Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»
№ 90 от 30 августа 2019 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для 10 класса
Составитель
Назарова Е.В., учитель географии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 год
Рабочая программа по учебному предмету «Индивидуальный проект» для 10 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 , утвержденная приказом от 29.08.2019 года № 84;
Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года;
А также на основе: примерной программы для общеобразовательных учреждений «Основы проектной деятельности» , под редакцией Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А. (Программы общеобразовательных учреждений. Под ред. Голуб Г.Б. 2017г.)
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение учебного предмета «Индивидуальный проект» в 10 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделю, 34 учебные недели).
Цель:
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование навыков адаптации в условиях сложного, изменчивого мира;
умение проявлять социальную ответственность;
формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний, работа над развитием интеллекта;
навыки конструктивного сотрудничества с окружающими людьми.
Задачи :
формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
формирование у обучаемых представления об основных науках (углубление и расширение знаний, усвоение основных понятий, формирование первичных исследовательских умений и навыков);
развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу;
формирование навыков сотрудничества учащихся с различными организациями при работе над проектом;
формирование интереса учащихся к изучению проблемных вопросов;
приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
формирование навыков работы с архивными публицистическими материалами.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Индивидуальный проект»
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; экологическую культуру;
способность ставить цели и строить жизненные планы;
способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
понятия и универсальные учебные действия ;
способность их использования в познавательной социальной практике; самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
способность к построению индивидуальной образовательной траектории;
владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области;
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной дея-тельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
• Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
• Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
• Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
• сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
• способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
• способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
• Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
• знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
• Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
• умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
• проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять письменные инструкции правил безопасности;
• оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса « Исследовательский проект» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся:
определять область своих познавательных интересов;
искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;
находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование;
целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности;
осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования;
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей.
Формы контроля:
Формами контроля проектной деятельности являются доклады, презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д.
Обучающиеся 10 классов обязаны в течение года подготовить, реализовать и защитить один проект (учебный).
Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
-внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения на бумажном носителе. В описании применения должна содержатся информация об инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его возможностей и применения.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением проекта.
Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается «зачтено-не зачтено».
В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения осуществляется два раза (примерно в январе и в марте), в ходе которого обучающиеся совместно с руководителем представляют рабочие материалы и проделанную работу (оценивается «зачтено-не зачтено»).
Контроль за ходом выполнения краткосрочного социального проекта осуществляется один раз и оценивается «зачтено-не зачтено».
Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты и обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения проектов и имеющие опыт защиты проектов на других конференциях.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением проектной работы. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:
защиту темы исследования (проекта);
обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании ;
предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании.
Форма итоговой аттестации – зачет.
Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида работы – функционирования научно-исследовательского общества учащихся, на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников как:
защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
защита завершенных проектов и исследовательских работ;
итоговая конференция .
Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект»
1.Способы получения и переработки информации (5 ч.)
Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
Особенности научного познания. Цели и задачи курса. План работы. Виды источников информации.
Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана.
Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов.
Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.
2. Проект (3 ч.).
Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение.
Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.
Знакомство с примерами ученических проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
3. Создание индивидуальных проектов (19 ч)
Структура проектной работы, критерии оценки.
Этапы проектной работы.
Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности;
теория .
Практическая работа №1: «Выбор темы и обоснование ее актуальности».
Практическая работа №2: «Выделение проблемы, формулировка гипотезы; формулировка цели и конкретных задач исследования».
Практическая работа №3: «Теория».
Практическая работа №4: « Выбор объекта и предмета исследования».
Работа над основной частью проекта: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Практическая работа №5 «Работа над основной частью проекта».
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).
Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, моделирование и др.).
Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации;
Анализ, выводы, заключение.
Тезисы и компьютерная презентация.
Отзыв. Рецензия.
4. Оформление результатов индивидуального проекта (4 ч)
Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок выполнения индивидуального проекта. Оформление исследовательской деятельности в программе Мicrosoft Word . Электронная презентация проекта . Работа с Publisher 2007. Электронные таблицы Excel.
5. Публичное выступление (3 ч)
Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Календарно - тематический план
учебного предмета «Индивидуальный проект» для 10 класса
на 2019 - 2020 учебный год.
№ урока по поряд-ку | № урока в раз-деле, теме | Тема урока Практическая работа | Плановые сроки изучения учебного материала | Фактические сроки (и/или коррекция) |
|
| | 1.Способы получения и переработки информации (5 ч.) | | |
1 | 1 | Образование, научное познание, научная деятельность. | 02.09-06.09 | |
2 | 2 | Особенности научного познания. Цели и задачи курса. Виды источников информации. | 09.09-13.09 | |
3 | 3 | Библиография и аннотация. Составление плана информационного текста. | 16.09-20.09 | |
4 | 4 | Тезисы, виды тезисов. | 23.09-27.09 | |
5 | 5 | Конспект, правила конспектирования. Цитирование. | 30.09-04.10 | |
| | 2. Проект ( 3 ч.) | | |
6 | 1 | Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. | 14.10-18.10 | |
7 | 2 | Виды проектов. | 21.10-25.10 | |
8 | 3 | Знакомство с примерами ученических проектов. Планирование проекта. | 28.10-01.11 | |
| | 3.Создание индивидуальных проектов (19 ч.) | | |
9 | 1 | Структура проектной работы, критерии оценки. | 04.11-08.11 | |
10 | 2 | Этапы проектной работы. | 11.08-15.11 | |
11 | 3 | Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория. | 25.11-29.11 | |
12 | 4 | Практическая работа №1 «Выбор темы и обоснование ее актуальности». | 02.12-06.12 | |
13 | 5 | Практическая работа №2 «Выделение проблемы, формулировка гипотезы, цели и конкретных задач исследования». | 09-12-13.12 | |
14 | 6 | Теория. | 16.12-20.12 | |
15 | 7 | Практическая работа №3 «Теория». | 23.12-27.12 | |
16 | 8 | Практическая работа №4 «Выбор объекта и предмет исследования». | 30.12-10.01 | |
|
17 | 9 | Работа над основной частью проекта: составление рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. | 13.01-17.01 | |
18 | 10 | Работа над основной частью проекта. | 20.01-24.01 | |
19 | 11 | Практическая работа №5 «Работа над основной частью проекта». | 27.01-31.01 | |
20 | 12 | Методы исследования: методы эмпирического исследования . | 03.02-07.02 | |
21 | 13 | Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования . | 10.02-17.02 | |
22 | 14 | Методы теоретического исследования. | 24.02-28.02 | |
23 | 15 | Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации. | 02.03-06.03 | |
24 | 16 | Анализ, выводы, заключение. | 09.03-13.03 | |
25 | 17 | Тезисы и компьютерная презентация. | 16.03-20.03 | |
26 | 18 | Тезисы и компьютерная презентация. | 23.03-27.03 | |
27 | 19 | Отзыв. Рецензия. | 30.03-03.04 | |
| | 4.Оформлемение результатов индивидуального проекта (4 ч.) | | |
28 | 1 | Требования к оформлению индивидуального проекта. | 13.04-17.04 | |
29 | 2 | Порядок выполнения индивидуального проекта. | 20.04-24.04 | |
30 | 3 | Оформление исследовательской деятельности в программе Мicrosoft Word . | 27.04-01.05 | |
31 | 4 | Электронная презентация проекта . Работа с Publisher 2007. Электронные таблицы Excel. | 04.05-08.05 | |
| | 5. Публичное выступление ( 3ч.) | | |
32 | 1 | Подготовка к публичной защите проекта. | 11.05-15.05 | |
33 | 2 | Публичная защита проекта. | 18.05-22.05 | |
34 | 3 | Подведение итогов, анализ выполненной работы. | 25.05-29.05 | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | практических работ | | |
По программе | 34 | - | 5 | | |
Выполнено | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ /Кочергина И.Н./
«____» _____________ 2019 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
Протокол №__ от __ августа 2019 г.
Руководитель ШМО ______ /Лендова О.П./