Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДЕНО приказом №77/1 от 30 августа 2019г |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
1 «В» класса в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с ЗПР вариант 7.2
для 1-4 класса
Составитель
Функ Оксана Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 год
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576);
Адаптированной общеобразовательной программы НОО обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ОВЗ НОО МОУ «СОШ № 9»;
На основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»).М.: Просвещение, 2013г., без изменений.
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Окружающий мир» Плешакова А.А. Ч.1.- М.: Просвещение, 2017г., Ч.2.-М.: Просвещение, 2017 г.
В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 1 дополнительном классе отводится 66 ч. в год (2 ч в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося 1 класса будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
У обучающегося 1 класса могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
понимание красоты окружающего мира.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся 1класса научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Учащийся 1 класса может научиться:
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Обучающийся 1 класса научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Учащийся 1 класса может научиться:
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Обучающийся 1 класса научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Учащийся 1 класса может научиться:
осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
Предметные результаты
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
различать предметы и выделять их признаки;
• проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
• объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
• сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
выявлять и называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
объяснять как на свет появляется цыпленок и как он растет;
проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими как смена дня и ночи, смена времен года;
называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года, выдвигать гипотезы о взаимосвязях;
наблюдать за животными и приводить примеры насекомых, рыб, птиц, зверей своего края;
называть органы чувств человека;
приводить примеры домашних животных своего края (на основе наблюдений);
проводить групповые наблюдения во время экскурсии на природу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
выявлять основные функции органов чувств человека;
характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
• проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
• оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• различать и оценивать формы поведения в школе, дома и общественных местах;
проводить наблюдения во время экскурсии по школе, в результате чего научатся ориентироваться в постоянстве школы (находить свой класс, школьную библиотеку, кабинет врача, физкультурный зал и т.д.).;
оценивать необходимость подготовки к урокам в домашних условиях и к очередному уроку в школе;
структурировать свои знания о родном городе (селе, поселке), называя его имя, адрес своего места жительства, адрес школы и т.д.;
• структурировать свои знания о Родине, называя столицу России, некоторые ее достопримечательности, узнавая Российский флаг, Государственный герб, стоя прослушивая и исполняя Государственный гимн.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах), дома и в других присутственных местах;
• подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
• оценивать результаты своих наблюдений во время экскурсий, рассказывая о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края;
• соблюдать правила поведения в общественных местах;
• описывать триколор Российского флага, Государственный герб, знать наизусть слова Российского гимна.
В результате изучения раздела «Правила здорового образа жизни и безопасного поведения» обучающиеся научатся:
оценивать необходимость знаний о себе (имя, фамилия, отчество), о своем домашнем адресе, телефоне родителей, номере своей школы;
оценивать и выполнять правила перехода проезжей части улицы и правила безопасного поведения на улице;
оценивать и корректировать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
прогнозировать опасность сбора несъедобных грибов своего края;
• устанавливать причинно-следственные связи между охраной окружающей среды и правилами сбора лекарственных растений и грибов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• активно использовать знания о себе (имя, фамилия, отчество), домашнем адресе, телефоне родителей, номере своей школы при записи в библиотеке, у врача и т.д.;
соблюдать правила перехода проезжей части улицы, безопасного поведения на улице, во время каникул, обучая этому окружающих;
приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
• устанавливать причинно-следственные связи между охраной окружающей среды и правилами сбора лекарственных растений и грибов, соблюдать их.
Содержание учебного предмета
Где и когда? (15 ч.)
Когда учиться интересно. Условия интересной и успешной учёбы. Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Дни недели. Времена года. Месяцы. Зависимость природных явлений от смены времён года. Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения. История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. Проверка знаний и умений по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа».
Подготовка к выполнению проекта «Мой класс и моя школа».
Почему и зачем?
Солнце – ближайшая звезда к Земле. Форма, цвет, размер звёзд. Созвездие Льва. Луна – спутник Земли. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Радуга – украшение окружающего мира. Причины возникновения радуги. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев. Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. Разнообразие цветов и бабочек. Правила поведения на лугу. Звуки леса. Необходимость соблюдения тишины в лесу. Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. Важнейшие правила гигиены. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук. Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса – средства массовой информации. Интернет. Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Устройство автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего. Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов. Устройство железной дороги. Корабли – водный транспорт. Виды кораблей. Устройство корабля. Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов. Устройство самолёта. Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта. Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. Освоение космоса человеком. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли. Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. Проверка знаний и умений по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние животные».
Подготовка к выполнению проекта «Мои домашние питомцы».
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____________/Крючков В.М./
«27» августа 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов.
Рекомендовано к утверждению
протокол №1 от «27» августа 2019 г.
Руководитель ШМО _____________ /Кудрявцева И.С./
7