СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета изобразительное искусство 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета изобразительное искусство 6 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа имени Е.А. Горюнова №2 п. Хвойная» Хвойнинского района Новгородской области




Утверждено педагогическим советом от ___________________

Директор школы: Шумейко В.А. ________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета изобразительное искусство 6 класс

(35 часов)


Программа: Искусство: изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5 – 9 классы. М. : Дрофа, 2014.

Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочая программа. Авторы: СП Ломов, СЕ Игнатьев, МВ Кармазина, НС Иванова, НВ Долгоаршинных


Учебник : Ломов СП, Игнатьев СЕ, Кармазина МВ Искусство. Изобразительное искусство (в 2 частях) 6 класс, Дрофа, 2014


Составила: Е.Е. Градусова,

учитель высшей категории








2018 учебный год

Хвойная

СОДЕРЖАНИЕ



Раздел 1. Планируемые результаты

Стр. 3

Раздел 2. Содержание предмета

Стр. 17

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

Стр. 19

Обеспечение программы

Стр. 30

Литература

Стр. 31



























  1. Раздел 1. Планируемые результаты

Рабочая программа разработана в соответствии с

  • ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897, с изменениями от 29.12.14 №1644);

  • Календарным учебным графиком школы №2 п. Хвойная на 2018/2019 г

- Учебным планом школы №2 п. Хвойная на 2018/2019 г.

- Программой Искусство: изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5 – 9 классы. М. : Дрофа, 2014.

Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочая программа. Авторы: СП Ломов, СЕ Игнатьев, МВ Кармазина, НС Иванова, НВ Долгоаршинных

- Учебником : Ломов СП, Игнатьев СЕ, Кармазина МВ Искусство. Изобразительное искусство (в 2 частях) 6 класс, Дрофа, 2014



В основу РП положен системно – деятельностный подход, позволяющий достичь следующих результатов:

    1. Личностные результаты:


Личностные результаты освоения основной образовательной программы

основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей

современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    1. Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения основной образовательной

программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

    1. Предметные результаты:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их

общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства

организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в

архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и

жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,

графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного

искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

 Цели обучения

Изучение изобразительного искусства в направлено на достижение следующих целей:

         • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся  научатся:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся получат возможность научиться :

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

.


    1. Методы и приемы технологии, реализуемые на уроках в рамках системно – деятельностного подхода:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

- коммуникативный

- интерактивный метод



Учитывая, что в классе есть дети с ОВЗ необходимо обеспечить дифференцированный подход в процессе обучения.

В программе для детей с задержкой психического развития усилена практическая направленность обучения.

В своей работе активно использую следующие

педагогические технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии (физминутки, психологическая разгрузка или интеллектуальные разминки и т.д.);

2. Информационно - коммуникативные технологии (презентации, видео-ролики, ЦОР, и т.д.;

  1. Игровые технологии (используются во время изучения нового материала, на стадии закрепления, на комбинированном уроке истории; на повторительно -обобщающем уроке ;

  2. Технологию обучения в сотрудничестве (учитель-ученик) взаимное сотрудничество и взаимный контроль;

  3. Активные методы обучения

  4. Элементы технологии критического мышления. Следует отметить, что её применение для обучающихся в значительной мере ограничено, что объясняется характером нарушения - недоразвитием мышления. Не смотря на это, элементы технологии могут включаться в уроки и успешно реализовываться в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями (составление списка «известной информации»; перепутанные логические цепи; графическая систематизация материала, разбивка на кластеры; система маркировки текста; разработки для самостоятельных работ; сравнительная таблица; поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы,синквэйн)





    1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:


Критерии оценивания успеваемости

по базовым составляющим физической подготовки учащихся

Контроль и оценка планируемых образовательных результатов обучающихся;


  • Оценка устных ответов учащихся.

  • Устный опрос является одним из основных способов учѐта знаний учащихся. Развѐрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

  • При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

  • полноту и правильность ответа;

  • степень осознанности, понимания изученного;

  • языковое оформление ответа.

  • Отметка `5`:

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

  • Отметка `4`:

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

  • Отметка `3`:

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

  • Отметка `2`:

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока;

  • Критерии и система оценки творческой работы.

  • Как решена композиция: правильное решение композиции предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства при выполнении задания.

  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

  • Отметка `5`:

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

  • Отметка `4`:

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

  • Отметка `3`:

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

  • Отметка `2`:

  • учащийся допускает грубые ошибки в работе;

  • не справляется с поставленной целью урока.

  • Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ

  • Отметка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

  • Отметка 4ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

  • Отметка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

  • Отметка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.




Для достижения планируемых результатов необходимо 1 час в неделю (35 всего ч). Программа рассчитана на 1 год.







    1. Промежуточный и итоговый контроль


Проверочные тестовые задания по изобразительному искусству для 6 классов

I вариант.

1.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является

линия, а роль цвета ограничена и условна.

а) Графика; б) живопись; в) скульптура; г) ДПИ.

2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – природа.

а) Натюрморт; б) пейзаж; в) портрет; г) анимализм.

3. Художественное произведение, повторяющее другое.

а) Оригинал; б) подлинник; в) копия; г) репродукция.

4. Рисунок в книге.

а) Набросок; б) иллюстрация; в) плакат; г) репродукция.

5. Красный, жёлтый, оранжевый – это цвета…

а) Ахроматические; б) холодные; в) основные; г) тёплые.

6. Техника живописи и графики, а так же карандаши для неё в виде коротких

разноцветных палочек.

а) Акварель; б) темпера; в) пастель; г) гуашь.

7. Монументальная живопись, изображение или узоры, которые выполнены

из цветных камней, смальты, керамических плиток.

а) Витраж; б) мозаика; в) панно; г) фреска.

8. Назовите известного русского художника – сказочника автора картин «Богатыри»,

«Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке».

а) И. Н. Крамской; б) И. Е. Репин; в) М. В. Васнецов; г) Н. Н. Ге.

9. Как называли архитекторов в Древней Руси?

а) Зодчий; б) ваятель; в) офеня; г) коробейник.

10. Кто является автором иконы «Троица», написанной для иконостаса

Троицкого собора.

а) Д. Чёрный; б) А. Рублёв; в) Ф. Грек; г) Прохор из Городца.

11. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил.

а) Обряд; б) культура; в) цивилизация; г) традиции.

12. Как называется посуда из глины?

а) Хрусталь; б) пластик; в) керамика; г) стекло.

13. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу.

а) Вышивка; б) батик; в) роспись; г) лента.

14. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.

а) Дерево; б) глина; в) пластик; г) пластилин.

15. Назовите российский город, известный с конца XIX в. Своей расписной

деревянной посудой.

а) Сергеев Посад; б) Палех; в) Хотьково; г) Хохлома

Проверочные тестовые задания по изобразительному искусству для 6 классов

II вариант.

1. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством

которого является цвет.

а) Графика; б) живопись; в) скульптура; г) ДПИ.

2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – не живой предмет.

а) Натюрморт; б) пейзаж; в) портрет; г) анимализм.

3. Художник, изображающий в своих произведениях животных

а) Маринист; б) пейзажист; в) анималист; г) баталист.

4. Особый вид графики, рекламирующий товары, приглашающий посетить

театры и выставки.

а) Иллюстрация; б) плакат; в) промышленная графика; г) книжная графика.

5. Синий, голубой, фиолетовый, – это цвета…

а) Холодные; б) хроматические; в) тёплые; г) основные.

6. Водяная не прозрачная, плотная краска, которая при высыхании светлеет.

а) Акварель; б) темпера; в) пастель; г) гуашь.

7. Живопись по сырой штукатурке.

а) Мозаика; б) витраж; в) фреска; г) панно.

8. Под каким общим названием вошли в историю художники, объединившись

в одно сообщество?

а) «Барбизонцы»; б) «малые голландцы»; в) портретисты; г) «передвижники».

9. Как называются постройки из дерева?

а) Архитектура; б) скульптура; в) зодчество; г) памятники.

10. Какой город Древней Руси называют матерью русских городов?

а) Новгород; б) Киев; в) Владимир; г) Смоленск.


11. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение.

а) Оберёг; б) талисман; в) сувенир; г) фетиш.


12. Как называется сказочная птица с человеческим лицом, изображаемая

на старинных русских лубочных картинах?

а) Фенист; б) Филин; в) Сокол; г) Алконост.


13. Какой предмет верхней одежды был наиболее распространён у мужчин – россиян

в XVII веке?

а) Кафтан; б) опашень; в) охабень; г) ферязь.


14. Глиняная игрушка, узор, которой состоит из кружков, полосок, точек.

а) Филимоновская; б) Каргопольская; в) Дымковская; г) Тульская.


15. Назовите город Московской губернии, где зародилась фаянсовое и фарфоровое

производство.

а) Павлов Посад; б) Гжель; в) Вербилкин; г) Хотьково.

Проверочные тестовые задания

по изобразительному искусству для 6 классов

III вариант.

1. Искусство, сочетающее художественные изделия, имеющие практическое

назначение в быту, с декоративной образностью.

а) Музыкальное искусство; б) ДПИ; в) театральное; г) кино.


2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – человек.

а) Натюрморт; б) пейзаж; в) портрет; г) анимализм.


3. Художник, изображающий в своих произведениях море.

а) Маринист; б) баталист; в) анималист; г) портретист

.

4. Страница книги, на которой помещаются заглавие издания, фамилия автора,

наименование издательства, место и год издания.

а) Заставка; б) фронтиспис; в) титул; г) концовка.


5. Красный, синий, жёлтый – это цвета…

а) Холодные; б) тёплые; в) дополнительные цвета; г) основные цвета.


6. Техника живописи и рисования, использующая прозрачные водорастворимые краски.

а) Акварель; б) темпера; в) пастель; г) гуашь.


7. Картина, составленная из разноцветных кусочков стекла.

а) Панно; б) мозаика; в) витраж; г) картина.


8. Назовите великого русского художника – реалиста, автора знаменитых картин

«Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван грозный и его сын Иван».

а) В. И. Суриков; б) И. Е. Репин; в) И. Н. Крамской; г) И. И. Шишкин.


9. Русский срубный жилой дом.

а) Кремль; б) терем; в) палаты; г) изба.


10. Один из известных музеев России, возникший как частное собрание

императрицы Екатерины II в 1764 году.

а) Эрмитаж; б) кунсткамера; в) Третьяковская галерея; г) Русский музей.


11. Как называется предмет, носимый суеверными людьми на теле, как колдовское

средство, якобы предохраняющее от всяких бед.

а) Аналог; б) сувенир; в) амулет; г) тотем.


12. Орудие труда, используемое для ручного прядения.

а) Иголка; б) прялка; в) веретено; г) катушка.


13. Какой предмет верхней одежды был наиболее распространён у

женщин – россиянок в XVII веке?

а) Сарафан; б) опашень; в) летник; г) душегрей.


14. Назовите цвет, которым расписывали посуду мастера Гжели.

а) Синий; б) чёрный; в) красный; г) жёлтый.


15. Какой русский город прославился своими расписными платками?

а) Гжель; б) Хохлома; в) Павлов Посад; г) Палех.










КЛЮЧ К ТЕСТАМ




I вариант. II вариант. III вариант.


  1. - а; 1. - б; 1. - б;

  2. - б; 2. - а; 2. - в;

  3. - в; 3. - в; 3. - а;

  4. - б; 4. - б; 4. - в;

  5. - г; 5. - а; 5. - г;

  6. - в; 6. - г; 6. – а;

  7. - б; 7. - в; 7. - в;

  8. - в; 8. - г; 8. - б;

  9. - а; 9. - в; 9. - г;

  10. - б; 10. - б; 10. - а;

  11. - г; 11. - а; 11. - в;

  12. - в; 12. - г; 12. - б;

  13. - а; 13. - а; 13. - г;

  14. - б; 14. - в; 14. - а;

  15. - г. 15. - б; 15. - в;











  1. Содержание программы курса «изобразительное искусство»


6 класс (35 часа)

Рисование с натуры (8 ч.)

Выразительные возможности линейного и тонового рисунка. Приемы передачи освещенности в линейном рисунке. Свет и тень в рисунке. Изображение объема предметов.

Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с использованием правил перспективы, светотени, законов цветоведения, живописной грамоты, композиции. Тоновые отношения в рисунке натюрморта. Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке.

Рисование фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Художественно-образное восприятие формы предметов. Передача в рисунках эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски.

Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч.)

Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Изображение пейзажа по литературному описанию.

Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача в сюжете характерного, главного, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Законы перспективы, композиции, конструктивное строение предметов в тематических рисунках. Цвет как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами. Осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.

Передача движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма и плановости в изображении).

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (9 ч.)

Народное декоративно-прикладное искусство как специфический тип народного творчества в системе культуры. Взаимосвязь национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов. Функциональность, конструктивность и красота изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Народное и современное в декоративно-прикладном искусстве. Становление профессионального художественного ремесла. Области декоративного искусства: монументально-декоративная, декоративно-оформительская. Принципы и приемы воплощения художественного образа в декоративно-прикладном искусстве. Основы декоративной композиции, ее закономерности. Орнаментальная композиция.

Декоративное оформление предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира. Понятие ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, украшение интерьеров современных общественных сооружений. Художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства.

Дизайн. Формообразование предметов. Дизайн печатной продукции. Графические разработки эскизов печатной продукции: открытки, плакаты, обложки книг, упаковка предметов. Согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции. Изобразительные и шрифтовые элементы в открытке, плакате, обложке книги. Особенности композиции и цветового решения.

Книга как синтез искусств. Внешние элементы книги: книжный блок, обложка, форзац, суперобложка и др.; внутренние элементы: титульный лист, текст, иллюстрации. Единство образности графических элементов и литературного текста (обложка, титульный лист, заставка, концовка).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч.)







  1. Календарно-тематическое планирование


№п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Рисунок

9 часов

2

Живопись

8 часов

3

Композиция

4 часа

4

Декоративно-прикладное искусство и народное искусство, дизайн

8 часов

5

Беседы об изобразительном искусстве

5 часов

6

Итоговая контрольная работа

1


Итого

35





















урока

Тема урока


Количество часов

Рисунок


9 часов

1

Искусство рисунка. Выразительные возможности линейного и тонового рисунка. Создание иллюзии пространства с помощью линии.

Линейная зарисовка ветки дерева или комнатного растения, передача пространственного расположения – рисование с натуры, по памяти и представлению - (карандаш).

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

2

Приемы передачи освещенности в линейном рисунке. Свет и тень в рисунке. Изображение объема предметов.

Упражнения на передачу объема с помощью штриховки (карандаш)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

3

Фактура.

Имитация фактуры различными графическими средствами

Зарисовка своего двора, передача фактуры изображаемых объектов – рисование с натуры или по представлению (карандаш)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

4

Тоновые отношения в рисунке натюрморта. Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке.

Тоновый рисунок геометрических тел – рисование с натуры (карандаш)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

5

Натюрморт.

Научные основы перспективного изображения.

Натюрморт из двух-трех предметов – рисование с натуры (карандаш).  

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

6

Художественно-образное восприятие формы предметов

Упражнения на передачу свойств изображаемого дерева (карандаш).

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

7

Линейно-конструктивное построение изображений.

Упражнения на анализ формы предмета, линейно-конструктивный рисунок (карандаш)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

8

Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций и очертаний

Линейная зарисовка своей улицы – рисование с натуры или по памяти и представлению (карандаш)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

9

Особенности выполнения набросков. Изображение человека, животных.

Конструктивные зарисовки домашнего животного – рисование с натуры (карандаш)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

Живопись


8 часов

10

Живописные материалы и техники. Особенности акварельной живописи. Живопись гуашью. Упражнения с цветом: цветовая растяжка по сухому и по сырому (акварель).

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

11

Копия акварельной работы известного художника. (акварель)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

12

Натюрморт. Учебный и творческий натюрморт.

Натюрморты в технике мазка и в смешанной технике – рисование с натуры (гуашь)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

13

Натюрморт. Учебный и творческий натюрморт.

Натюрморты в технике «гризаль» и в цвете – рисование с натуры (гуашь)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

14

Цвето-тоновые отношения в натюрморте натюрморты с насыщенной цветовой окраской и в сдержанных пастельных тонах – рисование с натуры, по памяти, представлению (акварель или гуашь)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

15

Техника «алла прима».

Основы цветоведения. Цветовая гармония и колористика. Цвет как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами.

Упражнения в технике «алла прима» по сухому и по сырому листу (акварель)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

16

Пейзаж как образ Родины. Живописные зарисовки элементов пейзажа. Воздушное пространство в пейзаже.

Упражнение: живописное решение объемной фигуры на передачу изменения цвета под воздействием освещения (акварель или гуашь)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

17

Живописные этюды и наброски кистью растений, животных, фигуры человека.

Наброски и этюды: растения, животные, люди – рисование с натуры или по представлению (любые живописные материалы)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

Композиция


4 часа

18

Законы перспективы, композиции

Конструктивное строение предметов в тематических рисунках. Цвет как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами. Прекрасное в объектах и явлениях действительности.

Композиция на темы окружающей жизни («В школьном кружке», «Игра в теннис», «овощной базар», «В магазине игрушек», «Архитектурные памятники нашего края», «Наша улица» и т.д.) – рисование на тему.

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

19

Особенности передачи движения в изображении (движение из картинной плоскости на зрителя, движение в глубь плоскости, движение по диагонали, по кругу, передача ритма и плановости в изображении)

Композиция на передачу движения в рисунке («велосипедисты», «на спортивных соревнованиях», «мы бегаем», « веселый танец» и др.) – рисование на тему.

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

20

Образ природы в произведениях поэтов, писателей, художников.

Изображение пейзажа по литературному описанию. Передача состояния природы, настроения.

Иллюстрация к литературному описанию пейзажа или рисование на темы «весеннее половодье», «порыв ветра», «лесные дали», «пейзаж в тумане», «после дождя» и др.

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

21

Иллюстрирование литературных произведений.

Иллюстрирование сказок (АС Пушкин «сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», ПП Бажов «Серебряное копытце», «каменный цветок», ХК Андерсен «Дикие лебеди» и др.)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

Декоративно-прикладное искусство и народное искусство, дизайн


8 часов

22

Народное декоративно-прикладное искусство как вид национального искусства. Традиции и самодеятельный характер народного искусства. Народное искусство в системе современной культуры. Становление профессионального художественного ремесла. Области декоративного искусства: монументально-декоративная, декоративно-оформительская.

Проект художественного изделия (гуашь)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

23

Принципы и приемы воплощения художественного образа в декоративно-прикладном искусстве. Основы декоративной композиции, ее закономерности.

Декоративная стилизация растения, животного, создание декоративной композиции (гуашь).

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

24

Орнаментальная композиция.

Эскизы орнаментов (гуашь или цветная бумага-аппликация).

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

25

Традиционные национальные костюмы разных народов России и их современная интерпретация. Эскизы женского и мужского народного костюма (гуашь)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

26

Дизайн. Формирование предметов. Дизайн печатной продукции. Изобразительные и шрифтовые элементы в открытке, плакате, обложке книги. Особенности композиции и цветового решения.

Дизайнерский проект предмета быта или техники (гуашь)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

27

Художественное оформление книги.

Внешние элементы книги: книжный блок, обложка, форзац, суперобложка и др; внутренние элементы: титульный лист, текст, иллюстрации и др.

Эскиз печатной продукции (открытка, приглашение, плакат и др.) – согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции (любые художественные материалы)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


1

28

Макет книги (любые художественные материалы)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

1

29

Геральдика. История появления гербов, их символическое толкование.

Эскиз личного или фамильного герба (гуашь)

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

1

Беседы об изобразительном искусстве


5 часов

30

Архитектура. Архитектура как строительное искусство. Архитектура – музыка души, времени и история народа. Древнерусская и современная архитектура России.

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

1

31

Скульптура: скульптура, ее развитие с древнейших времен до наших дней.

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

1

32

Музеи мира: картинная галерея Уффици, музеи Ватикана, Дрезденская галерея

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

1

33

Музеи Новгородской области.

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

1

34

Музеи Хвойной:

Посещение музея.

Регулятивные: 

соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач

1

35

Итоговая контрольная работа


1

Корректировка тематического планирования


По плану

Фактически

1 четверть



2 четверть



3 четверть



4 четверть



год











  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897, с изменениями от 29.12.14 №1644);

Календарный учебный график школы №2 п. Хвойная на 2018/2019 г

Учебный план школы №2 п. Хвойная на 2018/2019 г.

Программа: Искусство: изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5 – 9 классы. М. : Дрофа, 2014.

Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочая программа. Авторы: СП Ломов, СЕ Игнатьев, МВ Кармазина, НС Иванова, НВ Долгоаршинных



Учебник : Учебник: Ломов СП, Игнатьев СЕ, Кармазина МВ Искусство. Изобразительное искусство (в 2 частях) 6 класс, Дрофа, 2014

  • Кузин В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В., Игнатьев С.Е., Коваленко П.Ю. Программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство.5-9 кл.». – М.: Дрофа, 2010.

  • Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений 6 кл. 1 ч. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.

  • Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений 6 кл. 2 ч. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.

  • Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь 6 кл. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.

  • Ломов С. П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 6 кл. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС. – М.: Дрофа, 2012.



 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1. Аудиоколонки.

2. Видеопроектор.  

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.





  1. Литература



1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

14. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

15. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

16. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

Дополнительные пособия для учащихся:

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,



 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://www.printdigital.ru/ Шедевры мировой живописи

  2. http://www.arslonga.ru Галерея «ARS LONGA» Галерея своей главной задачей видит поиск и показ работ современных художников, творчество которых выражает настроения и духовные поиски нашего времени.

  3. http://www.artobject-gallery.ru/ Галерея «АРТ.объект». Галерея не ограничивает себя узкими стилистическими или жанровыми рамками, а старается знакомить зрителя с разнообразными проявлениями современной арт-сцены.

  4. http://www.tanais.info/ Шедевры Русской Живописи

  5. http://gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution Галерея, картины известных художников.

  6. http://gallerix.ru/ Ещё одна жемчужина интернета и прекрасная находка для тех, кто любит живопись!

  7. http://www.artlib.ru/ библиотека изобразительных искусств.

Образовательные ресурсы в помощь учителю ИЗО

http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования.Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

  1. http://fcior.edu.ru/ Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов .

  2. http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html Документы и презентации для учителя ИЗО

  3. http://www.rusedu.ru/member17917.html

  4. http://www.mtdesign.ru/archives/category/u...ovaniya-guashyu Уроки рисования Марины Терешковой.

  5. http://classicmusicon.narod.ru/ago.htm Архив классической музыки.

Материалы по истории искусств

  1. http://www.bibliotekar.ru/rusIcon/index.htm Коллекция икон. Русская средневековая иконопись

  2. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/Na...yePromysly.html Народные промыслы

  3. http://www.openclass.ru/node/148163 Коллекция ссылок по изучению истории искусств для учителя ИЗО

  4. http://www.arthistory.ru/ история искусств разных эпох

  5. http://art-history.ru/ история искусств, начиная с первобытного человека.

Учебно-методические материалы для учителя ИЗОhttp://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/ Урок ИЗО, 3 класс, Перчаточная кукла.

  1. http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка учителя изобразительного искусства

  2. http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью

  3. http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.

  4. http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.

  5. http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей

  6. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticle...sn=20&st=40 учимся рисовать.





26