СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета"Литературное чтение на родном (башкирском)языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета"Литературное чтение на родном (башкирском)языке"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан


МБОУ СОШ №7 с. Иглино

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

________________________

.


УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ СОШ №7 с.Иглино

________________________

.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета

«Литературное чтение на родном (башкирском) языке»

для обучающихся 1-4 классов











с. Иглино 2025г.







Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету«Литературное чтение на родном (башкирском) языке Республики Башкортостан», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (БАШКИРСКОМ) ЯЗЫКЕ»


Программа по литературному чтению на родном (башкирском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

Литературное чтение на родном (башкирском) языке - один из важнейших учебных предметов начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения осмысленно читать, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, способствует формированию общей читательской грамотности и потребности обучающихся в систематическом чтении, закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно­нравственного развития обучающихся. Успешное освоение курса литературного чтения на родном (башкирском) языке, ввиду наличия межпредметных связей с родным языком, русским языком и литературным чтением на русском языке, способствует результативному обучению другим предметам начального общего образования, а также освоению дисциплины «Родная (башкирская) литература» на уровне основного общего образования.

Курс призван ввести обучающихся в мир башкирской детской художественной литературы и фольклора, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приемов работы с различными видами текстов и книгой. Кроме того, обучающиеся учатся понимать место и роль башкирской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей. Таким образом, изучение родной литературы на начальном уровне служит основой для формирования культурной самоидентификации обучающихся.

В содержание программы по литературному чтению на родном (башкирском) языке выделяются следующие содержательные линии: речевая и читательская деятельность, круг детского чтения, творческая деятельность, речевая и читательская деятельность.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТ«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (БАШКИРСКОМ) ЯЗЫКЕ»


Изучение литературного чтения на родном (башкирском) языке направлено на достижение следующих целей:

развитие читательских умений;

воспитание ценностного отношения к башкирской литературе как существенной части родной культуры;

включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа;

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение башкирской национальной культуры.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (БАШКИРСКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, рекомендованных для изучениялитературного чтения на родном (башкирском) языке - 118 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 17 часа (0,5 часов в неделю).



ФОРМА УЧЁТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (БАШКИРСКОМ) ЯЗЫКЕ

Рабочаяпрограмма воспитанияМБОУ СОШ №5реализуетсявтомчислеи черезиспользование воспитательного потенциала уроков родного башкирского языка.Эта работаосуществляетсявследующихформах:

  • Побуждениеобучающихсясоблюдатьнаурокеобщепринятыенормыповедения,правилаобщениясостаршими(педагогическимиработниками)исверстниками(обучающимися),принципыучебнойдисциплиныисамоорганизации.

  • Привлечениевниманияобучающихсякценностномуаспектуизучаемыхнаурокахпредметов,явлений,событийчерез:

  • обращениевниманиянаяркихдеятелейкультуры,связанныхсизучаемымивданный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны имира,надостойныеподражанияпримерыихжизни,намотивыихпоступков.

    • Использование воспитательных возможностей содержания учебного предметадляформированияуобучающихсяроссийскихтрадиционныхдуховно-нравственныхисоциокультурныхценностейчерезподборсоответствующихтекстовдлячтения,проблемныхситуацийдляобсуждениявклассе.

    • Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своеголичностногоотношениякизучаемымсобытиям,явлениям,лицам,произведениямхудожественнойлитературыиискусства.

    • Включениевурокигровыхпроцедур,которыепомогаютподдержатьмотивациюобучающихсякполучениюзнаний,налаживаниюпозитивныхмежличностныхотношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во времяурока.

    • Применениенаурокеинтерактивныхформработы,стимулирующихпознавательнуюмотивациюобучающихся.

    • Применениегрупповойработыилиработывпарах,которыеспособствуютразвитиюнавыковкоманднойработыивзаимодействиюсдругимиобучающимися.

  • Выборииспользованиенаурокахметодов,методик,технологий,оказывающихвоспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,цельюизадачамивоспитания.

  • Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников вформевключениявурокразличныхисследовательскихзаданий,чтодаетвозможностьобучающимсяприобрестинавыкисамостоятельногорешениятеоретическойпроблемы,генерированияиоформлениясобственныхгипотез,уважительногоотношениякчужимидеям,публичноговыступления,аргументированияиотстаиваниясвоейточкизрения.

  • Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений междуучителемиучениками,созданиенаурокахэмоционально-комфортнойсреды.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (БАШКИРСКОМ) ЯЗЫКЕ»

В содержании программы по литературному чтению на родном (башкирском) языке выделяются следующие содержательные линии:

«Я умею читать!» (1 класс), «Читай, размышляй, рассуждай!» (2 класс), «День знаний» (3 класс), «Моя школа – как родной дом» (4 класс). В содержательных линиях представлены избранные произведения башкирских классиков и современных писателей.

Особое место уделено произведениям, способствующим формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств. Такие произведения представлены в содержательных линиях «Путешествие в страну красоты души и поступков» (1 класс), «Мой родной дом, моя земля – мой свет души» (2 класс), «Мой дом, моя страна, мой народ – моё будущее» (3 класс), «Знай историю своей Родины!» (4 класс).

Важным показателем зрелой личности служит сформированность духовно-нравственных качеств (готовность прийти на помощь, способность к взаимовыручке и сопереживанию, уважительное отношение к окружающим и других). Соответствующие тексты представлены в разделах «Красив тот, кто красиво поступает» (2 класс), «Поступки всегда говорят больше, чем слова» 3 класс), «Дорожи дружбой друзей» (4 класс).

Особую значимость имеет литературные произведения, представленные в разделах «Малыши и мамы» (1 класс), «Богатство, изобилие, благополучие – плоды упорного труда» (2 класс), «Труд красит человека» (4 класс), которые нацелены на формирование у обучающихся установки на здоровый образ жизни, эмоционального благополучия, а также основ трудового воспитания.

Главными героями значительного количества произведений, включённых в программу, выступают сверстники обучающихся, чтобы обучающиеся могли открыть для себя необходимые культурно-исторические понятия через их восприятие. Включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров. Отобранные произведения позволяют обучающимся глазами сверстников увидеть родную башкирскую культуру в разные исторические периоды. Кроме того, в программе представлено значительное количество произведений современных авторов, эти произведения близки и понятны современному обучающемуся.

Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы на свое усмотрение, с учётом национально-культурной специфики региона.

Изучение литературного чтения на родном (башкирском) языке направлено на достижение следующих целей:

овладение правильным, осознанным, беглым и выразительным чтением на башкирском языке;

развитие речевой деятельности как базы для коммуникативных умений; формирование нравственных представлений и воспитание ценностного отношения к башкирской литературе как существенной части родной культуры.

Достижение поставленных целей реализации программы по литературномучтению на родном (башкирском) языке предусматривает решение следующих задач:

развитие познавательных способностей посредством литературного учебного материала и читательских умений понимать, оценивать, анализировать содержание и специфику различных текстов;

формирование интереса к башкирской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей, значимых для национального сознания и отраженных в родной литературе;

обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях родного (башкирского) языка на основе изучения произведений башкирской литературы;

развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний на тему прочитанного.

Литературное чтение на родном (башкирском) языке начинается в 1 классе после курса «Обучение грамоте» по учебнику «Букварь» («Әлифба»).

Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке, – 120 часов: в 1 классе – 18 часов (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Содержание обучения в 1 классе.

Я умею читать.

Д. Талхина Стихотворение «Китап» («Книга»). М. Дильмухаметов Стихотворение«Белгем килә!» («Хочу знать!»). Н. Грахов Стихотворение «Ни өсөн?» («Почему?»). Ш. Бабич Стихотворение «Эй, китап!» («Эх, книга!»).

Художественное произведение. Жанр. Стихотворное произведение. Тема и название стихотворения. Главная мысль. Строки стихотворения. Четвертостишие. Книга – источник получения знаний, информации, развития личности обучающегося.

Люблю читать сказки.

Русская народная сказка «Шалҡан» («Репка») (перевод К. Иванова). Дж. Киекбаев Сказка «Айыу ниңә ҡойроҡһоҙ» («Почему медведь без хвоста»). Украинская народная сказка «Башаҡ» («Колос») (перевод А. Ягафаровой). Л. Толстой Сказка «Тейен менән бүре» («Белка и волк») (перевод Ш. Насырова).

Сказка как литературный жанр. Тема (заголовок) сказки. Определение вида народной сказки (о животных, бытовая, волшебная). Герои произведения (положительный, отрицательный). Оценивание их поступков. Главная мысль сказки.

Отец – глава семьи.

Ф. Сынбулатова Рассказ «Атай – ғаилә башлығы» («Папа – хозяин семьи»). Р. Хайри Рассказ «Атай менән һөйләшеү» («Разговор с отцом»). Л. Толстой Рассказ «Атай менән улдар» («Отец и сыновья») (перевод Ш. Насырова). Башкирская народная сказка «Кем байыраҡ?» («Кто богатый?»).

Рассказ как литературный жанр. Содержание текста. Смысловые части рассказа. Абзац. Основная мысль абзаца. Заголовок сказки. Ключевые слова, раскрывающие основную мысль содержания произведения. Иллюстрации к произведению. Герои, их поступки. Воспитательное значение произведения. Отец – глава, кормилец семьи. Привитие уважения к семейным ценностям.

Малыши и мамы.

Л. Толстой Рассказ «Самая, самая красивая» (перевод Ш. Насырова). Н. Исянбат Стихотворение «Иң матур һүҙ» («Самое красивое слово»). Татарская народная сказка «Өс ҡыҙ» («Три девушки»). Ф. Губайдуллина Сказка «Минең әсәйем кем?» («Кто моя мама?»). В. Осеева Рассказ «Улдар» («Сыновья») (переводчик неизвестен). Е. Пермяк Сказка «Ете ҡат үлсә, бер ҡат киҫ» («Семь раз отмерь, один раз отрежь») (перевод М. Игибаевой).

Основные темы раздела – любовь матери к свему ребёнку и любовь ребёнка к матери. Смысл заглавия произведения. Предложения, фрагмент текста, в которых заложен смысл текста. Герои произведения.

Путешествие в страну красоты души и поступков.

Н. Игизьянова. Рассказ «Бәхәс» («Спор»). Р. Нигматуллин Сказка «Тәрбиәһеҙ өйрәк бәпкәһе» («Невоспитанная утка»). Б. Байым Рассказ «Аҡ таҫмалы ҡыҙ» («Девочка с белым бантом»).

Рассказы, описывающие красоту природы родного края, явления окружающей среды, а также, раскрывающие красоту человеческих отношений, поступков. Внешняя и внутренняя красота челевека. Ум, поступки и внешний опрятный вид – индикаторы внутренней и внешней красоты человека. Тема и основная мысль текста. Автор и герой произведения. Отношение автора к герою. Отношение обучающегося к герою.

Содержание обучения во 2 классе.

Читай, размышляй, рассуждай!

Ф. Тугызбаева Стихотворение «Мин – уҡыусы» («Я – ученик»). М. Гали «Уҡы, эшлә, аҡыл йый» («Учись, трудись, умней»). З. Кускильдина Сказка«Ҡанатһыҙ турғай» («Воробей без крыльев»).

Произведение. Заголовок стихотворного произведения. Особенности стихотворного произведения (рифма, ритм). Сказка, её сюжетные линии. Замысел сказки. Книга – источник получения знаний, информации.

Жемчужины народного творчества.

Б. Искужин «Колыбельные песни».

Народная игра«Әшкәк-бәшкәк» («Ашкак-башкак»). Народная игра «Аҡ тирәк, күк тирәк» («Ак тирек, куктирек»).

Игры на пальчиках.

Частушки.

Малые жанры фольклора: колыбельные песни, частушки, народные игры. Замысел произведений малого фольклорного жанра. Сюжетное содержание произведения. Предназначение народного творчества и его воспитательное значение.

Люблю читать сказки!

Башкирская народная сказка «Төлкө менән әтәс» («Лиса и петух»). Дагестанская сказка «Батыр малай» («Храбрый мальчик») (перевод А. Ягафаровой). М. Пришвин, рассказ «Аҡ муйынсаҡ» («Белая бусинка») (переводчик неизвестен), С. Михалков, рассказ«Һөҙөшкөм килә» («Хочу бодаться») (перевод Ш. Биккул). Русская народная сказка «Төлкө менән кәзә тәкәһе» («Лиса и козёл») (перевод А. Ягафаровой).

Тема и герои сказки. Смысловые части текста. Начало, основная часть, концовка, характерные особенности каждой части. Микротемы смысловых частей. Место, время события, окружающая обстановка.

Мои любимые стихотворения.

Ф. Тугузбаева Стихотворение «Әсәйем ҡулдары» («Руки моей мамы»). А. Игебаев Стихотворения «Өйрәнгән ул әҙергә» («Привык он к готовому»), «Тыуған яҡ» («Родной край»). Д. Талхина Стихотворение «Йәй» («Лето»). Ф. Тугузбаева Рассказ «Балыҡсы Айуған бабай» («Рыболов Айтуган бабай»). Русская народная сказка «Бесәйҙең өйө яна» («Кошкин дом») (перевод А. Ягафаровой).

Пестушка «Һайыҫҡан бутҡа бешергән» («Сорока-ворона кашу варила») (переводчик неизвестен).

Повторение особенностей стихотворного произведения (рифма, ритм). Слова, словосочетания, характеризующие портрет героя, его поступки, отношение автора к герою и отношение обучающегося к герою.

Природа – наша красота и наше богатство.

А. Ягафарова Сказка «Сәнскеле күлдәк» («Колючее платье»). Н. Игизьянова Рассказ «Тирәк» («Тополь»).

Выявление героев по ключевым словам. Литературные сказки. Определение вида и темы сказки.

Красив тот, кто красиво поступает.

Ф. Исангулов, рассказы «Флүрәнең ғәйебе нимәлә?» («В чем виновата Флюра?»), «Ҡыҙҙар менән уйнарға яраймы?»(«Можно ли играть с девочками?»), «Ғәбиттең сере нимәлә?» («В чем секрет Габита?»), С. Якупов Рассказ «Кем маҡтансыҡ?» («Кто хвастун?»), А. Ягафарова, рассказ «Дуҫлыҡ менән шаярмайҙар» («С дружбой не играют»). А. Толстой, рассказ «Ҡандала» («Клопы») (переводчик неизвестен), Д. Киекбаев, рассказ «Оморҙаҡ бабай» («Дядя Умурзак»).

Сюжетное построение текста. Развитие сюжета (начало действий, основные значащие действия, конец действий; время и место событий). Ключевые слова, отражающие основное содержание. План пересказа текста. Сжатый пересказ. Фрагмент для чтения по ролям. Выразительные средства (темп, интонация) для чтения по ролям. Воспитательное и развивающее значение произведения.

Мой родной дом, моя земля – мой свет души.

Г. Галиева Стихотворение «Мин йәшәйем Уралда» («Я живу на Урале»). Р. Янбулатова Стихотворение «Баш ҡала шундай матур» («Красивая Уфа – наша столица»). З. Кускилдина Рассказ «Өй туйы» («Новоселье»). А. Вахитова Рассказ«Алмағастар ултыртабыҙ» («Сажаем яблони»). В. Исхаков Стихотворения «Үгәй инә үләне» («Мать-и-мачеха»), «Бәпембә» («Одуванчик»). П. Синявский Стихотворение «Йәшел аптека» («Зелёная аптека») (переводчик неизвестен).

Различия и сходства сюжета, тематики произведений. Второстепенные персонажи произведения. Портрет героя. Характеристика поступков героя. Отношение автора, обучающегося и учителя к герою произведения. Выразительное средство языка произведения – описание.Национально-своеобразные описания.

Богатство, изобилие, благополучие – плоды упорного труда.

Н. Игизьянова Рассказ «Янғын» («Пожар»). Р. Нигматуллин Стихотворение «Рәхмәттәр биргән рәхәт» («Спасибо, дарующее радость»). Г. Якупова Рассказ «Ярғанат» («Летучая мышь»). Г. Ситдикова Рассказ «Сер» («Тайна»).

Причинно-следственная связь смысловых частей произведения. Опорные, ключевые слова и иллюстрации к каждой смысловой части. Тема каждой смысловой части. Краткий план содержания текста. Краткое, сжатое содержание текста. Писатели о значении труда в жизни (успешности) человека.

Содержание обучения в 3 классе.

День знаний.

С. Алибаев Стихотворение «Беҙ өсөнсөгә күстек» («Мы третьеклассники»). М. Карим Стихотворение «Уҡытыусыма» («Учителю»).

Повторение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма, виды рифм). Тематика стихотворений. Главная мысль (повторение).

Книга – источник получения знаний, информации.

Впечатленияоканикулах в форме коротких повествовательных монологических высказываний. Познавательный интерес к знаниям. Личностный смысл учения.

Осеннее солнце на голубом небе.

М. Карим Стихотворение «Көҙ» («Осень»). Р. Бикбаев Стихотворение «Көҙ» («Осень»). А. Игебаев Стихотворение «Сентябрь» («Сентябрь»). Дж. Киекбаев Рассказ «Һунарсы мажаралары» («Приключения охотника»). Д. Талхина Рассказ «Дуҫтар көҙ ҡаршылай» («Друзья встречают осень»). К. Киньябулатова Стихотворение «Көҙ еткәс» («Когда наступила осень»). А. Игебаев Стихотворение «Ишетәм» («Слышу»). М. Галиев Сказка «Ҡоштарҙың йыйылышы» («Собрание птиц»).

Замысел сюжета произведения. Сюжетные линии рассказов. Авторская позиция. Взгляд читателя. Изобразительные средства: сравнение, олицетворение. Воспитание бережного отношения к природе.

Поступки всегда говорят больше, чем слова.

Р. Ханнанов Рассказы «Тартай теленән таба» («Тартай пострадает из-за языка»), «Кешегә соҡор ҡаҙһаң, үҙең төшөрһөң» («Не рой яму другим, сам в неё попадешь»). К. Даян Рассказ «Өҙөлгән сәскәләр» («Вырванные цветы»). Р. Султангареев Рассказ «Кем алданды?» («Кто остался обманутым?»). Н. Игизьянова Рассказ«Аҡтырнаҡ» («Актырнак»).

Идейно-тематическое содержание произведения. Авторская позиция (повторение). Анализ поступков героев. Характеристика героя. Формирование у обучающегося ценностных ориентиров.

Произведения русских писателей.

М. Пришвин Рассказ «Балалар һәм өйрәктәр» («Дети и утки») (переводчик неизвестен). Н. Некрасов Рассказ«Мазай бабай менән ҡуяндар» («Дед Мазай и зайцы») (перевод Г. Амири). А. Пушкин Сказка «Салтан батша хаҡында әкиәт» («Сказка о царе Салтане») (перевод Ю. Гарей). В. Маяковский Стихотворение «Кем булырға?» («Кем быть?») (перводчик неизвестен).

Общая тематика произведений «Дети и утки», «Дед Мазай и зайцы». Бережное отношение ко всему живому. Стихотворение-монолог. Рассуждения героя стихотворения о профессиях. Литературная сказка. Сказка в стихах. Особенности рифмы сказок в стихах.

Падают снежинки.

Н. Наджми Стихотворение «Ҡыш» («Зима»). Ш. Бабич Стихотворение «Ҡышҡы юлда» («На зимней дороге»). М. Садикова Рассказ «Һунарға барғанда» («Отправляясь на охоту»). Р. Хайри Стихотворение «Йәйәүле буран» («Пешая метель»). Ш. Биккул Рассказ «Урман ситендә» («На опушке леса»). Г. Шафикова Сказка «Ни өсөн ҡыш ҡырыҫ холоҡло?» («Почему у зимы суровый характер?»).

Повторение изобразительно-выразительныхязыковых средств: сравнение, описание, олицетворение. Пейзаж. Характеристика героев с применением слов автора. Диалог на тему «Зима в Башкортостане», зимние игры детей, зимние праздники. Описание природы, зимняя жизнь птиц и животных. Информация о древнем промысле башкирского народа – охоте. Анализ произведения, героев с точки зрения авторов и читателя.

Мой дом, моя страна, мой народ – моё будущее.

Н. Наджми Стихотворение «Родина». Р. Хайри Рассказ «Бәхәс» («Спор»). Г. Хусаинов Рассказ «Тыуған ил ҡайҙан башлана?» («Где начинается Родина?»). Кубаир «Ай, Уралым, Уралым!» («Ай, Урал, мой Урал!»). Г. Хусаинов Рассказ «Башҡортостан» («Башкортостан»). К. Даян Стихотворение «Тыуған ерем минең» («Родина моя»). Р. Нигмати Стихотворение«Ватан...» («Родина…»). У. Сирбаев Рассказ «Самат олатай ҡайындары» («Берёзы дедушки Самата»), «Ололар һүҙе – аҡылдың үҙе» («Слово взрослых – разум»). Башкирская народная песня «Урал» («Урал»). Р. Бикбаев Стихотворение «Өфө – баш ҡала» («Столица наша – Уфа»). Б. Рафиков Рассказ «Ҡурай» («Курай»).

Башкирское народное творчество. Кубаир. История башкирских народных песен, их исполнители, известные кураисты. Воспитание гордости, уважения, любопытства к истории башкирского народа, известным личностям, истории башкирских народных песен, исполнителям башкирских народных песен и известным кураистам.

Литература народов мира.

Э. Хемингуэй Повесть «Ҡарт менән диңгеҙ» («Старик и море») (отрывок) (перевод Г. Гиззатуллиной). О. Уайльд Сказка «Йондоҙ-малай» («Мальчик-звезда») (перевод Г. Ситдиковой). Братья Гримм Сказка «Бремен музыканттары» («Бременские музыканты») (перевод А. Ягафаровой). Индийская сказка «Сысҡан балаһы Пик-Пик» («Мышонок Пик-Пик») (перевод З. Буракаевой).

Особенности сказок народов мира (в сравнении с башкирскими народными сказками). «Мышонок Пик-Пик» – добрая история об отважном и сообразительном мышонке, который без чьей-либо помощи учился всем жизненным премудростям. Понятия для обсуждения: смелость, решительность, настойчивость, находчивость, сплоченность. «Бременские музыканты» – история о состарившихся домашних животных, которые решили отправиться в славный город Бремен и стать уличными музыкантами. «Мальчик-звезда» учит с добротой подходить ко всем. Воспитание чувства уважения к окружающим, любви к своим родственникам.

Повесть. Смысл повести «Старик и море». Привитие качества целеустремленности.

Содержание обучения в 4 классе.

Моя школа, как мой родной дом.

Ф. Рахимгулова Стихотворение «Белем байрамы» («Праздник знания»). С. Алибаев Стихотворение «Ҡояшлы китап» («Солнечная книга»). Ф. Губайдуллина Стихотворение «Мәктәбемә» («Школе»). З. Биишева «Ҡояш нимә ти?» («Что говорит солнце?»).

Стихотворение-монолог, стихотворение-обращение, стихотворение-диалог. Тематика произведения, идея. Замысел поэтического произведения. Лирический герой. Настроение, переживания и мысли лирического героя. Уважение к учителю, благодарность школе. Мотивация к учебной деятельности. Личностный смысл учения.

Дорожи дружбой друзей!

М. Гафури Рассказ «Ҡыр ҡаҙы» («Дикий гусь»). Д. Буляков «Яңы дуҫ» («Новый друг»). Г. Юнысова «Әсәйем һүҙҙәре» («Слова матери»). Р. Габдрахманов «Ысын дуҫлыҡ» («Настоящая дружба»). Р. Байбулатов «Күгәрсендәр утрауы» («Островок голубей»). Ю. Ильясова Сказка «Сәтләүек-ҡыҙ» («Девочка-орех»).

Башкирский писатель М. Гафури. Его творческий путь (краткая информация).

Рассказы о дружбе. Время и место событий, происшествий в рассказе. Заглавие, смысловые части, замысел произведения (повторение). Отношение автора, обучающегося, учителя к герою произведения. Обсуждение и оценка событий, поступков героев. Характеристика портрета героя. Воспитательное значение произведения.

Труд красит человека.

Р. Габдрахманов Рассказ «Имән шары» («Дубовый шар»). Р. Габдрахманов «Капитан» («Капитан»). М. Ахметшин. «Кәрәҙле бал» («Сотовый мёд»). Р. Байбулатов Рассказ «Сәсәкәләр мажараһы» («Приключения с цветами»).

Автор произведения. Особенности его произведения. Тема и сюжет рассказа, герои (персонажи), их поступки (повторение).Средства художественной выразительности: синонимы, антонимы, эпитеты, метафоры, осмысление их значения. Значение труда в жизни человека.

Легко ли стать уверенным, сильным и успешным человеком?

Н. Гаитбаев Сказка «Аҡбулат батыр» («Акбулат батыр»). М. Ахметшин Рассказ «Бер урам малайҙары» («Мальчики из одной улицы»). И. Тимерханов Стихотворение «Шишмә» («Родник»). С. Латипов Рассказ «Еләк ерҙә бешә» («Ягода поспевает на земле»). Л. Якшибаева «Аҡтырнаҡ» («Актырнак»).

Особенности художественных жанров (рассказ, сказка). Тематика (идея), главная мысль, структуры сюжета. Своеобразие выразительных средств языка, построения сюжета и другие. Схожесть тем, идей, поступков героев. Тема добра и зла в рассказах авторов и в народных, авторских сказках. Поступки героев с точки зрения морали. Произведения писателей о развитии личностных качеств человека.

Родная земля моя!

А. Игебаев Стихотворение«Ҡәҙерле тыуған ерем!» («Дорогая моя, родная земля!»), поэма «Урал» («Урал») (отрывок). Я. Хамматов «Салауат» («Салават») (отрывок из романа «Салават»). Ф. Исянгулов Рассказ«Баҫыуҙағы күл» («Озеро на поле»). А. Игебаев «Урал ҡояшы» («Солнце Урала»), «Тыуған ерем минең» («Родная моя земля»).

Стихотворные произведения о родном крае. Воспевание природных просторов, трудолюбивых, сильных духом народов родного края. Художественные жанры поэма (поэзия), рассказ. Особенности структуры текста. Разнообразие идеи произведений. Глубина идеи, замысла художественных жанров.

Знай историю своей Родины!

М. Карим Повесть «Беҙҙең өйҙөң йәме» («Радость нашего дома») (отрывок), «Билдәһеҙ һалдат» («Неизвестный солдат»). Ф. Акбулатова Рассказ «Атай икмәге» («Отчий хлеб»). Ф. Тугызбаева Стихотворение «Икмәк» («Хлеб»).

Разнообразие художественных жанров (рассказ, стихотворение, повесть).Прозаическая и поэтическая речь. Художественные и структурные особенности содержания повести. Смысловые части повести. Место и время событий данного художественного жанра.

Произведения русских и зарубежных писателей.

А. Пушкин Сказка «Балыҡсы һәм балыҡ хаҡында әкиәт» («Сказка о рыбаке и рыбке») (перевод А. Ягафаровой). А. Чехов Рассказ «Аҡмаңлай» («Белолобый») (переводчик неизвестен). В. Бианки «Кәкүк балаһы» («Кукушкин птенчик») (переводчикк неизвестен). С. Михалков «Китап һөйөүсе» («Любитель книг») (перевод К. Даян). Ш. Перро Сказка «Ҡыҙыл ҡалпаҡ» («Красная шапочка») (перевод А. Ягафаровой). Братья Гримм Сказка «Аҡыллы көтөүсе» («Умный пастух») (переводчик неизвестен). Японская сказка «Йәшлек шишмәһе» («Родник молодости») (переводчик неизвестен). А Ванаг Рассказ «Аҡҡош» («Лебедь»)(переводчик неизвестен).

Произведения русских классиков и мировой литературы. Особенности сюжета произведений авторов. Единство идей произведений – добро побеждает зло. Национальное своеобразие сравнений, олицетворения, метафор; их значение в художественной речи.

Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли. Композиционные особенности произведения. Рассуждение (монолог). Диалог героев. Художественный вымысел



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (БАШКИРСКОМ) ЯЗЫКЕ»

В результате изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народовв процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (башкирском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами башкирской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

В результате изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном (башкирском) языке с использованием предложенного образца.

Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

читать вслух правильно, бегло, осознанно (25–30 слов в минуту);

воспринимать на слух небольшие тексты художественных произведений;

элементарным приемам интерпретации художественных текстов;

читать наизусть стихотворное произведение по собственному выбору (5–6 стихотворений или фрагментов из стихотворного произведения);

понимать, что такое художественное произведение;

представлять жанровые различия художественных текстов (элементарный уровень);

понимать тему прочитанного произведения, его основную мысль;

определять смысл и значение элементарных понятий теории литературы: жанр, стихотворное произведение, строка, четверостишие, тема, сказка, виды народных сказок, рассказ, герой (положительный, отрицательный), автор произведения;

соотносить название произведения с его содержанием, главной мыслью;

анализировать иллюстрации к текстам;

выделять смысловые части рассказа, понимать деление на абзацы;

видеть ключевые слова, раскрывающие основную мысль содержания произведения;

комментировать иллюстрации к произведению.

Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

слушать и воспринимать содержание текста;

читать со скоростью 50–60 слов в минуту;

читать вслух и про себя правильно, бегло, осознанно и выразительно;

понимать смысла и значение элементарных понятий теории литературы: малые фольклорные жанры, колыбельная песня, частушка, народная игра, сюжетная линия, рифма, ритм, портрет героя;

интерпретировать художественные и учебные тексты на основе элементарных приёмов;

обсуждать поступки героев, опираясь на текстовой материал;

сопереживать героям произведения;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

выделять (под руководством учителя) в текстах национально-своеобразные описания;

понимать пользу здорового образа жизни на примере литературных героев;

вести диалог на башкирском языке (обсуждение читаемых текстов), слушать и слышать собеседника, понимать иную точку зрения;

различать малые жанры фольклора (частушки, колыбельныепесни, тексты народных игр), литературные жанры (рассказ, сказка);

определять микротемы смысловых частей текста;

строить план пересказа текста, сжато пересказывать текст;

находить в текстах выразительное языковое средство – описание;

выделять национально-своеобразные описания.

Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

слушать и воспринимать содержание текста;

читать со скоростью 60–70 слов в минуту (динамическое чтение);

понимать смысл и значения элементарных понятий теории литературы: башкирсское народное творчество, башкирская народная песня, кубаир; идея, пейзаж, изобразительно-выразительные средства (сравнение, олицетворение) башкирского языка;

интерпретировать художественные и учебные тексты (поиск ключевых слов, выявление идейно-тематической линии, выявление мотивов, постижение авторского замысла и формулирование собственной читательской позиции);

обсуждать поступки героев, оценивать их;

выделять сюжетные линии рассказов;

понимать авторскую позицию;

устно цитировать текст;

определять черты башкирской народной песни; иметь представление об истории башкирских народных песен, их исполнителях, известных кураистах;

понимать особенности литературной сказки, ее отличиее от народной;

определять сказку в стихах, видеть особенности рифмы сказки в стихах;

пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации, цифровымии информационными образовательными ресурсами для создания текстовой, видео, звуковой информации.

Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (башкирском) языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать выразительно со скоростью 80–90 слов в минуту;

понимать основную мысль прочитанного после первичного чтения;

понимать смысл и значение понятий теории литературы: стихотворение-монолог, стихотворение-обращение, стихотворение-диалог, композиция, идея, повесть, изобразительно-выразительные средства (синоним, антоним, эпитет, метафора) башкирского языка;

выделять тематику произведения, его идею;

владеть понятием «лирический герой», разграничивать лирического героя и автора, понимать мысли, настроение, переживания лирического героя;

понимать художественный вымысел в произведении;

аргументировать свою точку зрения о произведении, герое, событии с использованием текста;

использовать разные виды чтения – ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками (словарями, энциклопедиями, Интернетом) для получения дополнительной информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем программ

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контр.раб

Практические работы

1

Яумеючитать

6



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesson

https://balalar.org/

2

Люблючитатьсказки

7



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

https://bash-mir.ru/resources-page/games

3

Отец – главасемьи

6



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesson

https://bash-mir.ru/resources-page/games

n

https://balalar.org/

https://www.bashkortostan.ru/republic/history/


4

Малышиимамы

7



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

5

Путешествиевстранукрасоты души и поступков

8



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

Общее количество часов по программе

33

0

0




2 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программ

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контр.раб

Практические раб.

1

Читай, размышляй, рассуждай!

3



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesson

https://balalar.org/

2

Жемчужины народного творчества

3



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

https://bash-mir.ru/resources-page/games


3

Люблю читать сказки!

5



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesson

https://bash-mir.ru/resources-page/games

n

https://balalar.org/

https://www.bashkortostan.ru/republic/history/


4

Мои любимые стихотворения

7



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

5

 Природа – нашакрасотаинашебогатство

2



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

6

Красив тот, кто красиво поступает

5



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

7

Мой родной дом, моя земля – мой свет души

5

1


https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

8

Богатство, изобилие, благополучие – плоды упорного труда

4



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

Общее количество часов по программе

34

1

0

























3 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программ

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контр.

Раб

Практические работы

1

Деньзнаний

2



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesson

https://balalar.org/

2

Осеннее солнце на голубом небе

5



https://learningapps.org/4772374


https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

https://bash-mir.ru/resources-page/games


3

Поступки всегда говорят больше, чем слова

4



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesson

https://bash-mir.ru/resources-page/games

n

https://balalar.org/

https://www.bashkortostan.ru/republic/history/


4

Произведения русских писателей

5



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/


5

Падаютснежинки

4



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/


6

Мойдом,моястрана,мойнарод – моё будущее

9

1


https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/


7

Литература народов мира

5



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/


Общее количество часов по программе

34

1

0


























4 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программ

Количество часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контр.раб

Практические работы

1

Моя школа, как мой родной дом


2



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesson

https://balalar.org/

2

Дорожи дружбой друзей!

2



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

https://bash-mir.ru/resources-page/games

3

Труд красит человека.

2



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesson

https://bash-mir.ru/resources-page/games

n

https://balalar.org/

https://www.bashkortostan.ru/republic/history/

4

Легко ли стать уверенным, сильным и успешным человеком?

3



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

5

Родная земля моя!


3



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

6

Знай историю своей Родины!


3

1


https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

7

Произведения русских и зарубежных писателей

2



https://basic.bashlang.ru/courses/beginner/lesso

https://balalar.org/

Общее количество часов по программе

17

1

0




Приложение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Башкорт теле (Башкирский язык):1-й класс: учебник. Муртазина Ф.Ф., Нафикова З.Г. Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Башкирское издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой;

2. Башкорт теле (Башкирский язык):2-й класс: учебник. Муртазина Ф.Ф., Нафикова З.Г. Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Башкирское издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой;

3. Башкорт теле (Башкирский язык):3-й класс: учебник. Муртазина Ф.Ф., Нафикова З.Г. Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Башкирское издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой;

4. Башкорт теле (Башкирский язык):4-й класс: учебник. Муртазина Ф.Ф., Нафикова З.Г. Уфа: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Башкирское издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Кучеров Е. В. Природа Башкортостана: (Времена года): Кн. для чтения в 3–4-х кл. / Е. В. Кучеров; Рис. авт. – Уфа: Китап, 2018. – 126 с.

  2. Кучеров Е. В.Животный мир Башкортостана. / Е. В. Кучеров. 2-е изд. перераб. и доп. – Уфа: Китап, 2018. – 126 с.

  3. Нафикова З. Г. Волшебные звуки: методическое пособие: (на башкирском языке) / З. Г. Нафикова, Ф. Г. Азнабаева. – Уфа: Китап, 2018. – 136 с.

  4. Нафикова З.Г. Шатлык: программа и конспекты занятий для обучения башкирской разговорной речи детей старшего дошкольного возраста / З.Г. Нафикова. – Уфа: Китап, 2021. – 80 с.

  5. Урал батыр: Башкирский народный эпос (на башкирском языке). / Проект, вступ. ст., подготовка текстов Ф. Надршиной. – 2-е изд., стер. – Уфа: Информреклама, 2019. – 468 с.

  6. Усманова М. Г. Грамматика башкирского языка для изучающих язык как государственный / М. Г. Усманова. – Уфа: Китап, 2018. – 128 с.

  7. Русско-башкирский, башкирско-русский словарь / Сост. Ф. Г. Хисамитдинова, Р. Т. Муратова. — Уфа: «Маленький гений Башкортостана», Учебно-методический центр «Эдвис», 2018. — 192 с.

  8. Русско-башкирский и башкирско-русский переводчик слов и текста онлайн / URL:http://bash-perevod.ru/

  9. СаяховаЛ.Г. и др. Русско-башкирский учебный словарь / Л.Г. Саяхова, З.Г. Ураксин, Ф.Ф. Асадуллина, З.Г. Сахипова /Под ред. Л. Г. Саяховой и З.Г.Ураксина. – Уфа: Китап, 2018. – 336 с.

  10. Толковый словарь башкирского языка (для школьников начальных классов) / Сост.: Н.Ф. Суфьянова, З.А. Сиразитдинов, З.Г.Ураҡсин. – Уфа: Китап, 2018. – 336 с.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. Мультфильмы, обучающее видео, приложения и игры на башкирском языке // URL:https://balalar.org/ .

  2. Надршина Ф. А. Башкирские народные песни, песни-предания // URL: https://vk.com/wall-45254497_2121 .

  3. Онлайн-уроки башкирского языка// URL: https://basic.bashlang.ru/course.php

  4. Хисамитдинова Ф.Г. Интенсивный курс изучения башкирского языка // URL: Intensivny_kurs_bashkirskogo_yazyka.pdf

  5. Электронный учебник башкирского языка для русскоязычных школ // URL: http://tel.bashqort.com/files/doc_download/3-----5-11-.

  6. Портал-новигатор Мир родного языка https://bashmir.ru/materials

7.Мультимедийные интерактивные упражнения https://learningapps .org/