Рабочая программа
учебного предмета
«Геометрия»
на 2020-2021 учебный год
8а,б класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций/ [сост.: Т.А.Бурмистрова]. - 3 изд., М.: Просвещение, 2016 и ориентирована на использование учебника Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. С. Б. Кадомцев и др.].– 6-е изд.- М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от __ августа 2020г.
Разработала: учитель математики
первой квалификационной категории
Фомченкова Е.Е.
.
2020 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;
использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;
применять формулы площади при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
применять теорему Пифагора;
изображать типовые плоские фигуры от руки и с помощью инструментов;
строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки;
распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
узнать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль геометрии в развитии России.
работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность);
измерять длины отрезков, величины углов;
владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
пользоваться изученными геометрическими формулами;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой;
работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;
использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;
распределять свою работу, оценивать уровень владения материалом.
проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов многоугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе;
составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);
приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других;
различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;
проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе;
решать задачи на выпуклый многоугольник и его элементы;
узнает основные виды четырехугольников, их свойства и признаки (параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат);
решать задачи, применяя признаки и свойства четырехугольников, а также задачи на построение; строить (знать алгоритм построения) симметричные фигуры относительно прямой и точки;
формулировать теорему Фалеса и применять ее при решении простейших задач на построение
решать задачи на понятие площади и основных свойств площадей;
применять при решении задач формулы и свойства площадей;
применять прямую и обратную теоремы Пифагора к решению простейших геометрических задач
определять подобные треугольники;
находить отношение площадей подобных треугольников и уметь применять данные знания при решении простейших геометрических задач;
применять признаки подобия треугольников к доказательству теорем;
решать задачи на построение, применяя знания о подобных треугольников;
решать практико - ориентированные задачи;
узнать соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника и применять при решении задач, таблицу значений синуса, косинуса, тангенса для углов в 300,450,600
узнать случаи взаимного расположения прямой и окружности;
узнать свойства и признаки касательной к окружности;
применять при решении задач теоремы о вписанном угле; свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку;
применять свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку при решении задач;
решать задачи на понятия вписанной/описанной окружности
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
основным способам представления и анализа статистических данных; решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
выполнять проекты по темам (по выбору)
переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов, записывать решения с помощью принятых условных обозначений;
составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе.
проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятельность и провести её защиту
работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;
переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде – схематичная запись формулировки теоремы, проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения
переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2–3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы;
составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую;
строить выпуклый многоугольник;
доказывать формулу суммы углов выпуклого многоугольника; применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе для решения задач
приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
доказывать все теоремы, входящие в этот раздел. решать задачи, используя теоремы о подобии треугольников и средней линии треугольника в комплексе; использовать утверждения о пропорциональных отрезках при решении задач и доказательствах теорем;
определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника;
основные тригонометрические тождества;
доказывать все теоремы, входящие в этот раздел; решать задачи с использованием четырёх замечательных точек треугольника;
приобрести опыт исследования свойств окружностей с помощью компьютерных программ
Содержание учебного предмета
Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Повторение . (6 часов)
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | К-во часов |
По плану | Фактически |
Повторение 3 часа |
| 03.09 | | Треугольники ( повторение) | 1 |
| 08.09 | | Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые ( повторение) | 1 |
| 10.09 | | Соотношения между сторонами и углами треугольника ( повторение) | 1 |
Четырёхугольники ( 14 часов) |
1 | 15.09 | | Многоугольники | 1 |
2 | 17.09 | | Выпуклые многоугольники | 1 |
3 | 22.09 | | Параллелограмм | 1 |
4 | 24.09 | | Параллелограмм. Решение задач | 1 |
5 | 29.09. | | Трапеция | 1 |
6 | 01.10 | | Трапеция . Решение задач | 1 |
7 | 06.10 | | Решение задач по теме «Параллелограмм и трапеция» | 1 |
8 | 08.10 | | Решение задач по теме «Параллелограмм и трапеция» | 1 |
9 | 13.10 | | Прямоугольник | 1 |
10 | 15.10 | | Ромб | 1 |
11 | 20.10 | | Квадрат | 1 |
12 | 22.10 | | Осевая и центральная симметрии | 1 |
13 | 05.11 | | Решение задач по теме «Четырехугольники их свойства» | 1 |
14 | 10.11 | | Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники» | 1 |
Площадь ( 13 часов) |
16 | 12.11 | | Площадь многоугольника | 1 |
| 17.11 | | Площадь многоугольника | 1 |
17 | 19.11 | | Площадь параллелограмма | 1 |
18 | 24.11 | | Площадь параллелограмма | 1 |
19 | 26.11 | | Площадь треугольника | 1 |
20 | 01.12 | | Площадь треугольника | 1 |
21 | 03.12 | | Площадь трапеции | 1 |
22 | 08.12 | | Площадь трапеции | 1 |
23 | 10.12 | | Теорема Пифагора. | 1 |
24 | 15.12 | | Теорема Пифагора. | 1 |
25 | 17.12 | | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 1 |
26 | 22.12 | | Контрольная работа № 2 по теме «Площадь» | 1 |
27 | 24.12 | | Решение задач по теме «Площади» «Площадь. Теорема Пифагора». | 1 |
Подобные треугольники ( 19 часов) |
29 | 12.01 | | Определение подобных треугольников | 1 |
30 | 14.01 | | Определение подобных треугольников | 1 |
31 | 19.01 | | Признаки подобия треугольников. | 1 |
32 | 21.01 | | Признаки подобия треугольников. | 1 |
33 | 26.01 | | Применение признаков подобия треугольников. | 1 |
34 | 28.01 | | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 |
35 | 02.02 | | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 |
36 | 04.02 | | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников». | 1 |
37 | 09.02 | | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 1 |
38 | 11.02 | | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 1 |
39 | 16.02 | | Средняя линия треугольника | 1 |
40 | 18.02 | | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 |
41 | 23.02 | | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 |
42 | 25.02 | | Решение задач о пересечении медиан треугольника | 1 |
43 | 02.03 | | Решение задач о пересечении медиан треугольника | 1 |
44 | 04.03 | | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 1 |
45 | 09.03 | | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 |
47 | 11.03 | | Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники» | 1 |
Окружность ( 17 часов) |
48 | 16.03 | | Касательная к окружности | 1 |
50 | 18.03 | | Решение задач по теме «Касательная к окружности» | 1 |
51 | 23.03 | | Центральные и вписанные углы | 1 |
52 | 01.04 | | Центральные и вписанные углы | 1 |
53 | 06.04 | | Центральные и вписанные углы. Теорема об отрезках пересекающихся хорд | 1 |
54 | 08.04 | | Применение теоремы об отрезках пересекающихся хорд к решению задач | 1 |
55 | 10.04 | | Четыре замечательные точки треугольника | 1 |
56 | 13.04 | | Четыре замечательные точки треугольника | 1 |
57 | 15.04 | | Решение задач по теме «Четыре замечательные точки треугольника» | 1 |
58 | 20.04 | | Вписанная окружность | 1 |
59 | 22.04 | | Описанная окружность | 1 |
60 | 27.04 | | Вписанная и описанная окружности | 1 |
61 | 29.04 | | Вписанная и описанная окружности | 1 |
62 | 04.05 | | Решение задач по теме «Окружность» | 1 |
64 | 06.05 | | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» | 1 |
Повторение (6 часов) |
65 | 11.05 | | Повторение. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | 1 |
66 | 13.05 | | Итоговая контрольная работа | 1 |
67 | 18.05 | | Повторение. Подобные треугольники. | 1 |
68 | 20.05 | | Повторение. Окружность | 1 |
69 | 21.05 | | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 |
70 | 25.05 | | Заключительный урок за курс геометрии 8 класс | 1 |