Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Калининграда средняя общеобразовательная школа № 2
Принято на педагогическом совете протокол № 1 от 30.08. 2018 г. _______________ Н.Н. Саблина | «Утверждаю» директор МАОУ СОШ №2 приказ от 30.08.2018г. № 408 ______________ Н.Н. Саблина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет Литературное чтение
(название предмета)
Класс 3 «Д»
Учитель Шкабура Ольга Николаевна
![]()
Срок реализации 2018 - 2019 уч.г.
г. Калининград
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение», утверждённой Министерством образования и науки РФ. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. 1-4 класс
Планируемые результаты обучения
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра .
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания..
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию через беседу , через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные результаты
Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в подборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.
Эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Содержание курса
Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с учебными текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год. В рамках предмета изучается внутрипредметный модуль «Внеклассное чтение» в количестве __34__ часов и межпредметный модуль «В мире слов» - 5 часов.
№ | Примерные сроки | Тема | Кол-во часов | Стих.наиз. | Контр.чтение |
1. | | Самое великое чудо на свете | 2 ч. | | |
2. | | Устное народное творчество | 12 ч. | | |
3 | | Поэтическая тетрадь 1 | 7 ч. | 2 | |
4 | | Великие русские писатели | 16 ч. | 2 | 1 |
5 | | Поэтическая тетрадь 2 | 5 ч. | 1 | |
6 | | Литературные сказки | 6 ч. | | |
7. | | Были и небылицы | 6 ч. | 1 | |
8 | | Поэтическая тетрадь 1 | 4 ч. | 1 | 1 |
9 | | Люби живое | 13 ч. | 1 | |
10 | | Поэтическая тетрадь 2 | 4 ч. | 1 | 1 |
11 | | Собирай по ягодке- наберешь кузовок | 11 ч. | 1 | |
12 | | По страницам детских журналов | 4 ч. | | |
13 | | Зарубежная литература | 6 ч. | 1 | 1 |
14 | | Внутрипредметный модуль “Внеклассное чтение” | 34ч | | |
15 | | Межпредметный модуль “В мире слов” | 6 ч | | |
16 | | Итого | 136 часов | 11 | 4ч. |
Календарно - тематическое планирование 3 класс «Литературное чтение»,
Л.Ф.Климановой, 3 класс, 4 часа / 136 часов (136ч, 4ч в неделю)
№ п\п | Тема раздела, уроки | Кол-во часов | Примечания |
Самое великое чудо на свете (2 ч.) |
1 | Рукописные книги древней Руси | 1 | |
2 | Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | |
Устное народное творчество (16 ч.) |
3 | Устное народное творчество. Русские народные песни | 1 | |
4 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Стихотворные сказки. А.Пушкин «Сказка о золотом петушке» | 1 | |
5 | Докучные сказки. Народный промысел. | 1 | |
6 | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка | 1 | |
7 | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка | 1 | |
8 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Детские энциклопедии. Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. | 1 | |
9 | МОДУЛЬ“В мире слов”. Великий, могучий, волшебный язык. Исторический путь русского языка. Писатели о языке. Самые дорогие слова. Тематические группы слов. | 1 | |
10 | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. | 1 | |
11 | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка | 1 | |
12 | «Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. | 1 | |
13 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев | 1 | |
14 | Сивка-бурка», русская народная сказка | 1 | |
15 | «Сивка-бурка», русская народная сказка | 1 | |
16 | «Сивка-бурка», русская народная сказка | 1 | |
17 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Рассказы современных писателей о детях. Т. Лихоталь «Синяк», Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано» | 1 | |
18 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество | 1 | |
Поэтическая тетрадь №1 (9 ч.) |
19 | Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев “Весенняя гроза”, «Листья» | 1 | |
20 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | |
21 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Волшебный мир сказок Бажова. П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» | 1 | |
22 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» | 1 | |
23 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | |
24 | И. З. Суриков «Детство» | 1 | |
25 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Волшебный мир сказок Бажова. П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» | 1 | |
26 | И. З. Суриков «Зима» | 1 | |
27 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №1 | 1 | |
Великие русские писатели (23 ч.) |
28 | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» | 1 | |
29 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" | 1 | |
30 | А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 1 | |
31 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 1 | |
32 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 1 | |
33 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» | 1 | |
34 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 1 | |
35 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 1 | |
36 | И. А. Крылов «Мартышка и очки» | 1 | |
37 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» | 1 | |
38 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 1 | |
39 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | |
40 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 | |
41 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Рассказы о животных. Л.Толстой «Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос» | 1 | |
42 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» | 1 | |
43 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | 1 | |
44 | Л. Н. Толстой «Акула». | 1 | |
45 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Книги о ребятах и их делах. А.Гайдар «Тимур и его команда». | 1 | |
46 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | 1 | |
47 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 1 | |
48 | МОДУЛЬ“В мире слов”. Слова- друзья. Словарь синонимов Синонимы. Словарь синонимов. | 1 | |
49 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни» | 1 | |
50 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». | 1 | |
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.) |
51 | Н. Некрасов «Славная осень!..» «Не ветер бушует над бором…» | 1 | |
52 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | |
53 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Произведения о мамах и детях. А. Милн «Непослушная мама» | 1 | |
54 | К. Бальмонт «Золотое слово» | 1 | |
55 | И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги». | 1 | |
56 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 | |
Литературные сказки (8ч.) |
57 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Сказки о приключениях детей. И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др. | 1 | |
58 | Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 1 | |
59 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | |
60 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | |
61 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Весёлые истории. М.Зощенко «Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник» | 1 | |
62 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | |
63 | В. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | |
64 | Обобщающий урок по I части учебника. Литературная викторина. | 1 | |
Были-небылицы (10ч.) |
65 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение ” Сказки народов разных стран. Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников»” | 1 | |
66 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | |
67 | МОДУЛЬ“В мире слов”. Знакомство с звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. | 1 | |
68 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | |
69 | К. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | |
70 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» и др. | 1 | |
71 | А. Куприн «Слон» | 1 | |
72 | А. Куприн «Слон» | 1 | |
73 | Обобщающий урок по разделу «Были – небылицы». | 1 | |
74 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин, В. Голявкин | 1 | |
Поэтическая тетрадь №1 (6 ч.) |
75 | Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» | 1 | |
76 | А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | 1 | |
77 | С. А. Есенин «Черёмуха» | 1 | |
78 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Как рождается герой. Б.Заходер «История гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин», Л.Яхнин «Лесные жуки» | 1 | |
79 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | |
80 | МОДУЛЬ“В мире слов”. Развитие культуры речи. | 1 | |
Люби живое (18 ч.) |
81 | М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) | 1 | |
82 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | |
83 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | |
84 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Люби живое. М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» | 1 | |
85 | В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», «Ещё про Мальку» | 1 | |
86 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” По страницам детских журналов. Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета» | 1 | |
87 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |
88 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |
89 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |
90 | МОДУЛЬ “Внеклассное чтение” Твоя книжная полка. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» | 1 | |
91 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | |
92 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | |
93 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | |
94 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Твоя книжная полка. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» | 1 | |
95 | В. П. Астафьев «Капалуха» | 1 | |
96 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | 1 | |
97 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». | 1 | |
98 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» | 1 | |
Поэтическая тетрадь №2 (6 ч.) |
99 | С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | 1 | |
100 | А. Л. Барто «Разлука», «В театре» | 1 | |
101 | С. В. Михалков «Если», Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок” | 1 | |
102 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Страна Фантазия Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» | 1 | |
103 | МОДУЛЬ“В мире слов”. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». | 1 | |
104 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 | |
Собирай по ягодке - наберешь кузовок (16 ч) |
105 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 1 | |
106 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Страна Фантазия Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» | 1 | |
107 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | 1 | |
108 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | 1 | |
109 | А. П. Платонов «Ещё мама» | 1 | |
110 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Стихи о родине поэтов родного края. | 1 | |
111 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | |
112 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | |
113 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | |
114 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | |
115 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа. К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». | 1 | |
116 | Н. Н. Носов «Федина задача» | 1 | |
117 | Н. Н. Носов «Телефон» | 1 | |
118 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» | 1 | |
119 | МОДУЛЬ“В мире слов”. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. | 1 | |
120 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». | 1 | |
По страницам детских журналов (6 ч.) |
121 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | |
122 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». | 1 | |
123 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» | 1 | |
124 | Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды», Р. С. Сеф «Весёлые стихи» | 1 | |
125 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». | 1 | |
126 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Мифы и легенды древней Греции. Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. | 1 | |
Зарубежная литература (10 ч.) |
127 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» | 1 | |
128 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» | 1 | |
129 | Мифы Древней Греции «Храбрый Персей» | 1 | |
130 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Книги, которые надо читать долго. А. Волков «Волшебник изумрудного города» | 1 | |
131 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | |
132 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | |
133 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | |
134 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг». | 1 | |
135 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” Книги, которые надо читать долго. А. Волков «Волшебник изумрудного города» | 1 | |
136 | МОДУЛЬ“Внеклассное чтение” КВН « В стране Читалии» | 1 | |