Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
_4 __ класс
на 2019 -2020 учебный год
(УМК «Школа России»)
разработана ________________________
учителем начальных классов
________ квалификационной категории
Принято на методическом совете учителей начальных классов
Срок реализации 1 год
2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2009г., учебного плана школы на 2019-2020 учебный год, , на основе авторской программыНеменского Б. М., Неменской Л. А., Горяевой Н. А. и др. «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»
По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели).Учебник:Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М.Изобразительное искусство.Издательство "Просвещение
Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 55 п.4 от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373.
Основная образовательная Программа: Приказ Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019- 2020учебный год:
Программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010 г.
Планируемые результаты начального общего учебного предмета курса под редакцией Г.С. Ковалёвой и О.Б. Логиновой
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
В начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Планируемые результаты освоения учебного курса
4 класс
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
НОРМЫ ОЦЕНОК
Предметные знания, умения и навыки учащихся по изобразительному искусству и технологии оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
Метапредметные результаты оцениваются по итогам комплексных работ в первой половине учебного года и в конце.
Личностные – в Портфолио учащегося. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио. а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку, учитываются психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
Содержание учебного курса, предмета
№ п/п | Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Изменение кол-ва часов | Кол-во часов по рабочей программе |
1 | Истоки родного искусства – 6 ч. | 6 | | |
2 | Древние города твоей земли - 6 ч. | 6 | | |
3 | Каждый народ – художник. - 9 ч. | 10 | | |
4 | Искусство объединяет народы – 10 ч. | 11 | | |
| Итого: | 34 | | |
Содержание учебного курса
Истоки родного искусства (6ч.)
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Древние города нашей земли (6 ч.)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древние города Русской земли
Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Каждый народ – художник (10 ч.)
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник ВеликихПанафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (11 ч.)
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Содержание тем по учебному предмету «Изобразительное искусство» в рабочей программе не изменено и соответствует авторской программе Неменского Б. М., Неменской Л. А., Горяевой Н. А. и др. «Изобразительное искусство».
Календарно- тематический план по русскому языку 4 класс
№ | Номер урока | тема урока (занятия) | Основные виды образовательной деятельности учащихся | Другое |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Истоки родного искусства – 6 ч. |
1 | 1 | Пейзаж родной земли. | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) Уметь использовать художественные материалы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Уметь передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении Уметь чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении, использоватьтоновые и цветовые контрасты; гармоничное сочетание цветов | |
2 | 2 | Образ традиционного русского дома. | |
3 | 3 | Декор деревянного русского дома. | |
4 | 4 | Деревня – деревянный мир (ворота, амбары, колодцы). | |
5 | 5 | Красота человека. Образ красоты человека (мужской и женской образы). | |
6 | 6 | Народные праздники. | |
Древние города твоей земли - 6 ч. |
7 | 1 | Древнерусский город-крепость (крепостные стены и башни). | Уметь использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени,цветоведения ; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы. Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы. Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы. Знать сведения о видах современного декоративно- прикладного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | |
8 | 2 | Древние соборы. | |
9 | 3 | Города Русской земли. Новгород. Псков. | |
10 | 4 | Города русской земли. Владимир и Суздаль. 1 | |
11 | 5 | Города русской земли. Москва. | |
12 | 6 | Узорочье теремов. Пир в теремных палатах. | |
Каждый народ – художник. - 11 ч. |
13 | 1 | Образ художестве-нной культуры Японии. Панно «Пейжаз Японии». | Уметь анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерностилинейной и воздушной перспективы, светотени. Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека Уметьприменять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы Знать известные центры народных художественных ремесел России. Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | |
14 | 2 | Образ художестве-нной культуры Японии. Деталь в пейзаже (ветка с птицей, цветок с бабочкой…) | |
15 | 3 | Образ художестве-нной культуры Японии. Национальная одежда. | |
16 | 4 | Образ художестве-нной культуры народов гор и степей. | |
17 | 5 | Города в пустыне. | |
18 | 6 | Образ художестве-нной культуры Древней Греции. Архетектура. | |
19 | 7 | Образ художестве-нной культуры Древней Греции. Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. | |
20 | 8 | Образ художестве-нной культуры Древней Греции. Праздники. | |
21 | 9 | Образ художестве-нной культуры средневековья. Архетектура. | |
22 | 10 | Образ художестве-нной культуры средневековья. Одежда. | |
23 | 11 | Многообразие художестве-нных культур в мире (обобщение тем). | |
Искусство объединяет народы – 11 ч. |
24 | 1 | Все народы воспевают материнство. | Уметь передавать в лепных изделиях объемнуюформу, конструктивно- анатомическоестроениеживотных; уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи Знать термины «эмблема», «символ». Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; рисовать с натуры Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; | |
25 | 2 | Все народы воспевают мудрость старости. |
26 | 3 | Сопережи-вание – великая тема искусства. | |
27 | 4 | Герои, борцы и защитники (воинские мамориалы). | |
28 | 5 | Рисование на тему «Праздник 9 мая – День Победы» | |
29 | 6 | Рисование на тему «Песни нашей Родины» | |
30 | 7 | Юность и надежды. | |
31 | 8 | Прославленные центры народных художестве-нных промыслов | |
32-33 | 9-10 | Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия | |
34 | 11 | Искусство народов мира. Обобщение тем четверти и года. | |
Учебно –методическое обеспечение
Дана программа обеспечена учебно-методическими комплектами для 1 -4 классов общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М.Неменского.
Учебники
Л.А.Неменская. изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 4 класс;Е.И.Коротеева. изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс; изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.
Пособия для учащихся
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс; Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Пособие для учителей
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.