Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2014 N349 и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
1. Гладкова Мария Олеговна, преподаватель физической культуры ГПОУ ЯНАО «НПК»
от «18» мая 2022 г.
_____________ (Е.Е. Тен)
от «19» мая 2022 г.
Рабочая программа учебного предмета ОГСЭ.04 Физическая культура предназначена для организации занятий по физической культуре в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования по профессии 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Учебный предмет «Физическая культура» является базовой и относится к общеобразовательному циклу технического профиля.
Задачи освоения УП (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, с ориентацией на ФГОС СПО):
физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), для достижения жизненных и профессионально значимых целей;
здоровья, функциональных возможностей организма, проводить занятия в соответствии с данными самонаблюдения и самоконтроля;
Реализация содержания УП в пределах освоения ООП СПО обеспечивается соблюдением принципа преемственности по отношению к содержанию курса в рамках основного общего образования, однако в то же время обладает самостоятельностью, цельностью, спецификой подходов к изучению.
самостоятельной работы обучающегося – 150 часов.
Увеличением учебной нагрузки для технического уровня обучающихся послужило: снижение двигательной активности обучающихся, развитие хронических заболеваний, прогрессирование физических дефектов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | | 1 | |
Раздел 1. Теоретические сведения | | 1 | |
Тема 1.1.Значение физического воспитания для будущей профессиональной деятельности учащихся. Программные требования по физическому воспитанию. | Физическое воспитание в техникуме. Задачи физического воспитания в техникуме. Основы здорового образа жизни и его взаимосвязь с общей культурой индивида. Порядок организации и проведения занятий. Требования к учащимся. Спортивные традиции техникума. Правила поведения учащихся при занятиях физическими упражнениями на уроках физической культуры. Проведение инструктажа по технике безопасности. | 1 |
1 |
|
Раздел II. Легкая атлетика | | 22 |
Тема 2.1.Повторение техники специальных подготовительных упражнений (Самостоятельная работа) | Бег с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени назад, семенящий бег, прыжковыми шагами. Старты из различных исходных положении. Повторение техники бега по дистанции и финиширование. Дыхание при беге, бег с ускорением, с максимальной скоростью, с изменением темпа и ритма шагов. Действие бегуна после команды «Марш!»: положение туловища, работа рук, выполнение первого шага с высоким подниманием бедра вперед. Положение туловища, ног, рук. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!». Повторение техники перехода от стартового разбега к бегу по дистанции. | 3 |
3 |
|
Тема 2.2.Контрольный бег. (Самостоятельная работа) | Изучение техники низкого старта. Бег с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени назад, семенящий бег. Варианты челночного бега, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения. Контрольный бег на 100 м. | 2 |
2 |
|
Тема 2.3Контрольно-аттестационный урок (Самостоятельная работа) | Подтягивание в висе на перекладине (юноши). Контрольный бег на 60 м, 30 м с высокого старта. | 2 |
2 |
|
Тема 2.4.Изучение техники низкого старта. (Самостоятельная работа) | Изучение техники перехода от стартового разбега к бегу по дистанции. Бег с низкого старта. Эстафеты. Варианты челночного бега 3х10, 4х9. | 2 |
2 |
|
Тема 2.5.Повторение техники прыжков. (Самостоятельная работа) | Прыжки и многоскоки, прыжки в длину с места. | 2 |
2 |
|
Тема 2.6.Изучение техники высокого старта. (Самостоятельная работа) | Повторение техники бега на дистанции: движение ног, постановка ступней, работа рук, положение туловища. Стартовый разгон, эстафетный бег. | 2 |
2 |
|
Тема 2.7.Изучение техники бега на повороте дорожки (вираже). (Самостоятельная работа) | Эстафетный бег с этапами 50-100м. старты из различных и.п., варианты бега с изменением направления, бег с преодолением препятствий и на местности. Контрольный бег на 400 м. | 3 |
2 |
|
Тема 2.8.Изучение техники метания гранаты. (Самостоятельная работа) | Изучение техники метания гранаты, метание из-за головы через плечо – левая нога вперед, правая нога сзади на носке. Повторение техники специальных упражнений в метании. | 2 |
2 |
|
Тема 2.9.Изучение техники метания в цель и на дальность. (Самостоятельная работа) | Метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния до 20 м. Повторение техники метания мяча в цель из положения лежа. Развитие двигательных качеств. Проведение экспересс-тестов. | 2 |
2 |
|
Тема 2.10.Повторение техники метания в цель и на дальность. (Самостоятельная работа) | Бросок набивного мяча (2-3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места. Совершенствование техники метания мяча в цель с положения лежа. Повторение техники метания мяча с четырех шагов разбега. Развитие двигательных качеств. | 2 |
2 |
|
Тема 2.12.Повторение бега на короткие дистанции. (Практическая работа) | Старт и стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование. Варианты челночного бега 3х10, 4х9 (с кубиками). Сдача контрольных нормативов. | 2 |
2 |
|
Раздел III. Гимнастика. | | 18 |
Тема 3.1.Строевые упражнения. (Самостоятельная работа) | Строевые упражнения: построение в одну шеренгу, в колонну по одному. Расчет по порядку. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «На месте шагом марш!». Разновидности ходьбы и бега. Повороты направо, налево, кругом. Ходьба в колонне по одному, по два. Движение по диагонали и противоходом. Построение в круг. | 2 |
2 |
|
Тема 3.2.Изучение техники прыжков. (Самостоятельная работа) | Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча. Изучение техники прыжка ноги врозь через коня в длину. | 2 |
1 |
|
Тема 3.3.Изучение техники кувырков. (Самостоятельная работа) | Изучение техники кувырков вперед и назад, соединение кувырков. Кувырок прыжком. Сед углом, стоя на коленях наклон назад, стойка на лопатках. | 2 |
1 |
|
Тема 3.4.Изучение техники стойки на лопатках. (Самостоятельная работа) | Изучение техники стойки на лопатках с опорой руками на спину. Повторение техники переворота в сторону. Комбинации из ранее освоенных элементов. | 2 |
1 |
|
Тема 3.5.Изучение техники выполнения упражнения на брусьях. (Самостоятельная работа) | Изучение техники выполнения упражнения на брусьях: уз упора на руках подъем разгибом в сед ноги врозь. Изучение техники соскока на брусьях из размахивания в упоре махом назад. | 2 |
2 |
|
Тема 3.6. Изучение техники соскока на перекладине и брусьях. (Самостоятельная работа) | Изучение техники соскока из упора на низкой перекладине: махом дугой. Изучение техники соскока на брусьях из размахивания в упоре махом назад. | 2 |
1 |
|
Тема 3.7.Повторение техники соскока на перекладине и брусьях. (Самостоятельная работа) | Повторение техники соскока на перекладине махом назад. Совершенствование техники соскока на брусьях из размахивания в упоре махом вперед | 2 |
1 |
|
Тема 3.8.Совершенствование техники подъема переворотом на перекладине. (Самостоятельная работа) | Совершенствование техники подъема переворотом на перекладине в упор махом одной и толчком другой. Подтягивание в висе на перекладине. Подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади. | 2 |
1 |
|
Тема 3.9.Изучение стойки на голове и руках. (Самостоятельная работа) | Изучение стойки на голове и руках. Упражнение на тренажерах. Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами. | 2 |
2 |
|
Тема 3.10.Сдача зачетных упражнений. (Практическая работа) | Сдача зачетных упражнений: прыжок в длину, согнув ноги через козла (высота снаряда 120 см). Упражнения на тренажерах. | 2 |
2 |
|
Раздел IV. Спортивные игры (волейбол). | | 14 |
Тема 4.1.Изучение техники специальных подготовительных упражнений. (Самостоятельная работа) | Ходьба вперед боком, спиной, приставные шаги – левым боком, правым боком, спиной вперед. Изучение техники стойки волейболиста. Изучение техники перемещений: приставные шаги, двойной шаг, остановки после быстрого перемещения. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. | 2 |
2 |
|
Тема 4.2. Повторение техники СПУ. (Самостоятельная работа) | Повторение техники верхней передачи мяча. Совершенствование техники стойки волейболиста. Верхняя и нижняя передача мяча двумя руками. Двусторонняя спортивная игра волейбол. | 2 |
2 |
|
Тема 4.3.Изучение техники прямого нападающего удара. (Самостоятельная работа) | Нападающий удар с различных зон и передач. Варианты нападающего удара через сетку. Техника передачи мяча отскакивающего от сетки. Развитие двигательных качеств: прыжковой выносливости. Совершенствование техники верхней передачи мяча. | 2 |
2 |
|
Тема 4.4.Страховка при нападающем ударе и блокирование. (Самостоятельная работа) | Повторение техники прямого нападающего удара. Изучение техники одиночного блокирования. Организация страховки. Нападающий удар с различных передач. | 2 |
2 |
|
Тема 4.5.Совершенствование техники нижней прямой передачи мяча, техника передачи мяча в парах и в колоннах через сетку. (Самостоятельная работа) | Техника передачи мяча отскочившего от сетки. Перемещения и прыжки у сетки – имитация блокирования. Совершенствование нижней прямой передачи. Изучение техники группового блокирования. Организация страховки. | 2 |
2 |
|
Тема 4.6.Техника передачи мяча в различные зоны. (Самостоятельная работа) | Из «6»-в «3», из «3»-в «4», из «6»-в «3»; из «3»-в «2». Техника передачи мяча на заданную высоту. Повторение техники мяча отскочившего от сетки. | 2 |
2 |
|
Тема 4.7.Совершенствование техники передачи мяча. (Самостоятельная работа) | Техника и тактика нападения: подача на слабо играющего игрока и в незащищенную зону подачи. Игра в нападении со второй передачи игроком задней линии, выходящем к сетке. Определение места блокирования и взаимодействие всех игроков. Учебная игра. | 2 |
2 |
|
Тема 4.8.Сдача учебных нормативов по волейболу. (Практическая работа) | - Верхняя передача над собой (высота взлета мяча не менее 1 м); верхняя прямая передача в пределах площадки (из 5 подач). - Верхняя и нижняя передача у стены. - В кругу вверх – 10 раз. | 2 |
2 |
|
|
Раздел V.Лыжная подготовка. | | 10 |
Тема 5.1.Изучение техники переменно одношажного хода. (Самостоятельная работа) | Равномерная ходьба средней интенсивности до 3-4 км (стартовый вариант), торможение и поворот «плугом». | 2 |
2 |
|
Тема 5.2. Изучение техники переменно двухшажного хода. (Самостоятельная работа) | Переменная ходьба средней интенсивности до 4 км, подъем «елочкой». Торможение и поворот упором. | 2 |
2 |
|
Тема 5.3. Изучение техники конькового хода. (Самостоятельная работа) | Повторная ходьба с соревновательной скоростью на отрезках 5-6 км. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование. | 2 |
2 |
|
Тема 5.4. Совершенствование техники конькового хода. (Самостоятельная работа) | Повторный бег с соревновательной скоростью на отрезках 5-6 к м. Преодоление подъемов и препятствий. Повороты переступанием. | 2 |
2 |
|
Тема 5.5. Совершенствование освоения техники лыжных ходов. (Самостоятельная работа) | Повторный бег с соревновательной скоростью на отрезках 1-2 км. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Отработка элементов техники лыжных ходов в медленном темпе. | 2 |
2 |
|
Тема 5.6. Сдача контрольных нормативов. (Практическая работа) | Контрольный аттестационный урок 1200-1500 м. | 1 |
2 |
|
Раздел VI. Профессионально-Прикладная Физическая Подготовка (П.П.Ф.П.) | | 32 |
Тема 6.1.Различные виды ходьбы. (Самостоятельная работа) | Прыжки на левой и правой ноге. Упражнения с набивными мячами. Спортивная игра. | 2 |
2 |
|
Тема 6.2.Бег с внезапными остановками. (Самостоятельная работа) | Упражнения на гимнастической скамейке. | 2 |
2 |
|
Тема 6.3.Упражнения на согласование движений. (Самостоятельная работа) | Внимание. Упражнения с гантелями. Упражнения на тренажерах | 2 |
2 |
|
Тема 6.4.Бег с ускорениями. (Самостоятельная работа) | Прыжки в длину с места. Бег на короткие отрезки по сигналу. | 2 |
2 |
|
Тема 6.5.Упражнения с мячами. (Самостоятельная работа) | Передача мяча, ловля, метание в цель. | 2 |
2 |
|
Тема 6.6.Упражнения на гимнастической стенке. (Самостоятельная работа) | Наклоны, растяжка, приседание на одной ноге. Прыжки через скакалку. | 2 |
2 |
|
Тема 6.7.Ведение, броски мяча. (Самостоятельная работа) | Ведение мяча пальцами рук. Броски мяча в цель на точность. | 2 |
2 |
|
Тема 6.8.Упражнения у гимнастической стенки. (Самостоятельная работа) | Поочередное отталкивание пальцами левой и правой руки от стены. Подъем туловища из положения лежа. | 2 |
2 |
|
Тема 6.9.Ускорение на короткие дистанции. (Самостоятельная работа) | Ускорение на короткие дистанции по сигналу. Упражнение с набивными мячами. | 2 |
2 |
|
Тема 6.10.Ведение мяча. (Самостоятельная работа) | Ведение мяча с ускорением. Ведение мяча с остановкой по сигналу. Игра в волейбол. | 2 |
2 |
|
Тема 6.11.Ускорение с низкого и высокого стартов. (Самостоятельная работа) | Ускорение с низкого и высокого стартов по сигналу. | 2 |
2 |
|
Тема 6.12.Прыжки. (Самостоятельная работа) | Прыжки с высокой опоры на маты. Упражнение с отягощениями и сопротивлениями. | 2 |
2 |
|
Тема 6.13.Опорные прыжки. (Самостоятельная работа) | Опорные прыжки через козла. Передача мяча от груди с отскоком от пола. | 2 |
2 |
|
Тема 6.14.Ведение баскетбольных мячей. (Самостоятельная работа) | Ведение баскетбольных мячей, меняя направление и скорость движения. Броски мяча в корзину на точность. | 2 |
2 |
|
Тема 6.15.Развитие техники СПУ. (Самостоятельная работа) | Повороты, наклоны, вращение головой и туловищем; передвижение по ограниченной опоре; равновесие на гимнастической скамейке. | 2 |
2 |
|
Тема 6.16. Развитие техники СБУ. (Самостоятельная работа) | Бег с внезапными остановками. Ведение мяча с ускорением, меняя направление и скорость движения. | 2 |
2 |
|
Тема 6.17.Прыжки. (Практическая работа) | Прыжки с высокой опоры на маты. Упражнение с отягощениями и сопротивлениями. | 2 |
Раздел VII. Спортивные игры (футбол). | | 18 |
Тема 7.1.Изучение специальных подготовительных упражнений. (Самостоятельная работа) | Бег боком и спиной вперед наперегонки. Старты и ускорения с мячом. Рывок к мячу с последующим ударом поворотом. Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват). Изучение техники удара по мячу внешней стороной стопы. | 2 |
2 |
|
Тема 7.2.Изучение техники удара по мячу. (Самостоятельная работа) | Изучение техники удара по мячу внешней частью подъема. Единоборство за мяч с толчками и отбором. Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. | 2 |
2 |
|
Тема 7.3.Изучение техники остановки мяча. (Самостоятельная работа) | Изучение техники остановки мяча внутренней и внешней частью стопы. Изучение техники остановки мяча левой и правой ногой. Варианты остановок мяча грудью. | 2 |
2 |
|
Тема 7.4.Повторение техники остановки мяча подошвой, подъемом. (Самостоятельная работа) | Повторение техники ведения мяча – внутренней стороны стопы; внутренней, внешней частью подъема. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. | 2 |
2 |
|
Тема 7.5. Изучение тактических действий. (Самостоятельная работа) | Изучение индивидуальных, групповых и командных тактических действий. | 2 |
2 |
|
Тема 7.6.Закрепление тактики и техники, совершенствование приемов и действий. (Самостоятельная работа) | Взаимодействие защитников, полузащитников, нападающих. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. | 2 |
2 |
|
Тема 7.7. Повторение техники удара по мячу. (Самостоятельная работа) | Повторение техники удара носком, пяткой – с места, с разбега по неподвижному и катящемуся мячу. Переменный бег с мячом. | 2 |
2 |
|
Тема 7.8. Изучение техники отбора мяча. (Самостоятельная работа) | Изучение техники отбора мяча: ударом, остановкой, с применением финта, выпада, подкатом. Изучение техники вбрасывания мяча с места из положения: ноги вместе, врозь, одна впереди. | 2 |
2 |
|
Тема 7.9. Изучение техники перевода игры. (Самостоятельная работа) | Повторение техники отбора мяча: ударом, остановкой, с применением финта, выпада, подкатом. Создание численного превосходства на определенном участке поля и использование его для взятия ворот. | 2 |
2 |
|
Тема 7.10. Повторение и совершенствование техники отбора и передачи мяча. (Практическая работа) | Повторение техники вбрасывания мяча с места из положения: ноги вместе, врозь, одна впереди. Совершенствование техники длинных передач мяча. Учебная игра. | 3 |
2 |
|
Раздел VIII. Спортивные игры (баскетбол). | | 18 |
Тема 8.1. Техника ведения и бросок мяча в кольцо. (Самостоятельная работа) | Ведение и передача мяча от груди. Ведение и бросок мяча в кольцо после двух шагов, штрафные броски. Учебная игра. | 2 |
2 |
|
Тема 8.2. Штрафной бросок. (Самостоятельная работа) | Совершенствовать штрафной бросок. Ловля и передача двумя руками от груди с шагом. | 2 |
2 |
|
Тема 8.3. Совершенствование техники быстрого прорыва. (Самостоятельная работа) | Совершенствование техники броска по кольцу со средней и дальней дистанции. Совершенствование техники игроков в быстром прорыве. Учебная игра. | 2 |
2 |
|
Тема 8.4. Совершенствование техники передвижений, перемещений, остановок, поворотов стоек. (Самостоятельная работа) | Совершенствование передвижений в защитной стойке баскетболиста. Обучение ведению мяча с изменением направления, переводу мяча перед собой. Развитие скоростных и координационных качеств. | 3 |
2 |
|
Тема 8.5. Совершенствование техники защитных действий. (Самостоятельная работа) | Совершенствовать взаимодействие игроков в позиционном нападении и данной защите. Развитие игровой выносливости и быстроты двигательной реакции. Бросок мяча после ведения. | 2 |
2 |
|
Тема 8.6. Совершенствование техники ведения мяча. (Самостоятельная работа) | Совершенствование передачи-ловли мяча на месте, при встречном движении. Совершенствование умения броска в корзину в движении с отражением от щита, подбор мяча. | 3 |
2 |
|
Тема 8.7. Повторение защитных действий. (Самостоятельная работа) | Тактические действия в защите. Передача мяча одной рукой в парах в движении. | 2 |
2 |
|
Тема 8.8. Совершенствование передачи мяча. (Самостоятельная работа) | Тактические действия в нападении. Совершенствование передачи мяча одной рукой в парах в движении. | 2 |
2 |
|
Тема 8.9. Сдача учебных нормативов по баскетболу. (Практическая работа) | Бросок в кольцо с 3 м (5 бросков). Бросок в кольцо в движении. Бросок с двух шагов. Ведение с обводкой, бросок после получения передачи в движении. | 2 |
2 |
|
Раздел IX. Легкая атлетика. | | 18 |
Тема 9.1.Повторение техники бега на короткие дистанции. (Самостоятельная работа) | Старт и стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование. Дыхание при беге. Варианты челночного бега, эстафетный бег. | 2 |
2 |
|
Тема 9.2.Совершенствование техники специальных упражнений. (Самостоятельная работа) | Совершенствование техники низкого и высокого старта. Бег в равномерном темпе 20-25 минут. Оценка техники челночного бега 3х10, 4х9 (с кубиками). Повторение техники прыжка в длину с места. | 2 |
2 |
|
Тема 9.3.Совершенствование техники бега на короткие дистанции. (Самостоятельная работа) | Сдача контрольных нормативов в беге на 100 м, прыжка в длину с места. Повторение теники высокого старта. | 2 |
2 |
|
Тема 9.4.Повторение техники бега. (Самостоятельная работа) | Повторение техники бега на повороте дорожки (виражи). Совершенствование техники высокого старта. Бег с преодолением препятствий и на местности; бега с изменением направления, скорости, способа перемещения. Проведение экспресс-тестов (6-ти минутный бег). | 3 |
3 |
|
Тема 9.5.Совершенствование бега на дистанции. (Самостоятельная работа) | Сдача контрольных нормативов в беге на 200 м. Повторение техники метание гранаты, метание из-за головы через плечо – левая нога вперед, правая нога сзади на носке. | 3 |
3 |
|
Тема 9.6.Совершенствование техники бега на дистанции. (Самостоятельная работа) | Сдача контрольных нормативов в беге на 400 м, в метании гранаты из-за головы. | 2 |
2 |
|
Тема 9.7. Совершенствование техники специальных беговых упражнений. (Самостоятельная работа) | Сдача контрольных нормативов в беге на 1000 м. (юноши), 800 м (девушки). Развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости. | 2 |
2 |
|
Тема 9.8. Совершенствование техники специальных подготовительных упражнений. (Самостоятельная работа) | Контрольный аттестационный урок: подтягивание в висе на перекладине (юноши). | 2 |
2 |
|
Тема 9.9. Совершенствование скоростно-силовых способностей. (Практическая работа) | Развитие двигательных качеств. Развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости. | 2 |
2 |
|
|
|
Всего: | 16/150 | |
Реализация учебного предмета требует наличия спортивного зала, спортивного стадиона, лыжной базы.
Оборудование спортивный зал: баскетбольная, волейбольная, мини-футбольная площадки, раздевалка(женская), раздевалка (мужская), кладовая комната, гимнастическое оборудование.
Оснащение спортивного зала: баскетбольные щиты, волейбольные стойки, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, маты гимнастические, гантели, тренажеры (механические), блины, общим весом -200 кг, гири, баскетбольные мячи, волейбольные мячи, футбольные мячи, скакалки, обручи гимнастические, ворота для игры в футбол, гранаты 500гр.,700гр., теннисный стол, теннисные ракетки, шахматы, конь, козел, эстафетные палочки, параллельные брусья, рулетка, секундомер.
8. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студ. вузов: в 3 ч. / А. А. Бишаева, В. Н. Зимин; Костромской гос. ун-т им. Н. А.Некрасова. – Кострома: Изд-во КГУ, 2013.
9. Физкультура. 5-11 классы: календарно-тематическоепланирование по трехчасовой программе / авт.-сост. В. И. Виненко. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2014. – 254 с.: табл. – (Соответствует ФГОС) (В помощь преподавателю).
10. Хрущев С. В.Физическаякультурадетей с заболеваниямиоргановдыхания: учебное пособие для студентов вузов / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. – М.: ACADEMIA, 2016. – 303, [1] с.: ил., табл. – (Высшее профессиональное образование.Медицина).
результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и нормативов.