Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, наследие русской литературы;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и литературе других народов;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, в т.ч. в ходе обсуждения произведений художественной литературы;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках чтения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках чтения;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами художественной литературы;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям средствами художественной литературы.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, включают умения:
- делить рассказ на части по плану.
• читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи
• выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса
Чтение является важным учебным предметом в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Задачами уроков чтения для обучающихся интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в 4 классе являются:
Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения.
Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора,
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
В программе определён обязательный базовый уровень планируемых результатов освоения курса.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся на уроке | Дата |
Раздел 1. Школьная жизнь | |
| «Снова в школу» (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»). Составление рассказа по картинке | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, дидактические игры. | 1.09 |
| Э.Мошковская «Жил-был Учитель». Чтение по ролям. Составление текста по образцу | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), составление текста по образцу, работа в парах. | 2.09 |
| М. Пляцковский «Чему учат в школе» (в сокращении). Выразительное чтение. Аудирование | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение и аудирование (выполнение творческих заданий в ходе работы с аудиозаписью). | 6 |
| «Поздравление» (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»). Чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. | 7 |
| «Как Маруся дежурила» (по повести Е. Шварца «Первоклассница»). Составление текста по серии картинок | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), , работа в малых группах. | 8 |
| «Шум и Шумок». По Е. Ильиной. Пересказ по картинкам | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. | 9 |
| «Почему сороконожки опоздали на урок». В. Орлов. Выборочное чтение | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выполнение самостоятельной творческой работы. | 13 |
| Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити»). Выразительное чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ), составление текста по серии картинок, работа в малых группах. | 14 |
| Читалочка. В. Берестов. Выразительное чтение | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, тестирование. | 15 |
| Зарубите на носу. По М. Бартеневу. Соотнесение пословицы с названием текста | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выполнение самостоятельной творческой работы. | 16 |
| Загадки. Соотнесение картинок-отгадок с текстом-загадкой | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений. | 20 |
| Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), мини-экскурсия по школе, выполнение практических заданий и упражнений. | 21 |
Раздел 2. Время листьям опадать | |
| «Жёлтой краской кто-то…» Н. Антонова. Выразительное чтение | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, работа с ЭОР на интерактивной доске. | 22 |
| «Осенняя сказка». По Н. Абрамцевой. Деление текста на части по плану | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выполнение самостоятельной творческой работы. | 23 |
| «Подарки осени». Е. Благинина. Иллюстрация к стихотворению | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, участие в уроке-выставке осенних даров, подготовка монологических высказываний с использованием фрагментов стихотворения. | 27 |
| «Лесные подарки» (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу»). Деление на части, пересказ по картинкам | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ), составление текста по серии картинок, работа в малых группах. | 28 |
| «Лес осенью». А. Твардовский. Выразительное чтение | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, тестирование. | 29 |
| «В осеннем лесу» (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»). Выборочное чтение. Чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ), составление текста по серии картинок, работа в малых группах. | 30.09 |
| «Славная осень!..» (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога»). Анализ стихотворения. Выразительное чтение | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, тестирование. | 4.10 |
| «Отчего Осень грустна». По Ю. Шиму. Чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), мини-экскурсия по школьному двору или городскому парку, выполнение практических заданий и упражнений. | 5.10 |
| «Осень». К. Бальмонт. Анализ стихотворения. Выразительное чтение | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, тестирование. | 6 |
| «Три сойки». По Ю. Ковалю. Составление рассказа – описания по картинке | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. | 7 |
| «Холодная зимовка» (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»). Чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), составление текста по образцу, работа в парах. | 11 |
| Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев. Анализ стихотворения. Выразительное чтение | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, создание коллажа. | 12 |
| «Сказка про маленького жучка» (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!»). Составление рассказа по картинкам | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. | 13 |
| «Пчёлы и мухи». По К. Ушинскому. Выразительное чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), составление текста по образцу, работа в парах. | 14 |
| Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад»). Ответы на вопросы к тексту | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. | 18 |
| Загадки. Соотнесение картинок-отгадок с текстом-загадкой | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений. | 19 |
| Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых мини-проектов. | 20 |
Раздел 3. Делу – время, потехе - час | |
| Русская потешка «Пекла кошка пирожки…». Инсценирование потешки | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, драматизация (), участие в уроке-конкурсе. | 21 |
| Чешская потешка «Сенокос». Инсценирование потешки. Озаглавливание картинок | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, создание панно из пластилина по мотивам потешки. | 25 |
| «Карусели». По Л. Пантелееву. Осознанное чтение. Ответы на вопросы | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске. | 26 |
| «Прятки». По Н. Носову. Пересказ по картинкам. Чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. | 27 |
| Считалки. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Игровые упражнения с использованием считалок | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником, игровые упражнения с использованием считалок, подвижные игры. | 28.10 |
| «Жмурки». По М. Булатову. Соотнесение содержания с названием рассказа | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске. | 8.11 |
| Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых мини-проектов. | 9.11 |
Раздел 4. В мире животных | |
| «Бодливая корова». По К. Ушинскому. Выборочное чтение | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, создание иллюстраций к рассказу. | 10.11 |
| «Упрямый котёнок». По В. Бирюкову. Чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске. | 11.11 |
| «Пушок». По В. Гаранжину. Пересказ рассказа по картинкам и плану | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх. | 15.11 |
| «Томка». По Е. Чарушину. Ответы на вопросы к тексту | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. | 16.11 |
| «Охотник и собаки». По Б. Житкову. Соотнесение картинки с текстом | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх | 17.11 |
| «Чук заболел» (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос»). Чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. | 18.11 |
| «Хитрый бурундук». Г. Снегирёв. Пересказ по картинкам и составленному плану | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх | 22.11 |
| «Барсучья кладовая». По А. Баркову. Выразительное чтение | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. | 23.11 |
| «Гостья». По А. Дорохову. Герои рассказа. Озаглавливание | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх | 24.11 |
| «Игрушки лисят». Г. Корольков. Соотнесение строк текста с иллюстрацией | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, драматизация (инсценирование). | 25.11 |
| Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел») | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх | 29.11 |
| Загадки. Соотнесение картинок-отгадок с текстом-загадкой | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений. | 30.11 |
| Обобщающий урок по теме «В мире животных» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, экскурсия в зоопарк или мини-зоопарк, выполнение творческих заданий. | 1.12 |
Раздел 5. Жизнь дана на добрые дела | |
| «Миша-мастер». Г.Ладонщиков. Выразительное чтение | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, драматизация (инсценирование). | 2.12 |
| «Пичугин мост». По Е. Пермяку. Осознанное чтение с комментированием. Характеристика главного героя | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста. | 6.12 |
| «Пичугин мост». По Е. Пермяку. Деление текста на смысловые части | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. | 7.12 |
| «Михаськин сад». В. Хомченко. Деление текста на части по плану | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение, выполнение творческих заданий. | 8.12 |
| «Когда люди радуются» (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома»). Чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх | 9.12 |
| «Про каникулы и полезные дела». По Ю. Ермолаеву. Выразительное чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, драматизация (инсценирование). | 13.12 |
| «Котёнок». Е. Благинина. Выразительное чтение стихотворения | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, создание коллажа. | 14.12 |
| «Птичка». В. Голявкин. Словесное рисование картинок к тексту | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх | 15.12 |
| Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых мини-проектов. | 16.12 |
Раздел 6. Зима наступает | |
| «Снег идёт». По Л. Воронковой. Выразительное чтение, подготовка иллюстраций к тексту. | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), | 20.12 |
| «Снегурочка». А. Слащёв. Часть 1. Подготовка к пересказу текста. | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на | 21.12 |
| «Снегурочка». А. Слащёв. Часть 2. Пересказ текста | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. | 22.12 |
| «Зима» (отрывок) И. Суриков. Выразительное чтение стихотворения | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), вслух. | 23.12 |
| «Декабрь» (отрывок) С. Маршак. Подготовка к заучиванию стихотворения наизусть | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. | |
| «Ёлка». По В. Сутееву. Часть 1. Выразительное чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста. | |
| «Ёлка». По В. Сутееву. Часть 2. Пересказ по картинкам и плану | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. | |
| «Вечер под Рождество». По Л. Клавдиной. Составление рассказа о Рождестве | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение, выполнение творческих заданий. | |
| «Где лежало «спасибо»?» Р.Тимершин. Выразительное чтение | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение, выполнение практических заданий (элементы ролевой игры). | |
| «На горке». По Н. Носову. Часть 1. Выборочное чтение, ответы на вопросы | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста. | |
| «На горке». По Н. Носову. Часть 2. Пересказ по картинкам | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. | |
| «Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка). Ч. 1. Выразительное чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста. | |
| Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2. Выразительное чтение по ролям | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. | |
| Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение творческих заданий. | |
| Зимняя сказка. П. Головкин | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1 | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста. | |
| Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2 | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. | |
| Снежная шапка. В. Бирюков | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение творческих заданий. | |
| В шубах и шапках. По А. Тумбасову | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. | |
| Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился») | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение творческих заданий. | |
| Зимние приметы. По А. Спирину | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская. Произведения о зиме. | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. | |
| Обобщающий урок по теме «Зима наступила» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых мини-проектов. | |
Раздел 7. Весёлые истории | |
| Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1 | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. | |
| Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2 | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Одни неприятности. Г. Остер | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. | |
| Однажды утром. М. Пляцковский | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. | |
| Почему комары кусаются. В. Бирюков | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение творческих заданий (подготовка иллюстраций) | |
| Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. | |
| Две лишние коробки. По О. Кургузову | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, выполнение упражнений на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение творческих заданий. | |
| Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Обобщающий урок по теме «Весёлые истории» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых мини-проектов. | |
Раздел 8. Полюбуйся, весна наступает… | |
| Март. В. Алфёров | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1 | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий | |
| Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2 | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в викторине. | |
| Забота. Е. Благинина | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. | |
| Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. | |
| Последняя льдина. По В. Бианки | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Весна. А. Плещеев | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. | |
| Скворцы прилетели. По А. Баркову | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Всему свой срок. По Э. Шиму | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий | |
| Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. | |
| Весенний вечер. По Ю. Ковалю | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий | |
| Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых мини-проектов. | |
Раздел 9. В мире волшебной сказки | |
| Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. | |
| Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. | |
| Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина) | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. | |
| Подарки феи. По Ш. Перро | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. | |
| Подарки феи. По Ш. Перро | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Горшочек каши. Братья Гримм | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. | |
| Наши сказки. По В. Порудоминскому | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых мини-проектов. | |
Раздел 10. Родная земля | |
| Царь-колокол. М. Ильин | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. | |
| Город на Неве. С. Васильева | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. | |
| Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий | |
| Сочинение на тему. С. Вербова | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), написание мини-сочинений по плану и опорным словам. | |
| Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово») | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. | |
| Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном») | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. | |
| Защита. А. Усачёв | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. | |
| Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий (создание коллажа). | |
| День Победы. Т. Белозёров | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, мини-экскурсия – выход к обелиску или памятнику Победы. | |
| Обобщающий урок по теме «Родная земля» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), мини-экскурсия по родному городу или селу, выполнение практических заданий. | |
Раздел 11. Лето пришло | |
| Ливень. С. Козлов | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. | |
| Тучка. Г. Граубин | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. | |
| Хитрый одуванчик. Н. Павлова | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий | |
| Хитрый одуванчик. Н. Павлова | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, подготовка иллюстраций к произведению. | |
| Одуванчик. Е. Благинина | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх. | |
| Встреча со змеёй. По А. Дорохову | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий | |
| Летний снег А. Бродский | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в викторине. | |
| После зимы будет лето. В. Голявкин | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий | |
| Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх. | |
| Летние приметы. По А. Спирину | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх. | |
| Обобщающий урок по теме «Лето пришло» | 1 | Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение мини-проектов. | |
| Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете | 1 | Участие в игровом занятии, выразительное чтение отрывков художественных произведений в формате «гостиной». | |
1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
2. Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. – М.: ООО «Спектр-М», 2005.
3. Ильина, С.Ю. Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.
4. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002.
- серии книг для внеклассного чтения (книги с рассказами о живой и неживой природе, направленные на патриотическое, этическое и эстетическое воспитание);
- дидактический материал (портреты писателей, иллюстрации (репродукции) к изучаемым произведениям, комплект сюжетных картинок);
- демонстрационные таблицы.