Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции учебно-методического комплекса «Школа России»; рабочей программы Изобразительное искусство.Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др. Москва: «Просвещение», 2015г. и Примерной программы начального общего образования.
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год.
Основная цель контроля – проверка знаний учебного материала, умения выполнить и оформить практическую творческую (индивидуальную и коллективную) работу.
Текущий контроль учебного материала осуществляется в форме: викторины, кроссворда, беседы; контроль над выполнением творческой работы осуществляется в форме выставки работ учащихся. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Кол-во часов |
Ты учишься изображать - 9ч |
1 | Изображения всюду вокруг нас. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | 1 |
2 | Мастер Изображения учит видеть. | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Сравнивать различные листья на основе их геометрических форм свою работу с другими. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ. | 1 |
3 | Изображать можно пятном. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. | 1 |
4 | Изображать можно в объёме. | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды) в паре. Изображать в объёме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | 1 |
5 | Изображать можно линией. | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. | 1 |
6 | Разноцветные краски. | Овладевать первичными навыками работы с гуашью. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | 1 |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг). Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Изображать радость или грусть. | 1 |
8 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг). Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Изображать радость или грусть. | 1 |
9 | Художники и зрители (обобщение темы). | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). | |
Ты украшаешь - 8ч |
10 | Мир полон украшений. Цветы | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги. Составлять из готовых цветов коллективную работу. | 1 |
11 | Красоту нужно уметь замечать. | Находить природные узоры (серёжки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб, передавая характер узоров, расцветки, форму, украшающих их деталей. | 1 |
12 | Узоры на крыльях. Ритм пятен | Понимать простые узоры симметрии, видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре. | 1 |
13 | Красивые рыбы. Монотипия | Осваивать простые приёмы работы в технике плоскостной и объемной аппликации . Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Освоить простые приёмы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. | 1 |
14 | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже. | 1 |
15 | Узоры, которые создали люди. | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Получать первичные навыки декоративного изображения. | 1 |
16 | Как украшает себя человек. | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах в паре. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. | 1 |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение). | Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги. | 1 |
Ты строишь - 11ч |
18 | Постройки в нашей жизни. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. | 1 |
19 | Дома бывают разными. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»). | 1 |
20 | Домики, которые построила природа. | Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей и фруктов, грибов, цветов и т.п.: выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей. | 1 |
21 | Дом снаружи и внутри. | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. | 1 |
22 | Дом снаружи и внутри. | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри. | 1 |
23 | Строим город. | Овладевать первичными навыками конструирования. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Конструировать (строить) из бумаги, коробочек разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. | 1 |
24 | Строим город. | Овладевать первичными навыками конструирования. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Конструировать (строить) из бумаги, коробочек разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. | 1 |
25 | Всё имеет своё строение. | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. | 1 |
26 | Строим вещи. | Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | 1 |
27 | Город, в котором мы живём (обобщение темы). | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. | 1 |
28 | Город, в котором мы живём (обобщение темы). | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. | 1 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу - 5ч |
29 | Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ. Формирование социальной роли ученика, формирование положительного отношения к учению. | 1 |
30 | Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. | Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов. | 1 |
31 | Сказочная страна. | Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. | 1 |
32 | Времена года. | Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение. Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами, участвовать в создании коллективной композиции с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно. | 1 |
33 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!». | 1 |
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др. Москва: «Просвещение», 2015г.
3. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского. Москва «Просвещение», 2014 г.
4. Неменская Л. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
5. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.
1. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
2. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству.
1. Мультимедиа-проектор
2. Интерактивная доска
1. Краски акварельные и гуашевые
2. Тушь
3. Бумага А4 и бумага цветная
4. Фломастеры
5. Набор кистей
6. Пластилин
7. Клей
8. Ножницы
9. Ёмкости для воды
1. Муляжи фруктов (комплект)
2. Муляжи овощей
3. Гербарии