СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой, УМК "Школа России") 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой, УМК "Школа России") 2 класс. На изучение литературного чтения отводится – 375 часов, из них во 2-ом классе –  118 часов. Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Литературное слушание» - 10 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой, УМК "Школа России") 2 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой.


Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53


На изучение литературного чтения отводится – 375 часов, из них во 2-ом классе – 118 часов.

Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Литературное слушание» - 10 часов


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:


Личностные результаты.

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.

  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.

  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.

  • Овладение начальными навыками адаптации к школе.

  • Развитие мотивов учебной деятельности.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения избегать конфликты, Умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими поступками.

  • Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты.

  • Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность действовать даже в ситуации неуспеха.

  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания и составления текстов в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.

  • Готовность разрешать конфликты посредством чета интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты.

  • Использовать разные виды чтения( изучающее, выборочное, поисковое), осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

  • Выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками.

  • Использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, пересказывать произведение.

  • Работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно познавательных. Учебных и художественных произведений.

  • Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстрации.


Учащиеся научатся:


  • читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

  • составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

  • находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.


Учащиеся получат возможность научиться:


  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

- строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем, представлять результаты.

- собирать информацию в справочной литературе, интернет – источниках.


Основные требования к предметным результатам обучающихся по адаптированной программе


Учащиеся должны знать:



- трех-четырех писателей и названия их произведений для детей;

- наизусть 7-8 стихотворений

Учащиеся должны уметь:


• сознательно, правильно, целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова — по слогам) в темпе 30—40 слов в минутусоблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам препинания;

• находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

• давать подробный пересказ небольшого доступного текста;

• составлять устно небольшой рассказ на темы, близкие интересам учащихся, связанные с наблюдениями по заданию учителя;

• самостоятельно знакомиться с детской книгой (фамилия автора, название, иллюстрации), читать ее под наблюдением учителя.



  1. Содержание учебного предмета


Основные задачи реализации содержания: формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению, осознания его важности для саморазвития; пропедевтика литературоведческих понятий; развитие коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.


2 класс - 118 часов


Самое великое чудо на свете (2 ч)


Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого

Напутствие читателю Р. Сефа


Устное народное творчество (10 ч)


Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (6 ч)


Осенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина


Русские писатели (12 ч)


А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».

И. А. Крылов. Басни.

Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.


О братьях наших меньших (10 ч)


Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.

Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Научно-популярный текст Н. Сладкова.


Из детских журналов (7ч)


Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский

Проект «Мой любимый детский журнал»


Люблю природу русскую. Зима (8 ч)


Зимние загадки.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза»

Новогодняя быль С. Михалкова

Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева


Писатели детям (14 ч)


К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

А. Л. Барто. Стихи.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей


Я и мои друзья (9 ч)


Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.


Люблю природу русскую. Весна (9 ч)


Весенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.



И в шутку и в серьез (10 ч)


Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.

Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.


Литература зарубежных стран (9 ч)


Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Эни Хогарт «Мафин и паук»


Организация проектной деятельности.


Проект « Мой любимый писатель» (2 ч)



Содержание внутрипредметного модуля «Литературное слушание» (10 ч)

Целями внутрипредметного модуля являются:

  • развивать художественно-творческие и познавательные способности, формировать эстетическое отношение к искусству слова;

  • воспитывать интерес к чтению и книге; обогащать нравственный опыт младших школь­ников, формировать представление о добре и зле; развивать нравственные чувства, уважать  культуру народов многонациональной России и других стран.

  • развивать речь, мышление, воображение школьников



Устное народное творчество.

Поэтическая тетрадь. Что такое Родина? Родной язык; национальная культура; жизнь на благо Отечества

Великие русские писатели. Таланты русской земли; труд на благо Отечества; великие люди России; пословицы и поговорки о труде.

Литературные сказки. Как понимать друг друга; уважать других людей – что это означает; понятия взаимопомощи и взаимовыручки.

Зарубежная литература. Речь человека – характеристика его поступков; мода; стиль одежды.



  1. Тематическое планирование


n/n

Содержание материала

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

1.

Самое великое чудо на свете

2

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку, любимую книгу.

2.

Устное народное творчество

10

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать с выражением. Объяснять смысл пословиц. Придумывать рассказ по картинке. Анализировать загадки. Характеризовать героев сказки.

3.

Люблю природу русскую. Осень

6

Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Находить средства художественной выразительности.

4.

Русские писатели

12

Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни. Объяснять словесные выражения в лирическом тексте.

5.

О братьях наших меньших

10

Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать рассказы о животных и сказки. Определять последовательность событий. Составлять план.

6.

Из детских журналов

7

Придумывать свои вопросы по содержанию. Подбирать заголовок. Ориентироваться в журнале.

7.

Люблю природу русскую. Зима

8

Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины. Подбирать музыкальное сопровождение.

8.

Писатели детям.

14

Определять смысл произведения. Объяснять лексическое значение слов на основе словаря. Определять особенности юмористического произведения.

9.

Я и мои друзья

9

Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Объяснять нравственный смысл рассказов. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам.

10.

Люблю природу русскую. Весна

9

Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Сочинять собственные загадки. Оценивать свой ответ.

11.

И в шутку и всерьёз

10

Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Подробно пересказывать. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

12.

Литература зарубежных стран

9

Сравнивать песенки разных народов. Определять героев произведения. Пересказывать подробно сказку на основе подробно составленного плана.

13.

Проект «Мой любимый писатель»

2

Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки.

14.

Внутрипредметный модуль

«Литературное слушание»

10

Находить книги в библиотеке. Составлять списки книг. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом.


Итого

118




  1. Формы контроля знаний:


  • входной контроль

  • самоконтроль - при введении нового материал

  • взаимоконтроль - в процессе его отработки

  • обучающий контроль – в системе обучающих самостоятельных работ

  • тематический контроль – при проведении самостоятельных и текстовых работ в течении учебного года

  • промежуточный контроль, включая административные контрольные работы за четверти

итоговый контроль (годовая промежуточная аттестация)


    1. Учебно-методическое обеспечение программы


Для учащихся

Для учителя

  • Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник. 2 класс в 2 ч.


  • Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник. 2 класс в 2 ч.




    1. Список литературы


  1. ФГОС НОО

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования

  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях


12