СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

         Рабочая программа по изобразительному искусству  разработана  на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции учебно-методического комплекса «Школа России»; рабочей программы Изобразительное искусство.Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.  Москва: «Просвещение», 2015г. и Примерной программы начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство 1 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Плосковская средняя общеобразовательная школа»

Третьяковского района Алтайского края



«Согласовано»

Зам. Директора по УВР

____________/______________/

«___»______201___г.

«Принято»

на заседании

педагогического совета

Протокол №____от

«___»________201_г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ

«Плосковская СОШ»

______________/_____________/

Приказ №_______

«___»_____201___г.













Рабочая программа учебного предмета

Изобразительное искусство

1 класс

































2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции учебно-методического комплекса «Школа России»; рабочей программы Изобразительное искусство.Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др. Москва: «Просвещение», 2015г. и Примерной программы начального общего образования.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год.

Формы: индивидуальная, парная и групповая.

Методы: деятельностный, системно-деятельностный, проектный, активные методы обучения.

Средства: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Виды контроля

Основная цель контроля – проверка знаний учебного материала, умения выполнить и оформить практическую творческую (индивидуальную и коллективную) работу.

Текущий контроль учебного материала осуществляется в форме: викторины, кроссворда, беседы; контроль над выполнением творческой работы осуществляется в форме выставки работ учащихся. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.









Учебно-тематический план

1 класс



№ п/п

Наименование раздела

Количество

часов

1

Ты учишься изображать

9 ч.

2

Ты украшаешь

8 ч.

3

Ты строишь

11 ч.

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5 ч.


Итого

33 ч.







































урока

Тема урока

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

Кол-во часов

Ты учишься изображать - 9ч

1

Изображения всюду вокруг нас.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

1

2


Мастер Изображения учит видеть.


Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Сравнивать различные листья на основе их геометрических форм свою работу с другими. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ.

1

3

Изображать можно пятном.


Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

1

4

Изображать можно в объёме.


Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды) в паре.

Изображать в объёме птиц, зверей способами

вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

1

5

Изображать можно линией.


Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

1

6

Разноцветные краски.

Овладевать первичными навыками работы с гуашью.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

1

7

Изображать можно и то, что невидимо

(настроение).

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг).

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Изображать радость или грусть.

1

8

Изображать можно и то, что невидимо

(настроение).

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг).

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Изображать радость или грусть.

1

9

Художники и зрители (обобщение темы).

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).


Ты украшаешь - 8ч

10

Мир полон украшений. Цветы


Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги. Составлять из готовых цветов коллективную работу.

1

11

Красоту нужно уметь замечать.


Находить природные узоры (серёжки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей.

1

12

Узоры на крыльях. Ритм пятен

Понимать простые узоры симметрии, видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре.

1

13

Красивые рыбы. Монотипия

Осваивать простые приёмы работы в технике плоскостной и объемной аппликации .

Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Освоить простые приёмы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

1

14


Украшения птиц. Объёмная аппликация.


Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже.

1

15

Узоры, которые создали люди.


Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Получать первичные навыки декоративного изображения.

1

16

Как украшает себя человек.


Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах в паре. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

1

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги.

1

Ты строишь - 11ч

18

Постройки в нашей жизни.

Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.

1

19

Дома бывают разными.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома.

Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»).

1

20

Домики, которые построила природа.


Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей и фруктов, грибов, цветов и т.п.: выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей.

1

21

Дом снаружи и внутри.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри.

1

22

Дом снаружи и внутри.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри.

1

23


Строим город.

Овладевать первичными навыками конструирования.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Конструировать (строить) из бумаги, коробочек разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.

1

24

Строим город.

Овладевать первичными навыками конструирования.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Конструировать (строить) из бумаги, коробочек разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.

1

25

Всё имеет своё строение.


Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

1

26

Строим вещи.

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

1

27

Город, в котором мы живём (обобщение темы).

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

1

28

Город, в котором мы живём (обобщение темы).

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу - 5ч

29

Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе.


Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки.

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ.

Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению.

1

30

Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки.

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов.

1

31

Сказочная страна.

Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

1

32

Времена года.

Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение. Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами, участвовать в создании коллективной композиции с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.

Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.

1

33

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!».

1









Личностные результаты

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации о родовидовым признакам.

Предметные результаты

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.










Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение

УМК

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др. Москва: «Просвещение», 2015г.

3. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского. Москва «Просвещение», 2014 г.

4. Неменская Л. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

5. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.

Печатные пособия

1. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

2. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству.

Технические средства обучения

1. Мультимедиа-проектор

2. Интерактивная доска

Учебно - практическое оборудование

1. Краски акварельные и гуашевые

2. Тушь

3. Бумага А4 и бумага цветная

4. Фломастеры

5. Набор кистей

6. Пластилин

7. Клей

8. Ножницы

9. Ёмкости для воды

Модели и натурный фонд

1. Муляжи фруктов (комплект)

2. Муляжи овощей

3. Гербарии































Лист внесения изменений

№ урока в разделе

Тема урока

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

Кол-во часов