Пояснительная записка
к рабочей программе учебного предмета информатика
для обучающихся 7 класса
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года);
Учебный план МБОУ «Лаишевская СШ» на 2018-2019 учебный год;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального, общего основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями от 8 июня 2015 № 576, от 28 декабря 2015 № 1529, от 26 января 2016 № 38, от 05 июля 2017 г. №629.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лаишевская СШ»;
Примерная программа по предмету на основе методического пособия для учителей: Информатика. 7–9 классы: программа для основной школы / И.Г. Семакин и др.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
1. Информатика. 7 класс: учебник / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лаишевская средняя школа» учебный предмет информаьтка является обязательным в средней школе, на его преподавание отводится 35 часов в год ( 1 час в неделю).
Главная цель изучения предмета «Информатика» в 7-9 классах основной школы – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение информатики в 7 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно–полезной, учебно–исследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения. В задачнике-практикуме, входящем в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего связанных с освоением информационных технологий), содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПиН, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкультпаузы» продолжается работа с программой.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в учебнике для 9 класса в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ (8 класс, главы 3, 4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно–следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме — знаковой форме компьютерного кодирования.
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе — и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель. Этим вопросам посвящаются: 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование», а также главы 3 и 4, где рассматриваются информационные модели баз данных и динамические информационные модели в электронных таблицах.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ–компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5; 8 класс, главы 3, 4) и «Компьютерные телекоммуникации» (8 класс, глава 1).
Требования ФГОС | Чем достигается в настоящем курсе |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | 7 класс, § 2, «Восприятие и представление информации»: раскрывается тема исторического развития письменности, классификации и развития языков человеческого общения. 9 класс, § 22 «Предыстория информатики» раскрывается история открытий и изобретений средств и методов хранения, передачи и обработки информации до создания ЭВМ. 9 класс, § 23 «История ЭВМ», § 24 «История программного обеспечения и ИКТ». 9 класс, раздел 2.4 «История языков программирования»: посвящен современному этапу развития информатики и ее перспективам |
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности | Задачник-практикум, «Творческие задачи и проекты»: выполнение заданий проектного характера требует от учащихся их взаимодействия со сверстниками и взрослыми (учителями, родителями). В завершении проектной работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также формирует у детей коммуникативные навыки |
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни | Учебник для 7 класса, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». Интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл 8_024.pps) В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. (См. архив «Локальная версия ЭОР 7—9 классы» на методичес- ком сайте издательства в авторской мастерской И. Г. Семакина: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/.) |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | 9 класс, глава 1 «Управление и алгоритмы». 9 класс, глава 2 «Введение в программирование». 9 класс, Дополнение к главе 2, § 2.2. «Сложность алгоритмов» |
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | 8 класс, главы 3, 4. 9 класс, главы 1, 2. 9 класс, § 15, раздел «Что такое отладка и тестирование программы» |
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование». 8 класс, Дополнение к главе 2, § 2.1. «Системы, модели, графы», § 2.2. «Объектно-информационные модели». 8 класс, глава 3 (изучение баз данных). 8 класс, глава 4 (изучение электронных таблиц). 9 класс, глава 2 (изучение программирования) |
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | 7 класс, глава 3 «Текстовая информация и компьютер». 7 класс, глава 4 «Графическая информация и компьютер». 7 класс, глава 5 «Мультимедиа и компьютерные презентации», тема «Представление звука». 8 класс, глава 4, тема «Системы счисления». 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование» |
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции) | Содержательная линия курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5; 8 класс, главы 3, 4). Содержательная линия курса «Компьютерные телекоммуникации» (8 класс, глава 1) |
Содержание учебного предмета
1. Человек и информация - 5 ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.
Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч (4+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти ком пьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный
пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
1. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой
3. Работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Проекты и исследования
Использование антивирусных программ.
3. Текстовая информация и компьютер - 9 ч .
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с
внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы
работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере
1. Кодирование текстовой информации
2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
4. Таблицы в текстовом документе
5. Нумерованные и маркированные списки;
6. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
4. Графическая информация и компьютер - 8 ч
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические
редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практика на компьютере
1. Кодирование графической информации
2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
3. Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Проекты и исследования
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (2+4)
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
1. Cоздание презентаций в Power Point
2. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
3. Использование гиперссылок, регистров в Power Point
4. Создание презентации на заданную тему
Проекты и исследования
Способы презентации проекта
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Наименование темы | Количество часов |
1. | Раздел 1. Человек и информация - 5 ч | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. | 1 |
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. | 1 |
Информационные процессы. | 1 |
Работа с тренажером клавиатуры Инструменты учебной деятельности: Клавиатурный тренажер «Руки солиста» | 1 |
Измерение информации. Единицы измерения информации. | 1 |
2. | Раздел 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти | 1 |
Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. | 1 |
Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции | 1 |
Пользовательский интерфейс | 1 |
Файлы и файловые структуры | 1 |
Работа с файловой структурой операционной системы | 1 |
Итоговое тестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО» | 1 |
3. | Раздел 3. Текстовая информация и компьютер - 9 ч . | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | 1 |
Текстовые редакторы и текстовые процессоры | 1 |
Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста | 1 |
Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. | 1 |
Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены | 1 |
Работа с таблицами | 1 |
Дополнительные возможности текстового процессора | 1 |
Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов | 1 |
Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер» | 1 |
4. | Раздел 4. Графическая информация и компьютер - 8 ч | Компьютерная графика и области ее применения. Понятие растровой и векторной | 1 |
Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым графическим редактором растрового типа | 1 |
Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором | 1 |
Работа с векторным графическим редактором | 1 |
Технические средства компьютерной графики. | 1 |
Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 |
Создание презентации с использованием текста, графики и звука | 1 |
Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. | 1 |
5. | Раздел 5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч | Создание презентации с применением записанного звука и изображения. | 1 |
Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» | 1 |
Итоговое тестирование по курсу 7 класса | 1 |
Повторение (Резервные часы) | 1 |
Повторение (Резервные часы) | 1 |
Повторение (Резервные часы) | 1 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата план | Дата факт | Коррек- тировка |
Раздел 1. Человек и информация - 5 ч |
-
| Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. | 1 | изучение нового материала | | | |
-
| Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. | 1 | изучение нового материала | | | |
-
| Информационные процессы. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Работа с тренажером клавиатуры Инструменты учебной деятельности: Клавиатурный тренажер «Руки солиста» | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Измерение информации. Единицы измерения информации. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
Раздел 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч |
-
| Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Пользовательский интерфейс | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Файлы и файловые структуры | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Работа с файловой структурой операционной системы | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Итоговое тестирование по темам «Человек и информация», | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
Раздел 3. Текстовая информация и компьютер - 9 ч . |
-
| Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Текстовые редакторы и текстовые процессоры | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Работа с таблицами | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Дополнительные возможности текстового процессора | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
-
| Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер» | 1 | контроль знаний | | | |
Раздел 4. Графическая информация и компьютер - 8 ч |
-
| Компьютерная графика и области ее применения. Понятие растровой и векторной | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
23. | Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым графическим редактором растрового типа | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
24. | Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
25. | Работа с векторным графическим редактором | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
26. | Технические средства компьютерной графики. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
27. | Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
28. | Создание презентации с использованием текста, графики и звука | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
29. | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | | | |
Раздел 5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч |
30. | Создание презентации с применением записанного звука и изображения. | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | | | |
31. | Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» | 1 | контроль знаний | | | |
32. | Итоговое тестирование по курсу 7 класса | 1 | контроль знаний | | | |
33. | Повторение (Резервные часы) | 1 | резерв | | | |
34. | Повторение (Резервные часы) | 1 | резерв | | | |
35. | Повторение (Резервные часы) | 1 | резерв | | | |
Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Даты по осн КТП | Даты проведения | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Пример заполнения.
№ урока | Даты по осн КТП | Даты проведения | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
79,80,81,82,83 | 00.00.2018 00.00.2018 00.00.2018 00.00.2018 00.00.2018 | 00.00.2018 00.00.2018 | Союз. | 5 | 2 | Карантин (00.00.2018-00.00.2018) | Уплотнение программы |
150 151 | 00.00.2018 00.00.2018 | 00.00.2018 | Частица. Употребление частиц. | 1 1 | 2 | Больничный лист (00.00.2018-00.00.2018) | Объединение тем |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
4