Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Калининграда средняя общеобразовательная школа № 2
Принято на педагогическом совете протокол № 1 от 30.08. 2018 г. _______________ Н.Н. Саблина | «Утверждаю» директор МАОУ СОШ №2 приказ от 30.08.2018г. № 408 ______________ Н.Н. Саблина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет Окружающий мир
(название предмета)
Класс 3 «Д»
Учитель Шкабура Ольга Николаевна
![]()
Срок реализации 2018-2019 уч.г.
г. Калининград
2018 г.
Рабочая программа по окружающему миру
УМК «ШКОЛА РОССИИ» 3 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании авторской программы А.А.Плешаков «Окружающий мир».
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Метапредметные результаты:
--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир»
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Программа рассчитана на 68 часов в год. В рамках предмета изучается межпредметный модуль «В мире слов» в количестве 2 часов.
Содержание курса
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Экс. | Практич. работа | |
| | | |
1 | Как устроен мир? Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности! | 6 | 1 | | |
2 | Эта удивительная природа Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. | 19 | 1 | 7 | |
3 | Мы и наше здоровье Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. | 9 | | 2 | |
4 | Наша безопасность Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. | 8 | 1 | | |
5 | Чему учит экономика Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. | 12 | 1 | 2 | |
6 | Путешествия по городам и странам Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. | 12 | | | |
| Межпредметный модуль « В мире слов» | 2 | | | |
| ИТОГО | 68 | 4 | 10 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема раздела, уроки | Кол-во часов | Примечания |
Как устроен мир (6 ч.) | | |
1 | Природа. | 1 | |
2 | Человек – разумное существо. | 1 | |
3 | Общество. | 1 | |
4 | Что такое экология. | 1 | |
5 | Природа в опасности. | 1 | |
6 | Верим себя и оценим свои достижения. | 1 | |
Эта удивительная природа (20 ч.) |
7 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы». | 1 | |
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | |
9 | Воздух и его охрана. Практическая работа №3 «Свойства воздуха». | 1 | |
10 | Вода. Практическая работа №4 «свойства воды». | 1 | |
11 | Превращения и круговорот воды в природе. Практическая работа №5. | 1 | |
12 | Берегите воду! | 1 | |
13 | Что такое почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы». | 1 | |
14 | Разнообразие растений. Экскурсия №1 | 1 | |
15 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | |
16 | Размножение и развитие растений. Экскурсия №2 | 1 | |
17 | Охрана растений. | 1 | |
18 | Разнообразие животных. Экскурсия №3 | 1 | |
19 | Кто что ест. | 1 | |
20 | Кто есть кто? Разнообразие природы родного края. | 1 | |
21 | Размножение и развитие животных. | 1 | |
22 | Охрана животных. | 1 | |
23 | МОДУЛЬ “В мире слов” Принципы построения справочников, построение оглавления, указателей терминов в справочниках. | 1 | |
24 | В царстве грибов. | 1 | |
25 | Великий круговорот жизни. | 1 | |
26 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |
Наше здоровье (10 ч.) |
27 | Организм человека. | 1 | |
28 | Органы чувств. | 1 | |
29 | Надежная защита организма. Практическая работа №7 «Знакомство с внешним строением кожи». | 1 | |
30 | Опора тела и движение. | 1 | |
31 | Наше питание. | 1 | |
32 | МОДУЛЬ “В мире слов” Слова- старики и слова- младенцы. Устаревшие слова, архаизмы, неологизмы. | 1 | |
33 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №8 «Подсчет ударов пульса». | 1 | |
34 | Умей предупреждать болезни. | 1 | |
35 | Здоровый образ жизни. | 1 | |
36 | Проверим и оценим свои достижения. | 1 | |
Наша безопасность (8 ч.) |
37 | Огонь, вода и газ. | 1 | |
38 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | |
39 | Дорожные знаки. Экскурсиия №4 | 1 | |
40 | Проект «Кто нас защищает». | 1 | |
41 | Опасные места. | 1 | |
42 | Природа и наша безопасность. | 1 | |
43 | Экологическая безопасность. | 1 | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |
Чему учит экономика (12 ч.) |
45 | Для чего нужна экономика. | 1 | |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | |
47 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 9«Полезные ископаемые». | 1 | |
48 | Растениеводство. Практическая работа №10«Знакомство с культурными растениями». | 1 | |
49 | Животноводство. | 1 | |
50 | Какая бывает промышленность. | 1 | |
51 | «Экономика родного края» проект. | 1 | |
52 | Что такое деньги. | 1 | |
53 | Государственный бюджет. | 1 | |
54 | Семейный бюджет. | 1 | |
55 | Экономика и экология. | 1 | |
56 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | |
Путешествия по городам и странам (12 ч.) |
57 | Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов. | 1 | |
58 | Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома. | 1 | |
59 | Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир. | 1 | |
60 | Проект «Музей путешествий». | 1 | |
61 | Наши ближайшие соседи. | 1 | |
62 | На севере Европы. | 1 | |
63 | Что такое Бенилюкс. | 1 | |
64 | В центре Европы. | 1 | |
65 | По Франции и Великобритании. | 1 | |
66 | На юге Европы. | 1 | |
67 | По знаменитым местам мира. | 1 | |
68 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |