СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «История» Класс 10

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена по учебнику А.Н.Сахаров,Н.В.Загладин"История с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс

изд."Русское слово" 2017г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «История» Класс 10»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ермоловская средняя школа имени П.Д.Дорогойченко

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР Директор школы

___________Н.Е.Першонкова ________ Л.В.Истягина

«____» ____________ 2018 г. «____»___________2018г.









Рабочая программа учебного предмета «История»




Класс 10

Учитель истории Шорникова О.А.







РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей гуманитарных наук

Протокол № 1 от « » 2018г.

Руководитель ШМО ____(О.А. Шорникова)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса истории для 10 класса учитывает прохождение обязательного минимума содержания предмета, предусмотренного Федеральным государственным стандартом среднего( полного) образования. Программа составлена на основе программ: Л.А. Пашкина. ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ». Базовый уровень. 10-11 КЛАССЫ. Москва, «Русское слово». 2015.

А.Н. Сахаров, Н.В.Загладин «История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ А.Н. Сахаров, Н.В.Загладин. – 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.


Личностные, метапредметные и предметные результаты .


Личностные результаты :


1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.


Метапредметные результаты :


1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметные результаты:

  1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  2. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приѐмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  3. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая еѐ социальную принадлежность и познавательную ценность;

  4. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  5. готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;

  6. добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);

  7. разделять российскую и всеобщую историю с Древнейших времён до IXX века на этапы и объяснять выбранное деление;

  8. в ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления) происходившие в этот период;

  9. давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей Родины, изменению общественных порядков;

  10. вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми;

  11. определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах тех времён. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям, как в прошлом, так и в современности.



С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 10 класса:

Классы

Объем учебного времени

(федеральный

компонент)

Разделы примерной программы

История России

Всеобщая история

10

70 ч

История России

(с древнейших времен до середины XIX в.) –

не менее 40 ч

Всеобщая история

(с древнейших времен до середины XIX в.) –

не менее 28 ч



Основное содержание с распределением часов курса по разделам:


п/п

Название раздела

кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Пути и методы познания истории

3

Уметь: - называть в хронологической последовательности этапы развития человечества, называть их хронологические рамки.

- объяснять особенности познания прошлого.

- характеризовать теории исторического развития

- выявлять положительные и отрицательные стороны марксистской концепции истории, теории локальных цивилизаций, теории мирового цивилизационного развития

2

От первобытной эпохи к цивилизации

7

Знать: - античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Уметь: - излагать ключевые события эпохи Античности.

3

Русь, Европа и Азия в Средние века

19

Знать: - особенности христианской средневековой цивилизации в Европе, динамику ее развития.

Уметь: - проследить процесс формирования системы крупного землевладения. Знать славянские племена и их соседей. Их культуру и быта, верования. Знать причины распада Руси, взаимоотношения князей в это время. Уметь работать с картой. Знать причины возрождения. Роль Москвы в централизации русских земель. Роль Дмитрия Донского в этом. Значение Куликовской битвы.

4

Россия и мир на рубеже нового времени (конец XV – начало XVII в.)

12

Знать кем, когда и как были сделаны географические открытия. Уметь работать с картой. Знать новые религиозные течения, их основные постулаты. Знать реформы Ивана IV и их, значение, влияние на социально-экономическое и политическое развитие страны.

5

Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации

10

Знать: - технический прогресс, промышленный переворот, кап. отношения, индустриальное общество, крупное машинное производство.

- развитие капиталистических отношений и социальной структуры Знать: - промышленное производство и его влияние на общество. Уметь: - определять особенности и противоречия раннего индустриального общества

- выявлять положительные и отрицательные черты индустриального общества - признаки промышленного переворота. Знать новые явления хозяйственной жизни, появление мануфактур, наемного труда, ориентация ремесла на внутренний рынок, сословный строй при первых Романовых. Причины народных выступлений.

6

Россия и мир в конце XVIII – XIX веках

19

Знать особенности первых десятилетий послепетровской эпохи, отступление от петровских планов и продолжение традиций ПетраI, основные тенденции соц.-политического и экономического развития страны. Внешняя политика: направления и результаты. Знать либеральные начинания Александра I; замыслы и результаты. Противостояние консервативных и либеральных идей. Знать понятия: Россия и «Священный союз».»Восточный вопрос» в российской политике. Россия и революция в Западной Европе. Крымская война: значение, последствия. Уметь объяснять значение реформ Александра II. Последствия его внешней политики. Знать причины контрреформ Александра III.


Итого

70



Основное содержание предмета

Раздел 1.Пути и методы познания истории. История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

Раздел 2.От первобытной эпохи к цивилизации. Современные научные концепции происхождения человека и общества. Неолитическая революция. Цивилизации Древнего мира и Средневековья. Архаичные цивилизации древности. Античные цивилизации Средиземноморья. Возникновение религиозной картины мира.

Раздел 3. Русь, Европа и Азия в Средние века. Возникновение исламской цивилизации. Христианская средневековая цивилизация в Европе. Становление и развитие сословно – корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Традиционное общество на Западе и Востоке. Славяне в раннем Средневековье. Образование Древнерусского государства. Расцвет Древней Руси. Социально-экономическое развитие Древней Руси. Политическая раздробленность Руси. Культура Руси Х – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации. Католический мир на подъеме. Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии. Монгольское нашествие на Русь. Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского. Западная Европа в XIV – XV вв. Европейская культура, наука и техника в Средние века. Мир за пределами Европы в Средние века. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы. Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. Междоусобная война на Руси.

Раздел 4. Россия и мир на рубеже нового времени (конец XV – начало XVII в.). На заре новой эпохи. Западная Европа: новый этап развития. Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе. Образование Русского централизованного государства. Правление Ивана IV Грозного. Культура и быт России в XIV—ХVI вв. Смутное время на Руси. Россия при первых Романовых. Экономическое и общественное развитие России в XVII в. Россия накануне преобразований. Культура и быт России в XVII в.

Раздел 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. Государства Азии в XVII—XVIII вв. Россия при Петре I. Россия в период дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи в России. Могучая внешнеполитическая поступь Российской империи. Экономика и население России во второй половине XVIII в. Культура и быт России XVIII в.

Раздел 6. Россия и мир в конце XVIII – XIX веках. Война за независимость в Северной Америке. Французская революция и её последствия для Европы. Европа и наполеоновские войны. Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. Россия и Священный Союз. Тайные общества. Реакция и революции в Европе 1820—1840-х гг. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Страны Западного полушария в XIX в. Гражданская война в США. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. Россия при Николае I. Крымская война. Воссоединение Италии и объединение Германии. Россия в эпоху реформ Александра II. Правление Александра III. Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX в. Власть и оппозиция в России середины – конца XIX в. Наука и искусство в XVIII—XIX вв. Золотой век русской культуры.

Календарно-тематическое планирование «История с древнейших времён до конца 19 века» 10 класс


урока

Темы уроков


Элементы минимального содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Д/з

Дата

план

Дата факт

Раздел 1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ.(4 часа)



1

Этапы развития исторического знания

Понятие история, сущность исторического пространства, его эволюция, проблемы философии истории.

Уметь характеризовать периоды в развитии исторических процессов, проводить поиск информации, сравнивать исторические оценки событий.

§ 1. 



2

Основы исторической науки

Роль и место истории в системе гуманитарных наук, теоретико-методологические подходы к осмыслению истории.

Развивать умение анализировать исторический источник и информацию, уметь различать исторические факты и мнения.

§ 2



3

Россия во всемирной истории

Роль и место России в мировом развитии. Характер протекания исторических процессов в России.

Знать особенности развития нашей страны, характеризовать роль православия в истории, уметь составлять логическую таблицу.

§ 3, обобщение темы



4

Повторительно-обобщающий урок по разделу № 1 « Пути и методы познания истории»


Уметь соотносить факты и общие явления, проводить поиск информации

Тест работа с понятиями.



Раздел 2. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ(7 часов)

5

У истоков рода человеческого

Сформировать обобщённые представление об антропо-. социо- и политогенезе, об основных особенностях первых цивилизаций. Сущность и значение неолитической революции.

Ознакомить с представлениями о предцивилизационной стадии развития человечества, , зарождении и развитии общества, возникновении государства.

§ 4



6

Государства Древнего Востока 

Влияние природно-климатических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока Архаичные цивилизации Древнего Востока.

Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.

§ 5







7

 Культура Древнего Востока

Социальная структура и социальные нормы. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации.

Знать основные черты восточной деспотии. Знать социальную иерархию древнего восточного общества.

§ 6



8

Цивилизация Древней Греции 

Зарождение античной цивилизации. От «тёмных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм.

Знать причины, последствия и значение великой греческой колонизации, особенности цивилизации Древней Греции. Уметь сравнивать Афины и Спарту как два типа древнегреческого полиса

§ 7











9

Древнеримская цивилизация 

Цивилизация Древнего Рима в VIII – I вв. до н. э. Римская империя. Кризис римского общества

Определять хронологические рамки значимых событий. Уметь раскрыть сущность античного рабства и его роли и развитии цивилизации Древнего Рима.

§ 8







10

Культурно-религиозное наследие античной цивилизации 


Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Формирование научного мышления в древности.

Развивать навыки поиска необходимой информации по одному или нескольким источникам.

Знать сущность концепции осевого времени. Уметь раскрывать важнейшие особенности мифологической картины мира, содержание мифов.

§ 9







11

Повторительно-обобщающий урок по разделу № 2 « От первобытности к цивилизации»

Обобщить важнейшие периоды и события истории Древней Греции и Древнего Рима

Развивать навыки поиска необходимой информации по одному или нескольким источникам.


работа с понятиями.



Раздел 3. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА.(19 часов)

12

Европа в эпоху раннего Средневековья 

Причины и волны вторжения варварских племён на территорию Римской империи. Падение Рима. Раннесредневековые государства германских племён.

Знать и понимать связь между нашествием варваров и падением империи. Уметь читать историческую карту. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывания, суждения.

§ 10



13

Рождение исламской цивилизации 

Рождение, расцвет и упадок Арабского халифата. Возникновение ислама и основные положения мусульманского вероучения. Роль арабско-мусульманской средневековой цивилизации в истории человечества.

Развивать навыки работы с картой и историческими источниками. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, выявлять сходства и различия.

§ 11



14

Славяне в раннем Средневековье 

Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языковая общность.

Место славян среди индоевропейцев.

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Находить необходимую информацию в одном или нескольких источниках

§ 12



15

Образование Древнерусского государства 

Причины и этапы образования Древнерусского государства. «Повесть временных лет». Суть спора между норманистами. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений.

§ 13



16

Расцвет Древней Руси 

Характер Древнерусского государства в IX – XI вв, суть лествичной системы передачи княжеской власти и её противоречия.

Составлять биографические справки, характеристики деятельности исторических личностей. Соотносить единичные исторические факты и общие явления.

§ 14








17

Социально-экономическое развитие Древней Руси 

Главные итоги правления русских князей до правления Владимира. Походы на Византию.

Уметь рассказать об исторических событиях и их участниках.

§ 15



18

Политическая раздробленность Руси 

Дискуссии по проблеме причин раздробленности Древнерусского государства.

Излагать собственное суждение о причинно-следственных связях исторических событий. Определять и объяснять своё отношение к данным подходам.

§ 16







19

Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации 

Языческая культура. Контакты с культурами Запада и Востока. Причины выбора Русью православия. Последствия принятия христианства на Руси. История Русской православной церкви.

Работать с историческими источниками, уметь разделять культуру дохристианского периода и периода после принятия христианства.

§ 17






20

Католический мир на подъеме 

Крестовые походы.

Уметь составлять логические таблицы. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и особенное.

§ 18



21

 Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии 

Влияние Византии на российскую цивилизацию .Значение Византии для мировой истории.

Уметь объяснять причинно-следственные связи исторических событий, соотносить единичные и общие явления.

§ 19



22

Монгольское нашествие на Русь 

Образование Монгольского государства.

Знать о сущности и проявлениях ордынского владычества на Руси.

§ 20



23

Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского 

Сущность и проявление владычества на Руси. Православная церковь в период татаро-монгольского ига.

Уметь объяснять причинно-следственные связи исторических событий, соотносить единичные и общие явления. Объяснять смысл важнейших исторических понятий.

§ 21



24

Западная Европа в XIV – XV вв.

Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Политическая роль папства. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV – XVI вв.

Знать сущность и основные черты сеньориального строя, подходы к пониманию сущности феодализма.

§ 22



25

Европейская культура, наука и техника в Средние века 

Сословно-корпоративный строй в европейском средневековом обществе. Этапы и особенности экономической, политической, социальной сфер средневекового европейского общества.

Уметь сравнивать исторические источники, выявлять их сходства и различия.

§ 23



26

Мир за пределами Европы в Средние века 

Особенности и основные черты традиционного общества на Западе и Востоке. Особенности истории Китая, Индии, Японии в Средние века.

Знать об особенностях государственности Средних веков, формах и этапах её эволюции.

§ 24



27

Возвышение новых русских центров и начало объединения русских земель вокруг Москвы.

Причины и предпосылки объединения русских земель. Причины возвышения Москвы.

Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.Работать с картой.

§ 25



28

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского 

Образование единого государства – Россия. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества.

Уметь раскрывать сущность исторического события. Знать ведущую роль политического фактора в формировании Российского государства и причины возвышения Москвы.

§ 26



29

Междоусобная война на Руси 

Феодальная война. Зарождение национального самосознания на Руси

Знать причины противостояния и феодальной войны. Уметь оценивать итоги феодальной войны.

§ 27





30

Повторительно-обобщающий урок по разделу № 3 «Русь, Европа и Азия в средние века»


Уметь объяснять причинно-следственные связи исторических событий, соотносить единичные и общие явления.


Работа

с доку-ментом



Раздел 4. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV – НАЧАЛО XVII В.(12 часов)

31

На заре новой эпохи. 

Понятие «Новое время». Запад и Восток в раннее новое время. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Знать последовательность возникновения исторических явлений. Уметь характеризовать периоды в развитии исторических явлений.

§ 28



32

Западная Европа: новый этап развития. 

Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

Уметь объяснять процессы развития государств. Знать последовательность возникновения исторических явлений.

Уметь характеризовать периоды в развитии исторических явлений.

§ 29











33

Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе .

Религиозные войны и новая система международных отношений в Европе. Первая буржуазная революция в мире.

Знать причины религиозных войн. Знать основные революции изучаемого периода. Понимать современные научные подходы к вопросам о связях между модернизацией и революциями второй половины XVII-XIX вв.

Уметь выявлять причины революций.

§ 30











34

Образование Русского централизованного государства. 

Образование единого государства – Россия. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Знать политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.

§ 31








35

Правление Ивана IV Грозного 

Реформы Избранной рады. Южное направление. Ханства, Крым. Создание оборонительных укреплений. Западное направление. Ливонская война. Начало освоения Сибири. Миссия Ермака. Казаческая колонизация.

Уметь объяснять значимость преобразований, начатых Иваном Грозным, характеризовать реформы Избранной Рады. Знать и понимать прогрессивное значение присоединения к России народов Сибири и Поволжья.

§ 32



36

Культура и быт России в XIV – XVI вв. 

Быт и нравы Руси XIII-XV вв. Сергий Радонежский и развитие духа подвижничества.. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Знать специфику развития культуры Руси данного периода. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий.

§ 33



37

Смутное время на Руси 

Сущность и причины Смуты

Кризис общества и государства в России. Первое ополчение. Второе ополчение. Избрание Михаила Романова.

Знать причины и роль интервенции. Развивать навыки работы с картой. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий..

Уметь оценивать деятельность Д.Пожарского и К.Минина

§ 34



38

Россия при первых Романовых 

Возрождение самодержавия. Укрепление военной мощи страны и внешняя политика.

Восстановление хозяйства.


Уметь оценивать положение России после Смуты. Знать хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и явлений.

Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий.

§ 35



39

Экономическое и общественное развитие России в XVII в.

Развитие системы центрального приказного и местного воеводского управления. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Знать и понимать хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и явлений.

Уметь анализировать деятельность первых Романовых.

§ 36









40

Россия накануне преобразований 

Основные черты барщинного хозяйства. Рост товарного производства, объемов внутренней и внешней торговли. Начало складывания рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров.

Уметь составлять хронологические и синхронистические таблицы. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий.

§ 37



41

Культура и быт России в XVII в.

Москва-центр русской культуры. Усиление светских элементов в русской культуре. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой».

Знать наиболее характерные явления культурного развития страны XV-XVII вв.

Уметь объяснять борьбу передовых тенденций против продолжавших господствовать тогда феодальных и церковных уставов.

§ 38



42

Повторительно-обобщающий урок по разделу № 4 « Россия и мир на рубеже нового времени»


Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.

Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий.

Работа с поняти-ями



Раздел 5. РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.(10 часов)


43

Промышленный переворот в Англии и его последствия 

Аграрная революция в Англии. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики.

Знать сущность промышленного переворота, условия для развития индустриального общества.

Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.

§ 39










44

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм 

Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

Знать основные идеи просветителей, модели общества, предлагаемые ими. Углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве.

Уметь объяснять влияние идеологии на развитие общества.

§ 40



45

Государства Азии в XVII—XVIII вв. 

Зарождение международного права. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Знать понятия: традиционное общество, колония, метрополия, эксплуатация; этапы британского завоевания Индии.

Уметь указать особенности развития Китая, определить направления модернизации в Японии. Называть и показывать на карте страны - метрополии, страны-полуколонии, страны-колонии.

§ 41



46

Россия при Петре I

Состояние сельского хозяйства, промышленности и торговли. Необходимость преобразований.

Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма.

Знать особенности развития России к концу XVII века.

Уметь объяснять причины и характер первых преобразований Петра

Знать причины Северной войны. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий.

Уметь оценивать реформы Петра I

§ 42



47

Россия в период дворцовых переворотов 

Петровский указ о престолонаследии. Воцарение Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II.

Знать этапы дворцовых переворотов. Знать и понимать хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и явлений

§ 43



48

Расцвет дворянской империи 

Россия во время правления Екатерины II. Экономика и население России во второй половине XVIII в. Аристократия, гвардия и дворянство. Просвещенный абсолютизм.

Уметь оценивать правление Екатерины II. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий.

§ 44



49

Могучая внешнеполитическая поступь империи 

Войны с Турцией. Разделы Польши.

Знать цели и направления внешней политики Екатерины II. Уметь оценивать итоги данной политики.

§ 45



50

Экономика и население России во второй половине XVIII в. 

Рост территории и населения. Факторы развития экономики. Промышленность. Сельское хозяйство. Торговля.

Знать , какие внутриполитические события оказывали влияние на развитие экономики, характеризовать основные категории населения России.

§ 46



51

Культура и быт России XVIII в. 

Образование и просвещение народа. Наука. Литература и искусство. Российский быт.

Знать наиболее характерные явления культурного развития страны 18 в.

§ 47



52

Повторительно-обобщающий урок по разделу № 5

« Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации»



Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий

Работа с доку-мента-ми



Раздел 6. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVII – НАЧАЛЕ XIX В. ( 18 часов)

53

Война за независимость в Северной Америке 

Война за независимость в Северной Америке. Утверждение демократии в США.

Знать причины и итоги войны за независимость. Уметь оценивать значение данного события.

§ 48






54

Великая французская революция и ее последствия для Европы 

Кризис абсолютизма. Великая французская революция. Конвент и якобинская диктатура. Директория. Режим Наполеона Бонапарта.

Знать причины революции во Франции ,её последствия. Уметь оценивать значение данного события.

§ 49



55

Европа и наполеоновские войны 

Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени.

Дать оценку наполеоновским завоеваниям. Знать принципы внешней политики европейских государств. Уметь соотносить единичные исторические факты и общие явления.

§ 50



56

Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 г. 

Имперская внешняя политика

Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Особенности Отечественной войны 1812 года и заграничный поход русской армии. Венский конгресс.

Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.

§ 51



57

Россия и Священный союз. Тайные общества 

Положение народа и армии. Военные поселения. Внутренняя политика. Северное и Южное тайные общества. Восстание декабристов.

Знать, что явилось предпосылками движения декабристов. Уметь объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов.

§ 52



58

Реакция и революции в Европе 1820 – 1840-х гг. 

Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав.

Уметь оценивать социальные последствия революций.

§ 53



59

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи 

Мировое развитие во второй половине XIX века. Время реформ и контрреформ

Уметь определять особенности и противоречия раннего индустриального общества

выявлять положительные и отрицательные черты индустриального общества.

§ 54



60

Страны Западного полушария в XIX веке. Гражданская война в США 

Гражданская война в США,

причины и основные события революций в странах Латинской Америки.


Знать понятия: революция, гражданская война.

Уметь указывать причины и последствия гражданской войны в США, выявлять факторы, которые определили победу в войне Севера.

§ 55



61

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока 

Традиционные общества Востока в условиях традиционной экспансии; Завершение колониального раздела мира. Самоизоляция Японии и начало ее модернизации.

Знать причины обострения Восточного вопроса. Уметь оценивать итоги расширения колоний.

§ 56



62

Россия при Николае I. Крымская война 

Преобразования в государственном управлении. Крестьянский вопрос..Капиталистическое предпринимательство. Крымская война


Знать перемены в правлении Николая I. Знать дату, причины, характер Крымской войны. Уметь оценивать развитие хозяйства России.

§ 57



63

Воссоединение Италии и объединение Германии 

Воссоединение Италии и объединение Германии.

Уметь оценивать последствия социальных революций.

§ 58



64

Россия в эпоху реформ Александра II 

Отмена крепостного права. Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговли. Народнический террор.

Знать основные положения крестьянской реформы. Знать особенности развития пореформенной России. Уметь оценивать результаты реформ.

§ 59



65

Правление Александра III 

Внутренняя и внешняя политика. Государственно-социальная система. Промышленная модернизация.

Знать перемены в правлении Александра III. Уметь оценивать его правление.

§ 60



66

Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX века

Либерализм. Консервативная идеология. Утопический социализм. Марксизм. Национализм.

Знать общественно-политические течения.

Уметь оценивать развитие стран Европы в XIX в.

§ 61



67

Власть и оппозиция в России середины – конца XIX века 

Западники, славянофилы, революционные кружки, зарождение марксизма в России.

Уметь излагать основные идеи общественных движений, давать оценку программе консерваторов.

Сравнивать взгляды западников и славянофилов,

объяснять основные положения русского социализма.

Давать оценку народническому движению.

§ 62



68

Наука и искусство в XVIII—XIX вв.

Формирование научной картины мира.

Особенности духовной жизни Нового времени ,основные достижения научной революции 18-19 вв. в.


Уметь характеризовать основные направления

художественной культуры (классицизм, барокко, рококо, романтизм).

§ 63



69

Золотой век русской культуры

Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета.. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба

Знать наиболее характерные явления культурного развития страны в 19 в.

§ 64



70

Повторительно-обобщающий урок по разделу № 6

« Россия и мир в конце 17- 19 веке»


Знать основные итоги развития стран к сер. 19 века,

уметь применить полученные знания для выполнения итогового теста.