СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета ОУП.08 Биология по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета ОУП.08 Биология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 №1578) и с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета ОУП.08 Биология по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»





УТВЕРЖДЕНА




приказом директора ГПОУ ЯНАО


«Надымский профессиональный колледж»


от 29 мая 2023 г. № 58-од















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ОУП.08 Биология



по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства










Надым, 2023

Рабочая программа учебного предмета ОУП.08 Биология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 №1578) и с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.



Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составители:

Романова Юлия Викторовна, кандидат биологических наук, преподаватель первой квалификационной категории;

Богданова Ольга Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории



РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

естественнонаучного цикла

Протокол № 7

от «11» апреля 2023 г.

Председатель УМО преподавателей естественнонаучного цикла:

_____________ (Ю. В. Романова)



ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № 6

от «18» мая 2023 г.

Председатель НМС:

_____________ (Л.А. Гильмутдинова) 




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

17

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

23

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

26



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.08-У Биология


  1. Область применения рабочей программы


Программа общеобразовательного учебного предмета ОУП.08 Биология предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.


  1. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы


Учебный предмет ОУП.08 Биология является учебным предметом из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебный предмет Биология изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Предмет имеет межпредметные связи с дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального циклов, а также с междисциплинарными курсами профессионального цикла.


Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:


Содержание программы предмета ОУП.08 Биология направлено на достижение следующей цели: формирование у студентов представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.

Задачи:

1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений,

3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;

4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников;

5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний.

6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий

Реализация профессиональной направленности в биологии осуществляется путем формирования определенных практических навыков, ориентированных на будущую профессиональную деятельность за счет решения задач и выполнения практических работ, предусматривающих моделирование условий (ситуаций), непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью медицинской сестры.

Логика формулирования результатов обучения по учебному предмету Биология, соответствует ФГОС СОО и отражает этапность формирования результатов обучения: от представлений к способам деятельности. Одновременно с этим, в логике компетентностного подхода определение целей ориентировано на компетенции, формируемые при освоении обучающимися предметного содержания и конкретизируемые в виде результатов учебной деятельности студентов на разных этапах освоения предмета.

Программа учебного предмета способствует формированию следующих компетенций, предъявляемых ФГОС по реализуемой специальности (табл. 1).





Таблица 1

Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО


Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие1

Дисциплинарные2

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- способность их использования в познавательной и социальной практике

  • сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;

  • сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;

  • сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека;

  • сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;

  • приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;

  • сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

  • сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети)

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.


В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

  • сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;

  • сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

  • приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

В области патриотического воспитания:

—ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

—способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества;

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

—экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования;

—повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

—способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем, биосферы);

—активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

—наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в практической деятельности экологической направленности.

  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде;

  • сформированность понимания необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования

  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования;

  • сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.


ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

В области физического воспитания:

—понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;

—понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

—осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения).

  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования.


  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:

всего учебная нагрузка обучающегося составляет 36 часов, в том числе:

во взаимодействии с преподавателем - 34 часа;

самостоятельная работа обучающегося - 2 часа.







  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.08 Биология

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы (всего)

36

в том числе: во взаимодействии с преподавателем (всего)

34

Основное содержание

34

в том числе:

теоретическое обучение

18

практические занятия

8

Профессионально-ориентированное содержание

(содержание прикладного модуля)

6

теоретическое обучение

2

практические занятия

4

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

в том числе подготовка презентаций и докладов

2

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

1




2.2 Тематический план и содержание учебного предмета ОУП.08 Биология

по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Учебная нагрузка обучающегося (всего) 36 часов, в том числе, во взаимодействии с преподавателем - 34 часа (из них практические, лабораторные и др. занятия - 10 часов). Самостоятельная работа обучающегося (всего) – 2 часа.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

1 семестр 34 часа

Раздел 1. Биология как наука

Содержание учебного материала

2


  1. Входная контрольная работа

1

ОК 02

  1. Биология как наука. Методы биологии. Признаки живых организмов. Уровни организации жизни.

1

Раздел 2. Учение о клетке

Содержание учебного материала

7

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Теоретические занятия

5

  1. Клетка - элементарная живая система. Неорганические и органические вещества клетки.

1

  1. Строение и функции клетки. Органоиды клетки.

1

  1. Неклеточные формы жизни. Вирусные заболевания человека.

1

  1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

  1. Клеточный цикл, его периоды и регуляция. Митоз и мейоз.

1

Практические занятия

2

  1. Практическая работа №1 Изучение строения растительной, животной и бактериальной клетки.

1

  1. Практическая работа №2 Деление клетки. Схема поведения хромосом в процессе митоза и мейоза.

1

Раздел 3. Строение и функции организма

Содержание учебного материала

4



ОК 02

ОК 04

Теоретические занятия

2

  1. Формы размножения организмов. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

1

  1. Влияние различных факторов на репродуктивное здоровье человека

1

Практические занятия

2

  1. Практическая работа № 3 Способы размножения живых организмов.

1

  1. Практическая работа № 4 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства

1


Раздел 4. Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала

6

ОК 01

ОК 02

ОК 04


Теоретические занятия

5

  1. Генетика как наука. Основные генетические понятия и символы.

1

  1. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание.

1

  1. Генетика пола. Закономерности изменчивости.

1

  1. Наследственные болезни человека и значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека

1

  1. Селекция как наука. Методы селекционной работы

1

Практические занятия

1

  1. Практическая работа № 5 Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

1

Раздел 5. Эволюционное учение

Содержание учебного материала

2

ОК 02

ОК 04

Теоретические занятия

2

  1. История развития эволюционного учения. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Основные положения синтетической теории эволюции.

1

  1. Вид и его критерии (признаки). Микроэволюция и макроэволюция.

1

Раздел 6. Происхождение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека - антропогенез

Содержание учебного материала

2

ОК 02

ОК 04

Теоретические занятия

1

  1. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

Практические занятия

1

  1. Практическая работа № 6 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека

1

Раздел 7. Основы экологии

Содержание учебного материала

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ОК 08

Теоретические занятия

2

  1. Экология как наука. Экологические факторы. Экологические системы. Структура экосистем. Пищевые связи. Межвидовые отношения в экосистеме.

1

  1. Глобальные экологические проблемы.

1

Практические занятия

2

  1. Практическая работа № 7. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговороты веществ в биосфере (вода, кислород, азот, углерод).

1

  1. Практическая работа №8 Изучение демографических характеристик популяций.

1

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)



ОК 02

ОК 04

ОК 07

ОК 08

Раздел 8. Биотехнология в промышленности и в жизни человека

Содержание учебного материала

6

Теоретические занятия

1

  1. Биотехнология как наука и производство. Направления современной биотехнологии. Основные методы биоэкологических исследований в промышленности и в жизни человека.

1

  1. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)


Практические занятия

4

  1. Практическая работа № 9. Оценка влияния экологических факторов на здоровье человека.

1

  1. Практическая работа № 10. Антропогенные воздействия на природные экосистемы. Оценка качественного состава воды и атмосферы.

1

  1. Развитие промышленной биотехнологии и ее применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников. Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам)

1

  1. Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

1

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка кейсов по промышленной биотехнологии

2

  1. Суммирующее оценочное мероприятие: дифференцированный зачет в форме письменной контрольной работ.

1

Итого


34 часа


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета для проведения аудиторных занятий (лекционных и практических).

Оборудование учебного кабинета: мебель (посадочные места по количеству учащихся, рабочее место преподавателя), доска, мел, технические средства представления информации, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов).

Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, указка-презентер для презентаций.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: оборудование для проведения практических занятий (микроскопы, лабораторная посуда (пробирки, подставки для пробирок, пинцеты, песок, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы) гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист элодеи канадской, лук репчатый).



3.2. Информационное обеспечение обучения


Литература для обучающихся


Основные источники

  1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 357 с. — (Народное просвещение). — ISBN 978-5-534-15630-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509241

  2. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3¬е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 358 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07499-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494034

  3. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 378 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09603-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489661

  4. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, О. Е. Фадеева; под ред. В. М. Константинова. — М.: Издательский центр «Академия», 2022 — 336 с.



Дополнительные источники


  1. Блинов, Л. Н. Экология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Н. Блинов, В. В. Полякова, А. В. Семенча; под общей редакцией Л. Н. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 208 с.

  2. Брюхань, Ф. Ф. Промышленная экология: учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е.Е. Сдобнякова. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. — 208 с.

  3. Еремченко, О. З. Биология: учение о биосфере: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. З. Еремченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 236 с.

  4. Несмелова, Н. Н. Экология человека: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Н. Несмелова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 157 с.

  5. Павлова, Е. И. Экология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Павлова, В. К. Новиков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 190 с.

  6. Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т. 1 / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред.Р. Сопера; пер. 3-го англ. изд. — 14-е изд. —М.: Лаборатория знаний, 2022 — 454 с.



Литература для педагога

  1. Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29.04.2022 № 2/22).

  2. Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 № 2/20).

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732).

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).

  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228)

  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации».

  7. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.12.2016 №1578 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства».

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, внеаудиторной самостоятельной работы.


Общая компетенция

Раздел

Тип оценочных мероприятий

ОК 02

Раздел 1. Биология как наука

Входная контрольная работа.

Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии»

Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Раздел 2. Учение о клетке

Обсуждение по вопросам лекции.

Разработка ленты времени жизненного цикла клетки.

Выполнение практических работ, оформление отчетов по работе, представление результатов выполнения работ.

ОК 02

ОК 04

Раздел 3. Строение и функции организма

Фронтальный опрос

Заполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм размножения организмов.

Выполнение практических работ, оформление отчетов по работе, представление результатов выполнения работ.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Раздел 4. Основы генетики и селекции

Разработка глоссария

Фронтальный опрос

Тест по вопросам лекции

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, дигибридном скрещивании, составление схем скрещивания

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление схем скрещивания

ОК 02

ОК 04

Раздел 5. Эволюционное учение

Фронтальный опрос

Разработка глоссария терминов

Разработка ленты времени развития эволюционного учения.

Оцениваемая дискуссия: использование аргументов, биологической терминологии и символики для доказательства родства организмов разных систематических групп


ОК 02

ОК 04

Раздел 6. Происхождение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека - антропогенез

Разработка ленты времени возникновения и развития жизни на Земле.

Выполнение практической работы, оформление отчета по работе, представление результатов выполнения работы.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ОК 08

Раздел 7. Основы экологии

Составление схем круговорота веществ, используя материалы лекции

Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах

Выполнение практических работ, оформление отчетов по работе, представление результатов выполнения работ.

Тест

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ОК 08

Раздел 8. Биотехнология в промышленности и в жизни человека

Выполнение практических работ, оформление отчетов по работе, представление результатов выполнения работ, защита

презентаций по изучаемым темам

Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет в форме письменной контрольной работы.


1 Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной

2Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)


1