Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белебеевская коррекционная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ __________ З. Ф. Хафизова «___»__________20____г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ ___________ Л. Р. Имаева «___»__________20____г. |
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла и узких специалистов __________ Г. И. Климачева «___»__________20____ г. | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы протокол № ___ от «___»___20__ г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Природоведение»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(лёгкой, умеренной, тяжёлой умственной отсталостью)
6 класс
срок реализации программы 1 год
Автор-составитель программы:
Р. Я. Хисаева, учитель географии и биологии
2023/2024 учебный год
г. Белебей
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12
V. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..44
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе определяет следующие задачи:
формирование правильного понимания природных явлений;
формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
формирование и отработка практических навыков и умений.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета «Природоведение".
Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов);
репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);
проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексико- семантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).
выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Введение | 1 | 1 |
2. | Растительный мир | 17 | 1 |
3. | Животный мир | 35 | 1 |
4 | Человек | 11 | 1 |
| Итого: | 64 | 4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;
овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при незначительных травмах;
формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам живой и неживой природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево леса);
называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);
называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу России;
соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;
соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнять несложные задания под контролем учителя;
адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию педагога;
устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);
называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение;
выделять существенные признаки групп объектов;
знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы:
соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями;
грамотно строит предложения;
адекватно использует терминологию;
умеет подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
допускает незначительные речевые ошибки;
частично использует терминологию;
подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на поставленные вопросы;
в речи не использует изученную терминологию;
подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя, материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | Дата проведения урока планируемая |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Введение - 1час |
1 | Живая природа: растения, животные, человек | 1 | Формирование представлений о предметах и явлениях живой природы, умения дифференцировать живую и неживую природу | Узнают объекты живой природы на иллюстрациях и фотографиях, относят к объектам живой или неживой природе. Называют изученные объекты. В рабочих тетрадях обводят картинки с изображением живых организмов | Выделяют существенные признаки объектов живой природы, относят объекты к живой или к неживой природе, устанавливают взаимосвязи между живой и неживой природой. Выписывают в тетрадь общие признаки живых организмов | 04.09 |
Растительный мир – 17 часов | |
2 | Разнообразие растительного мира | 1 | Формирование представлений о многообразии растительного мира. Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения. Значение растений | Узнают растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты; рассказывают о значении растений. Дописывают в тетрадь определения, используя текст учебника: дикорастущие, культурные. Зарисовывают в тетрадь овощи и фрукты | Называют представителей растительного мира, выделяют признаки дикорастущих и культурных растений, относят растения к разным группам на основании этих признаков; рассказывают о значении растений и их роли в окружающем мире. В рабочих тетрадях рассматривают рисунки, заполняют таблицу, используя слова для справок, записывают название культурных и дикорастущих растений | 08.09 |
3 | Среда обитания растений | 1 | Формирование представлений о среде обитания растений и многообразии растительного мира. Растения леса (деревья, травянистые растения). Растения луга (травы: клевер, васильки, лютики). Растения водоемов (камыш, рогоз, кувшинки). Растения полей, садов, огородов (пшеница, рожь, овощи, фрукты) | Узнают растения леса, водоемов, садов, огородов на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к разным группам (растения леса, водоемов, садов, огородов). Выполняют задание в рабочей тетради: продолжи предложения. Записывают среду обитания растений | Знают места произрастания растений, узнают и называют 2–3 представителя растений леса, луга, водоемов, полей, садов, огородов. Заполняют схему «Среда обитания растений», рассказывают, где встречаются эти растения | 11.09 |
4 | Строение растений | 1 | Формирование представлений о частях растений и их функциях. Части растения: цветок, стебель, лист, корень. Внешний вид. Значение | Узнают части растений на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, рассказывают о назначении органов растений. Раскрашивают части растений на рисунке в рабочей тетради, соединяют части растения и его название, используя помощь учителя | Узнают и называют части растений, и показывают их на натуральных объектах, картинах, схемах, знают функции частей растений и их значение для растения. Выполняют задания: раскрашивают части растений в рабочей тетради и подписывают их; узнают растения по их контуру, соединяют части растения и его название | 15.09 |
5 | Деревья, кустарники, травы | 1 | Закрепление, уточнение и расширение представлений о деревьях, кустарниках, травах | Узнают деревья, кустарники, травы на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к разным группам – деревьям, кустарникам, травам, называют представителей разных групп растений. Дописывают предложения в рабочей тетради: о каких деревьях говорится в предложениях | Выполняют классификацию растений и признаки разных групп, относят растения к разным группам на основании основных признаков. Заполняют таблицу в рабочей тетради, приводят примеры растений (деревья, кустарники, травы) своей местности | 18.09 |
6 | Лиственные деревья | 1 | Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях, формирование представления о видах лиственных деревьев. Признаки лиственных деревьев. Листопад. Дикорастущие и культурные лиственные деревья | Называют лиственные растения на иллюстрациях и фотографиях. Показывают изученные объекты, относят растения к изучаемой группе. Называют лиственные дикорастущие и культурные деревья (по 2 представителя). В рабочей тетради подчеркивают названия лиственных деревьев; раскрашивают деревья на рисунках | Знают классификацию растений, знают признаки лиственных растений, относят растения к лиственным на основании основных признаков. Называют представителей лиственных дикорастущих и культурных растений (по 3–4 представителя). Относят лиственные растения к разным группам с учетом различных оснований для классификации (лиственное, дикорастущее, культурное). Выполняют задание в рабочей тетради: определяют дерево по описанию. Соединяют описание с названием дерева | 22.09 |
7 | Хвойные деревья | 1 | Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях. Признаки хвойных деревьев. Хвойный лес. Тайга | Узнают хвойные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют хвойные деревья (по 2 представителя). На рисунках подписывают названия хвойных деревьев. Записывают в тетрадь ответ на вопрос: как называется хвойный лес, используя рисунок | Знают признаки хвойных растений, относят растения к хвойным на основании основных признаков. Называют представителей хвойных растений (3 представителя). Относят хвойные растения к разным группам с учетом различных оснований для классификации (хвойное, дикорастущее). В рабочей тетради на рисунках подписывают названия хвойных деревьев; сравнивают ель и сосну. Называют сходство и различия | 25.09 |
8 | Дикорастущие кустарники | 1 | Формирование представлений о дикорастущих кустарниках | Узнают дикорастущие кустарники на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют дикорастущие кустарники (2 представителя). В рабочей тетради выполняют задание «Четвертый лишний», зачеркивают лишние слова в предложенном перечне дикорастущих растений | Узнают и называют дикорастущие кустарники (не менее 3), выделяют существенные признаки дикорастущих кустарников, относят изученные растения к различным группам (кустарники, дикорастущие кустарники) с учетом оснований для классификации. В тетради подписывают на рисунке части кустарника. | 29.09 |
9 | Культурные кустарники | 1 | Формирование представлений о культурных кустарниках | Знают классификацию растений, признаки кустарников. Узнают культурные кустарники на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют культурные кустарники (2–3 представителя), имеют представление о значении культурных кустарников. Выполняют в тетради задание «Четвертый лишний», зачеркивают лишние слова в предложенном перечне культурных растений | Узнают и называют культурные кустарники (не менее 3), выделяют существенные признаки культурных кустарников, относят изученные растения к различным группам (кустарники, культурные кустарники) с учетом оснований для классификации. Составляют рассказ о целебных свойствах ягод, растущих в саду на кустарниках | 02.10 |
10 | Травы | 1 | Закрепление, уточнение и расширение представлений о травах. Формирование представлений о дикорастущих и культурных травах. Использование человеком культурных растений | Узнают и называют дикорастущие и культурные травы (не менее 5), относят изученные растения к различным группам (травы дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации. Раскрашивают в тетради рисунки с изображением травянистых растений; называют культурные и дикорастущие травы | Знают классификацию растений, признаки трав. Узнают дикорастущие и культурные травы на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят травы к изучаемой группе, называют дикорастущие и культурные травы (подорожник, ромашка, укроп, петрушка). В тетради подписывают рисунки названиями известных травянистых растений; рассказывают какие культурные травы выращивает человек на огороде, как использует | 06.10 |
11 | Декоративные растения | 1 | Формирование представлений о декоративных растениях | Узнают декоративные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты (2–3), относят растения к изучаемой группе, называют декоративные растения, рассказывают о значении лекарственных растений. Выполняют задание в рабочей тетради: выписывают буквы с одинаковых лепестков и составляют названия цветов; рисуют букет для мамы, используя предложенные рисунки цветов | Узнают и называют декоративные растения (не менее 5), выделяют существенные признаки декоративных растений. Используя текст учебника, дописывают в рабочую тетрадь определение декоративных растений. В тетради заполняют таблицу, используя слова для справок: выписывают названия декоративных цветов, кустарников, деревьев | 09.10 |
12 | Лекарственные растения | 1 | Формирование представлений о лекарственных растениях. Лечебные свойства. Правила их использования | Узнают лекарственные растения (ромашка, шиповник, календула) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, рассказывают о значении лекарственных растений. По картинкам в тетради собирают лекарственные травы для домашней аптечки | Узнают и называют лекарственные растения, относят изученные растения к различным группам (дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации. Используя рисунки в рабочей тетради, собирают травы для домашней аптечки; объясняют, как они лечат разные болезни | 13.10 |
13 | Комнатные растения. Уход за комнатными растениями | 1 | Закрепление, уточнение и расширение представлений о комнатных растениях, формирование умения ухаживать за комнатными растениями | Узнают комнатные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении комнатных растений, относят отдельные растения к группе комнатных растений, выполняют действия по уходу за растениями под контролем учителя | Узнают и называют комнатные растения, относят изученные растения к комнатным на основании сходных признаков, осуществляют деятельность по уходу за комнатными растениями | 16.10 |
14 | Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция | 1 | Формирование представлений о многообразии комнатных растений, формирование умение ухаживать за комнатными растениями | Узнают герани, бегонии, фиалки, традесканции на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, выполняют действия по уходу за растениями под контролем учителя. Выполняют задание в рабочей тетради: узнают на рисунках комнатные растения и подписывают их названия, используя слова для справок | Узнают и называют изученные комнатные растения, выделяют существенные признаки комнатных растений, называют сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объясняют свое решение. Выполняют задание в рабочей тетради: рассмотри рисунки, напиши на стрелках, что необходимо для роста растений. Напиши в рабочей тетради, как надо ухаживать за комнатными растениями | 20.10 |
15 | Растительный мир разных районов Земли | 1 | Формирование представлений о разнообразии растительного мира Земли, о зависимости внешнего вида растений от среды обитания | Узнают и называют изученные растения (по 1–2 растения), выделяют существенные признаки растений холодного и жаркого районов Земли, называют сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объясняют свое решение, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания. Называют по рисункам растения, произрастающие в районах с холодным, умеренным и жарким климатом | Узнают растения разных районов Земли –(холодных районов, с умеренным климатом, жарких районов) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят изученные растения к разным группам по месту произрастания, называют растения, произрастающие в районах с умеренным климатом. В тетради заполняют таблицу: выписывают названия растений, которые растут в районах с холодным, умеренным и жарким климатом | 23.10 |
16 | Растения нашей страны | 1 | Формирование представлений о многообразии растительного мира России | Узнают и называют различные районы нашей страны (тундра, леса, степь, пустыня) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют растения, произрастающие в нашей стране. Описывают одно из деревьев своей местности по плану, используя опорные слова | Узнают и называют изученные растения (по 2–3 растения), выделяют существенные признаки растений разных районов России, называют растения, произрастающие в России, известные из других источников, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания. Описывают одно из деревьев своей местности по плану | 27.10 |
17 | Растения своей местности: дикорастущие и культурные | 1 | Закрепление знаний о растительном мире России. Обобщение знаний о растениях своей местности, формирование представлений о растительном мире своего края | Узнают растения своей местности на иллюстрациях и фотографиях. Называют изученные объекты. Относят изученные растения к разным группам, называют растения своей местности. Описывают один из кустарников по плану, используя помощь учителя | Называют растения, произрастающие в своей местности. Относят растения своей местности к различным классификациям (деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные; декоративные). Описывают один из кустарников по плану | 10.11 |
18 | Красная книга России и своей области (края) | 1 | Формирование представлений о необходимости охраны природы (растительного мира), знакомство с Красной книгой | Узнают растения Красной книги (ландыш, колокольчик, кувшинка) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют растения из Красной книги своей местности, рассказывают о значении Красной книги | Называют растения, включенные в Красную книгу России, известные из других источников, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе, выполняют доступные возрасту природоохранительные действия | 13.11 |
Животный мир – 35 часов | |
19 | Разнообразие животного мира | 1 | Формирование представлений о многообразии животного мира | Узнают животных на иллюстрациях и фотографиях. Называют животных. Относят животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства) с опорой на учебник. Составляют рассказ о разнообразии животного мира с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем | Называют представителей животного мира, выделяют признаки животных. Относят животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства). Составляют рассказ о разнообразии животного мира по плану; заполняют таблицу, приводя примеры названий животных с разными способами передвижения | 17.11 |
20 | Среда обитания животных | 1 | Формирование представлений о среде обитания животных и многообразии животного мира | Узнают животных суши, водоемов и птиц на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных к разным группам (животные суши, водоемы, птицы). Выполняют задание в рабочей тетради: соедини стрелками рисунок с местом обитания животных | Узнают и называют представителей животного мира, обитающих на суше, в воздухе, почве, водоемах; называют животных, известных из других источников, объясняют свое решение. Сравнивают по рисункам животных разных мест обитания, делают вывод о разных способах приспособления к местам обитания. Пользуясь текстом учебника, заполняют таблицу о местах обитания животных | 20.11 |
21 | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие | 1 | Формирование представлений о многообразии животного мира на основе имеющихся у школьников знаний | Узнают насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных к разным группам. Заполняют таблицу в рабочей тетради, соотнося название животного с названием группы. | Узнают и называют представителей животного мира, относят животных к разным группам с учетом основных признаков, выделяют существенные признаки разных групп животных. Заполняют в рабочей тетради таблицу: распределяют животных по группам, используя иллюстрации и рисунки. | 24.11 |
22 | Насекомые | 1 | Формирование представлений о многообразии насекомых | Узнают насекомых на иллюстрациях и фотографиях. называют изученные объекты, имеют представление о значении насекомых в природе. Раскрашивают рисунки с изображением насекомых | Узнают и называют насекомых. Выделяют существенные признаки насекомых. Подписывают на рисунках в рабочей тетради части тела насекомого, используя слова для справок. Считают сколько ног у насекомых, делают вывод об отличительных особенностях насекомых | 27.11 |
23 | Бабочки, стрекозы, жуки | 1 | Уточнение и расширение представлений о бабочках, стрекозах, жуках | Узнают жуков, бабочек, стрекоз на иллюстрациях и фотографиях, относят жуков, бабочек, стрекоз к изученной группе животных, называют изученные объекты, имеют представление о значении жуков, бабочек, стрекоз в природе. Рассказывают по рисункам, что общего у всех насекомых. Заполняют таблицу в тетради, используя слова для справок: выписывают отличительные особенности каждой группы насекомых | Узнают и называют представителей насекомых (жуки, бабочки, стрекозы) в натуральном виде, естественных условиях, рисунках; выделяют существенные признаки насекомых, имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире. Описывают особенности внешнего вида одного из насекомых по плану и иллюстрациям. Заполняют таблицу в тетради, используя слова для справок: выписывают отличительные особенности каждой группы насекомых, обосновывают свой выбор | 01.12 |
24 | Кузнечики, муравьи, пчелы | 1 | Уточнение и расширение представлений о кузнечиках, муравьях, пчелах | Узнают кузнечиков, пчел, муравьев на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят к изученной группе животных, имеют представление о значении кузнечиков, пчел, муравьев в природе. Рисуют муравейник, рассказывают о жизни обитателей муравейника | Узнают и называют насекомых (кузнечики, пчелы, муравьи) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделяют существенные признаки насекомых, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе. Описывают внешний вид кузнечика по плану | 04.12 |
25 | Рыбы | 1 | Уточнение и расширение представлений о рыбах | Узнают рыб на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении рыб в природе. Называют части тела рыбы по рисунку | Узнают и называют рыб, выделяют существенные признаки рыб, имеют представление о взаимосвязях между изученными объектами (рыбами) и их местом в окружающем мире. В рабочей тетради на рисунке подписывают части тела рыбы, называют отличительные особенности рыб. Заполняют пропуски на карточке: внешний вид и образ жизни рыб | 08.12 |
26 | Морские и речные рыбы | 1 | Формирование представлений о морских и речных рыбах | Узнают морских и пресноводных рыб (сельдь, камбала, лосось, сом, щука) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят сельдь, треску, камбалу, лосося, карася, окуня, сома, щуку к изученной группе животных. Относят изученных рыб к морским и пресноводным. Составляют рассказ об одной из рыб по плану и опорным предложениям. В рабочей тетради обводят рисунок самой крупной пресноводной рыбы и называют ее. | Узнают и называют морских и речных рыб (не менее 6) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделяют существенные признаки морских и речных рыб, имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире; относят рыб к различным группам с учетом различных оснований для классификации (пресноводные, морские, хищные). Заполняют таблицу, пользуясь текстом учебника, название пресноводных и морских рыб Составляют рассказ об одной из рыб по плану | 11.12 |
27 | Земноводные. Лягушки. Жабы | 1 | Формирование представлений о земноводных животных на примере жабы и лягушки | Узнают земноводных – лягушек и жаб – на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят лягушек и жаб к изученной группе животных, имеют представление о значении жаб и лягушек в природе | Узнают и называют земноводных, выделяют существенные признаки земноводных – жаб и лягушек; имеют представления о взаимосвязях между изученными животными и их местом в окружающем мире. В рабочей тетради соединяют линией описание с названием животных | 15.12 |
28 | Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы | 1 | Формирование представлений о пресмыкающихся животных на примере змей, ящериц, крокодилов | Узнают пресмыкающихся – змей, ящериц, крокодилов на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят змей, ящериц, крокодилов к изученной группе животных, имеют представление о значении пресмыкающихся в природе. Выполняют задание в рабочей тетради: зачеркивают в каждом ряду названий групп животных лишнее слово, пишут обобщающее слово для остальных названий животных | Выделяют существенные признаки пресмыкающихся, выделяют существенные признаки змей, ящериц, крокодилов; имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире. В рабочей тетради соединяют линией описание с названием групп животных; подписывают представителей | 18.12 |
29 | Птицы | 1 | Уточнение и расширение представлений о птицах. Места обитания. Значение птиц в природе | Узнают птиц на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют птиц, имеют представление о значении птиц в природе. Рассматривают рисунок птицы в рабочей тетради и подписывают части тела птицы, используя слова для справок | Узнают и называют птиц (ворона, синица, воробей, голубь, утка). Выделяют существенные признаки птиц. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие. Подписывают на рисунках в рабочих тетрадях части тела птицы | 22.12 |
30 | Ласточки, скворцы, снегири, орлы | 1 | Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о ласточках, скворцах, снегирях, орлах | Узнают птиц: ласточек, скворцов, снегирей, орлов на иллюстрациях и фотографиях. Называют изученные объекты, относят ласточек, скворцов, снегирей, орлов к изученной группе животных. Относят изученных птиц к перелетным или зимующим. Выполняют задание на карточке: заканчивают предложение об особенностях внешнего вида птиц | Узнают и называют птиц (ласточки, скворцы, снегири, орлы). Выделяют существенные признаки птиц. Рассказывают о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие, хищные. В рабочих тетрадях подписывают рисунки с изображением птиц, соединяют изображения птиц с местами их обитания | 25.12 |
31 | Лебеди, журавли, чайки | 1 | Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о лебедях, журавлях, чайках | Узнают и называют птиц (лебеди, журавли, чайки) на иллюстрациях и фотографиях. называют изученные объекты. Выделяют существенные признаки птиц с помощью учителя. Относят изученных птиц к перелетным или зимующим. Подписывают название птиц на рисунках в рабочей тетради. | Узнают и называют птиц (лебеди, журавли, чайки). Выделяют существенные признаки птиц, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом и образом жизни птиц и их средой обитания. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие, водоплавающие. Называют морских, речных птиц, птиц, живущих около водоемов, известных из других источников. Соединяют в рабочей тетради изображения птиц с местами их обитания; объясняют свой выбор | 29.12 |
32 | Птицы своего края. Охрана птиц | 1 | Расширение и уточнение знаний о птицах своей местности. Типичные птицы своего края. Охрана птиц | Называют птиц, обитающих в своей местности. Относят птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для классификации: перелетные –зимующие, водоплавающие (с помощью учителя). Называют и соблюдают правила безопасного поведения в природе. Рисуют в тетради рядом с кормушкой одну из зимующих птиц | Называют птиц, обитающих в своей местности, выделяют существенные признаки птиц. Относят птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для классификации: перелетные –зимующие, водоплавающие. Называют и соблюдают правила безопасного поведения в природе, выполняют доступные возрасту природоохранительные действия. Выписывают в тетрадь названия птиц своего края | 12.01 |
33 | Млекопитающие | 1 | Формирование понятия млекопитающие на основе уточнения и расширения имеющихся представлений: признаки, внешний вид, детеныши, среда обитания (суша и вода) | Узнают и называют млекопитающих на иллюстрациям и фотографиям. Относят млекопитающих к разным группам, имеют представление о значении млекопитающих в природе. Дополняют предложения в рабочей тетради об отличительных особенностях млекопитающих, используя иллюстрации и опорные понятия | Узнают и называют млекопитающих в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки млекопитающих. Называют млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников. Относят млекопитающих к различным группам с учетом различных оснований для классификации: обитающие в воде и на суше, хищные, травоядные, всеядные. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Различия по способу питания», используя словарь для справок | 15.01 |
34 | Млекопитающие суши | 1 | Формирование представлений о млекопитающих суши на основе имеющихся знаний. Животные лесов, степей, пустынь | Узнают млекопитающих суши на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты. Узнают животных суши на рисунках в рабочей тетради, по контуру соединяют линиями с местами их обитания | Узнают и называют (не менее 5) млекопитающих суши (лесов, степей, пустынь) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, имеют представления о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире, называют млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников. Заполняют таблицу в рабочей тетради: вписывают слова, которые подходят для рассказа о разных млекопитающих суши | 19.01 |
35 | Млекопитающие морей и океанов | 1 | Формирование представлений о млекопитающих морей и океанов: признаки, внешний вид | Узнают млекопитающих морей и океанов (китов, дельфинов) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют млекопитающих морей и океанов. Выписывают в тетрадь, используя текст учебника, как приспособился организм млекопитающих животных к обитанию в морях и океанах | Узнают и называют млекопитающих морей и океанов (киты, тюлени, дельфины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Имеют представления о взаимосвязях между млекопитающими морей и океанов (внешний вид, образ жизни) и их местом в окружающем мире. Называют млекопитающих морей и океанов из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, объясняют свой выбор. Подчеркивают в тексте рабочей тетради отличительные особенности водных млекопитающих; называют признаки сходства; чем морские млекопитающие отличаются от сухопутных | 22.01 |
36 | Домашние животные в городе и деревне | 1 | Расширение и уточнение представлений о домашних животных: признаки, внешний вид | Узнают домашних животных на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют домашних животных, относят домашних животных к разным группам (птицы, млекопитающие), имеют представление о значении домашних животных. Выписывают в таблицу рабочей тетради названия диких и домашних животных из стихотворения | Узнают и называют домашних животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки домашних животных, называют домашних животных из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников, объясняют свой выбор. Выписывают в таблицу рабочей тетради, используя свои примеры, названия диких и домашних животных | 26.01 |
37 | Сельскохозяйственные животные: лошади | 1 | Расширение и уточнение представлений о лошадях. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных: внешний вид, питание, использование человеком | Узнают лошадей на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят лошадей к домашним животным, имеют представление о значении лошадей. Включаются в дидактическую игру «Где чей детеныш?» | Узнают и называют лошадей в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки лошадей, относят лошадей к разным группам с учетом различных оснований для классификации (перевозка грузов, спортивные соревнования, цирк, полиция).Сформированы представления к самостоятельной жизни. Выполняют задание в рабочей тетради: вписывают названия животных и их детенышей | 29.01 |
38 | Сельскохозяйственные животные: коровы | 1 | Расширение и уточнение представлений о коровах. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных: внешний вид, питание, использование человеком, уход и содержание | Узнают коров на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят коров к домашним животным, имеют представление о значении коров в жизни человека. Описывают внешний вид коровы по плану и опорным словам | Узнают и называют коров в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки коров, относят коров к определенным группам животных с учетом различных оснований для классификации (млекопитающие, домашние, сельскохозяйственные животные). Описывают внешний вид коровы по плану | 02.02 |
39 | Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи | 1 | Расширение и уточнение представлений о козах, овцах, свиньях. Формирование представлений о сельскохозяйственных животных | Узнают и называют коз, овец, свиньях на иллюстрациях и фотографиях, относят коз, овец, свиней к домашним животным, имеют представление о значении коз, овец, свиней. Рассказывают об одном из животных с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем | Узнают и называют коз, овец, свиней в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки изученных животных. Составляют рассказ об одном из животных по плану | 05.02 |
40 | Домашние птицы: куры, утки, индюки | 1 | Расширение и уточнение представлений о курах, утках, индюках. Формирование представлений о сельскохозяйственных птицах: внешний вид, использование человеком, уход и содержание | Узнают кур, уток, индюков на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят кур, уток, индюков к домашним птицам, имеют представление о значении кур, уток, индюков. В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия. | Узнают и называют домашних птиц (кур, уток, индюков) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки изученных животных, относят домашних птиц к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (птицы, домашние, водоплавающие). В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия; сравнивают утку и домашнюю курицу, делают вывод о сходстве по внешнему виду | 09.02 |
41 | Уход за животными в живом уголке или дома | 1 | Формирование представлений о «живом уголке», правилах ухода за животными в «живом уголке». Общие правила ухода за животными в «живом уголке» или дома | Узнают животных «живого уголка» на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за животными в «живом уголке» под руководством учителя, имеют представление о значении «живого уголка». В рабочей тетради подчеркивают названия животных, которые могут жить дома или в живом уголке | Узнают и называют животных «живого уголка» в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, относят животных «живого уголка» к определенным группам (птицы, рыбы, млекопитающие, пресмыкающиеся), знают о правилах по уходу за животными в «живом уголке», выполняют доступные возрасту действия по уходу за животными. В рабочей тетради подчеркивают названия животных, которые могут жить дома или в «живом уголке» Обосновывают свой выбор | 12.02 |
42 | Аквариумные рыбки | 1 | Формирование представлений об аквариумных рыбах на основе имеющихся знаний. Правила содержания и ухода за аквариумными рыбками | Узнают аквариумных рыбок на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за аквариумными рыбками под руководством учителя. В рабочей тетради узнают на рисунках аквариумных рыбок и подписывают их названия; зачеркивают лишнюю рыбку, используя помощь учителя | Узнают и называют аквариумных рыбок (гуппи, золотые рыбки) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки аквариумных рыбок, знают правила ухода и содержания за аквариумными рыбами. В рабочей тетради подписывают рисунки аквариумных рыбок; зачеркивают лишнюю рыбку | 16.02 |
43 | Канарейки, попугаи | 1 | Формирование представлений о декоративных и певчих птицах на основе имеющихся знаний: внешний вид, правила содержания и ухода дома или в «живом уголке» | Узнают певчих и декоративных птиц на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют известные учащимся певчих и декоративных птиц, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за певчими и декоративными птицами под руководством учителя. В рабочей тетради узнают на рисунках птиц и подписывают их названия, используя слова для справок. Обводят названия певчих птиц, используя помощь учителя | Узнают и называют певчих и декоративных птиц (канарейки, попугаи) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки певчих и декоративных птиц. Называют певчих и декоративных птиц, которые были изучены на уроке и известны обучающимся из других источников, знают правила ухода и содержания певчих и декоративных птиц. В рабочей тетради подписывают рисунки названиями птиц, используя слова для справок. Обводят названия певчих птиц. Отвечают на вопрос: каких птиц называют певчими | 19.02 |
44 | Морские свинки, хомяки, черепахи | 1 | Формирование представлений о морских свинках, хомяках и черепахах: внешний вид, правила ухода | Узнают морских свинок, хомяков, черепах на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за морскими свинками, хомяками, черепахами под руководством учителя. Выполняют задание в рабочей тетради: отвечают на вопросы (кого чем кормить) и выбирают правильные ответы соотнося их с названиями животных, используя помощь учителя | Узнают и называют животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки морских свинок, хомяков, черепах, знают правила ухода за морскими свинками, черепахами, хомяками и их содержания. Выполняют задание в рабочей тетради: выбирают правильные ответы на вопрос (кого чем кормить) и записывают их рядом с названием животного | 26.02 |
45 | Домашние кошки | 1 | Расширение и уточнение представлений о домашних кошках: внешний вид, правила ухода и содержания кошек в доме | Выделяют существенные признаки кошек, относят кошек к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, длинношерстные, короткошерстные) Знают правила ухода и содержания кошек. Выполняют задание в рабочей тетради: подчеркивают в тексте слова, относящиеся к кошке; показывают на рисунке стрелками еду, которую ест кошка | Узнают кошек на иллюстрациях и фотографиях, относят кошек к группе домашних животных, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за кошками под руководством учителя, имеют представление о значении кошек в жизни человека. Записывают в рабочую тетрадь советы, как необходимо ухаживать за котенком | 01.03 |
46 | Собаки | 1 | Расширение и уточнение представлений о собаках: внешний вид, виды собак, правила ухода за собаками и содержания их в доме. | Узнают и называют собак на иллюстрациях и фотографиях, относят собак к группе домашних животных, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за собаками под руководством учителя, имеют представление о значении собак в жизни человека. Рассматривают рисунки в рабочих тетрадях; заполняют схему «Группы собак» | Выделяют существенные признаки собак, относят собак к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, служебные, охотничьи, декоративные), знают правила ухода и содержания собак. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Породы собак», используя слова для справок. Составляют памятку об уходе за собакой, живущей в доме | 04.03 |
47 | Животные холодных районов Земли | 1 | Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о животных холодных районов, зависимости внешнего вида и образа жизни животных от среды обитания | Называют животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) на иллюстрациях и фотографиях. Относят животных холодных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы. Описывают отличительные признаки внешнего вида животных, обитающих на севере | Называют животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки животных холодных районов Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания. Относят изученных животных к определенным группам: млекопитающие, птицы, млекопитающие суши, млекопитающие морей и океанов. Выписывают в тетрадь, используя текст учебника, как приспособились животные к жизни в суровых условиях | 11.03 |
48 | Животные умеренного пояса | 1 | Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о животных умеренного пояса, зависимости внешнего вида и образа жизни | Узнают животных умеренного пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных умеренных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы. В рабочей тетради узнают на животных умеренного пояса нашей страны и подписывают их названия, используя помощь учителя | Узнают и называют животных умеренных районов Земли (не менее 5) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки животных умеренного пояса Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, относят изученных животных к определенным группам животных – млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы; травоядные, хищники. Выписывают в тетрадь название животных, обитающих в умеренном поясе нашей страны | 15.03 |
49 | Животные жарких районов Земли | 1 | Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о животных жаркого пояса, зависимости внешнего вида и образа жизни | Узнают животных жаркого пояса Земли на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных жарких районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы. Рассказывают об особенностях внешнего вида одного из животных жарких районов Земли по плану и опорным предложениям | Узнают и называют животных жарких районов Земли (лев, слон, кенгуру, жираф) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки животных жарких районов Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, относят изученных животных к определенным группам животных – травоядные, хищники. По рисункам и иллюстрациям называют особенности внешнего вида животных жарких районов Земли | 18.03 |
50 | Животный мир нашей страны | 1 | Формирование представлений о многообразии животного мира России: взаимосвязь образа жизни и природных условий. Охрана природы | Узнают животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях. Называют животных, обитающих в нашей стране, относят животных России к разным группам (птицы, млекопитающие) | Узнают и называют животных разных районов нашей страны (по 2–3 животных), выделяют существенные признаки животных разных районов России, называют животных, обитающих в России, известных из других источников, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида животного и места обитания, относят животных к разным группам на основании различных признаков ( пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные, травоядные) | 22.03 |
51 | Охрана животных. Заповедники. Красная книга России | 1 | Формирование представлений о необходимости охраны природы (животного мира), знакомство с Красной книгой: заповедники, заказники. Зоопарки | Узнают животных Красной книги (тигр, соболь, зубр, пеликан) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении Красной книги. В рабочей тетради узнают на рисунках животных, охраняемых в заповедниках, и подписывают их названия, раскрашивают их карандашами разных цветов, используя помощь учителя | Узнают и называют животных, включенных в Красную книгу России, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе. В рабочей тетради подписывают рисунки животных, охраняемых в заповедниках, раскрашивают их карандашами разных цветов | 01.04 |
52 | Животные вашей местности. Красная книга области (края) | 1 | Закрепление знаний о растительном мире России. Обобщение знаний о животных своей местности, формирование представления о животном мире своего края | Узнают животных своей местности на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных своей местности к разным группам животных (птицы, млекопитающие) | Называют животных, обитающих в своей местности, относят животных своей местности к различным классификациям (млекопитающие, птицы, рыбы; хищные, травоядные) | 05.04 |
Человек – 11 часов | |
53 | Как устроен наш организм | 1 | Расширение и уточнение представлений о строении тела человека. Формирование представлений об организме человека | Называют части тела на иллюстрациях. Называют основные органы человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств) на иллюстрациях, с помощью учителя. В рабочей тетради подписывают названия основных частей тела человека. Рассматривают рисунки, записывают в тетрадь чем отличаются и что общего у людей, изображенных на рисунках | Называют части тела и органы человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств). Показывают основные органы человека на схемах и муляжах. В рабочей тетради соединяют точки и подписывают названия основных частей тела человека. Заполняют таблицу «Части тала. Внутренние органы человека», используя слова для справок | 08.04 |
54 | Как работает наш организм | 1 | Формирование представлений о внутренних органах человека и их взаимодействии: Формирование представлений о пищеварительной системе, дыхательной системе, кровеносной системе, выделительной системе, нервной системе; о согласованной работе организма человека | Называют системы органов с опорой на учебник и иллюстрации. Рассказывают о значении систем органов в организме человека с помощью учителя. В рабочей тетради подписывают названия внутренних органов человека | Имеют представления о взаимосвязях между органами организма человека. Называют системы органов. Рассказывают о значении систем органов в организме человек и их работе. Заполняют таблицу в рабочей тетради: вписывают названия отдельных органов в соответствии с названными системами; соединяют линией рисунки с изображением внутренних органов человека с их значением и функциями | 12.04 |
55 | Здоровый образ жизни человека | 1 | Формирование представлений о здоровом образе жизни: соблюдение чистоты, правильное питание, чередование работы и отдыха, закаливание, занятие спортом, отсутствие вредных привычек | Знают и соблюдают правила здорового образа жизни. Понимают значение здорового образа жизни в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого). Записывают правила здорового образа жизни, используя опорные предложения в рабочей тетради | Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Составляют свой режим дня. Записывают в тетрадь правила здорового образа жизни, используя опорные слова | 15.04 |
56 | Осанка | 1 | Уточнение и расширение представлений о правильной осанке. Профилактика нарушения осанки | Узнают правильную осанку на иллюстрациях и фотографиях. Знают и соблюдают правила здорового жизни, понимают его значение в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого). Дорисовывают на рисунке в рабочей тетради, как надо сидеть правильно | Имеют представление о влиянии осанки на здоровье человека. Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Подчеркивают в тексте карточки те условия, при которых осанка будет правильной | 19.04 |
57 | Органы чувств | 1 | Расширение и уточнение представлений об органах чувств человека | Узнают органы чувств (глаза, уши, нос, язык) на иллюстрациях и схемах, называют изученные органы, имеют представление о значении органов чувств. В рабочей тетради вставляют в предложения пропущенные слова о значении органов чувств, используя помощь учителя | Узнают и называют изученные органы (глаза, уши, нос, кожа, язык), показывают их на рисунках, схемах, макетах. Относят зрение, слух, осязание, вкус к органам чувств, имеют представление о взаимосвязи органов чувств в организме и их значении. В рабочей тетради вставляют в предложения пропущенные слова о значении органов чувств | 22.04 |
58 | Правила гигиены и охрана органов чувств | 1 | Формирование знаний о правилах гигиены органов чувств | Соблюдают режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимают их значение в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого) | Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Составляют правила гигиены органов чувств, записывают в тетрадь | 26.04 |
59 | Здоровое питание | 1 | Формирование представлений о здоровом питании. расширение и уточнение знаний о продуктах питания | Соблюдают режим дня, правила личной гигиены и здорового образа питания, понимают их значение в жизни человека. Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения, используя слова для справок и помощь учителя | Узнают и называют продукты животного и растительного происхождения, выделяют их признаки, относят продукты к соответствующим группам. Знают и соблюдают правила здорового образа питания, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения; что вредно и что полезно для организма | 03.05 |
60 | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены | 1 | Формирование представлений об органах дыхания и правилах гигиены органов дыхания | Узнают и называют органы дыхания (нос, легкие) на иллюстрациях и схемах, имеют представление о значении органов чувств. Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, понимают его значение в жизни человека, соблюдают правила личной гигиены. В рабочей тетради на рисунках находят органы дыхания и подписывают их | Узнают и называют изученные органы (нос, легкие), показывают их на рисунках, схемах, макетах. Относят нос, легкие к органам дыхания, имеют представление о взаимосвязи органов и систем в организме и их значении. Знают и соблюдают правил здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм. На рисунках в рабочей тетради находят органы дыхания и подписывают их; дополняют рассказ о значении носа для организма человека, вставляя пропущенные слова в текст карточки | 06.05 |
61 | Оказание первой медицинской помощи | 1 | Формирование представлений о первой помощи и правилах ее оказания. Оказание помощи при порезах, царапинах, ушибах, обморожении, ожогах | Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, понимают его значение в жизни человека, соблюдают правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого), выполняют несложные задания по первой доврачебной помощи (под контролем взрослого). | Знают и соблюдают правила безопасного поведения. Выполняют доступные возрасту меры первой доврачебной помощи. Соединяют линией рисунок с нужной рекомендацией по оказанию помощи при повреждениях кожи | 13.05 |
62 | Профилактика простудных заболеваний Обращение за медицинской помощью | 1 | Формирование представлений о простудных заболеваниях и мерах, принимаемых для профилактики и лечения. Профилактика простудных заболеваний | Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, правила личной гигиены, понимают их значения в жизни человека, выполняют несложные задания по оказанию первой доврачебной помощи (под контролем взрослого). По рисункам в рабочей тетради, составляют и записывают предложения о способах закаливания, используя помощь учителя | Знают и соблюдают правила поведения при простудных заболеваниях, знают и соблюдают правила профилактики простудных заболеваний, совершают действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Выполняют доступные возрасту меры первой доврачебной помощи. Используя рисунки в рабочей тетради, составляют и записывают предложения о способах закаливания | 17.05 |
63 | Специализация врачей | 1 | Формирование представлений о специализации врачей и необходимости при заболевании обращаться к врачу | Узнают врачей на иллюстрациях, фотографиях, называют специализации врачей. Выписывают названия специализации врачей, к которым можно обратиться за помощью при разных видах заболевания, используя слова для справок | Называют специализацию врачей (педиатр, терапевт, лор, окулист), соотносят заболевания внутренних органов и специализацию врача. Выписывают в тетрадь названия врачей, к которым можно обратиться за помощью при разных видах заболевания | 20.05 |
64 | Медицинские учреждения нашего города | 1 | Уточнение и расширение представлений о медицинских учреждениях своего города и их специализации | Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях | Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях | 24.05 |
ЛИТЕРАТУРА
Основной список
Программы специальной (коррекционной общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.
Природоведение. 5 класс: учеб. для образовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- 7 изд. – М.: Просвещение, 2017.- 176 с.
Природоведение. Рабочая тетрадь.5 класс: учеб. Пособие для учащихся специальных (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида, / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- 7 изд. – М.: Просвещение, 2017
Дополнительный список
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.