СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Физика» 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Физика» 9 класс»

Комитет администрации Усть-Калманского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено

ММО учителей математики, русского языка, литературы, физики

протокол № 62

от 30.08.22

руководитель ММО

Токарева Г.В

Согласовано

зам. директора по УВР_______________


Принято

Педагогический совет

протокол № 152 от31.08.22


Утверждено

директор школы

Тынянова Т.И.

__________________ приказ №173 от31.08.22



Рабочая программа учебного предмета «Физика»

для 9 АБ класса

основного общего образования

образовательная область — естественно-научные предметы


Срок реализации программы: 1 год.





Составительпрограммы : Рогова Елена Анатольевна

учитель физики






с.Усть-Калманка

2022 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 9 класса и составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №287 от 31 мая 2021 года

  • Примерной рабочей программы основного общего образования . Физика (для 7-9 классов образовательных организаций). Москва.2021 год.

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-Калманская СОШ»

  • Положения о рабочей программе МБОУ «Усть-Калманская СОШ»

  • Учебного плана МБОУ «Усть-Калманская СОШ»


Количество часов, на которые рассчитана программа:

Рабочая программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.


Информация о внесенных изменениях в и их обоснование:


Изменений в программе нет.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Механические явления

Механическое движение Материальная точка Система от­счёта Относительность механического движения Равномерное прямолинейное движение Неравномерное прямолинейное дви­жение Средняя и мгновенная скорость тела при неравномер­ном движении

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение Опыты Галилея

Равномерное движение по окружности Период и частота обращения . Линейная и угловая скорости . Центростремительное ускорение

Первый закон Ньютона . Второй закон Ньютона . Третий закон Ньютона Принцип суперпозиции сил

Сила упругости Закон Гука Сила трения: сила трения сколь­жения, сила трения покоя, другие виды трения

Сила тяжести и закон всемирного тяготения Ускорение свободного падения Движение планет вокруг Солнца (МС) Первая космическая скорость Невесомость и перегрузки

Равновесие материальной точки Абсолютно твёрдое тело. Равновесие твёрдого тела с закреплённой осью вращения Момент силы Центр тяжести

Импульс тела Изменение импульса Импульс силы Закон сохранения импульса Реактивное движение (МС)

Механическая работа и мощность Работа сил тяжести, упругости, трения Связь энергии и работы Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли Потенциальная энергия сжатой пружины Кинетическая энергия Теорема о кинетической энергии Закон сохранения механической энергии

Демонстрации

              1. .Наблюдение механического движения тела относительноразных тел отсчёта

              2. Сравнение путей и траекторий движения одного и того жетела относительно разных тел отсчёта

              3. Измерение скорости и ускорения прямолинейного движения

              4. Исследование признаков равноускоренного движения

              5. . Наблюдение движения тела по окружности .

              6. .Наблюдение механических явлений, происходящих в системе отсчёта «Тележка» при её равномерном и ускоренном движении относительно кабинета физики

              7. .Зависимость ускорения тела от массы тела и действующейна него силы

              8. .Наблюдение равенства сил при взаимодействии тел .

              9. . Изменение веса тела при ускоренном движении .

              10. . Передача импульса при взаимодействии тел .

              11. . Преобразования энергии при взаимодействии тел .

              12. .Сохранение импульса при неупругом взаимодействии .

              13. .Сохранение импульса при абсолютно упругом взаимодействии

              14. . Наблюдение реактивного движения .

              15. . Сохранение механической энергии при свободном падении .

              16. . Сохранение механической энергии при движении тела поддействием пружины

Лабораторные работы и опыты

                1. .Конструирование тракта для разгона и дальнейшего равномерного движения шарика или тележки

                2. . Определение средней скорости скольжения бруска или движения шарика по наклонной плоскости

                3. .Определение ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости

                4. .Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости

                5. . Проверка гипотезы: если при равноускоренном движении

без начальной скорости пути относятся как ряд нечётных чисел, то соответствующие промежутки времени одинаковы

                1. .Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

                2. . Определение коэффициента трения скольжения .

                3. .Определение жёсткости пружины

                4. .Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности

                5. . Определение работы силы упругости при подъёме груза

с использованием неподвижного и подвижного блоков

                1. . Изучение закона сохранения энергии .

Механические колебания и волны

Колебательное движение Основные характеристики колеба­ний: период, частота, амплитуда. Математический и пружинный маятники Превращение энергии при колебательном движении

Затухающие колебания Вынужденные колебания Резонанс Механические волны Свойства механических волн Продольные и поперечные волны Длина волны и скорость её распространения Механические волны в твёрдом теле, сейсмические волны (МС)

Звук Громкость звука и высота тона Отражение звука Инфразвук и ультразвук

Демонстрации

1. Наблюдение колебаний тел под действием силы тяжести и силы упругости

                  1. . Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине .

                  2. .Наблюдение вынужденных колебаний и резонанса

                  3. .Распространение продольных и поперечных волн (на модели)

                  4. . Наблюдение зависимости высоты звука от частоты .

                  5. . Акустический резонанс .

                  6. Лабораторные работы и опыты

Определение частоты и периода колебаний математического маятника

Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника

Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити

Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза

Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к нити, от массы груза

                    1. Опыты, демонстрирующие зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины

                    2. Измерение ускорения свободного падения .

Электромагнитное поле и электромагнитные волны

Электромагнитное поле Электромагнитные волны Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Ис­пользование электромагнитных волн для сотовой связи

Электромагнитная природа света Скорость света Волновые свойства света

Демонстрации

  1. . Свойства электромагнитных волн .

  2. . Волновые свойства света .

Лабораторные работы и опыты

1 . Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона

Световые явления

Лучевая модель света. Источники света. Прямолинейное рас­пространение света Затмения Солнца и Луны Отражение света Плоское зеркало Закон отражения света

Преломление света Закон преломления света Полное внутреннее отражение света Использование полного внутреннего отражения в оптических световодах

Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа (МС). Глаз как оптическая система . Близорукость и дальнозоркость .

Разложение белого света в спектр Опыты Ньютона Сложение спектральных цветов Дисперсия света

Демонстрации

    1. . Прямолинейное распространение света .

    2. . Отражение света .

    3. . Получение изображений в плоском, вогнутом и выпукломзеркалах

    4. Преломление света

    5. . Оптический световод .

    6. Ход лучей в собирающей линзе

    7. . Ход лучей в рассеивающей линзе .

    8. . Получение изображений с помощью линз .

9. Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа

      1. . Модель глаза .

      2. . Разложение белого света в спектр .

      3. . Получение белого света при сложении света разных цветов .

Лабораторные работы и опыты

        1. . Исследование зависимости угла отражения светового лучаот угла падения

        2. . Изучение характеристик изображения предмета в плоскомзеркале

        3. Исследование зависимости угла преломления светового лу­ча от угла падения на границе «воздух—стекло» .

        4. Получение изображений с помощью собирающей линзы

        5. . Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы

        6. Опыты по разложению белого света в спектр

        7. . Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдении

через цветовые фильтры

Раздел 12. Квантовые явления

Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора Испускание и поглощение света атомом Кванты Линейчатые спектры

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Строение атомного ядра Нуклонная модель атомного ядра Изотопы

Радиоактивные превращения. Период полураспада атомных ядер

Ядерные реакции Законы сохранения зарядового и массового чисел Энергия связи атомных ядер Связь массы и энергии Реакции синтеза и деления ядер Источники энергии Солнца и звёзд (МС) .

Ядерная энергетика Действия радиоактивных излучений на живые организмы (МС)

Демонстрации

          1. . Спектры излучения и поглощения .

          2. . Спектры различных газов .

          3. Спектр водорода

          4. . Наблюдение треков в камере Вильсона .

          5. . Работа счётчика ионизирующих излучений .

6. Регистрация излучения природных минералов и продуктов.


Лабораторные работы и опыты

            1. . Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения

            2. . Исследование треков: измерение энергии частицы по тормозному пути (по фотографиям) .

            3. Измерение радиоактивного фона

Повторительно-обобщающий модуль

Повторительно-обобщающий модуль предназначен для систематизации и обобщения предметного содержания и опыта деятельности, приобретённого при изучении всего курса физи­ки, а также для подготовки к Основному государственному экзамену по физике для обучающихся, выбравших этот учебный предмет.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образователь­ных результатов

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

—проявление интереса к истории и современному состоянию

российской физической науки;

—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

—готовность к активному участию в обсуждении общественно- значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

— осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного .

Эстетическое воспитание:

—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности

Ценности научного познания:

—осознание ценности физической науки как мощного инстру­мента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека .

Трудовое воспитание:

—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;

  • интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой

Экологическое воспитание:

—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—потребность во взаимодействии при выполнении исследова­ний и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;

—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

—потребность в формировании новых знаний, в том числе фор­мулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей

в области физики;

—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;

—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;

—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;

—самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев)

Базовые исследовательские действия:

—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;

—оценивать на применимость и достоверность информацию,

полученную в ходе исследования или эксперимента;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах

Работа с информацией:

—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

—самостоятельно выбирать оптимальную форму представле­ния информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их ком­бинациями

Универсальные коммуникативные действия Общение:

  • в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на реше­ние задачи и поддержание благожелательности общения;

—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

  • публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта)

  • Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и инди­видуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

  • принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;

—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

—оценивать качество своего вклада в общий продукт по крите­риям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—делать выбор и брать ответственность за решение

Самоконтроль (рефлексия):

—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

—объяснять причины достижения (недостижения) результатов

деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

—оценивать соответствие результата цели и условиям

Эмоциональный интеллект:

—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого

Принятие себя и других:

—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.

Предметные результаты на базовом уровне должны отражать

сформированность у обучающихся умений:

—использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение, центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки; центр тяжести; абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие; механические колебания и волны, звук, инфразвук и ультразвук; электромагнитные волны, шкала электро­магнитных волн, свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения; альфа-, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;

—различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение (затухающие и вынужденные колебания), резонанс, волновое движение, отражение звука, прямолинейное распространение, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе, биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений; естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов; действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;

— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона, ско­рость света, показатель преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с дру­гими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;

—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;

  • объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяс­нение из 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;

  • решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2— 3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостающие или избыточные данные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;

—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов;


—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний; прямолинейное распространение света, разложение белого света в спектр; изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения предмета в собирающей линзе; на­блюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): са­мостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;

—проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы); обосновывать выбор способа измерения/измерительного прибора;

—проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения): планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

—проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный фон): планировать измерения; собирать экспериментальную установку и выполнять измерения, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной погрешности измерений;

—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

—различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра;

—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

—использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач; оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;

  • приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнитель­ных источников;

  • использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников физического содержания, публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно ис­пользовать изученный понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников.


Тематическое планирование

Тематическое планирование по физике для 9-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.








урока


Перечень разделов и

тем уроков

Кол-во часов

Примечание

Электронные учебно-методические материалы


Использованиеоборудования центраестественнонаучнойи

технологической направленностей «Точка роста»


Механические явления

лабораторных работ-5

контрольных работ-3

40


http://class-fizika.narod.ru


http://interneturok.ru/


Цифровая лаборатория для опытов по механике

Демонстрационное оборудование:

Штатив демонстрационный, столик подъемный, трубка Ньютона


Механическое движение и способы его описания

10


1

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта.

1


/


2

Относительность механического движения.

1




3

Равномерное прямолинейное движение.

1


Презентация


4

Неравномерное прямолинейное движение. Средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении.

1




5

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение.

1


/


6

Свободное падение. Опыты Галилея.

1



трубка Ньютона

7

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

1


Презентация


8

Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение.

1




9

Лабораторная работа№1 «Определение ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости»

1

УМК №1

стр.319-321



Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по механике (набор №4):

Штатив лабораторный, механическая скамья, брусок деревянный, электронный секундомер с датчиками, магнитоуправ­ляемые герконовые датчики секундомера

10

Контрольная работа №1 «Прямолинейное равноускоренное движение»

1

УМК № 5

Стр.89-92




Взаимодействие тел

20


http://class-fizika.narod.ru


http://interneturok.ru/



11

Первый закон Ньютона.

1




12

Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил.

1




13

Третий закон Ньютона.

1


Презентация


14

Решение задач на законы Ньютона.

1




15

Контрольная работа № 2 «Законы Ньютона»

1

УМК № 5

Стр.93-96



16

Сила упругости. Закон Гука.

1




17

Лабораторная работа №2 «Определение жёсткости пружины»

1

Приложе

ние№1


Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по механике( Набор №2):

Динамометр с пределом измерения 5 Н, пружины на планшете(пружины жесткостью 50 Н/м и 10 Н/м ), грузы массой по 100 г

18

Сила трения:сила трения скольжения,сила трения покоя, другие виды трения.

1




19

Лабораторная работа№3 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

1

Приложе

ние№2


Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по механике( Набор №2):

Деревянный брусок, набор грузов, механическая скамья, динамометр

Динамометр1Н динамометр 5Н, мерная лента, линейка, транспортир брусок с крючком и нитью направляющая длиной не менее 500 мм. Должны быть обеспечены разные коэффициенты трения бруска по направляющей секундомер электронный с датчиком направляющая со шкалой

20

Лабораторная работа №4 «Определение коэффициента трения скольжения»

1

Приложе

ние№3


Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по механике( Набор №2)

21

Сила тяжести и закон всемирного тяготения.

1


Презентация


22

Ускорение свободного падения.

1


Презентация


23

Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость.

1




24

Невесомость и перегрузки.

1




25

Равновесие материальной точки.

1


Презентация


26

Абсолютно твёрдое тело. Равновесие твёрдого тела с закреплённой осью вращения.

1




27

Момент силы. Центр тяжести.

1




28

Решение задач.

1




29

Лабораторная работа №5 «Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности»

1

Приложе

ние№4


Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по механике( Набор №2)

30

Контрольная работа № 3 по теме «Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли»

1

УМК № 5 Стр. 97-100



31

Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы.

1


Презентация


32

Закон сохранения импульса.

1


Презентация


33

Реактивное движение.

1




34

Механическая работа и мощность.

1




35

Работа сил тяжести, упругости, трения. Связь энергии и работы.

1




36

Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли. Потенциальная энергия сжатой пружины.


1




37

Кинетическая энергия.

1




38

Теорема о кинетической энергии.

1




39

Закон изменения и сохранения механической энергии.

1




40

Контрольная работа № 4 «Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии»

1

УМК №5

Стр.101-104





Механические колебания и волны лабораторных работ-3

контрольных работ-1

15


http://class-fizika.narod.ru/


Цифровая лаборатория для опытов по механике

Демонстрационное оборудование:

Камертон на резонансном ящике, два камертона на резонирующих ящиках, резиновый молоточек

Механические колебания


7




41

Колебательное движение. Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда.

1



Демонстрации «Колебания нитяного маятника и свободные колебания груза на пружине»: датчик ускорения, штатив с крепежом, набор грузов, нить, набор пружин


42

Математический и пружинный маятники.

1


Презентация


43

Лабораторная работа№6 «Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити»


1

УМК № 1

стр.323-325



компьютер, датчик ускорения, груз с крючком, лёгкая и нерастяжимая нить, рулетка


44

Лабораторная работа№7«Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза»

1

Приложение 5


датчик ускорения, штатив с крепежом, набор грузов, нить, набор пружин

45

Лабораторная работа№8«Измерение ускорения свободного падения»

1

УМК № 1

стр.321-323



46

Превращение энергии при колебательном движении.

1


http://class-fizika.narod.ru/


47

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1


http://interneturok.ru/


Механические волны. Звук 8

48

Свойства механических волн. Длина волны.

1




49

Механические волны в твёрдом теле, сейсмические волны.

1


http://class-fizika.narod.ru/


50

Звук. Громкость звука и высота тона.

1


Презентация

Демонстрация «Звуковые волны»: компьютер, приставка-осцилло­граф, интерактивная доска или экран с про­ектором для демонстрации графиков, звуковой генератор, динамик низкоча­стотный на подставке, микрофон, камертон на резонаторном ящике

51

Отражение звука.

1




52

Инфразвук . Ультразвук.

1


Презентация


53

Решение задач на вычисление длины волны и скорости распространения звуковых волн.

1


Презентация


54

Решение задач на вычисление длины волны и скорости распространения звуковых волн.

1




55

Контрольная работа №5 по теме «Механические колебания и волны»


1

УМК №5

Стр. 105-108




Электромагнитное поле и электромагнитные волны

6


http://class-fizika.narod.ru

http://interneturok.ru/


Цифровая лаборатория для опытов по электродинамике и оптике

Демонстрационное оборудование:

Прибор Ленца, стрелки магнитные на штативах,

дифракционная решетка 600 штрихов/мм, дифракционная решетка 300 штрихов/мм, зеркало, лазерная указка, поляроид в рамке, щели Юнга, катушка моток

56

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1




57

Свойства электромагнитных волн.

1




58

Шкала электромагнитных волн.

1


Презентация


59

Использование электромагнитных волн для сотовой связи.

1




60

Электромагнитная природа света.

1


Презентация


61

Скорость света. Волновые свойства света.

1





Световые явления

лабораторных работ-2 контрольных работ-0

15


http://class-fizika.narod.ru/

http://interneturok.ru/


Цифровая лаборатория для опытов по оптике и электродинамике

Демонстрационное оборудование:

Собирающая линза, фокусное расстояние 100 мм, собирающая линза, фокусное расстояние 50мм, рассеивающая линза, фокусное расстояние -75мм, экран, оптическая скамья, слайд «Модель предмета», осветитель полуцилиндр с планшетом с круговым транспортиром, дифракционная решетка 600 штрихов/мм, дифракционная решетка 300 штрихов/мм, зеркало, лазерная указка, поляроид в рамке, щели Юнга, катушка моток


Законы распространения света

6




62

Источники света. Лучевая модель света. Прямолинейное распространение света. Затмения Солнца и Луны.

1




63

Отражение света. Закон отражения света.

1




64

Лабораторная работа№9 «Исследование зависимости угла отражения светового лучаот угла падения»

1

Приложение№6


Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по оптике:

Источник питания постоянного тока, выпрямитель с входным напряжением 36÷42 В или батарейный блок 1,5÷7,5 В с возможностью регулировки выходного напряжения , комплект проводов,

ключ двухпозиционный для размыкания и замыкания электрической цепи,

линейка пластиковая (длина 300 мм),

осветитель с источником света напряжением 3,5 В ,щелевая диафрагма

65

Плоское зеркало.

1




66

Преломление света. Закон преломления света.

1




67

Полное внутреннее отражение света. Использование внутреннего отражения в оптических световодах.

1





Линзы и оптические приборы

6




68

Линза, ход лучей в линзе.

1




69

Оптическая система.





70

Оптические приборы: фотоаппарат, микроскоп.

1




71

Оптические приборы: телескоп.

1




72

Лабораторная работа№10 «Получение изображений с помощью собирающей линзы»

1

УМК №1

Стр.230-231

http://interneturok.ru/

http://class-fizika.narod.ru/


Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по оптике:

Собирающая линза, фокусное расстояние 100 мм, собирающая линза, фокусное расстояние 50мм, лампочка (4,8 В, 0,5 А), экран, источник питания постоянного тока, выпрямитель с входным напряжением 36÷42 В или батарейный блок 1,5÷7,5 В с возможностью регулировки выходного напряжения , комплект проводов , ключ двухпозиционный для размыкания и замыкания электрической цепи




73

Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость.

1





Разложение белого света в спектр

3




74

Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона.

1




75

Сложение спектральных цветов.

1




76

Дисперсия света.

1




Квантовые явления

контрольных работ-1

лабораторных работ-3

17


http://class-fizika.narod.ru/



Испускание и поглощение света атомом

4




77

Опыты Резерфорда и планетарная модель атома.

1




78

Модель атома Бора. Испускание и поглощение света атомом.

1




79

Кванты.

1




80

Линейчатые спектры.

1





Строение атомного ядра

6




81

Радиоактивность. Альфа, бета и гамма-излучения.

1


Презентация


82

Лабораторная работа№11«Исследование треков: измерение энергии частицы по тормозному пути (по фотографиям)»

1

УМК №1

стр.331-332



83

Строение атомного ядра. Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы .

1




84

Радиоактивные превращения .

1


Презентация


85

Период полураспада.

1


Презентация


86

Действия радиоактивных излучений на живые организмы.

1




87

Лабораторная работа№12 «Измерение радиоактивного фона»


УМК №1

стр.329




Ядерные реакции

7




88

Ядерные реакции.

1




89

Энергия связи атомных ядер. Связь массы и энергии.

1




90

Реакции синтеза и деления ядер. Источники энергии Солнца и звёзд.

1




91

Лабораторная работа№13 «Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения»

1

УМК №1

стр.328



92

Ядерная энергетика.

1




93

Контрольная работа №6 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

1

УМК №6

Стр.89-90




Повторительно-обобщающий модуль лабораторных работ-0, контрольных работ-1

9


94

Повторение и обобщение материала курса. Тема "Механическое движение и способы его описания"

1




95

Повторение и обобщение материала курса. Тема "Взаимодействие тел"

1




96

Повторение и обобщение материала курса. Тема "Законы сохранения в механике"

1




97

Повторение и обобщение материала курса. Тема "Механические колебания и волны"

1




98

Повторение и обобщение материала курса. Тема "Тепловые явления"

1




99

Повторение и обобщение материала курса. Тема "Электрические явления"

1




100

Повторение и обобщение материала курса. Тема "Электрические явления"

1




101

Повторение и обобщение материала курса. Тема "Электромагнитные явления явления"

1




102

Диагностическая работа за курс основной школы

1

УМК №9

Стр.69-82




Всего уроков -102

Из них:

контрольных работ -7

Лабораторных работ -13







При реализации тематического планирования предусмотрено использование оборудования центра естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста» .


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Физика: 9 класс : учебник/ А,В.Перышкин, Е.М. Гутник.-7-е изд., перераб. -М.: Дрофа,2019.-350,(2) с.: ил. -( Российский учебник).

2.Физика.9 класс: тесты к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник / Н.И. Слепнева.-3е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2019.-112 с.:ил.-( Российский учебник).

3.Физика: Сборник вопросов и задач.9кл.: учеб. пособие /А.Е.Марон, Е.А.Марон, С.В.Позойский.-6-е изд,доп.-М.:Дрофа.2019-143, (1) с. :ил.-( Российский учебник).

4.Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие/А.Е.Марон, Е.А.Марон.-6-е изд.,стереотип.-М.Дрофа,2019.-127,(1)с.: ил. -( Российский учебник: Дидактические материалы).

5. Физика.9 класс. Методическое пособие/ Е.М. Гутник, О.А.Черникова.-2-е изд., пересмотр.-М.:Дрофа,2018,-224 с.: ил.- ( Российский учебник).

6.Физика. 9класс: самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник/ А.Е.Марон,Е.А.Марон.-2-е изд.стереотип.-М.:Дрофа,2019.-126,(2) с.:ил. -( Российский учебник).

7.Физика. 9кл.:рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина, Е.М.Гутник/Е.М.Гутник, И.Г. Власова.-5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2019.-103 (1) с.: ил.–(Российский учебник).

8. Физика. 9 кл.: тетрадь для лабораторных работ к учебнику А.В. Перышкина, Е.М.Гутник/ Н.В. Филонович, А.Г.Восканян.-5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2019.-47 (1 )с.: ил. -( Российский учебник).

9.Физика. Диагностические работы к учебнику А.В. Перышкина, Е.М.Гутник«Физика. 9 класс»:учебно-методическое пособие/В.В.Шахматова, О.Р.Шефер, М.:Дрофа,2017.-96с,: ил.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Физика: 9 класс : учебник/ А,В.Перышкин, Е.М. Гутник.-7-е изд., перераб. -М.: Дрофа,2019.-350,(2) с.: ил. -( Российский учебник).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. https://resh.edu.ru/- Российская электронная школа
2. https://uchebnik.mos.ru/catalogue -Московская электронная школ
3. https://uchi.ru/ -Учи.ру


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Название лаб.работы

Оборудование

1

«Определение ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости»

Наклонная плоскость, брусок, секундомер, мел, линейка.

2

«Определение жёсткости пружины»

Пружина, динамометр, набор грузов по 100г, линейка.

3

«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Динамометр, брусок, набор грузов,

4

«Определение коэффициента трения скольжения»

Динамометр, брусок, набор грузов, поверхности из разных материалов.

5

«Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности»

Динамометр, брусок, набор грузов, деревянная дощечка.

6

«Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити»

Штатив, нить, шарик, секундомер, линейка

7

«Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза»

Штатив, пружина, набор грузов по 100 г, секундомер.

8

«Измерение ускорения свободного падения»

Штатив с нитью и шариком, линейка, секундомер.

9

«Исследование зависимости угла отражения светового луча

от угла падения»

Источник тока, лампочка, ключ, соединительные провода, экран со щелью, транспортир, плоское зеркало с держателем.

10

«Получение изображений с помощью собирающей линзы»

Источник тока, ключ, соединительные провода, экран со щелью, собирающая линза на подставке, лампа с колпачком, где сделана прорезь, линейка.

11

«Измерение радиоактивного фона»

Дозиметр бытовой, инструкция по его использованию.

12

«Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения»

Генератор «Спектр», спектральные трубки с водородом, криптоном, неоном, гелием, источник питания, соединительные провода, стеклянная пластинка со скошенными гранями, лампа с вертикальной нитью накала, призма прямого зрения.

13

«Исследование треков: измерение энергии частицы по тормозному пути (по фотографиям)»

Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере, фотоэмульсии., линейка, калька.





















Лист изменений и дополнений

, тема урока

дата по плану

дата фактически

причина

















































































Приложение №1

Лабораторная работа №2

«Определение жёсткости пружины»




Приложение №2

Лабораторная работа№3

«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»









Приложение №3

Лабораторная работа №4

«Определение коэффициента трения скольжения»

Цель работы: определить коэффициент трения деревянного бруска, скользящего по деревянной линейке, используя формулу Fтр = μР.

С помощью динамометра измеряют силу, с которой нужно тянуть брусок с грузами по горизонтальной поверхности так, чтобы он двигался равномерно. Эта сила равна по модулю силе трения Fтp, действующей на брусок. С помощью того же динамометра можно найти вес бруска с грузом. Этот вес по модулю равен силе нормального давления N бруска на поверхность, по которой он скользит. Определив таким образом значения силы трения при различных значениях силы нормального давления, необходимо построить график зависимости Fтр от Р и найти среднее значение коэффициента трения .

Основным измерительным прибором в этой работе является динамометр. Динамометр имеет погрешность Δд =0,05 Н. Она и равна погрешности измерения, если указатель совпадает со штрихом шкалы. Если же указатель в процессе измерения не совпадает со штрихом шкалы (или колеблется), то погрешность измерения силы равна ΔF = 0,1 Н.

Средства измерения: динамометр.

Материалы: 1) деревянный брусок; 2) деревянная линейка; 3) набор грузов.

Порядок выполнения работы

1. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.

2. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Замерьте при этом показание динамометра.

3. На брусок поставьте груз. Вновь прикрепите динамометр и равномерно тяните его вдоль линейки. Замерьте при этом показание динамометра.

4.Повторите опыт с 2,3 грузами

5.Формула для вычисления коэффициента трения скольжения: (

6.По результатам измерений заполните таблицу:

Опыт

Наименование

Сила тяги,Н

Суммарный вес тел,Н

Коэффициент трения

Дерево по дереву

Дерево по наждачке

Дерево по

Дерево по дереву

Дерево по наждачке

Дерево по


брусок









Брусок и 1 груз



Брусок и 2 груза



Брусок и 3 груза






5. По результатам измерений постройте график зависимости силы трения от силы давления и, пользуясь им, определите среднее значение коэффициента трения μср .

6.Сделайте вывод.

Приложение №4

Лабораторная работа №5

«Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности»

Цель работы- определить работу силы трения при равномерном движении бруска по поверхности.

Оборудование: динамометр, линейка, брусок, набор грузов по 100 г, деревянная рейка.

Порядок выполнения работы

1. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку.

2. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Замерьте при этом показание динамометра. Прибор показывает силу тяги. При равномерном движении сила тяги равна силе трения.

3. Измерьте расстояние, пройденное бруском. Рассчитайте работу силы трения по формуле А= FS

4. Повторите опыт , положив на брусок сначала 1, потом 2 и 3 груза. Проведите опыты и рассчитайте значение силы трения для каждого случая.

  • Оформите таблицу, в которую занесете все значения величин.


Опыт с 1 бруском

№ опыта

Перемещение бруска, м

Сила трения, Н

Работа силы трения, Дж.

Сила трения, Н

Перемещение бруска, м

Работа силы трения, Дж.

1




Брусок с 1 грузом




2



Брусок с 2 грузами




3



Брусок с 3 грузами






6. Сделайте вывод по работе.









Приложение №5

Лабораторная работа№7

«Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза»

Цель работы: выяснить, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза .Приборы и материалы: набор пружин с разной жесткостью, набор грузов, массой 100 г, секундомер.

Порядок выполнения работы.

1. Закрепить пружину в штативе и подвесить к ней один груз.

2. Измерить время 20 колебаний.

3.Вычислить период.

4.Повторить опыт, меняя число подвешенных грузов.

5. Все измерения и вычисления занести в таблицу.

№ опыта

N

чилоколеб.

t, с время колеб.

T,с

период колеб.

m, кг

Масса груза

1





2





3





4






7.Сделайте вывод о том, как зависит период колебаний груза от массы подвешенного груза.










Приложение №6

Лабораторная работа№9

«Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения»

Цель работы: убедиться в том, что угол отражения света всегда равен углу падения.

Приборы и материалы: источник тока, лампочка, ключ, реостат, соединительные

провода, экран с узкой щелью, транспортир, плоское зеркало с держателем.


Порядок выполнения работы.

1. Собрать электрическую цепь, последовательно соединив источник тока, лампочку, реостат, ключ.


2. Установите зеркало на листе тетради.


3. Проведите на листе линию вдоль отражающей поверхности.


4. С помощью экрана с щелью получите тонкий световой пучок.


5. Направьте световой пучок на зеркало.


6. На падающем и отраженном лучах поставьте по две точки.


7. Выключите лампочку и через точки проведите падающий и отраженный лучи.


8. В точке падения луча на зеркало восстановите перпендикуляр к его поверхности.


9. Измерьте углы падения и отражения.


10. Повторите опыт пять раз, изменяя направление падающего луча.


11. Все измеренные значения углов запишите в таблицу.


Угол отражения






Угол падения







12.Проанализируйте результаты и сделайте вывод.