СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета информатика для обучающихся 7 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета информатика для обучающихся 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета информатика для обучающихся 7 класса»

Пояснительная записка

к рабочей программе учебного предмета информатика

для обучающихся 7 класса


Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года);

  • Учебный план МБОУ «Лаишевская СШ» на 2018-2019 учебный год;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального, общего основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями от 8 июня 2015 № 576, от 28 декабря 2015 № 1529, от 26 января 2016 № 38, от 05 июля 2017 г. №629.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лаишевская СШ»;

  • Примерная программа по предмету на основе методического пособия для учителей: Информатика. 7–9 классы: программа для основной школы / И.Г. Семакин и др.



Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

1. Информатика. 7 класс: учебник / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др.



В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лаишевская средняя школа» учебный предмет информаьтка является обязательным в средней школе, на его преподавание отводится 35 часов в год ( 1 час в неделю).

Главная цель изучения предмета «Информатика» в 7-9 классах основной школы – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.








  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Изучение информатики в 7 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.


Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета


При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.

1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно–полезной, учебно–исследовательской, творческой деятельности.

В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения. В задачнике-практикуме, входящем в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего связанных с освоением информационных технологий), содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.

3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПиН, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкультпаузы» продолжается работа с программой.


При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.

1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в учебнике для 9 класса в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени.

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ (8 класс, главы 3, 4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.

3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно–следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект.

4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме — знаковой форме компьютерного кодирования.

В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе — и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель. Этим вопросам посвящаются: 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование», а также главы 3 и 4, где рассматриваются информационные модели баз данных и динамические информационные модели в электронных таблицах.

5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ–компетенции).

Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5; 8 класс, главы 3, 4) и «Компьютерные телекоммуникации» (8 класс, глава 1).


Требования ФГОС

Чем достигается в настоящем курсе


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и

общественной практики


7 класс, § 2, «Восприятие и представление информации»: раскрывается тема исторического развития письменности, классификации и развития языков человеческого общения.

9 класс, § 22 «Предыстория информатики» раскрывается история открытий и изобретений средств и методов хранения, передачи и обработки информации до создания ЭВМ.

9 класс, § 23 «История ЭВМ», § 24

«История программного обеспечения и ИКТ».

9 класс, раздел 2.4 «История языков программирования»: посвящен современному этапу развития информатики и ее перспективам


2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности


Задачник-практикум, «Творческие задачи и проекты»: выполнение заданий проектного характера требует от учащихся их взаимодействия со сверстниками и взрослыми (учителями, родителями).

В завершении проектной работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также формирует у детей коммуникативные навыки


3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни


Учебник для 7 класса, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК».

Интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл 8_024.pps)

В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. (См. архив «Локальная версия ЭОР 7—9 классы» на методичес- ком сайте издательства в авторской

мастерской И. Г. Семакина: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/.)



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач


9 класс,

глава 1 «Управление и алгоритмы».

9 класс,

глава 2 «Введение в программирование».

9 класс,

Дополнение к главе 2, § 2.2. «Сложность алгоритмов»


2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения


8 класс, главы 3, 4.

9 класс, главы 1, 2.

9 класс, § 15, раздел «Что такое отладка и тестирование программы»


3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы


8 класс,

глава 2 «Информационное моделирование».

8 класс, Дополнение к главе 2,

§ 2.1. «Системы, модели, графы»,

§ 2.2. «Объектно-информационные модели».

8 класс, глава 3 (изучение баз данных).

8 класс, глава 4 (изучение электронных таблиц).

9 класс, глава 2 (изучение программирования)


4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач


7 класс, глава 3 «Текстовая информация и компьютер».

7 класс, глава 4 «Графическая информация и компьютер».

7 класс, глава 5 «Мультимедиа и компьютерные презентации», тема «Представление звука».

8 класс, глава 4, тема «Системы счисления».

8 класс, глава 2 «Информационное моделирование»


5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)


Содержательная линия курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5; 8 класс,

главы 3, 4).

Содержательная линия курса «Компьютерные телекоммуникации» (8 класс, глава 1)




  1. Содержание учебного предмета


1. Человек и информация - 5 ч

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.

Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере:

  1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.


2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч (4+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти ком пьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный

пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере:

1. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств

2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой

3. Работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.


Проекты и исследования

Использование антивирусных программ.


3. Текстовая информация и компьютер - 9 ч .

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с

внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы

работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Практика на компьютере

1. Кодирование текстовой информации

2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word

3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста

4. Таблицы в текстовом документе

5. Нумерованные и маркированные списки;

6. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).


4. Графическая информация и компьютер - 8 ч

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические

редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Практика на компьютере

1. Кодирование графической информации

2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

3. Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

Проекты и исследования

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».


5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (2+4)

Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере:

1. Cоздание презентаций в Power Point

2. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст

3. Использование гиперссылок, регистров в Power Point

4. Создание презентации на заданную тему

Проекты и исследования

Способы презентации проекта







































  1. Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела

Наименование темы

Количество часов

1.

Раздел 1.

Человек и информация - 5 ч

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

1

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.

1

Информационные процессы.

1

Работа с тренажером клавиатуры

Инструменты учебной деятельности:

Клавиатурный тренажер «Руки солиста»

1

Измерение информации. Единицы измерения информации.

1

2.

Раздел 2.

Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти

1

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики.

1

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции

1

Пользовательский интерфейс

1

Файлы и файловые структуры

1

Работа с файловой структурой операционной системы

1

Итоговое тестирование по темам «Человек и информация»,

«Компьютер: устройство и ПО»

1

3.

Раздел 3.

Текстовая информация и компьютер - 9 ч .

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

1

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

1

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста

1

Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать

документа.

1

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены

1

Работа с таблицами

1

Дополнительные возможности текстового процессора

1

Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов

1

Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер»

1

4.

Раздел 4.

Графическая информация и компьютер - 8 ч

Компьютерная графика и области ее применения. Понятие растровой и векторной

1

Графические редакторы растрового типа.

Работа с растровым

графическим редактором растрового типа

1

Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором

1

Работа с векторным графическим редактором

1

Технические средства компьютерной графики.

1

Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации

1

Создание презентации с использованием текста, графики и звука

1

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.

1

5.

Раздел 5.

Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч

Создание презентации с применением записанного звука и изображения.

1

Тестирование по темам

«Компьютерная графика» и

«Мультимедиа»

1

Итоговое тестирование по курсу 7 класса

1

Повторение (Резервные часы)

1

Повторение (Резервные часы)

1

Повторение (Резервные часы)

1















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование




п/п

Тема урока


Количество часов

Тип урока

Дата план

Дата факт

Коррек-

тировка

Раздел 1. Человек и информация - 5 ч

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

1

изучение нового материала




Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.

1

изучение нового материала




Информационные процессы.

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Работа с тренажером клавиатуры

Инструменты учебной деятельности:

Клавиатурный тренажер «Руки солиста»

1

развитие и закрепление умений и навыков




Измерение информации. Единицы измерения информации.

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Раздел 2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Устройство персонального компьютера и его основные характеристики.

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Пользовательский интерфейс

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Файлы и файловые структуры

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Работа с файловой структурой операционной системы

1

развитие и закрепление умений и навыков




Итоговое тестирование по темам «Человек и информация»,

1

развитие и закрепление умений и навыков




Раздел 3. Текстовая информация и компьютер - 9 ч .

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Текстовые редакторы и текстовые процессоры

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа.

1

развитие и закрепление умений и навыков




Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены

1

развитие и закрепление умений и навыков




Работа с таблицами

1

развитие и закрепление умений и навыков




Дополнительные возможности текстового процессора

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов

1

развитие и закрепление умений и навыков




Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер»

1

контроль знаний




Раздел 4. Графическая информация и компьютер - 8 ч

Компьютерная графика и области ее применения. Понятие растровой и векторной

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




23.

Графические редакторы растрового типа.

Работа с растровым

графическим редактором растрового типа

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




24.

Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




25.

Работа с векторным графическим редактором

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




26.

Технические средства компьютерной графики.

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




27.

Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




28.

Создание презентации с использованием текста, графики и звука

1

развитие и закрепление умений и навыков




29.

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков




Раздел 5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч

30.

Создание презентации с применением записанного звука и изображения.

1

развитие и закрепление умений и навыков




31.

Тестирование по темам «Компьютерная графика» и

«Мультимедиа»

1

контроль знаний




32.

Итоговое тестирование по курсу 7 класса

1

контроль знаний




33.

Повторение (Резервные часы)

1

резерв




34.

Повторение (Резервные часы)

1

резерв




35.

Повторение (Резервные часы)

1

резерв

































Приложение 2


Лист корректировки рабочей программы


№ урока

Даты по осн КТП

Даты проведения

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


































































Пример заполнения.

№ урока

Даты по осн КТП

Даты проведения

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

79,80,81,82,83

00.00.2018 00.00.2018 00.00.2018

00.00.2018 00.00.2018

00.00.2018 00.00.2018

Союз.

5

2

Карантин (00.00.2018-00.00.2018)

Уплотнение программы

150

151

00.00.2018 00.00.2018

00.00.2018

Частица. Употребление частиц.

1

1

2

Больничный лист

(00.00.2018-00.00.2018)

Объединение тем


































4


© 2018 524 2