РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Чтение»
для 6 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
для детей с ОВЗ
г. Бор
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» (специальная (коррекционная) программа 8 вида, вариант 1) для 6 класса составлена на основе:
Положений Российского Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 31.12.2014, с изменениями от 02.05.2015);
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ Минобрнауки РФ от декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.);
Примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) (с обновлениями от 30 марта 2015 г.);
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) краевого государственного бюджетного образовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы школа №3;
Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Цель курса:
Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса:
Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.
Развитие навыков понимания читаемого материала.
Развитие речи учащихся и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.
Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Чтение».
Личностными результатами изучения учебного предмета «Чтение»
является формирование следующих умений:
развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т. п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность её выполнять;
способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;
умение строить сообщения в устной форме;
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
умение формулировать собственное мнение;
способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметными результатами изучения «Чтения» являются:
Регулятивные УД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
учиться планировать учебную деятельность на уроке.
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, исторические источники. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УД:
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема.
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (чтения и развития речи);
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УД:
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
умение выступать перед аудиторией сверстников;
участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
за курс 6 класса по чтению и развитию речи.
Достаточный уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, осознанно, правильно, выразительно с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — по слогам;
читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
делить текст на части под руководством учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану, используя опорные слова
выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;
читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя
Учащиеся должны знать наизусть 8-10 стихотворений
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
находить, читая про себя отрывки проанализированного текста,
связанные с определёнными событиями;
отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью
учителя);
принимать участие в уроках внеклассного чтения
Учащиеся должны знать заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося)
Структура курса по чтению и развитию речи 6 класса
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 6 классе рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Содержание учебного Предмета
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества: малые формы (пословицы, песни) и сказки . Художествен- ные произведения в жанрах авторской сказки, рассказа, стихотворения, басни .
Статьи познавательного характера о писателях и поэтах — авторах читаемых произведений; традиционных обрядах и праздниках русского народа .
Примерная тематика произведений. Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, другим людям; о жизни детей, об их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле; значении чтения в жизни человека; традициях русского на- рода; знаменательных исторических событиях; некоторые биографиче- ские сведения из жизни великих русских писателей .
Самостоятельное чтение
Чтение коротких стихотворений и небольших по объёму произведе- ний с простым сюжетом (произведения, представленные в рубрике «Чи- тай самостоятельно») . Ответы на представленные к текстам вопросы .
навык чтения
Правильное, осознанное, плавное чтение целым словом с постепен- ным переходом к чтению группами слов (словосочетаниями) в соот- ветствии с нормами орфоэпии . Учащиеся, которые обнаруживают ми- нимальный уровень владения предметными результатами, читают по слогам с переходом на чтение целыми словами .
Выразительное чтение с опорой на авторские ремарки (после предва- рительного анализа) . Соблюдение интонации, соответствующей знакам препинания в конце предложений . Соблюдение пауз между однородны- ми членами предложения; частями сложного предложения . Отработка логических ударений .
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа с выполнением различных заданий .
работа с текстом
Анализ текста по вопросам учителя и представленным после текстов . Определение темы произведения и соотнесение её с заголовком .
Коллективное определение основной мысли произведения (под руко- водством учителя и в тех случаях, когда она является достаточно про- зрачной и однозначной) .
Словесное иллюстрирование .
Полный, выборочный и краткий пересказ текста по предложенному плану .
Деление текста на части по предложенному плану . Коллективное оза- главливание отдельных частей текста .
Подбор отрывка, подходящего по содержанию к иллюстрации . Составление рассказа с опорой на иллюстрацию .
Чтение по ролям .
Выбор слов из ряда предложенных для описания характера героя . Оценка характера героя на основе анализа его поступков (с помощью учителя) . Определение черт характера героя с опорой на текст . Состав- ление элементарной характеристики героя с опорой на план и иллю- стративный материал .
Нахождение в тексте незнакомых слов . Объяснение значения отдель- ных слов и смысла выражений с опорой на контекст и наглядность . Нахождение в тексте слов, характеризующих описываемое событие
или героя . Выбор и объяснение образных выражений с помощью учите- ля и опорой на наглядный материал .
внеклассное чтение1
Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг русских классиков и современных отечественных и зарубежных писателей; на- родных и литературных сказок . Индивидуальное ведение дневников внеклассного чтения .
Основной формой организации деятельности детей являются уроки классного и внеклассного чтения .
Календарно- тематическое планирование по чтению в 6-ом классе
№ | Тема | Дата |
Давайте читать |
1 | Н . Найдёнова «Мой друг»; | |
2 | Биографические сведения о М . Горьком; М . Горький «В людях» | |
3 | С . Чёрный . «Люся и дедушка Крылов» | |
4 | Э . Фонякова . «Где учительница?» (из книги «Хлеб той зимы») | |
5 | Э . Фонякова . «Робинзон Крузо» (из книги «Хлеб той зимы») | |
Школьная страна |
6 | М . Дружинина . «Звоните, вам споют!» | |
7 | Н . Волкова . «Сочинение на свободную тему» | |
8 | Л . Кассиль . «Отметки Риммы Лебедевой» | |
Круглый год . Осень |
9 | Обряды и обрядовые песни; «Жали мы, жали…» (осенняя обрядовая песня) | |
10 | В . Гаршин . «Лягушка-путешественница» | |
11 | Ф . Тютчев . «Есть в осени первоначальной…» | |
12 | В . Бианки . «Осень . Октябрь» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь») | |
13 | С . Есенин . «Нивы сжаты, рощи голы…» Н . Сладков . «И грустно и радостно» | |
Истоки мудрости |
14 | «Жадная старуха» (русская народная сказка в обработке А . Афанасьева) | |
15 | «Как мужик со спесивым паном пообедал» (украинская народная сказка) | |
16 | «Кот и лиса» (русская народная сказка в пересказе А . Толстого) | |
17 | И . Крылов . «Ворон и Лисица» | |
18 | И . Крылов . «Стрекоза и Муравей» | |
19 | К . Паустовский . «Сказки Пушкина» | |
20 | А . Пушкин . «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
Наша Родина |
21 | «Как пойду я на быструю речку…» (русская народная песня) | |
22 | Ю . Яковлев . «Мама» (из книги «Моя Родина») | |
23 | М . Матусовский . «С чего начинается Родина?» | |
24 | К . Паустовский . «Собрание чудес» | |
25 | Е . Пермяк . «Сказка о большом колоколе» | |
Круглый год . Зима |
26 | «Пришла коляда…» (колядка) | |
27 | С . Чёрный . «Серебряная ёлка» | |
28 | А . Фет . «Мама! Глянька из окошка…» А . Барков . «Почему ель зимы не боится?» | |
29 | А . Пушкин . «Опрятней модного паркета…» | |
30 | В . Бианки . «Снежная книга» | |
31 | С . Есенин . «Пороша» Г . Снегирёв . «Бабочка на снегу» | |
Среди людей |
32 | Как вечерние семейные сказки стали книгами (Д . Мамин-Сибиряк, А . Линдгрен) | |
33 | А . Алексин . «Самый счастливый день» | |
34 | А . Плещеев «Внучка» | |
35 | В . Осеева . «Бабка» | |
36 | А . Барков . «Когда распускаются подснежники» | |
О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии |
37 | «Как относиться к своей работе» (притча) | |
38 | Е . Пермяк . «Маркел-Самодел и его дети» | |
39 | «Гвоздь из родного дома» (шведская народная сказка в обработке А . Петрова) | |
40 | М . Зощенко . «Кто ваши родители?» | |
41 | «Айога» (нанайская народная сказка) | |
Защитники Отечества |
42 | С . Алексеев «Рассказы Составление диалога с о Суворове и русских солдатах» | |
43 | «Первый бой Ильи Муромца» (былина) | |
44 | С . Алексеев . «Идут солдаты, ведут разговор» | |
45 | А . Фатьянов . «Как становится тихо у переднего края…» | |
46 | А . Митяев «Щеглы для флота» | |
47 | М . Исаковский . «У самой границы» А . Барков . «Кот в сапогах» | |
Люби всё живое |
48 | Г . Скребицкий . «Сиротка» | |
49 | К . Паустовский . «Заячьи лапы» | |
50 | В . Астафьев . «Капалуха» | |
51 | А . Дмитриев . «Бездомная кошка» | |
52 | Н . Гарин-Михайловский . «Тёма и Жучка» | |
53 | Ю . Яковлев . «Лебедь Борька» | |
Круглый год . Весна |
54 | «Масленица зиму замыкает, Весну Красну приглашает!»(русская народная песня) «Жаворонки, жавороночки! . .» (веснянка) | |
55 | Н . Сладков . «Воробьишкина весна» | |
56 | Е . Баратынский . «Весна, весна! Как воздух чист!» | |
57 | Э . Шим . «Дятел, зайцы и Медведь» | |
58 | Ф . Тютчев . «Весенние воды» Н . Сладков . «Барсук и Медведь» | |
«Никто не забыт, ничто не забыто…» |
59 | С . Маршак . «Мальчик из села Поповки» | |
60 | С . Алексеев . «Подвиг у Дубосеково» | |
61 | Ю . Коринец . «Неизвестный солдат» | |
62 | Б . Лавренёв . «Большое сердце» | |
63 | «Константин Симонов»- статья К . Симонов . «Сын артиллериста» | |
Круглый год . Лето |
64 | «Ой, Купаленка…» (русская народная обрядовая песня) | |
65 | В . Белов . «Радуга» Е . Благинина . «Радуга» | |
66 | Г . Скребицкий . «Лесное эхо» | |
67 | И . Бунин . «На пруде» | |
68 | Н . Сладков . «Непослушные малыши» «Сердитые голоса» (из книги «Сорочьи тараторки») | |
Список использованных источников и литературы
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы / Э. В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова - М.: Просвещение, 2018г.
Чтение 6 класс.С, Ю, Ильина, Т, М, Головкина Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: «Просвещение», 2023г.