Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2016г. № |
Рабочая программа
учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром
и развитие речи»
(базовый уровень)
для 2 специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Фатеева И.Н., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2016 год
Рабочая программа учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида составлена в соответствии с требованиями
базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
адаптированной образовательной программой МОУ «СОШ №9» на 2016-2017 учебный год;
авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир» (УМК «Школа России») без изменений.
На изучение курса «Ознакомление с окружающим миром» во 2 классе отводится 2 ч в неделю — 66 ч (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; куль тура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Обучающиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные чело веком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга
Содержание учебного предмета
Где мы живём?- 4ч
Имя родной страны – Россия. Государственные символы Российской Федерации. Россия – многонациональная страна. Государственный язык.
Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе.
Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.
Земля – одна из планет. Разнообразие городов и сёл России. Наш город, родной край – наша малая родина.
Природа - 19ч
Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой.
Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров.
Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.
Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия.
Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.
Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав.
Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха.
Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.
Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.
Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.
Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных.
Комнатные растения, их роль в жизни человека. Уход за комнатными растениями.
Животные живого уголка. Особенности ухода за животными живого уголка.
Кошки и собаки в доме человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.
Необходимость создания Красной книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России.
Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.
Жизнь города и села - 9ч
Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Деньги.
Использование природных материалов для изготовления предметов. Уважение к труду людей.
Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Виды строительной техники в зависимости от назначения.
Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.
Учреждения культуры, их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера.
Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.
Наблюдения за зимними явлениями в неживой и живой природе. Экскурсия.
Зимние явления в неживой и живой природе.
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Жизнь города и села»
Здоровье и безопасность - 9ч
Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.
Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Освоение правил безопасности пешехода.
Правила безопасного поведения в быту.
Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.
Правила безопасного поведения на воде и в лесу.
Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону.
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу «Здоровье и безопасность».
Общение - 7ч
Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.
Родословная.
Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игра, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.
Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.
Правила поведения в гостях.
Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре).
Правила поведения в общественном транспорте (автобусе, трамвае, метро)
Путешествия – 18ч
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.
Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта.
Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.
Водные богатства нашей планеты. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.
Наблюдения за весенними явлениями природы. Экскурсия.
Весенние явления в неживой и живой природе.
Карта. Изображение территории России на карте. Правила показа объектов на настенной карте.
Города России.
Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы.
Московский Кремль - символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.
Санкт – Петербург – северная столица России. Герб города. Памятник Петру I, история его создания.
Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте.
Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.
Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.
Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.
Резерв
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Мажирина М.В./
«30» августа 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО. Рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «30» августа 2016 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./