государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа учебного предмета
«Произношение»
1 класс
Содержание:
1.Пояснительная записка 3
2.Общая характеристика учебного предмета 4
3.Места учебного предмета в учебном плане 5
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета 5
5.Результаты изучения учебного предмета:
5.1.Личностные результаты 5
Метапредметные результаты 6
5.3.Предметные результаты 6
6.Содержание учебного предмета 7
7.Тематическое планирование 9
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
8.1.Оборудование класса 15
8.2.Учебно-практическое оборудование 15
8.3. Технические средства обучения 15
8.4.Список литературы 16
8.5.Электронно-образовательные и Интернет-ресурсы 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26
Цель изучения:
- коррекция нарушений произношения у обучающихся с ТНР.
Основными задачами курса «Произношение» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Предмет «Произношение» играет важную роль в воспитании у обучающихся четкой, внятной, выразительной речи.
Эта работа осуществляется в нескольких направлениях: на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. Одной из важных задач программы является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т.д.).
Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой.
Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.
Одной из основных задач начального периода является развитие фонематического слуха. Надо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно близких. Ведется большая работа по подготовке к анализу звукового состава слова.
Затем большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости - мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные. В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.
Далее продолжается формирование навыка правильного произношения звуков, проводится работа по дифференциации звуков (твердых - мягких, свистящих - шипящих, звонких – глухих). По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отработанный в соответствии с программой по развитию речи.
Для дифференциации выделены все пары сходных звуков.
Одной из основных особенностей обучения в первом классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв. Продолжается работа по закреплению на материале из программы по развитию речи.
Программой предусмотрена также подготовка детей к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложений и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану, определенному ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, на изучение учебного предмета «Произношение» в первом классе отводится по 1 ч в неделю, 33 часа (33 учебные недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе уроков произношения и логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков обучающихся. В связи с этим темы и содержание уроков произношения и логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают обучающихся к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов. Учитывая трудности автоматизации речевых умений и навыков у обучающихся с ТНР, опережение может быть значительным.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5.1. Личностные результаты
1. Воспитание уважительного отношения к иному мнению.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
4. Развитие стремления к саморазвитию, желания открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.
5. Стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья.
6. Воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности.
7. Знание и выполнение правил личной гигиены на уроках произношения.
8. Соблюдение этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий.
9. Развитие желания сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми.
10. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
11. Воспитание умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия.
12. Воспитание умения подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда.
13. Развитие умения понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
14. Развитие способности свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции.
15. Умение целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия.
16. Соблюдение правил речевого этикета при общении (обращение, просьба).
17. Умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии.
18. Умение пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии.
19. Умение применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы.
20. Воспитание умения адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
5.2. Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Овладение способностью сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда).
3. Определение общей цели и путей ее достижения.
4. Умение с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей.
5. Умение выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
6. Умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
7. Овладение способностью работать в определённом темпе.
8. Умение применять знания в новых ситуациях.
5.3. Предметные результаты
1. Формирование психофизиологических механизмов, лежащих в основе произносительной речи (сенсомоторных операций порождения речевого высказывания).
2. Формирование умения нормативного/компенсированного произношения звуков русского языка во взаимодействии между звучанием, лексическим значением слова и его графической формой.
3. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
4. Формирование умений осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова.
5. Формирование понятия слога как минимальной произносительной единицы, усвоение смыслоразличительной роли ударения.
6. Формирование умений воспроизводить звукослоговую структуру слов различной сложности (как изолированно, так и в условиях контекста).
7. Осознание эмоционально-экспрессивной и семантической функции интонации, умение пользоваться выразительной речью в соответствии с коммуникативной установкой.
8. Формирование речевых предпосылок к овладению чтением и письмом.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех-пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных (со II класса).
А также коррекционный курс «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложений и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры.
Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения как на уроках, так и на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях.
Начиная с I (I дополнительного) класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На уроках произношения необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие ручной и артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
-дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
-формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
-коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
-формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:
Первый этап — обследование речи обучающихся и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.
Второй этап — подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие элементарных форм фонематического анализа.
Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения.
Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на уроках, так и на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.
Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков. Автоматизация щелевых звуков начинается в структуре открытого (СГ) слога, а смычных и аффрикат — закрытого слога (ГС). Затем звук автоматизируется в сложной структуре слога (со стечением согласных).
В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Обучение освоению акцентно-ритмической структуры слова проводится в следующей последовательности:
- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (вата, лапа, юный и т. д.);
- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (весы, дыра, лупа и т.д.);
- трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (ягода, курица, радуга и т. д.);
- трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (канава, минута, панама и т. д.);
- трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на последнем слоге (молоко, борода, далеко и т. д.);
- двусложные слова с одним закрытым слогом с ударением на первом слоге (веник, лошадь, тополь и т. д.);
- двусложные слова с одним закрытым слогом с ударением на втором слоге (петух, каток, копать и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на первом слоге (тыква, сумка, белка и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на втором слоге (ведро, весна, окно и т. д.);
- двусложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на первом слоге (фартук, зонтик, тридцать и т. д.);
- двусложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на втором слоге (стакан, медведь, спросить и т. д.).
Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.
Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.
В результате обучения обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку.
Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта обучающихся, программой по обучению грамоте (I (I дополнительный) класс), по математике, а также программой по развитию речи и русскому языку.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема, тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Характеристика деятельности учащихся |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия (УУД) |
Повторение. Гласные и согласные звуки (8 часов) |
1 | Обследование | 1 | Выявление особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата: произношения и различения звуков. Выявление произношения слов различной слоговой структуры и предложений; внятности, темпа и плавности речи; чтения и письма; словаря, грамматического строя речи |
2 | Правильное произношение и различение гласных звуков [а, у, о] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 | Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи. Произнесение ряда гласных звуков типа уиу, у, уиуа, у, ауи и т.п. Произнесение различных сочетаний: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра. Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнение проводится в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале): без чередования звуков: татататататататата, тата-тататата-тататата, та-тата-та-та-татата-та; с чередованием гласных и согласных звуков: татотутатоту, ту-татоту, ша-саса-ша-саса, таданатада-натадана и т.д. | Познавательные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работе всего класса; получить возможность научиться пользоваться условными обозначениями; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя; научится слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Регулятивные УУД: понимать учебные задачи раздела и конкретного урока, стремиться их выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать результаты своей работы на уроке. | - выполнять артикуляционные движения; - удерживать артикуляционные позы; - умение правильно (по возможности) произносить звуки речи; - давать характеристику звукам (гласные: ударные/безударные; согласные: твердые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные); - выделять из слов доступной сложности гласные и согласные звуки; - развивать моторику артикуляционного аппарата; - способность контролировать свои действия; - проводить звуковой анализ; - правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; - ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные. |
3 | Правильное произношение и различение гласных звуков [ ы, и, э] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
4 | Правильное произношение твердых согласных. Звук [м]. Звук [п] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
5 | Правильное произношение твердых согласных. Звук [в]. Звук [к] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
6 | Правильное произношение твердых согласных. Звук [н]. Звук [ф] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
7 | Правильное произношение твердых согласных. Звук [т]. Звук [х] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
8 | Дифференциация звуков [к]-[х] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
Повторение. Дифференциация мягких и твердых согласных (8 часов) |
9 | Мягкие согласные в сочетании с гласными [и], е. Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании со звуками [и]-[ы]. (урок повторения и систематизации знаний) | 1 | Формирование артикуляционного уклада звука, удерживание артикуляционных поз. Произнесение различных сочетаний: се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пло; стра-стры-стре; бра-бре-бру-бры; бра-бра-пра. Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пча-птя-пча. Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных. Запоминание 3-4 инструкций выполнения действий, повторение в заданной последовательности слоговых рядов: по-пё. ка-жа, сы-си, спе-спэ. Запоминание в заданной последова-тельности 3-4 слов различного и сходного ритмического звукового состава: муха, кот, вата, липа, лента, лимон, малина, венок, каток и др. | Познавательные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работе всего класса; получить возможность научиться пользоваться условными обозначениями; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя; научится слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Регулятивные УУД: понимать учебные задачи раздела и конкретного урока, стремиться их выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать результаты своей работы на уроке. | - развивать моторику артикуляционного аппарата; - правильно произносить звуки речи; - различать звуковые элементы; - различать на слух согласные твердые /мягкие, звонкие/глухие; - выполнять артикуляционные движения; - удерживать артикуляционные позы; - умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово, предложение; - способность контролировать свои действия; - произношение парных согласных в конце слова и перед гласными; - давать характеристику звукам (гласные: ударные/безударные; согласные: твердые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные); - запоминать звуковые сочетания. |
10 | Правильное произношение мягких согласных. Звуки [м]-[м’], [п]-[п’] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
11 | Правильное произношение мягких согласных. Звуки [в]-[в’], [к]-[к’] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
12 | Правильное произношение мягких согласных. Звуки [н]-[н’], [ф]-[ф’] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
13 | Правильное произношение мягких согласных. Звуки [т]-[т’], [с]-[с’] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
14 | Правильное произношение мягких согласных. Звуки [б]-[б’], [д]-[д’] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
15 | Правильное произношение мягких согласных. Звуки [з]-[з’], [г]-[г’], [ш]-[ж] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
16 | Правильное произношение мягких согласных. Звуки [л]-[л’], [р]-[р’] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
Повторение. Дифференциация звонких и глухих согласных (4 часа) |
17 | Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 | Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за; бра-бра-пра; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пча-птя-пча. Произнесение различных сочетаний: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра. Дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и сов с соблюдением ритма. | Познавательные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работе всего класса; получить возможность научиться пользоваться условными обозначениями; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя; научится слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; Регулятивные УУД: понимать учебные задачи раздела и конкретного урока, стремиться их выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать результаты своей работы на уроке; | - выполнять артикуляционные движения; - удерживать артикуляционные позы; -правильно произносить звуки речи; -находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово, предложение; -правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; - отвечать на вопросы; - различать понятия предмет и слово, действие и слово, признак и слово; - определять лексическое значение слов; - усвоить правильное произношение слогов различной сложности и сочетаний |
18 | Дифференциация звуков [р]-[л] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
19 | Дифференциация звуков [в]-[ф], [б]-[п] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
20 | Дифференциация звуков [д]-[т], [г]-[к], [з]-[с] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
Повторение. Звук [й] (3 часа) |
21 | Звук [й]. Два звука - одна буква (урок повторения и систематизации знаний) | 1 | Формирование артикуляционного уклада звука, удерживание артикуляционных поз. Произнесение слоговых сочетаний, включающих звук [й]: тя-тья-тью, те-тье-тью и т.д. Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний. Дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза. | Познавательные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работе всего класса; получить возможность научиться пользоваться условными обозначениями; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя; научится слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; Регулятивные УУД: понимать учебные задачи раздела и конкретного урока, стремиться их выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать результаты своей работы на уроке. | - запоминать звуковые сочетания; - развивать моторику артикуляционного аппарата; - правильно произносить звуки речи; - различать звуковые элементы; - различать на слух согласные твердые /мягкие, звонкие/глухие; - проводить звуковой анализ слов самостоятельно по предложенному алгоритму; - оценивать правильность проведения звукового анализа слов. |
22 | Дифференциация звуков [й]-[и], [й]-[л] (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
23 | Звук [й] после разделительных мягкого и твердого знаков (урок повторения и систематизации знаний) | 1 |
Звуки [ц], [ч], [щ] (10 часов) |
24 | Звук [ц] (урок формирования умений и навыков) | 1 | Развитие движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произношения звуков. Дифференциация оппозиционных звуков и правильное употребление их в собственной речи. Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний. Формирование правильного произношения звука в словах в разных фонетических условиях Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов с усвоенной звуко-слоговой сложности. Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и сов с соблюдением ритма. | Познавательные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работе всего класса; получить возможность научиться пользоваться условными обозначениями; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя; научится слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; Регулятивные УУД: понимать учебные задачи раздела и конкретного урока, стремиться их выполнить; формулировать и удерживать учебную задачу; оценивать результаты своей работы на уроке; | - правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; - различать понятия предмет и слово, действие и слово, признак и слово; - различать на слух изолированные звуки при их сопоставлении и правильно произносить их; - различать и правильно произносить дифференцируемые звуки в словах - различать и правильно произносить дифференцируемые звуки в во фразовой речи. - выполнять артикуляционные движения удерживать артикуляционные позы; - умение проводить звуковой анализ; -правильно произносить звуки речи; - умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово, предложение. |
25 | Дифференциация звуков [ц]-[т'], [ц]-[т] (урок формирования умений и навыков) | 1 |
26 | Дифференциация звуков [ц]-[с'], [ц]-[с] (урок формирования умений и навыков) | 1 |
27 | Звук [ч] (урок формирования умений и навыков) | 1 |
28 | Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[т'] (урок формирования умений и навыков) | 1 |
29 | Дифференциация звуков [ч]-[ш]; [ч]-[щ] (урок формирования умений и навыков) | 1 |
30 | Звук [щ] (урок формирования умений и навыков) | 1 |
31 | Дифференциация звуков [щ]-[с'], [щ]-[ш] (урок формирования умений и навыков) | 1 |
32-33 | Повторение (рок повторения и систематизации знаний) | 2 |
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
8.1. Оборудование класса
1.Одноместные ученические парты со стульями.
2. Стол учительский
3. Шкафы для хранения учебного, дидактического материала, пособий, учебного оборудования
4. Классная (магнитная) доска.
8.2.Учебно-практическое оборудование
1.Настольные развивающие игры по тематике предмета «Произношение».
2. Плакаты по тематике предмета «Произношение».
8.3. Технические средства обучения
1. Интерактивная доска.
2. Персональный компьютер с принтером.
3. Мультимедийный проектор
8.4. Список литературы
1. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основеАООП НОО с ТНР (вариант 5.2)государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
2.Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя – логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 1 класс. Издательство «АРКТИ» 2013 г.
3. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. Издательство «Сфера», Москва, 2013
4. Пожиленко Е.Ф. Волшебный мир звуков и слов. Книга для логопедов и воспитателей. КАРО, Санкт – Петербург, 2011 г
8.5. Электронно-образовательные и Интернет-ресурсы
1. http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы.
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. http://uchitel.edu54.ru/node/16047 – Игры, презентации в начальной школе.
4. http://www.uchportal.ru/load/ - Учительский портал.
5. http://www.openclass.ru/weblinks/ - Открытый класс.
6. http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)