Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Итатская коррекционная школа-интернат»
(МКОУ «Итатская коррекционная школа-интернат»)
Программа рассмотрена на МО учителей протокол № 2 от 01.06.2023г. | Согласовано Заместитель директора (руководителя) по УР _________ Е.Ф. Калимулина | Программа рассмотрена на Педагогическом совете протокол № 6 от 13.06.2023г Утверждено Директор _______ О.В. Гурских приказ № 78/а от 13.06.2023г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика»
Составил: учитель А.А.Кармазова,
первая квалификационная категория
Класс: 7-9
Срок реализации: 3 года
Итатский, 2023г
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Информатика»
Освоение обучающимися АООП в предметной области «Математика» по учебному предмету «Информатика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Определенные рабочей программой для 7-9 классов планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Предметные результаты
7 класс
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами: создание и сохранение изображений в графическом редакторе Paint; создание и сохранение папок; создание и сохранение документа в текстовом редакторе Word, ввод, редактирование, форматирование текста в документе, вставка фигур в текстовый документ.
Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами: создание и сохранение изображений в графическом редакторе Paint, редактирование изображений, добавление текста в изображение; создание и сохранение папок; создание и сохранение документа в текстовом редакторе Word, ввод, редактирование, форматирование текста в документе, вставка и редактирование фигур в текстовом документе.
- решение учебных задач с доступными электронными ресурсами;
- пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации.
8 класс
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; о периферийных устройствах – принтере, сканере;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.): создание таблицы в документе в текстовом редакторе Word; редактирование и форматирование, корректировка таблиц; создание, сохранение, заполнение, форматирование, оформление таблицы в табличном редакторе Excel;
- различение видов диаграмм.
- пользование компьютером для создания презентации в программе PowerPoint: создание слайдов, рисунков на слайде; работа с фигурами, картинками, фотографиями.
Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; о периферийных устройствах – принтере, сканере.
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение сканирования рисунка, его сохранение;
- выполнение распечатки рисунков, небольших текстов;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами: создание таблицы в документе в текстовом редакторе Word; редактирование и форматирование, корректировка таблиц; создание, сохранение, заполнение, форматирование, оформление таблицы в табличном редакторе Excel;
- различение видов диаграмм, создание диаграмм; построение графиков;
- выполнение арифметических действий с помощью программы Excel;
- пользование компьютером для создания презентации в программе PowerPoint: создание слайдов, рисунков на слайде; работа с фигурами, картинками, фотографиями, звуком. Создание надписи как фигура WordArt;
- решение учебных задач с доступными электронными ресурсами;
- пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
9 класс
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- представление о программном обеспечении компьютера; компьютерных вирусах и антивирусных программах;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.);
- решение практических задач и примеров в программе Excel;
- представление об основных составляющих коммуникационных технологиях.
Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- представление о программном обеспечении компьютера; компьютерных вирусах и антивирусных программах;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
- пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
- решение практических задач и примеров в программе Excel;
- представление об основных составляющих коммуникационных технологий; работа с ними;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Формирование базовых учебных действий (БУД)
БУД обеспечивают становление учебной деятельности обучающегося с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
БУД, формируемые у обучающихся 7-9 классов:
Личностные учебные действия:
- умение испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться успехами и достижениями как собственными, так и других обучающихся;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- умение дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета «Информатика»
7 класс
Введение. Техника безопасности (1ч.)
Техника безопасности при работе на персональном компьютере (далее – ПК).
История развития вычислительной техники (1ч.)
Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.
Информация в нашей жизни (2 ч.)
Виды информации. Действия с информацией.
Компьютер - устройство для работы с информацией (7 ч.)
Компьютер, его назначение и устройство. Ввод информации в компьютер и её хранение. Вывод информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем на клавиатуре».
Графический редактор Paint (Paint 3D). Работа с изображениями (8 ч.):
Графический редактор Paint – приложение для работы с графической информацией. Создание изображений в графическом редакторе Paint. Редактирование изображений. Добавление текста в изображение.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 2 «Работаем в графическом редакторе».
Текстовый редактор Word. Работа с текстом (10 ч.)
Текстовый редактор Word – приложение для работы с текстовыми документами. Ввод текста в текстовый документ. Редактирование текста. Форматирование текста. Вставка фигур в текстовый документ.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3 «Вводим текст».
Практическая работа № 4 «Редактируем текст».
Практическая работа № 5 «Форматируем текст».
Действия с информацией в Интернете (5 ч.)
Интернет. Поиск информации в Интернете. Безопасность при работе и общении в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 6 «Поиск информации в Интернете».
8 класс
Введение. Техника безопасности (1 ч.)
Техника безопасности при работе на персональном компьютере (далее – ПК).
Повторение (3 ч.)
Компьютер, его назначение и устройство. Ввод информации в компьютер и её хранение. Вывод информации.
Ввод текста в текстовый документ. Редактирование текста. Форматирование текста.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру».
Практическая работа № 2 «Работаем с текстом».
Периферийные устройства компьютера (4 ч.)
Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Распечатка рисунка, небольшого текста.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3 «Распечатываем рисунок, текст».
Текстовый редактор Word. Работа в текстовом редакторе (7 ч.)
Создание таблицы в текстовом документе.
Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы. Вкладка Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной таблицы.
Табличный редактор Excel. Работа в табличном редакторе (10 ч.)
Знакомство с Excel. Окно программы Excel. Лист, книга в программе Excel.
Создание, сохранение таблицы и открытие файла.
Ячейки: копирование, имена ячеек, перемещение от одной ячейки к другой. Правка. Работа с таблицей: заполнение, форматирование, оформление.
Диаграмма. Создание диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков.
Арифметические действия с помощью программы Excel: сложение вычитание, умножение, деление. Решение примеров на сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач в Excel.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Создаем таблицу».
Практическая работа № 5 «Построим диаграмму».
Практическая работа № 6 «Решаем задачу».
Программа PowerPoint. Обработка мультимедийной информации (9 ч.)
Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 7 «Создаем слайды».
Практическая работа № 8 «Создаем презентацию».
9 класс
Введение. Техника безопасности (1 ч.)
Техника безопасности при работе на персональном компьютере (далее – ПК).
Повторение (2 ч.)
Компьютер, его назначение и устройство. Ввод информации в компьютер и её хранение. Вывод информации.
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (7 ч.)
Устройство компьютера. Информация, её сбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Файлы и файловая система. Поиск информации внутри компьютера. Поиск информации на съёмном носителе.
Программное обеспечение компьютера. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Обработка текстовой информации (8 ч.)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации».
Практическая работа № 4 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 6 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
Коммуникационные технологии (10 ч.)
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Создание почтового ящика. Создание и передача сообщений. Создание странички в социальной сети. Передача и принятие сообщений в социальных сетях. Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 7 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 8 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 9 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа № 10 «Загрузка файлов из Интернета».
Табличный редактор Excel. Работа в табличном редакторе (6 ч.)
Программа Excel. Действия умножение и деление в программе Excel. Решение практических задач и примеров. Распределение чисел в порядке возрастания и убывания. Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в программе Excel. Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу.
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Введение. Техника безопасности | 1 |
2. | История развития вычислительной техники | 1 |
3. | Информация в нашей жизни | 2 |
4. | Компьютер - устройство для работы с информацией | 7 |
5. | Графический редактор Paint (Paint 3D). Работа с изображениями | 8 |
6. | Текстовый редактор Word. Работа с текстом | 10 |
7. | Действия с информацией в Интернете | 5 |
| Итого: | 34 ч. |
8 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Введение. Техника безопасности | 1 |
2. | Повторение | 3 |
3. | Периферийные устройства компьютера | 4 |
4. | Текстовый редактор Word. Работа в текстовом редакторе | 7 |
5. | Табличный редактор Excel. Работа в табличном редакторе | 10 |
6. | Программа PowerPoint. Обработка мультимедийной информации | 9 |
| Итого: | 34 ч. |
9 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Введение. Техника безопасности | 1 |
2. | Повторение | 2 |
3. | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации | 7 |
4. | Обработка текстовой информации | 8 |
5. | Коммуникационные технологии | 10 |
6. | Табличный редактор Excel. Работа в табличном редакторе | 6 |
| Итого: | 34 ч. |
| Итого по программе: | 102 ч. |