Обобщение по теме «Основы экологии .Эволюция биосферы и человек» Научное и практическое значение общей биологии. | 11.05-15.05 | |
| 1 | Повторение по курсу. | 18.05-22.05 | |
| 2 | Итоговый урок по курсу. | 25.05-29.05 | |
ИТОГО | уроков повторения | итоговых лабораторных работ | |
По программе | 34 | 2 | 2 | |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____ / Кочергина И.Н / «___» _________ 2019 г. | СОГЛАСОВАНО на заседании РМО, рекомендуется к утверждению протокол № __ от «____» ___ 2019 г. Руководитель РМО ________ / Киселева Л.Э. / |