Рабочая программа
по внеурочной деятельности
учебного предмета «Основы православной культуры»
Уровень общего образования
Основное общее образование – 4 классы
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов – 34
Московская область
2022 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Учебным планом гимназии;
УМК внеурочной деятельности «Основы православной культуры», 4 класс, автор А.В. Кураев, издательство «Просвещение», 2020 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
Цель: формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена с учётом количества часов, отводимого на изучение предмета «Основы православной культуры» базовым учебным планом: в 4 классах по 1 учебному часу в неделю при 34 учебных неделях.
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся:
Основы православной культуры», автора А.В. Кураева. «Просвещение», 2020.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
Российская электронная школа (resh.edu.ru);
Образовательный ресурс «Начальная школа»;
«Учи.ру» — интерактивная образовательная онлайн платформа (uchi.ru);
Цифровая платформа для обучения основным школьным предметам https://education.yandex.ru
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
4 КЛАСС
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;
укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;
раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Изучение основ православной культуры на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы православной культуры» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Виды деятельности | Виды контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Реализация воспитательной программы |
Раздел 1. Основы православной культуры (34 часа) | |
1.1. | Россия – наша Родина, культура и религия, человек и Бог в православии, православная молитва, Библия и Евангелие, проповедь Христа, Христос и Его крест, Пасха, православное учение о человеке, совесть и раскаяние, заповеди, милосердие и сострадание, Золотое правило этики, храм, икона, творческие работы учащихся, подведение итогов, как христианство пришло на Русь, подвиг, заповеди блаженств, зачем творить добро? Чудо в жизни христианина, православие о Божием суде, таинство Причастия, монастырь, отношение христианина к природе, христианская семья, защита Отечества, христианин в труде, любовь и уважение к Отечеству, подготовка творческих проектов учащихся, выступление учащихся со своими творческими работами, презентация творческих проектов. | 34 | Рассказ учителя о Родине, групповая работа, общее заключение вывода о милосердии и сострадании, проектная деятельность. | Текущий, устный, письменный | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур, с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; |
Итого по разделу | 34 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | | | |