СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ"»

Программа по информатике и ИКТ для 9 класса

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике, на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы Н.Д. Угринович.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:

познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;

познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;

раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;

продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;

обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Visual Basic; обучить навыкам работы с системой программирования.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий в 9 классе является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и языка программирования Visual Basic. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов и кратковременных тестов (5-10 мин) с использованием программы MyTest для тематической проверки знаний.

Организации образовательного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу обучающихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

– В примерной программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

– Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.

  • Изменена очередность изучения разделов рабочей программы Информационные технологии в обществе и Коммуникационные технологии. Считаю целесообразным поменять порядок изучения разделов программы, так как у обучающихся сначала должно сформироваться представление об организации информации в среде коллективного использования информационных ресурсов, об информационной безопасности и правовой охране информационных ресурсов, об этике и праве при создании и использовании информации, а лишь затем познакомить их с процессом передачи информации по глобальным сетям, с сервисами компьютерных сетей: Всемирной паутиной, файловыми архивами, интерактивным общением, поиском информации и электронной почтой.

Планируемые результаты.

Учащихся результате изучения информатики и ИКТ на базисном уровне по окончанию 9 класса должны

знать/понимать

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов и основных компонентов среды графического редактора растрового типа;

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров) и основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

  • что такое электронная таблица и табличный процессор, основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Уметь

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст;

  • набирать, форматировать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем).

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Всего

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

2

Кодирование и обработка текстовой информации

9

3

Кодирование и обработка числовой информации

10

4

Основы алгоритмизации и программирования

20

5

Моделирование и формализация

10

6

Информатизация общества

3

7

Повторение

3

8

Итого:

70


урока

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество

часов

Вид контроля Измерители

Д/З

Дата

план

факт

Кодирование графической информации.


1

опрос

§1.1.1

Стр. 10-13



Растровые изображения на экране монитора

1

ПР 1.1

§1.1.2

Стр.14-15



Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB          

1


§1.1.3

Стр. 15-21



Растровая и векторная графика     

1

ПР 1.2

§1.2

Стр. 21-27



Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах    

1


§1.3.1

Стр. 28-31



Инструменты рисования растровых графических редакторов

2


§1.3.2

Стр. 31-32



Работа с объектами в векторных графических редакторах

2

ПР 1.3

§1.3.3

Стр. 32-34



Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах

2

ПР 1.4

§1.3.4

Стр. 35-37



Растровая и векторная анимация

1

ПР 1.6

§1.4

37-40



Кодирование и обработка звуковой информации

1

ПР 1.5

§1.5

Стр.40-44



Цифровое фото и  видео

1

ПР 1.7

§1.6

Стр. 45-48



Контрольная работа №1 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

1

КР




Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах  

1

ПР 2.1

§2.1, 2.2

Стр. 49-54



Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа.    

2

ПР 2.2.

§2.3, 2.4

Стр. 54-61



Форматирование символов. Форматирование абзацев

2

ПР 2.3

§2.5.1,

2.5.2

Стр. 61-65



Нумерованные и маркированные списки. Таблицы

2

ПР 2.4,

ПР 2.5

§2.5.3,

2.6

Стр. 66-69



Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

1

ПР 2.6,

ПР 2.7

§ 2.7, 2.8

Стр. 70-74



Контрольная работа №2 «Кодирование и обработка текстовой информации»

1

КР




Представление числовой информации с помощью систем счисления

1

опрос

§3.1.1

Стр. 75-80



Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

Решение задач

§3.1.2

Стр. 80-82



Двоичное кодирование чисел в компьютере

1

ПР 3.1

§3.1.3

Стр. 82-84



Основные параметры электронных таблиц

1

Фронтальный опрос

§3.2.1

Стр. 84-87



Основные типы и форматы данных

1

Проверка выполнения работы.

§3.2.2

Стр. 87-89



Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

1

ПР 3.2

§3.2.3

Стр. 89-91



Встроенные функции

1

ПР 3.3

§ 3.2.4

Стр. 91-93



Построение диаграмм и графиков

1

ПР 3.4

§3.3

Стр. 93-97



Базы данных в электронных таблицах.

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

1

ПР 3.5

§3.4

Стр. 97-104



Контрольная работа №3 «Кодирование и обработка числовой информации»

1

КР

Повторить конспект.



Введение: структура курса. Правила поведения и инструкция по технике безопасности в компьютерном классе. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

1

Индивидуальный
опрос

§4.1.1

Стр. 105-108



Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

1

Массовый контроль

§4.1.2

Стр. 108-109



Языки программирования. Классификация языков программирования.

1

Выборочный опрос,

ПР 4.1

Знать конспект



Среда программирования Turbo Pascal. Знакомство с языком Pascal.

1

Фронтальный опрос, ПР 4.2

§4.1.3

Стр. 109-112



Линейный алгоритм.

1

Письменный опрос, ПР 4.3

§4.2.1

Стр. 113



Алгоритмическая структура «ветвление».


1

Выборочный опрос, ПР 4.4


§4.2.2

§4.2.3

Стр. 114-117




Алгоритмическая структура «выбор».


1

Экспресс-опрос по карточкам, ПР 4.5

знать конспект



Алгоритмическая структура «выбор».

1

Проверка выполн. работы, ПР 4.6

знать конспект



Алгоритмическая структура «цикл»

1

Экспресс-опрос по карточкам, ПР 4.7

§4.2.4

Стр. 117-119




Алгоритмические конструкции: повторение.

2

Экспресс-опрос по карточкам, ПР 4.8

§4.2.4

Стр. 117-119




Вложенные циклы

1

Выборочный опрос, ПР 4.9

Знать конспект



Подпрограммы.

1

ПР 4.10

Знать конспект



Одномерные массивы


1

ПР 4.11

Знать конспект



Программа с символьными, строковыми типами данных.

1

Фронтальный опрос, ПР 4.12

Знать конспект



Контрольная работа

4.
Алгоритмы и исполнители.

1

КР

Повторить конспект.



Графические возможности языка программирования Паскаль. Операторы. Константы.

1

Проверка выполнения работы

Знать конспект



Графические возможности языка программирования Паскаль. Операторы. Константы.

1

Проверка выполнения работы

Знать конспект



Графические возможности языка программирования Паскаль.

1

Проверка выполнения работы

Знать конспект



Графические возможности языка программирования Паскаль.

1

Проверка выполнения работы

Знать конспект



Окружающий мир как иерархическая система   

1


§5.1

Стр. 138-141



Моделирование как метод познания

1


§5.2.1

Стр. 142-145



Материальные и информационные модели

1

ПР 5.1

§5.2.2

Стр. 145-148



Формализация и визуализация моделей        

1


§5.2.3

Стр. 148-152



Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере           

1

ПР 5.2

§5.3

Стр. 152-154



Построение и исследование физических моделей

1


§5.4

Стр. 154-156



Приближенное решение уравнений

1

ПР 5.3

§5.5

Стр. 157



Экспертные системы распознавания химических веществ

1


§5.6

Стр. 157-161



Информационные модели управления объектами

1

ПР 5.4

§5.7

Стр. 161-163



Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

1

КР




Информационное общество

1


§6.1

Стр. 164-169



Информационная культура

1


§6.2

Стр. 169-171



Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

1


§6.3

Стр. 171-173



Повторение «Алгоритмизация и программирование»

1





Повторение «Формализация и моделирование»

1





Повторение «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

1






Всего за год

70






Информационно-образовательный ресурс.

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

- Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. Бином., 2010



Учебно-методический комплекс.

Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010 г..

Информатика и ИКТ.8-11 классы. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г..

































Лист внесения изменений

№Урока

Название темы

Причина

Дата проведения

План/факт



































































































40