МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное обещеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
МБОУ ООШ г. Зернограда
РАССМОТРЕНО Протокол № ________________________ Пустосветова Г.Н. Приказ 276 от «01» сентябрь 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Протокол № ________________________ Трушина Е.Н. Приказ 276 от «01» сентябрь 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Протокол № ________________________ Федорущенко З.Н. Приказ 276 от «01» сентябрь 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1713065)
учебного предмета
«Финансовая грамотность»
для 7 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Голикова Екатерина Александровна
учитель информатики
г. Зерноград 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Одной из основных задач развития образования Российской Федерации на современном этапе является формирование финансовой грамотности и финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в российской системе образования сегодня уделяется существенное внимание формированию функциональной грамотности обучающихся, а в её составе, и финансовой грамотности. Принципиальное значение в настоящее время приобретает в системе образования решение задачи формирования надпредметных компетенций и «гибких» навыков. Поэтому в Программе уделяется особое внимание не только содержательным — предметным аспектам финансовой грамотности, но и развитию коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, решению творческих задач и формированию критического мышления у обучающихся 5—7 классов.
Содержание программы способствует расширению знаний учащихся по основным общественно-научным предметам.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Целью курса является формирование у обучающихся 5-7 классов финансовой культуры, рационального финансового поведения и ответственного потребления финансовых услуг, с учётом их возрастных особенностей и способностей.
Задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность»:
формирование понимания значимости для себя лично финансовых проблем, которые решаются на индивидуальном и семейном уровнях и сказываются на личном и семейном благополучии;
формирование понимания необходимости давать личную оценку действиям субъектов финансовых отношений, так как человек вступает с ними во взаимодействие для решения своих задач;
формирование понимания необходимости выявления причинно- следственных связей между семейными и личными финансовыми возможностями, и потребностями членов семьи;
формирование собственного понимания изучаемых финансовых вопросов на основе анализа и оценки финансовых ситуаций, с которыми человек может столкнуться лично;
формирование способности инициировать сотрудничество в команде при работе с творческими заданиями;
формирование понимания наличия альтернативных решений финансовых задач на личном и семейном уровне, их оценки с позиции имеющихся финансовых возможностей, ограничений, потребностей, необходимости выбора из имеющихся выявленных альтернатив;
формирование понимания необходимости вносить изменения в план и способ действий субъектов финансовых отношений, так как появляются новые возможности, ограничения и потребности;
формирование понимания содержания различных видов семейных доходов и расходов, их изменения, сравнения, анализа, количественной оценки и выбора варианта балансирования при разработке бюджета.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Финансовая грамотность» включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы и рассчитан на:
68 часов: 34 часа в 5-6 классах, 34 часа - в 7 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
различать прямые и косвенные налоги;
считать сумму налога;
проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;
высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);
приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину;
перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;
называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;
• рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
• оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях.
Темы занятий
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
знать свои основные права и обязанности как потребителя;
находить актуальную информацию об услугах банков;
пользоваться пластиковой картой в банкомате;
считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
находить и анализировать информацию о курсе валют;
проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи;
объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;
называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
объяснять причины существования различных валют;
называть основные мировые валюты и страны их использования;
объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
• сравнивать различные финансовые предложения;
• оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов;
• брать на себя ответственность;
• оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса.
• оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов.
Темы занятий
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.
28.Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение финансовой грамотности в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения отражаются в готовности обучающихся к целенаправленной социально значимой деятельности; отражают их готовность руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей посредством:
формирования готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению на основе осознанного отношения к выбору и построению индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов и значимости для себя лично взаимосвязи между образованием и финансовым благополучием;
осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения положений нормативно-правовых документов, формирования ответственного отношения к процессу обучения посредством понимания для себя лично содержания финансовых отношений между различными субъектами, финансовых решений, альтернативных возможностей их реализации, последствий выполнения или невыполнения принятых решений;
сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи, проявляющегося в учёте личных интересов каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о получении и распределении средств семейного бюджета;
наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, в частности мотивации к обучению, познанию за счёт понимания значимости для себя лично взаимосвязи между профессиональной подготовкой человека и финансовыми результатами его деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в процессе изучения финансовых вопросов через понимание необходимости давать оценку существующих финансовых ситуаций и их изменения. Обучающийся сможет:
оценивать собственное понимание изученных финансовых терминов;
составлять личный маршрут движения к финансовому благополучию;
оценивать вероятность мошенничества в финансовых отношениях;
ставить финансовые цели собственной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет:
разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
оценивать структуру доходов и расходов семьи;
определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять этапы их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения финансовых задач;
составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение кейсов, выполнение квеста).
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Обучающийся сможет:
вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом изменившихся обстоятельств;
оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированного результата;
оценивать варианты открытия депозита на различные сроки;
результаты выбора условий кредитования; результаты выбора условий депозита; требования к недвижимому имуществу, служащему для банка залогом;
оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из финансовых возможностей их семей.
Познавательные универсальные учебные действия:
Умение определять содержание понятий, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Обучающийся сможет:
сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты достижения финансовых целей, направления инвестирования, условия кредитования и условия размещения денежных средств;
устанавливать причинно-следственные связи между различными финансовыми явлениями: доходами семьи и правом собственности на имущество; индексацией и размерами денежных доходов населения; размером доходов и риском; бизнес-планом и действительностью; креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов;
объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой пирамиды; особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины появления сверхновых источников доходов;
анализировать статистические данные о доходах населения;
положения статей ГК РФ по вопросу получения доходов от интеллектуальной собственности; положения статей ТК РФ по вопросу получения заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам налогообложения;
классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал налогообложения, банковских вкладов, кредитных организаций;
выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых организаций, покупки товаров в рассрочку, активных и пассивных источников дохода, обладания собственностью, банковской картой;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждая его собственной аргументацией, в том числе математическими расчётами.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста, структурировать текст, идентифицируя финансовые ситуации в литературных произведениях;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в конкретной ситуации;
критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте;
аргументировать собственную позицию по приведённой в тексте финансовой ситуации.
Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников информации. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
соотносить полученные результаты поиска информации с условиями поставленных финансовых задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Обучающийся сможет:
инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при работе с творческими заданиями, при обсуждении правил планирования семейного бюджета, формирования резервов и сбережений, постановки финансовых целей;
выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых ситуаций;
задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью. Обучающийся сможет:
соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой тематике;
принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников;
создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на финансовые темы;
анализировать результаты коммуникации после её завершения в ходе выполнения группового задания и представления его решения.
Предметные результаты обучения.
освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости для решения современных практических задач;
умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) финансовые объекты, явления, процессы, выявляя их существенные признаки, элементы и основные функции;
умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов;
необходимости правомерного налогового поведения;
осмысления личного опыта принятия финансовых решений;
умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей, управления доходами и расходами, формирования резервов и сбережений, принятия инвестиционных решений;
овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из нормативных правовых актов; умение преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать статистическую финансовую информацию, соотносить ее с собственными знаниями и опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения финансово-экономических и правовых норм, включая вопросы, связанные с личными финансами, финансовыми рисками и угрозами финансового мошенничества; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой грамотности в практической (индивидуальной и/или групповой) деятельности: для составления личного финансового плана; для принятия решений о приобретении финансовых услуг и имущества; для приобретения опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.
В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5—7 смогут сформировать следующие компетенции по финансовой грамотности:
способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки имеющихся финансовых возможностей и ограничений, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
способность формировать резервы и сбережения денежных средств;
способность следить за состоянием личных финансов посредством планирования личного бюджета;
способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая признаки финансового мошенничества, учитывая информацию об имеющихся на рынке финансовых рисках;
способность искать и использовать необходимую финансовую информацию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют |
1.1. | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | 1 | 0 | 1 | 02.09.2023 | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к финансовой зависимости от государства, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала | Практическая работа; | https://dni-fg.ru/ |
1.2. | Что такое налоги и почему их надо платить | 1 | 0 | 0 | 09.09.2023 | Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье | Устный опрос; | https://dni-fg.ru/ |
1.3. | Какие бывают налоги | 1 | 0 | 1 | 16.09.2023 | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. | Устный опрос; | https://dni-fg.ru// |
1.4 | Учимся считать налоги | 1 | 0 | 1 | 23.09.2023 | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. | Практическая работа; | https://dni-fg.ru// |
1.5 | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | 1 | 0 | 1 | 30.09.2023 | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. | Практическая работа; | https://dni-fg.ru// |
1.6 | Сравниваем налоги граждан разных стран | 1 | 0 | 0 | 07.10.2023 | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. | Устный опрос; | https://dni-fg.ru// |
1.7 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | 1 | 0 | 0 | 14.10.2023 | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. | Устный опрос; | https://dni-fg.ru// |
1.8 | Как работает налоговая служба | 4 | 0 | 2 | 21.10.2023 | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. | Практическая работа; | https://dni-fg.ru// |
1.9 | Учебные мини-проекты «Налоги» | 3 | 0 | 1 | 11.11.2023 | Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. | Тестирование; | https://dni-fg.ru// |
1.10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают | 2 | 0 | 1 | 18.11.2023 | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям | Устный опрос; | https://dni-fg.ru// |
1.11 | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | 1 | 0 | 1 | 25.11.2023 | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
1.12 | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | 1 | 0 | 0 | 02.12.2023 | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
1.13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | 1 | 0 | 0 | 09.12.2023 | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
1.14 | Учебные мини-проекты «Социальные пособия» | 1 | 0 | 0 | 16.12.2023 | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям | Практическая работа; | https://dni-fg.ru// |
1.15 | Обобщение результатов изучения модуля 3 | 1 | 0 | 1 | 23.12.2023 | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям | Тестирование; | https://dni-fg.ru// |
1.16 | Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют» | 1 | 1 | 0 | 13.01.2024 | Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям | Устный опрос; | https://dni-fg.ru// |
Итого по разделу | 16 | |
Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес |
2.1 | Для чего нужны банки | 1 | 0 | 0 | 20.01.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
2.2 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | 1 | 0 | 0 | 27.01.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
2.3 | Какие бывают вклады | 1 | 0 | 1 | 03.02.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Письменный контроль; | https://dni-fg.ru// |
2.4 | Что такое кредиты и надо ли их брать | 1 | 0 | 0 | 10.02.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
2.5 | Изучаем сайт Центрального банка РФ | 1 | 0 | 0 | 17.02.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
2.6 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | 1 | 0 | 0 | 24.02.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
2.7 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | 1 | 0 | 0 | 02.03.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Устный опрос | |
2.8 | Как работает банк | 1 | 0 | 0 | 09.03.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | https://dni-fg.ru// |
2.9 | Учебные мини-проекты «Банков- ские услуги для семьи» | 1 | 0 | 1 | 16.03.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
2.10 | Что мы знаем о бизнесе | 1 | 0 | 0 | 06.04.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; | https://dni-fg.ru// |
2.11 | Как открыть фирму | 1 | 0 | 0 | 13.04.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
2.12 | Для чего нужны бизнес-инкубаторы | 1 | 0 | 0 | 20.04.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
2.13 | Ролевая игра «Открываем фирму» | 1 | 0 | 1 | 27.04.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
2.14 | Что такое валюта и для чего она нужна | 1 | 0 | 0 | 04.05.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
2.15 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | 1 | 0 | 0 | 11.05.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
2.16 | Обобщение результатов изучения модуля 4 | 1 | 0 | 1 | 18.05.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Практическая работа | https://dni-fg.ru// |
2.17 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | 1 | 0 | 0 | 25.05.2024 | Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
Итого по разделу | 17 | | | |
Заключение |
3.1 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» | 1 | 0 | 0 | 25.05.2024 | определять последовательность оставленных целей с учетом конечного результата. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории | Устный опрос | https://dni-fg.ru// |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | 11 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | 1 | 0 | 0 | 02.09.2023 | Практическая работа; |
2. | Что такое налоги и почему их надо платить | 1 | 0 | 1 | 09.09.2023 | Устный опрос; |
3. | Какие бывают налоги | 1 | 0 | 1 | 16.09.2023 | Устный опрос; |
4. | Учимся считать налоги | 1 | 0 | 1 | 23.09.2023 | Практическая работа; |
5. | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | 1 | 0 | 0 | 30.09.2023 | Практическая работа; |
6. | Сравниваем налоги граждан разных стран | 1 | 0 | 1 | 07.10.2023 | Устный опрос; |
7. | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | 1 | 0 | 0 | 14.10.2023 | Устный опрос; |
8. | Как работает налоговая служба У | 1 | 0 | 0 | 21.10.2023 | Устный опрос; |
9. | Учебные мини-проекты «Налоги» | 1 | 0 | 0 | 11.11.2023 | Устный опрос; |
10. | Что такое социальные пособия и какие они бывают | 1 | 0 | 1 | 18.11.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
11. | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | 1 | 0 | 1 | 25.11.2023 | Устный опрос; |
12. | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | 1 | 0 | 0 | 02.12.2023 | Устный опрос; |
13. | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | 1 | 0 | 0 | 09.12.2023 | Практическая работа; |
14. | Учебные мини-проекты «Социальные пособия» | 1 | 0 | 0 | 16.12.2023 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
15. | Обобщение результатов изучения модуля 3 | 1 | 0 | 1 | 23.12.2023 | Практическая работа; |
16 | Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют» | 1 | 1 | 0 | 13.01.2024 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
17 | Для чего нужны банки | 1 | 0 | 0 | 20.01.2024 | Самооценка с использованием«Оценочного листа»; |
18 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | 1 | 0 | 0 | 27.01.2024 | Самооценка с использованием«Оценочного листа» листа»; |
19 | Какие бывают вклады | 1 | 0 | 1 | 03.02.2024 | Практическая работа; |
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать | 1 | 0 | 0 | 10.02.2024 | Самооценка с использованием«Оценочного листа листа»; |
21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ | 1 | 0 | 0 | 17.02.2024 | Устный опрос; |
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | 1 | 0 | 0 | 24.02.2024 | Устный опрос; |
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | 1 | 0 | 0 | 02.03.2024 | Письменный контроль; |
24 | Как работает банк | 1 | 0 | 0 | 09.03.2024 | Устный опрос; |
25 | Учебные мини-проекты «Банков- ские услуги для семьи» | 1 | 0 | 1 | 16.03.2024 | Практическая работа; |
26 | Что мы знаем о бизнесе | 1 | 0 | 0 | 06.04.2024 | Устный опрос; |
27 | Как открыть фирму | 1 | 0 | 0 | 13.04.2024 | Устный опрос; |
28 | Для чего нужны бизнес-инкубаторы | 1 | 0 | 0 | 20.04.2024 | Самооценка с использованием«Оценочного листа» |
29 | Ролевая игра «Открываем фирму» | 1 | 0 | 1 | 27.04.2024 | Практическая работа; |
30 | Что такое валюта и для чего она нужна | 1 | 0 | 0 | 04.05.2024 | Самооценка с использованием«Оценочного листа» |
31 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | 1 | 0 | 0 | 11.05.2024 | Устный опрос; |
32 | Обобщение результатов изучения модуля 4 | 1 | 0 | 1 | 18.05.2024 | Практическая работа; |
33 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | 1 | 0 | 0 | 25.05.2024 | Устный опрос; |
34 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» | 1 | 0 | 0 | 25.05.2024 | Самооценка с использованием«Оценочного листа» |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 11 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В..Финансовая грамотность. 6 кл. Издательство М.: ВАКО;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы – М.: ВАКО, 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://ropkip.ru/kursy/2125?yadclid=47806913&yadordid=172754372&yclid=128039413937471489
https://dni-fg.r