Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДЕНА | |
| |
приказом директора ГПОУ ЯНАО | |
«Надымский профессиональный колледж» | |
от 29 мая 2023 г. № 58-од | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.08 Биология
по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Надым, 2023
Рабочая программа учебного предмета ОУП.08 Биология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 №1578) и с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составители:
Романова Юлия Викторовна, кандидат биологических наук, преподаватель первой квалификационной категории;
Богданова Ольга Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
естественнонаучного цикла
Протокол № 7
от «11» апреля 2023 г.
Председатель УМО преподавателей естественнонаучного цикла:
_____________ (Ю. В. Романова)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 6
от «18» мая 2023 г.
Председатель НМС:
_____________ (Л.А. Гильмутдинова)
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 17 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 23 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 26 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.08-У Биология
Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательного учебного предмета ОУП.08 Биология предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.
Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебный предмет ОУП.08 Биология является учебным предметом из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебный предмет Биология изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Предмет имеет межпредметные связи с дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального циклов, а также с междисциплинарными курсами профессионального цикла.
Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:
Содержание программы предмета ОУП.08 Биология направлено на достижение следующей цели: формирование у студентов представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий
Реализация профессиональной направленности в биологии осуществляется путем формирования определенных практических навыков, ориентированных на будущую профессиональную деятельность за счет решения задач и выполнения практических работ, предусматривающих моделирование условий (ситуаций), непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью медицинской сестры.
Логика формулирования результатов обучения по учебному предмету Биология, соответствует ФГОС СОО и отражает этапность формирования результатов обучения: от представлений к способам деятельности. Одновременно с этим, в логике компетентностного подхода определение целей ориентировано на компетенции, формируемые при освоении обучающимися предметного содержания и конкретизируемые в виде результатов учебной деятельности студентов на разных этапах освоения предмета.
Программа учебного предмета способствует формированию следующих компетенций, предъявляемых ФГОС по реализуемой специальности (табл. 1).
Таблица 1
Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины |
Общие1 | Дисциплинарные2 |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов; сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети) |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию; сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Овладение универсальными коммуникативными действиями: совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | В области патриотического воспитания: —ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; —способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества; В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; —экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования; —повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; —осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; —способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем, биосферы); —активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; —наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в практической деятельности экологической направленности. | сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; сформированность понимания необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования; сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии. |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. | В области физического воспитания: —понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью; —понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; —осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения). | сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования. |
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:
всего учебная нагрузка обучающегося составляет 36 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем - 34 часа;
самостоятельная работа обучающегося - 2 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.08 Биология
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы (всего) | 36 |
в том числе: во взаимодействии с преподавателем (всего) | 34 |
Основное содержание | 34 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 18 |
практические занятия | 8 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 6 |
теоретическое обучение | 2 |
практические занятия | 4 |
Контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
в том числе подготовка презентаций и докладов | 2 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 1 |
2.2 Тематический план и содержание учебного предмета ОУП.08 Биология
по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Учебная нагрузка обучающегося (всего) 36 часов, в том числе, во взаимодействии с преподавателем - 34 часа (из них практические, лабораторные и др. занятия - 10 часов). Самостоятельная работа обучающегося (всего) – 2 часа.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 семестр 34 часа |
Раздел 1. Биология как наука | Содержание учебного материала | 2 | |
Входная контрольная работа | 1 | ОК 02 |
Биология как наука. Методы биологии. Признаки живых организмов. Уровни организации жизни. | 1 |
Раздел 2. Учение о клетке | Содержание учебного материала | 7 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 |
Теоретические занятия | 5 |
Клетка - элементарная живая система. Неорганические и органические вещества клетки. | 1 |
Строение и функции клетки. Органоиды клетки. | 1 |
Неклеточные формы жизни. Вирусные заболевания человека. | 1 |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 |
Клеточный цикл, его периоды и регуляция. Митоз и мейоз. | 1 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа №1 Изучение строения растительной, животной и бактериальной клетки. | 1 |
Практическая работа №2 Деление клетки. Схема поведения хромосом в процессе митоза и мейоза. | 1 |
Раздел 3. Строение и функции организма | Содержание учебного материала | 4 | ОК 02 ОК 04 |
Теоретические занятия | 2 |
Формы размножения организмов. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. | 1 |
Влияние различных факторов на репродуктивное здоровье человека | 1 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа № 3 Способы размножения живых организмов. | 1 |
Практическая работа № 4 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства | 1 | |
Раздел 4. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 |
Теоретические занятия | 5 |
Генетика как наука. Основные генетические понятия и символы. | 1 |
Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. | 1 |
Генетика пола. Закономерности изменчивости. | 1 |
Наследственные болезни человека и значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека | 1 |
Селекция как наука. Методы селекционной работы | 1 |
Практические занятия | 1 |
Практическая работа № 5 Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 1 |
Раздел 5. Эволюционное учение | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 ОК 04 |
Теоретические занятия | 2 |
История развития эволюционного учения. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Основные положения синтетической теории эволюции. | 1 |
Вид и его критерии (признаки). Микроэволюция и макроэволюция. | 1 |
Раздел 6. Происхождение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека - антропогенез | Содержание учебного материала | 2 | ОК 02 ОК 04 |
Теоретические занятия | 1 |
Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 1 |
Практические занятия | 1 |
Практическая работа № 6 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека | 1 |
Раздел 7. Основы экологии | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ОК 08 |
Теоретические занятия | 2 |
Экология как наука. Экологические факторы. Экологические системы. Структура экосистем. Пищевые связи. Межвидовые отношения в экосистеме. | 1 |
Глобальные экологические проблемы. | 1 |
Практические занятия | 2 |
Практическая работа № 7. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговороты веществ в биосфере (вода, кислород, азот, углерод). | 1 |
Практическая работа №8 Изучение демографических характеристик популяций. | 1 |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | | ОК 02 ОК 04 ОК 07 ОК 08 |
Раздел 8. Биотехнология в промышленности и в жизни человека | Содержание учебного материала | 6 |
Теоретические занятия | 1 |
Биотехнология как наука и производство. Направления современной биотехнологии. Основные методы биоэкологических исследований в промышленности и в жизни человека. | 1 |
Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) | |
Практические занятия | 4 |
Практическая работа № 9. Оценка влияния экологических факторов на здоровье человека. | 1 |
Практическая работа № 10. Антропогенные воздействия на природные экосистемы. Оценка качественного состава воды и атмосферы. | 1 |
Развитие промышленной биотехнологии и ее применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников. Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам) | 1 |
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка кейсов по промышленной биотехнологии | 2 |
Суммирующее оценочное мероприятие: дифференцированный зачет в форме письменной контрольной работ. | 1 |
Итого | | 34 часа | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета для проведения аудиторных занятий (лекционных и практических).
Оборудование учебного кабинета: мебель (посадочные места по количеству учащихся, рабочее место преподавателя), доска, мел, технические средства представления информации, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов).
Технические средства обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, указка-презентер для презентаций.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: оборудование для проведения практических занятий (микроскопы, лабораторная посуда (пробирки, подставки для пробирок, пинцеты, песок, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы) гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист элодеи канадской, лук репчатый).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Литература для обучающихся
Основные источники
Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 357 с. — (Народное просвещение). — ISBN 978-5-534-15630-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509241
Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3¬е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 358 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07499-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494034
Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 378 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09603-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489661
Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, О. Е. Фадеева; под ред. В. М. Константинова. — М.: Издательский центр «Академия», 2022 — 336 с.
Дополнительные источники
Блинов, Л. Н. Экология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Н. Блинов, В. В. Полякова, А. В. Семенча; под общей редакцией Л. Н. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 208 с.
Брюхань, Ф. Ф. Промышленная экология: учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е.Е. Сдобнякова. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. — 208 с.
Еремченко, О. З. Биология: учение о биосфере: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. З. Еремченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 236 с.
Несмелова, Н. Н. Экология человека: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Н. Несмелова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 157 с.
Павлова, Е. И. Экология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Павлова, В. К. Новиков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 190 с.
Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т. 1 / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред.Р. Сопера; пер. 3-го англ. изд. — 14-е изд. —М.: Лаборатория знаний, 2022 — 454 с.
Литература для педагога
Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29.04.2022 № 2/22).
Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 № 2/20).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228)
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.12.2016 №1578 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, внеаудиторной самостоятельной работы.
Общая компетенция | Раздел | Тип оценочных мероприятий |
ОК 02 | Раздел 1. Биология как наука | Входная контрольная работа. Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии» Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 | Раздел 2. Учение о клетке | Обсуждение по вопросам лекции. Разработка ленты времени жизненного цикла клетки. Выполнение практических работ, оформление отчетов по работе, представление результатов выполнения работ. |
ОК 02 ОК 04 | Раздел 3. Строение и функции организма | Фронтальный опрос Заполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм размножения организмов. Выполнение практических работ, оформление отчетов по работе, представление результатов выполнения работ. |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 | Раздел 4. Основы генетики и селекции | Разработка глоссария Фронтальный опрос Тест по вопросам лекции Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, дигибридном скрещивании, составление схем скрещивания Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление схем скрещивания |
ОК 02 ОК 04 | Раздел 5. Эволюционное учение | Фронтальный опрос Разработка глоссария терминов Разработка ленты времени развития эволюционного учения. Оцениваемая дискуссия: использование аргументов, биологической терминологии и символики для доказательства родства организмов разных систематических групп |
ОК 02 ОК 04 | Раздел 6. Происхождение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека - антропогенез | Разработка ленты времени возникновения и развития жизни на Земле. Выполнение практической работы, оформление отчета по работе, представление результатов выполнения работы. |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ОК 08 | Раздел 7. Основы экологии | Составление схем круговорота веществ, используя материалы лекции Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах Выполнение практических работ, оформление отчетов по работе, представление результатов выполнения работ. Тест |
ОК 02 ОК 04 ОК 07 ОК 08 | Раздел 8. Биотехнология в промышленности и в жизни человека | Выполнение практических работ, оформление отчетов по работе, представление результатов выполнения работ, защита презентаций по изучаемым темам |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет в форме письменной контрольной работы. |
1 Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022), формируемые общеобразовательной дисциплиной
2Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)
1