МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Администрация г.о. Жуковский
МБОУ школа №9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по планиметрии: применение дополнительных построений при решении задач»
для обучающихся 10 классов
г.о. Жуковский 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Геометрия» базового уровня для обучающихся 10 –11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся.
Предметом данного элективного курса является достаточно сложный раздел школьной программы – геометрия. При изучении математики в старших классах на профильном уровне необходимы систематизация знаний, полученных учащимися в основной школе, выделение общих методов и приемов решения геометрических задач, демонстрация техники решения геометрических задач, закрепление навыков решения геометрических задач. В связи с этим необходимо делать акцент не только на овладение теоретическими фактами, но и на развитие умений решать геометрические задачи разного уровня сложности и математически грамотно их записывать. Повторение геометрического материала по разделам позволяет реализовать широкие возможности для дифференцированного обучения учащихся.
Тематика задач, предлагаемых при изучении данного элективного курса, выходит за рамки основного курса, и уровень их трудности – повышенный.
Целями данного курса являются:
Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к изучению предмета.
Стимулирование познавательного интереса, развитие творческих способностей.
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты.
Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.
Развитие графической культуры учащихся, развитие геометрического воображения и образного пространственного, логического мышления;
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:
Обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по планиметрии.
Научить осознанному применению методов решения планиметрических задач.
Обеспечить диалогичность процесса обучения математике.
Способствовать формированию осознанных мотивов дальнейшего изучения математики на более углубленном уровне.
Развивать интерес школьников к геометрии как важнейшей части математики.
Побуждать желание выдвигать гипотезы о неоднозначности решения и аргументированно доказывать их.
Формировать навыки работы с дополнительной научной литературой и другими источниками информации.
Способствовать развитию умений работать в малых творческих группах.
Научить учащихся применять аппарат алгебры к решению геометрических задач.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение геометрии 1 час в неделю в 10 классе, всего 34 учебных часа.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Пропорциональные отрезки
Свойства ряда равных отношений. Пропорциональные отрезки на сторонах угла. Пропорциональные отрезки на параллельных прямых. Свойство биссектрис внутреннего и внешнего углов треугольника. Секущие к окружности. Золотое сечение отрезка.
Тема 2. Треугольники
Треугольники и их виды. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема Пифагора. Изопериметрическая задача. Теоремы синусов и косинусов. Четыре замечательные точки треугольника. Свойства замечательных точек треугольника. Площадь треугольника. Свойство биссектрисы треугольника. Подобные треугольники. Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках в треугольнике. Теорема Чевы. Теорема Менелая.
Тема 3. Четырехугольники
Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Свойство диагоналей выпуклого четырехугольника. Параллелограмм. Теоремы Вариньона и Гаусса. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники. Площадь прямоугольника, параллелограмма и трапеции.
Тема 4. Окружность
Характеристическое свойство окружности. Углы, связанные с окружностью: вписанный, угол между хордой и секущей, угол между касательной и хордой. Теорема о квадрате касательной. Теорема Паскаля. Вневписанные окружности треугольника. Комбинации окружности с другими геометрическими фигурами. Окружности, вписанные и описанные около треугольника, применение формул:
.
Тема 5. Метод координат
Координаты точек и векторов. Длина вектора. Расстояние между двумя точками. Теорема Стюарта. Скалярное произведение векторов. Теорема Эйлера.
Тема 6. Правильные многоугольники
Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности в правильные многоугольники. Длина окружности. Площадь правильного многоугольника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:
Гражданское воспитание:
сформированностью гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.), умением взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением.
Патриотическое воспитание:
сформированностью российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках, технологиях, сферах экономики.
Духовно-нравственного воспитания:
осознанием духовных ценностей российского народа; сформированностью нравственного сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью учёного; осознанием личного вклада в построение устойчивого будущего.
Эстетическое воспитание:
эстетическим отношением к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений; восприимчивостью к математическим аспектам различных видов искусства.
Физическое воспитание:
сформированностью умения применять математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); физического совершенствования, при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью.
Трудовое воспитание:
готовностью к труду, осознанием ценности трудолюбия; интересом к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой и её приложениями, умением совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовностью и способностью к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; готовностью к активному участию в решении практических задач математической направленности.
Экологическое воспитание:
сформированностью экологической культуры, пониманием влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознанием глобального характера экологических проблем; ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Ценности научного познания:
сформированностью мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; готовностью осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями, универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия, обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные суждения и выводы;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по установлению особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению зависимостей между объектами, явлениями, процессами;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи;
выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
структурировать информацию, представлять её в различных формах, иллюстрировать графически;
оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям.
2) Универсальные коммуникативные действия, обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия, обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
ключевые теоремы, формулы курса планиметрии в разделах Треугольники, Четырехугольники, Окружность, Метод координат, Правильные многоугольники;
знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении планиметрических задач;
знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении задач;
знать формулы площадей геометрических фигур и уметь применять их при решении задач.
Учащиеся должны уметь:
правильно анализировать условия задачи;
выполнять грамотный чертеж к задаче;
выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;
в сложных задачах использовать вспомогательные задачи (задачи – спутники);
логически обосновывать собственное мнение;
использовать символический язык для записи решений геометрических задач;
следить за мыслью собеседника; корректно вести дискуссию.
применять имеющиеся теоретические знания при решении задач;
использовать возможности персонального компьютера (ПК) для самоконтроля и отработки основных умений, приобретенных в ходе изучения курса.
Учащийся должен владеть:
анализом и самоконтролем;
исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса планиметрии;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;
проводить полное обоснование при решении задач;
овладеть приемами исследовательской деятельности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Пропорциональные отрезки | 3 | Знать свойства ряда равных отношений: свойство биссектрис внутреннего и внешнего углов треугольника, секущих к окружности. Использовать пропорциональность при решении задач. |
2 | Треугольники | 10 | Знать виды треугольников, соотношения между сторонами и углами треугольника. Применять теоремы синусов и косинусов. Знать свойства замечательных точек треугольника. Уметь вычислять площадь треугольника, пользуясь различными формулами. Применять свойство биссектрисы треугольника, подобие треугольников, теоремы Фалеса, Чевы, Менелая для решения задач. |
3 | Четырехугольники | 8 | Оперировать понятиями: многоугольник, выпуклый многоугольник, вписанные и описанные четырехугольники. Знать свойство диагоналей выпуклого четырехугольника, теоремы Вариньона и Гаусса. Уметь вычислять площадь прямоугольника, параллелограмма и трапеции. |
4 | Окружность | 8 | Вычислять углы, связанные с окружностью: вписанный, угол между хордой и секущей, угол между касательной и хордой. Знать теорему о квадрате касательной, теорему Паскаля. Решать задачи, в которых фигурируют вневписанные окружности треугольника и комбинации окружности с другими геометрическими фигурами. Применять формулы для вычисления радиусов. |
5 | Метод координат | 2 | Находить координаты точек и векторов, длину вектора, расстояние между двумя точками, скалярное произведение векторов. Знать теорему Стюарта, теорему Эйлера. Применять теорию к решению задач. |
6 | Правильные многоугольники | 3 | Строить вписанные и описанные окружности в правильные многоугольники. Вычислять длину окружности. Находить площадь правильного многоугольника. |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата | Электронные цифровые образовательные ресурсы | | | | | | | | | |
Всего | Контрольные работы | Практические работы | | | | | | | | | |
| | Тема 1. Пропорциональные отрезки (3 ч) | | | | | | | | | |
1 | Свойства ряда равных отношений. Пропорциональные отрезки на сторонах угла. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
2 | Пропорциональные отрезки на параллельных прямых. Свойство биссектрис внутреннего и внешнего углов треугольника. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
3 | Секущие к окружности. Золотое сечение отрезка. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
| | Тема 2. Треугольники (10 ч) | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ |
4 | Треугольники и их виды. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема Пифагора. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
5 | Изопериметрическая задача. Теоремы синусов и косинусов. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
6 | Некоторые формулы площади треугольника. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
7 | Центроид треугольника. Центр вписанной в треугольник окружности. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
8 | Зависимость между косинусами углов треугольника и радиусами вписанной и описанной окружностей. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
9 | . Ортоцентр треугольника. Связь между четырьмя замечательными точками треугольника. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
10 | Подобные треугольники. Теорема Фалеса. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
11 | Длина биссектрисы треугольника | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
12 | Теорема Чевы. Теорема Менелая | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
13 | Контрольная работа «Треугольники» | | 1 | | Контрольная работа. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
| | Тема 3. Четырехугольники (8 часов) | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ |
14 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
15 | Параллелограмм. Теоремы Вариньона и Гаусса. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
16 | Длины средних линий и расстояние между серединами диагоналей четырёхугольника. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
17 | Зависимость между длинами сторон и диагоналей четырёхугольника. Теорема косинусов для четырёхугольника. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
18 | Вписанные и описанные четырехугольники. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
19 | Теорема Симпсона и теорема Птолемея. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
20 | Площадь прямоугольника, параллелограмма, и трапеции. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
21 | Контрольная работа «Четырехугольники» | | 1 | | Контрольная работа. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
| | Тема 4. Окружность (8 часов) | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ |
22 | Характеристические свойства точек радикальной оси окружностей. Радикальный центр двух окружностей. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
23 | Углы, связанные с окружностью: вписанный, угол между хордой и секущей, угол между касательной и хордой. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
24 | Теорема о квадрате касательной. Теорема Паскаля. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
25 | Вневписанные окружности треугольника. Отрезки касательных из вершин треугольника к его вневписанным окружностям. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
26 | Зависимость между радиусами вписанной, вневписанных и описанной окружностей треугольника. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
27 | Существование окружности девяти точек. Теорема Фейербаха. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
28 | Комбинации окружности с другими геометрическими фигурами. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
29 | Окружности, вписанные и описанные около треугольника. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
| | Тема 5. Метод координат (2 часа) | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ |
30 | Координаты точек и векторов. Длина вектора. Расстояние между двумя точками. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
31 | Теорема Стюарта. Скалярное произведение векторов. Теорема Эйлера. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
| | Тема 6. Правильные многоугольники (2 часа) | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ |
32 | Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности. Площадь правильного многоугольника. | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
33 | Контрольная работа «Окружность». | | 1 | | Контрольная работа. | | https://resh.edu.ru/ | | | | | | | | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | | Устный опрос; Письменный контроль. | | https://lesson.edu.ru/ | | | | | | | | | |
| Итого | 34 | 3 | | | | | | | | | | | | | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса- М. Просвещение, 2021.
. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. – М.Просвещение,2019.
С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя-М.: Просвещение,2021
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://lesson.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://urok.1sept.ru/
https://uchitelya.com/matematika/
https://4ege.ru/gia-matematika/