СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОП.11 Безопасность жизнедеятельности

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета БЖ (ОБЖ)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОП.11 Безопасность жизнедеятельности»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»




УТВЕРЖДЕНА


приказом директора ГПОУ ЯНАО

«Надымский профессиональный колледж»

от 20.05.2021 г. № 75-од









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОП.11 Безопасность жизнедеятельности





по специальности: 34.02.01. Сестринское дело


















г.Надым, 2021г

Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебного предмета «Безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы НПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствиис Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности: 34.02.01. Сестринское дело.



Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»).



Составитель:

Антонов Алексей Валерьевич - преподаватель ОБЖ.




РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

гуманитарного цикла

Протокол № 6

от «18» мая 2021 г.

Председатель УМО:

__________________(Е.Е. Тен)



ОДОБРЕНА

Научно – методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № 6

от «19» мая 2021 г.

Председатель НМС:

__________________(Е.В. Головань)









СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

15



















































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Безопасность жизнедеятельности



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 34.02.01. Сестринское дело.

Рабочая программа учебного предмета может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности: 34.02.01. Сестринское дело.


1.2 Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Предмет относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.


1.3 Цели и задачи учебного предмета - требования к результатам освоения учебного предмета:

Цель - обеспечение обучаемых теоретическими знаниями ипрактическими навыками создания безопасных и здоровых условий для человека в оптимальных условиях его деятельности, а также в условиях ЧС.

Задачи - идентификация требований человека к среде обитания и характеристик человека; создание комфортных условий обитаний человека; идентификация воздействий факторов среды обитания на человека; разработка мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; обеспечение безопасности и экологичности техники и технологических процессов при их проектировании и эксплуатации; прогнозирование и оценка различных рисков, а также последствий ЧС; разработка мер по ликвидации последствий ЧС; управление системой БЖ на предприятии; использование экономического механизма БЖ; налаживания взаимовыгодного международного сотрудничества в области БЖ.


В результате освоения учебного предмета обучающийся должен уметь:


  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

  • владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим;




В результате освоения учебного предмета обучающийся должен знать:


  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения;

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении

  • обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


Освоение содержания учебного предмета «Безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:

  1. личностных:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних

и внутренних угроз;

− готовность к служению Отечеству, его защите;

− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

− исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  1. метапредметных:

− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

− обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

− выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

− овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

− приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

− развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

− формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

− развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

− формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

− освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; приобретение опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

− формирование установки на здоровый образ жизни;

− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки

  1. предметных:

− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.


1.4. ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебного предмета:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

--------------------------------

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».


1. Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.


1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебного предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 28 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа;

практической работы обучающегося 6 часов;

консультации обучающегося 2 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2.1. Объём учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

28

В том числе:


Самостоятельная работа обучающегося

34

Практическая работа обучающегося

6

Консультации

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта



Тематический план и содержание учебного предмета

ОП.11. Безопасность жизнедеятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

4 Курс. 7 Семестр- 70 ч. Практические работы- 6ч. Самостоятельные работы-34ч

1

2

3

4

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ



Тема 1. Введение. Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и порядке проведения занятий.

Содержание учебного материала


Предмет, проблемы и задачи БЖД.

1

2

Взаимодействие объекта и субъекта, принципы и сфера БЖД.

1

Самостоятельная работа №1 (подготовка сообщения): Взаимодействие объекта и субъекта, принципы и сфера БЖД.

1

3

Тема 2. Анатомо-физиологические механизмы безопасности и защиты человека от негативных воздействий.

Содержание учебного материала


2

Функции и строение нервной системы. Функциональные системы.

Центральная нервная система. Спинной мозг.

1

Практическая работа (реферат) №1 Высшая нервная деятельность. Вегетативная нервная система.

1

3

Самостоятельная работа №2 (подготовка сообщения): Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении равновесия в системе «организм - среда».

1

3

Тема 3. Основы физиологии труда.

Содержание учебного материала



Основные задачи физиологии труда.

1

2-3

Практическая работа (реферат) №2. Понятия работоспособности и утомления, переутомления, напряжённость труда, эргономика.

1

Самостоятельная работа №3. (Подготовка доклада): Понятия работоспособности и утомления.

1

3

Тема 4. Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности.

Содержание учебного материала



Характеристики отдельных категорий работ на производстве.

1

2

Практическая работа (реферат) №3. Комфортные условия жизнедеятельности на предприятии.

1

3

Самостоятельная работа №4 (подготовка сообщения): Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности.

1

3

Тема. 5. Человек и биосфера.

Содержание учебного материала



Основные понятия и задачи экологии. Адаптивные типы человека.

1

2

Антропоэкологические системы и здоровье.

1

Самостоятельная работа №5 (подготовка доклада): Человек и биосфера.

1

3

Тема.6.Антропогенное воздействие на природную среду.

Содержание учебного материала



Антропогенное загрязнение атмосферы. Антропогенное загрязнение гидросферы.

1

2

Антропогенное воздействие на почву и литосферу.

1

Самостоятельная работа №6 (подготовка сообщения): Антропогенное воздействие на природную среду.

1

3

Тема 7. Региональный комплекс негативных факторов

Содержание учебного материала



Естественные факторы связаны с природой и экологией.

1

2

Антропогенные факторы связаны с жизнедеятельностью человека.

1

Самостоятельная работа №7 (подготовка сообщения): Антропогенные факторы связаны с жизнедеятельностью человека.

1

3

Тема 8. Источники негативных факторов бытовой среды

Содержание учебного материала



Совокупность факторов и элементов, воздействующих на человека в быту.

1

2

Виды, источники и уровни негативных факторов производственной и бытовой среды.

1

Самостоятельная работа №8 (подготовка сообщения ): Источники негативных факторов бытовой среды.

1

3

РАЗДЕЛ II. ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ НА ЧЕЛОВЕКА И СРЕДУ ОБИТАНИЯ



Тема.9. Классификация негативных факторов в системе «человек - среда обитания».

Содержание учебного материала



Негативные факторы, воздействующие на людей.

1

2

Принципы нормирования опасных и вредных факторов.

1

Самостоятельная работа №9 ( подготовка устного сообщения): Принципы нормирования опасных и вредных факторов.

1

3

Тема.10 Вредные химические вещества.

Содержание учебного материала



Классификацией вредных химических веществ, их воздействием на органы человека. Допустимые концентрации вредных химических веществ в окружающей среде.

1

2

Пути поступления вредных веществ в организм.

Распределение, превращение и выделение ядов из организма.

1

Самостоятельная работа №10 (подготовка реферата): Вредные химические вещества.

1

3

Тема.11. Механические колебания. Воздействие на человека.

Содержание учебного материала



Вибрация. Шум. Действие шума на человека.

1

2

Инфразвук и ультразвук.

1

Самостоятельная работа №11 (подготовка реферата): Механические колебания. Воздействие на человека.

1

3

Тема.12. Электромагнитные поля. Воздействие на человека статических электрических и постоянных магнитных полей.

Содержание учебного материала



Воздействие на человека электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот.

1

2

Воздействие электромагнитного излучения оптического диапазона.

1

Самостоятельная работа №12 (подготовка презентации): Воздействие на человека электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот.

1

3

Тема.13. Электрический ток. Воздействие на человека электрического тока.

Содержание учебного материала



Механизм воздействия электрического тока на человека.

1

1

Практическая работа (реферат) №4. Ионизирующее излучение и его действие на организм.

1

Самостоятельная работа №13 (доклад): Воздействие на человека электрического тока.

1

3

РАЗДЕЛ III. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

17


Тема.14. Потенциальная опасность и риск.

Содержание учебного материала



Причины появления опасности.

1

2

Методы оценки опасных ситуаций.

1

Самостоятельная работа №14 (подготовка реферата): Потенциальная опасность и риск.

1

3

Тема.15. Нормативные показатели безопасности технических систем.

Содержание учебного материала



Анализ причин появления опасности для человека.

Государственная экологическая экспертиза.

1

2

Практическая работа (реферат) №5. Основные экологические нормативные показатели предприятий.

1

Самостоятельная работа №15 (подготовка к устному сообщению): Нормативные показатели безопасности технических систем.

1

3

Тема.16. Методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов.

Содержание учебного материала



Общие направления повышения безопасности технических систем.

1

1

Практическая работа(реферат) №6. Экобиозащитная техника.

1

Самостоятельная работа №16 (подготовка к устному сообщению): Методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов.

1

3

РАЗДЕЛ IV. ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ



Тема.17. Классификация ЧС мирного времени, терминология, статистика.


Содержание учебного материала



Определение чрезвычайных ситуаций мирного времени. Классификация ЧС. Природные ЧС.

1

2

Техногенные ЧС. Чрезвычайные экологические ситуации.

1

Самостоятельная работа №17 (подготовка к устному сообщению): Классификация ЧС мирного времени, терминология, статистика.

1

3

Тема.18. Радиационно-опасные объекты (Р00).


Содержание учебного материала



Основные опасности при авариях на РОО.

Прогнозируемые уровни облучения, при которых необходимо срочное вмешательство.

1

1

Мероприятия по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии.

1

Самостоятельная работа №18 (подготовка к устному сообщению): Радиационно-опасные объекты (Р00).

1

3

Тема.19. Химически опасные объекты.

Содержание учебного материала



Классификация химически опасных объектов. Локализация ЧС в зависимости от типа ЧС.

1

3

Общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ.

1

Самостоятельная работа №19 (подготовка к устному сообщению): Химически опасные объекты.

1

3

Тема.20. Особенности аварий и катастроф на пожаро-взрывоопасных объектах.

Содержание учебного материала



Классификация объектов по взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности.

1

1

Поражающие факторы пожара и взрыва.

1

Самостоятельная работа №20-21 (подготовка к устному сообщению): Поражающие факторы пожара и взрыва.

2

3

Тема.21. Обеспечение безопасности процесса уничтожения запасов химического оружия.

Содержание учебного материала



Проблемы хранения и уничтожения химического оружия

1

2

Реализация Россией конвенциальных обязательств уничтожения химического оружия.

1

Самостоятельная работа №22-23 (подготовка к устному сообщению): Проблемы хранения и уничтожения химического оружия.

2

3

Тема.22. Основные принципы предупреждения ЧС природного и техногенного характера.


Содержание учебного материала



Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны.

1

2

Основные меры по предупреждению ЧС техногенного характера.

1

Самостоятельная работа №24-25 (подготовка к устному сообщению): Основные меры по предупреждению ЧС техногенного характера.

2

3

Тема.23. Краткая характеристика терроризма и некоторые аспекты обеспечения безопасности населения.

Содержание учебного материала



Терроризм как социально-правовое явление, цели терроризма.

1

3

Демаскирующие признаки терроризма.

1

Самостоятельная работа №26-27 (подготовка к устному сообщению): Терроризм как социально-правовое явление

2

3

Тема.24. Чрезвычайные ситуации военного времени.

Содержание учебного материала.



Поражающие факторы боевого оружия взрывного действия.

1

1

Химическое и бактериологическое оружие.

1

Самостоятельная работа №28-29. (подготовка презентации): Химическое и бактериологическое оружие.

2

3

Тема.25. Основные принципы защиты населения при ЧС в мирное и военное время

Содержание учебного материала.



Чрезвычайные ситуации военного времени.

1

2

Краткая характеристика ядерного оружия и очага ядерного поражения.

1

Самостоятельная работа №30-31. (подготовка реферата). Краткая характеристика ядерного оружия и очага ядерного поражения.

2

3

Тема.26. Основные принципы защиты населения при ЧС в мирное и военное время.

Содержание учебного материала



Краткая характеристика химического оружия и очага химического поражения.

1

2

Краткая характеристика биологического оружия и очага биологического поражения.

1

Самостоятельная работа №32-33. (подготовка реферата). Основные принципы защиты населения при ЧС в мирное и военное время.

2

3

РАЗДЕЛ V. МЕДИЦИНСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЙ, ТРЕБУЮЩИХ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, И МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.



Тема.27. Краткая медицинская характеристика ран и первая помощь при ранах.

Содержание учебного материала



Виды ран и их характеристика. Клинические признаки ран.

Первая медицинская помощь при ранах.

1

1

Дисмургия.

1

3

Самостоятельная работа №34. Виды повязок и правила наложения повязок.

1

3

Тема.28. Краткая медицинская характеристика кровотечений и первая помощь при кровотечениях.

Содержание учебного материала



Виды кровотечений.

1

2

Временная остановка кровотечения.

1

3

Тема.29. Краткая медицинская характеристика переломов и первая помощь при переломах.

Содержание учебного материала



Осложнения и признаки переломов.

1

2

Первая медицинская помощь при переломах. Основные правила иммобилизации.

1

3

Тема.30. Краткая медицинская характеристика ожогов и первая помощь при ожогах.

Содержание учебного материала



Первая помощь при термических ожогах

1

2-3

Первая помощь при химических ожогах.

1

3

Тема.31. Электротравма и первая медицинская помощь при электротравмах.

Содержание учебного материала



Понятие электротравмы, признаки электротравмы, причины электротравм.

1

2-3

Степень тяжести электротравм.

1

3

Тема.32. Первая медицинская помощь при шоке.

Содержание учебного материала



Шок, виды, стадии.

1

2-3

Своевременно оказанная первая медицинская помощь при тяжелой травме.

1

3

Тема.33. Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания (раздавливания) тканей.

Содержание учебного материала



Синдром длительного раздавливания, травматический токсикоз.

1

2

Специализированная медицинская помощь раненым с СДС.

1

3

Тема.34. Тепловой и солнечный удар. Отморожения.

Дифференцированный зачёт.

Содержание учебного материала



Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

1

3

Диф. зачёт

1

Всего:

68


Консультации

2


Самостоятельная работа обучающихся

34


Максимальная учебная нагрузка обучающихся

70



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы.


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности»;

Оборудование учебного кабинета:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийным сопровождением, учебная мебель, доска; посадочные места по числу учащихся; рабочее место преподавателя; телевизор Samsungue46d5000 (1 компл.); локальная сеть под управлением ОС Windows 7; доступ к электронной библиотеке.

Оборудование лаборатории:

- Шкаф для хранения средств индивидуальной защиты;

- Учебники: – по безопасности жизнедеятельности – Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко- 29шт., по безопасности жизнедеятельности – Ю.Г. Сапронов – 9шт.

-стрелковый тир (электронный),

-инструкции по охране труда и технике безопасности


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Э.А.Арустамов и др. Безопасность Жизнедеятельности. 15-е изд., стер.- М.: Академия, 2016г.173с.

2. М.Киршина, И.В. Свитнева Безопасность Жизнедеятельности и медицина катастроф.-М. :издательский центр «Академия», 2016.- 334с.

3. Смирнов, А.Т., Хренников, Б.О. Безопасность Жизнедеятельности. Учебник: 7-е изд.,перераб.- М.: Просвещение, 2016.-240с.

4. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Безопасность Жизнедеятельности. Учебник: М.: Просвещение, 2016.- 351с.

Дополнительные источники:

1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся./ Смирнов, А.Т. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев/ – М.: Просвещение, 2016.- 290с.

2. Петров, С.В.Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие./ Петров, С.В., С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М.: Просвещение, 2016.- 230с.

Электронные учебники:

1. Сычев Ю.Н. Безопасность Жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие – М.,2016.

2. Григоренко М.М. Безопасность Жизнедеятельности: учебное пособие –СПбГУЭФ, 2016.

3. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие – М.: Дрофа, 2016.

Интернет-ресурсы:

  1. Все о пожарной безопасности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.0-1.ru

  2. ГОСТ Р 22.0.02-94. Нормативно-техническая база защиты населения при ЧС. Система стандартов (БЧС). Безопасность в ЧС [Электронный ресурс] – Режим доступа http: //www @gost.ru/

  3. ГОСТ Р 51057-97. Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний [Электронный ресурс] Режим доступа http://www @gost.ru/

  4. Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school-obz.org

  5. Институт психологических проблем безопасности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anty-crim.boxmail.biz

  6. Искусство выживания. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.goodlife.narod.ru

  7. Министерство обороны РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mil.ru

  8. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:[email protected].

  9. Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: Конституция РФ от 12.12.93.//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  10. Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: Закон РФ «О безопасности» (в редакции закона РФ от 25.12.92. № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93. № 2288, ФЗ от 25.07.02. № 116-ФЗ, от 07.03.05. №15-ФЗ, от 25.07.06. № 128-ФЗ, от 02.03.07. № 24-ФЗ, от 26.06.08. № 103-ФЗ, 07.12.10. № 390-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  11. Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 68-ФЗ от 21.12.94. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (в ред. от. 28.10.02. № 129-ФЗ, 22.08.04. № 122-ФЗ, 04.12.06 № 206-ФЗ, 18.12.06. № 232-ФЗ, 30.10.07. № 241-ФЗ, 30.12.08. № 309-ФЗ, 07.05.09 № 84-ФЗ, 25.11.09. № 267-ФЗ, 19.05.10. № 91-ФЗ, 27.07.10. № 223-ФЗ, 28.12.10. № 412-ФЗ, 29.12.10. № 442-ФЗ, 01.04.12. № 23-ФЗ, 11.02.13 № 9-ФЗ, 02.07.13. № 158-ФЗ, 02.07.13. № 185-ФЗ, 28.12.13. № 404-ФЗ, 21.07.14. № 271-ФЗ, 14.10.14. № 307-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  12. Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 28-ФЗ от 12.02.98. «О гражданской обороне» (в ред. от 9.10.02. № 123-ФЗ, от 19.06.04. № 51 –ФЗ, от 22.08.04. № 122-ФЗ, от 19.06.07. № 103-ФЗ, 25.11.09. № 267-ФЗ, 27.07.10. № 223-ФЗ, 23.12.10. № 377-ФЗ, 02.07.13. № 158-ФЗ, 28.12.13. № 404-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  13. Федеральные законы РФ [Электронный ресурс]: ФЗ РФ № 69-ФЗ от 21.12.94г. «О пожарной безопасности» (с изменениями от 22.08.95. № 151-ФЗ, 18.04.96. № 32-ФЗ, 24.01.98. № 13-ФЗ, 07.11.00. № 135-ФЗ, 06.08.01. № 110-ФЗ, 30.12.01. № 196-ФЗ, 25.07.02. №116-ФЗ, 10.01.03. № 15-ФЗ, 10.05.04. № 38-ФЗ, 22.08.04. № 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), 01.04.05. № 27-ФЗ, 09.05.05. № 45-ФЗ, 25.10.06. № 172-ФЗ,  18.12.06. № 232-ФЗ, 26.04.07. № 63-ФЗ, 18.10.07. № 230-ФЗ, 14.03.09. № 32-ФЗ, 19.07.09. № 198-ФЗ, 09.11.09. № 247-ФЗ, 25.11.09. № 267-ФЗ, 28.09.10. № 243-ФЗ,  29.12.10. № 442-ФЗ, 18.07.11. № 243-ФЗ,  18.07.11. № 242-ФЗ, 19.07.11. № 248-ФЗ, 08.11.11. № 309-ФЗ, 30.11.11. № 345-ФЗ, 30.12.12. № 283-ФЗ, 11.02.13. №9-ФЗ, 02.07.13. № 185-ФЗ, 12.03.14 № 27-ФЗ).//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».





















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Знать: Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы

уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Знать: Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации. Способы защиты населения от оружия массового поражения. Уметь: Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Уметь: применять первичные средства пожаротушения;

Знать: основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа.

Практическая работа.



ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Уметь; применять первичные средства пожаротушения;

Знать; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Уметь: Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы,

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Уметь: Применять проф знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью

Опрос на занятиях; Тестирование;



Проведение профилактических мероприятий.


ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

Знать: Формы и способы проведения мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

Уметь: Организовать качественное проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения,

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Знать: Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в

нестандартных ситуациях.

Уметь: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

выполнение и качество.

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



ПК1.3. Участвовать

в проведении

профилактики

инфекционных и

неинфекционных заболеваний.

Знать: устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;

технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;

виды и методы ремонта;

способы восстановления деталей.

Уметь: снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;

определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;

определять способы и средства ремонта;

применять диагностические приборы и оборудование;

использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;

оформлять учетную документацию;

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

Знать: Условия сотрудничества со взаимодействующими организациями и службами.

Уметь: Применить положительный опыт взаимодействующих организаций и служб.

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



ПК 2.2. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Знать: Хорошо знать правила использования и применения медикаментозных средств.

Уметь: Правильно и последовательно примененять медикаментозные средства.

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



ПК 2.3. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Знать: Правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Уметь: Правильно использовать аппаратуру, оборудование и изделия медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Опрос на занятиях;

Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и

травмах.

Знать: Условия, требования последовательность в оказании

доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах.

Уметь: Качественно оказать

доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных

ситуациях.

Знать: Знать, предвидеть последствия от ЧС в Самарской области

Уметь: Оказать квалифицированную медицинскую помощь во всех видах ЧС


Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.



ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Знать; Состав, возможности и условия взаимодействия с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Уметь; Организовать взаимодействие с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Опрос на занятиях; Тестирование; Самостоятельная работа. Практическая работа.




Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.


АННОТАЦИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОП.11 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа является частью общеобразовательной подготовки учащихся по ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Программа учебного предмета разработана в соответствии с:

  • «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180);

  • Примерной программой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 10.04.2008 г. и с учетом рекомендаций, содержащихся в письме от 20 октября 2010 года №12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО»;

  • Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») от 21 июля 2015г. протокол №3.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии.


1.2 Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: предмет относится к группе обще профессиональных дисциплин профессионального цикла.


1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения предмета


- Систематизация знаний о государственной системе и российском законодательстве в области безопасности жизнедеятельности;

- Описание и разъяснение сути наиболее распространённых опасностей, умение избегать их и защищаться от них;

- Способность применять полученные знания и освоенные действия в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях.


1.4 Цели и задачи учебного предмета - требования к результатам освоения учебного предмета:

В результате освоения учебного предмета обучающийся должен уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим;

В результате освоения учебного предмета обучающийся должен знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения;

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении

  • обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:

Максимальная учебная нагрузка 70 час