Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Варламовская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО на педагогическом совете:
Протокол №____ от
«__»__________20__ г.
руководитель МО
____________________
Утверждаю:
директор И.А. Колчина
«__»_________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
5 - 7 класс VIII вид
Количество часов 35 по 1 час в неделю.
Составил: учитель физики Носенко Е. П.
с. Варламово
2016-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании и в соответствии с нормативные правовые документами:
Закон РФ «Об образовании» (ст.9, п.6; ст.32, п.2, пп.7);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17) и согласована с основной образовательной программой основного и начального общего образования МКОУ Варламовской СОШ;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2010 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного.
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам.
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;
-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления.
Задачи курса изобразительного искусства в 5-7 классах, состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5-7 КЛАССЕ.
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках .
Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Основные формы работы:
урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий:
- рисование с натуры
- декоративное рисование;
- рисование на тему;
-беседы об изобразительном искусстве.
Учебно-тематический план
Общее количество часов за курс 5-7 классы 105 часов.
№№ | Вид занятий | Количество часов по классам |
5 класс | 6 класс | 7 класс |
1 | Рисование с натуры | 13 | 13 | 10 |
2 | Декоративное рисование | 11 | 11 | 7 |
3 | Рисование на темы | 4 | 6 | 11 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 6 | 4 | 6 |
5 | В том числе региональный компонент | 6 | 6 | 6 |
| Итого | 34 | 34 | 34 |
Рисование с натуры (36 часов). Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей обучающихся. Объекты изображения располагаются, как правило, ниже уровня зрения. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Для активизации мыслительной деятельности модели небольших размеров раздаются им на рабочие места, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Это может быть детский строительный конструктор (кубики, брусочки и др. фигуры).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. Важно выработать у учащихся потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование (29 часов). Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости; изделиями из стекла, керамики и другими предметами быта.
Задания по декоративно-прикладному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узора по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы (21 час). Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 5-7 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты, а для более точного изображения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал книжные иллюстрации, плакаты, открытки, диафильмы.
Беседы об изобразительном искусстве (16 часов). В 5-7 классах для проведения бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну темы; или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения, его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т.п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские художников, в места народных художественных промыслов.
5 класс
Рисование с натуры
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Примерная тематика заданий:
Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»
Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные листья, цветы, ягоды), в т.ч. региональный компонент.
Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий.
Рисование простого натюрморта.
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм.
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство. Керамика: посуда, игрушки, малая скульптура, в т.ч. региональный компонент.
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы
Рисование с натуры объемного предмета конической формы.
Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство (богородская деревянная игрушка)
Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета.
Рисование новогодних карнавальных очков.
Рисование на тему «Лес зимой», в т.ч. региональный компонент.
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах, семье», в т.ч. региональный компонент
Рисование с натуры фигуры человека
Рисование на тему «Зимние развлечения», в т.ч. региональный компонент.
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм, в т.ч. региональный компонент
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы.
Беседа об изобразительном искусстве на тему «Мы победили».
Декоративное рисование плаката «8 марта».
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.
Рисование с натуры игрушки (транспорт)
Беседа об изобразительном искусстве на тему о Великой Отечественной войне
Рисование симметричных форм: насекомые, в т.ч. региональный компонент.
Рисование с натуры весенних цветов несложных форм, в т.ч. региональный компонент.
Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием переработанных природных форм.
6 класс
Рисование с натуры.
Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты форм предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.
Декоративное рисование.
Закрепление умений и навыков полученных ранее; раскрытие практического и общественного полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
Рисование на темы.
Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
Примерная тематика заданий:
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство. Народные игрушки», в т.ч. региональный компонент.
Составление сетчатого узора для детской ткани ( стилизация форм)
Рисование несложного натюрморта из фруктов
Рисование несложного натюрморта из овощей,
Декоративное рисование – составление симметричного узора.
Декоративное рисование – составление эскиза для значка
Беседа об изобразительном искусстве «Живопись»
Рисование с натуры игрушек.
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала, в т.ч. региональный компонент.
Рисование на тему «Что мы видели на стройке».
Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства», в т.ч. региональный компонент.
Рисование новогодней открытки.
Изготовление новогодних карнавальных масок.
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения.
Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» , в т.ч региональный компонент
Рисование с натуры объемного предмета конической формы.
Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление, в т.ч. региональный компонент
Рисование «ленточного» шрифта по клеткам
Иллюстрирование отрывка литературного произведения.
Рисование по памяти и представлению.
Рисование с натуры птиц, в т. ч. региональный компонент.
Тематический рисунок «Птицы – наши друзья».
Рисование с натуры предмета шаровидной формы.
Беседа об изобразительном искусстве «О Великой Отечественной войне
Декоративное оформление почтового конверта
класс
Рисование с натуры.
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной форм. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование.
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы.
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительной живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
Примерная тематика заданий:
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему.
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись», в т.ч. региональный компонент.
Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения.
Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части.
Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса.
Рисование с натуры предмета комбинированной формы.
Беседа об изобразительном искусстве «Выразительные средства живописи
Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором
Тематическое рисование осеннего леса, в т. ч. региональный компонент.
Рисование с натуры объемных предметов – посуда
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура», в т.ч. региональный компонент.
Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность.
Рисование с натуры предмета комбинированной формы.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура», в т.ч. региональный компонент
Разработка декоративной композиции посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены).
Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета.
Тематическое рисование, Выполнение зарисовок зимнего леса.
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства, Графика».
Выполнение эскизов оформления книги.
Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты, овощи)
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала, в т. ч. региональный компонент.
Рисование с натуры предметов комбинированной формы.
Декоративное рисование – составление узора для вазы.
Рисование с натуры столярных или слесарных инструментов.
Беседа «Народное декоративно-прикладное искусство России»
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства, Декоративно-прикладное творчество», в т.ч. региональный компонент.
Рисование с натуры предметов комбинированной формы.
Разработка плаката «День Победы».
Беседа об изобразительном искусстве. Произведения о Великой Отечественной войне.
Выполнение эскиза эмблемы, посвященной спортивным соревнованиям.
Иллюстрирование отрывка литературного произведения
Контроль за усвоением знаний.
Процесс обучения изобразительному искусству постоянно сопровождается контролем.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Способы контроля знаний по изобразительному искусству разнообразны: устный опрос (фронтальный и индивидуальный), творческие работы, самоконтроль и взаимоконтроль.
Обучающиеся должны постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения отметок, выработки умения критически оценивать себя. через:
– отметки за разные задания, демонстрирующие развитие
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать
Нормы и критерии оценок .
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
5 класс
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
6 класс
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительном искусстве;
- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
7 класс
К концу 7 класса учащиеся должны уметь:
- передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности;
- изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая из объем и окраску;
- проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
- использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;
- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.
Учебно-методическая и справочная литература.
Вид методического пособия | Наименование | Автор, издательство, год издания |
Программа. | Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Изобразительное искусство и художественный труд. | Под руководством Воронковой 1-9 класс Просвещение 2010 (автор Грошенков И.А.) |
Поурочные планы. | Изобразительное искусство по программе Кузина В.С. 5,6 кл | Волглград: Учитель 2008 |
Дополнительная литература |
«Великий художник»-справочник школьника | М:Просвещение 2004 |
Знакомство с пейзажной живописью | С-Петербург-2001 |
Изобразительное искусство.1-2кл. Кузин В.С., КубышеваВ.С | М: Дрофа, 2002 |
Изобразительное искусство и методика преподавания. Соколова М.С. | М -2003 |
Изобразительное искусство Шпикалова Т.Я. 3кл | М: Просвещение,2003 |
Музеи мира. Национальная галерея | Изоб.ис.М:1971 |
Нестеров М.В. | «искусство»М:1972 |
Островский Г. «Рассказ о русской живописи» | М «изоб.»1989 |
Портреты художников (альбом) | |
Рисуем 50 памятников Архитектуры | Минск,2003 |
Рублёв В.С. «Жизнь замечательных людей» | М:1990 |
Русские святыни (справочник) | М: Литера,2008 |
«Сказ о волне и художнике»(альбом Айвазовского) | М:2003 |
Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву» | М:2002 |
«Технология росписи» (учебный курс) | Ростов н\д-2001 |
Шишкин и его работы | «Русский художник» |
| |