СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс на 2019 -2020 учебный год (УМК «Школа России»)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс на 2019 -2020 учебный год (УМК «Школа России»)»










Рабочая программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»

_4 __ класс

на 2019 -2020 учебный год

(УМК «Школа России»)


разработана ________________________

учителем начальных классов

________ квалификационной категории




Принято на методическом совете учителей начальных классов




Срок реализации 1 год


2019 - 2020 учебный год





Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2009г., учебного плана школы на 2019-2020 учебный год, , на основе авторской программыНеменского Б. М., Неменской Л. А., Горяевой Н. А. и др. «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»

По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели).Учебник:Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М.Изобразительное искусство.Издательство "Просвещение


Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 55 п.4 от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373.

  3. Основная образовательная Программа: Приказ Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019- 2020учебный год:

  5. Программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010 г.

  6. Планируемые результаты начального общего учебного предмета курса под редакцией Г.С. Ковалёвой и О.Б. Логиновой

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных про­странственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

В начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

4 класс

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования

Выпускник научится:

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.


Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура ит.д.), в природе, на улице, в быту;

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

НОРМЫ ОЦЕНОК

Предметные знания, умения и навыки учащихся по изобразительному искусству и технологии оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

Метапредметные результаты оцениваются по итогам комплексных работ в первой половине учебного года и в конце.

Личностные – в Портфолио учащегося. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио. а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной. Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку, учитываются психологические возможности младше­го школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.


«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.

«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.


Содержание учебного курса, предмета

п/п

Раздел

Кол-во часов по авторской программе

Изменение кол-ва часов

Кол-во часов по рабочей программе

1

Истоки родного искусства – 6 ч.

6



2

Древние города твоей земли - 6 ч.

6



3

Каждый народ – художник. - 9 ч.

10



4

Искусство объединяет народы – 10 ч.

11




Итого:

34



Содержание учебного курса

Истоки родного искусства (6ч.)

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изобра­жение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические представле­ния как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополни­тельно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, воро­та, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изобра­жение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и муж­ской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены пред­ставления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В об­разе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индиви­дуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в дет­ских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изго­товление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это об­раз идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Древние города нашей земли (6 ч.)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отража­ясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен горо­дов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пласти­лина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Заверше­ние «постройки» древнего города. Возможный вариант: изобра­жение древнерусского города.

Древние города Русской земли

Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Нов­города, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и не­похожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Каждый народ – художник (10 ч.)

Образ художественной культуры Древней Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Разме­ры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым чело­веком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олим­пийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шест­вия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих хра­мов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник ВеликихПанафиней (тор­жественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение приро­ды через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; тра­ва с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с пе­редачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются инди­видуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главно­го художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на го­родской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепле­ния в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ве­дущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям зани­маться не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.


Искусство объединяет народы (11 ч.)

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения ис­кусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Глав­ное — это стремление выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопере­живание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чу­жому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят про­явление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искус­ства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой те­ме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости дет­ства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, откры­тиях.

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ уча­щихся.

Содержание тем по учебному предмету «Изобразительное искусство» в рабочей программе не изменено и соответствует авторской программе Неменского Б. М., Неменской Л. А., Горяевой Н. А. и др. «Изобразительное искусство».

Календарно- тематический план по русскому языку 4 класс


Номер урока

тема урока (занятия)

Основные виды образовательной деятельности учащихся

Другое

1

2

3

4

5

Истоки родного искусства – 6 ч.

1

1

Пейзаж родной земли.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

Уметь использовать художественные материалы;
различать основные
и составные, теплые
и холодные цвета.

Уметь передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении

Уметь чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении, использоватьтоновые
и цветовые контрасты;

гармоничное сочетание
цветов



2

2

Образ традиционного русского дома.


3

3

Декор деревянного русского дома.


4

4

Деревня – деревянный мир (ворота, амбары, колодцы).


5

5

Красота человека. Образ красоты человека (мужской и женской образы).


6

6

Народные праздники.


Древние города твоей земли - 6 ч.

7

1

Древнерусский город-крепость (крепостные стены и башни).

Уметь использовать закономерности линейной
и воздушной перспективы, светотени,цветоведения ; сравнивать различные виды
и жанры изобразительного искусства (графики,

живописи, декоративно-прикладного искусства)

Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы.


Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы.

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы.

Знать сведения о видах современного декоративно- прикладного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)


8

2

Древние соборы.


9

3

Города Русской земли. Новгород. Псков.


10

4

Города русской земли. Владимир и Суздаль. 1


11

5

Города русской земли. Москва.


12

6

Узорочье теремов. Пир в теремных палатах.


Каждый народ – художник. - 11 ч.

13

1

Образ художестве-нной культуры Японии. Панно «Пейжаз Японии».



Уметь анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерностилинейной и воздушной перспективы, светотени.

Уметь рассматривать
и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Уметьприменять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы

Знать известные центры народных художественных ремесел России.

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства


14

2

Образ художестве-нной культуры Японии. Деталь в пейзаже (ветка с птицей, цветок с бабочкой…)


15

3

Образ художестве-нной культуры Японии. Национальная одежда.


16

4

Образ художестве-нной культуры народов гор и степей.


17

5

Города в пустыне.


18

6

Образ художестве-нной культуры Древней Греции. Архетектура.


19

7

Образ художестве-нной культуры Древней Греции. Гармония человека с окружающей природой и архитектурой.


20

8

Образ художестве-нной культуры Древней Греции. Праздники.


21

9

Образ художестве-нной культуры средневековья. Архетектура.


22

10

Образ художестве-нной культуры средневековья. Одежда.


23

11

Многообразие художестве-нных культур в мире (обобщение тем).


Искусство объединяет народы – 11 ч.

24

1

Все народы воспевают материнство.

Уметь передавать в лепных изделиях объемнуюформу, конструктивно- анатомическоестроениеживотных; уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды
и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Знать термины «эмблема», «символ».

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; рисовать с натуры

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь различать основные и составные, теплые
и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески
и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы;






25

2

Все народы воспевают мудрость старости.

26

3

Сопережи-вание – великая тема искусства.


27

4

Герои, борцы и защитники (воинские мамориалы).


28

5

Рисование на тему «Праздник 9 мая – День Победы»


29

6

Рисование на тему «Песни нашей Родины»


30

7

Юность и надежды.


31

8

Прославленные центры народных художестве-нных промыслов


32-33

9-10

Выполнение эскиза лепной свистульки

в виде сказочной птицы и роспись готового изделия


34

11

Искусство народов мира. Обобщение тем четверти и года.


Учебно –методическое обеспечение

Дана программа обеспечена учебно-методическими комплектами для 1 -4 классов общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М.Неменского.

Учебники

Л.А.Неменская. изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 4 класс;Е.И.Коротеева. изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс; изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.

Пособия для учащихся

Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс; Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс; Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Пособие для учителей

Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.