СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, 2 часа (68 ч) в неделю, программа "Школа России", автор учебника - Плешаков А.А., разработана по ФГОС, с календарно-тематическим и поурочным планированием КТП.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Омской области
Комитет по образованию Тарского Муниципального района
БОУ "Самсоновская СОШ"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
МО учителей начальных классов | Заместитель директора по УВР | Директор |
______________Р.Н. Курманова | ______________А.В.Спиридонова | ______________С.В.Клочкова |
Протокол № | Протокол № | Приказ № |
от "" г. | от "" г. | от "" г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4332088)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Курманова Рамиля Наримановна
учитель начальных классов
с. Самсоново 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.
Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.
Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
— проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
— определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
— моделировать цепи питания в природном сообществе;
— различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
— понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
— находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
— читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
— находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
— понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
— понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного
движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
— описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
— на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
— приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
— называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
— описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
— устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:
— участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
— справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
— выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
— самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
— приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
— показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
— различать расходы и доходы семейного бюджета;
— распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
— сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
— использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
— использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
— фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
— соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
— соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
— соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||||
Раздел 1. Человек и общество. | ||||||||||
1.1. | Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. | 2 | 0 | 0 |
| Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему:«Что такое общество»; | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru | ||
1.2. | Наша Родина — Российская Федерация —многонациональная страна. | 1 | 0 | 0 |
| Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
1.3. | Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. | 2 | 0 | 0 |
| Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае; | Самооценка с | https://resh.edu.ru | ||
1.4. | Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. | 2 | 0 | 0 |
| Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»; | Тестирование; | https://resh.edu.ru | ||
1.5. | Города Золотого кольца России. | 3 | 0 | 1 |
| Моделирование маршрута по Золотому кольцу с | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||
1.6. | Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. | 2 | 0 | 0 |
| Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»; | Устный опрос; Самооценка с | https://resh.edu.ru | ||
1.7. | Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. | 2 | 0 | 0 |
| Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»; | Самооценка с | https://resh.edu.ru | ||
1.8. | Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. | 1 | 0 | 0 |
| Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья»,«Почему семью называют коллективом»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
1.9. | Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. | 1 | 0 | 0 |
| Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
1.10. | Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. | 1 | 0 | 1 |
| Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»; | Устный опрос; Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||
1.11. | Страны и народы мира на карте. | 2 | 0 | 0 |
| Практическая работа с картой: страны мира. Работа в | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
1.12. | Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. | 1 | 0 | 0 |
| Практическая работа с картой: страны мира. Работа в | Тестирование; | https://resh.edu.ru | ||
Итого по разделу | 20 |
| ||||||||
Раздел 2. Человек и природа. | ||||||||||
2.1. | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. | 1 | 0 | 0 |
| Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и др.; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
2.2. | Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. | 1 | 0 | 0 |
| Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
2.3. | Вода. Свойства воды. Состояния воды, её | 1 | 0 | 1 |
| Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||
2.4. | Охрана воздуха, воды. | 1 | 0 | 0 |
| Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
2.5. | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края. | 1 | 0 | 1 |
| Практические работы: горные породы и минералы —название, сравнение, описание; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||
2.6. | Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека. | 1 | 0 | 0 |
| Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей); | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
2.7. | Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. | 1 | 0 | 0 |
| Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях; Рассматривание и описание особенностей внешнего вида бактерий; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
2.8. | Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. | 1 | 0 | 0 |
| Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
2.9. | Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. | 1 | 0 | 1 |
| Рассказ-рассуждение о жизни растений; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||
2.10. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | 2 | 0 | 0 |
| Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций); | Устный опрос; Тестирование; | https://resh.edu.ru | ||
2.11. | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. | 2 | 0 | 0 |
| Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»; | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru | ||
2.12. | Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений. | 2 | 1 | 0 |
| Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций); | Устный опрос; Тестирование; | https://resh.edu.ru | ||
2.13. | Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды. | 1 | 0 | 0 |
| Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»; Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие животных»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
2.14. | Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). | 2 | 0 | 0 |
| Работа в парах: характеристика животных по способу | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru | ||
2.15. | Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | 2 | 0 | 0 |
| Учебный диалог по теме «Как животные питаются»; Составление и анализ цепей питания; | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru | ||
2.16. | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. | 2 | 0 | 0 |
| Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru | ||
2.17. | Животные родного края, их названия. | 2 | 0 | 0 |
| Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»; | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru | ||
2.18. | Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе. | 2 | 0 | 0 |
| Работа со словарём: определение значения слова | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru | ||
2.19. | Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). | 1 | 0 | 0 |
| Сравнение понятий: естественные сообщества, искусственные сообщества; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
2.20. | Природные сообщества родного края. | 2 | 1 | 1 |
| Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru | ||
2.21. | Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу. | 1 | 1 | 0 |
| Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила | Тестирование; | https://resh.edu.ru | ||
2.22. | Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. | 1 | 0 | 0 |
| Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя:«Строение тела человека»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
2.23. | Системы органов (опорно-двигательная, | 2 | 0 | 0 |
| Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов; | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru | ||
2.24. | Гигиена отдельных органов и систем органов человека. | 1 | 0 | 0 |
| Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru | ||
2.25. | Измерение температуры тела человека, частоты пульса. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||
Итого по разделу | 35 |
| ||||||||
Раздел 3. Правила безопасной жизни. | ||||||||||
3.1. | Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 2 | 0 | 0 |
| Практическая работа по теме «Рассматривание знаков (опасно, пожароопасно, взрывоопасно; внимание — | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru | ||
3.2. | Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки | 2 | 0 | 0 |
| Ролевая игра по теме «Рас скажи малышу, как нужно вести себя на игровой и спортивной площадке»; | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru | ||
3.3. | Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в | 2 | 1 | 0 |
| Рассказ учителя по теме «Правила поведения в транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна»; Работа в группах: составление памятки по теме «Правила поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)»; | Тестирование; | https://resh.edu.ru | ||
3.4. | Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной | 1 | 0 | 0 |
| Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»; | Устный опрос; Тестирование; | https://resh.edu.ru | ||
Итого по разделу | 7 |
| ||||||||
Резервное время | 6 |
| ||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 1 | 0 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | к/р | пр/р |
|
| ||
1. | Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
2. | Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
3. | Наша Родина — Российская Федерация —многонациональная страна. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
4. | Особенности жизни, быта, культуры народов РФ | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
5. | Особенности жизни, быта, культуры народов РФ | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
6. | Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
7. | Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) Омской области. | 1 | 0 | 0 |
| Тестирование; |
8. | Города Золотого кольца России | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
9. | Города Золотого кольца России | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
10. | Города Золотого кольца России | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; |
11. | Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
12. | Государственная символика Омской области (гимн, герб, флаг) | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
13. | Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
14. | Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
15. | Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
16. | Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
17. | Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; |
18. | Страны и народы мира на карте. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
19. | Страны и народы мира на карте. | 1 | 0 | 0 |
| Тестирование; |
20. | Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. | 1 | 0 | 0 |
| Тестирование; |
21. | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
22. | Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
23. | Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; |
24. | Охрана воздуха, воды. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
25. | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; |
26. | Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
27. | Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
28. | Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
29. | Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; |
30. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
31. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | 1 | 0 | 0 |
| Тестирование; |
32. | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
33. | Наблюдение роста растений, фиксация изменений. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
34. | Растения родного края, названия и краткая характеристика. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
35. | Охрана растений. | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа; |
36. | Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
37. | Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
38. | Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
39. | Особенности питания животных. Цепи питания. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
40. | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
41. | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
42. | Охрана животных. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
43. | Животные родного края, их названия. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
44. | Животные родного края, их названия. | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа; |
45. | Природные сообщества: лес, луг, пруд. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
46. | Взаимосвязи в природном сообществе. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
47. | Великий круговорот в природе | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
48. | Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
49. | Проверочная работа по теме "Растения и животные родного края" | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; |
50. | Природные сообщества родного края | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
51. | Природные сообщества родного края | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
52. | Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
53. | Проверочная работа по теме "Наша безопасность" | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа; |
54. | Системы органов (опорно-двигательная), их роль в жизнедеятельности организма и гигиена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
55. | Системы органов (пищеварительная), их роль в жизнедеятельности организма и гигиена. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; |
56. | Системы органов дыхания, их роль в жизнедеятельности организма и гигиена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
57. | Органы кровеносной системы, их роль в жизнедеятельности организма и гигиена. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
58. | Органы нервной системы, их роль в жизнедеятельности организма и гигиена. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
59. | Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма и гигиена. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
60. | Измерение температуры тела человека, частоты пульса. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа; |
61. | Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
62. | Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
63. | Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
64. | Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
65. | Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
66. | Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
67. | Итоговая проверочная работа. | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа; |
68. | Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 4 | 8 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки
Карты
Плакаты
Таблицы
Схемы
Муляжи
Методические видеофильмы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru
Электронное приложение к учебнику
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ