РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Ритмика»
для обучающихся с РАС (Вариант 8.3)
1 класса
Срок реализации – 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Цель: Обеспечение качества образовательного процесса через музыкально – эстетическое развитие обучающихся, направленное на закрепление и совершенствование певческих, слуховых и ритмических навыков, получаемых на уроках музыки.
Задачи:
Формирование и развитие вокально – речевых и слуховых навыков
Обучение основным ритмическим движениям
Обучение элементарным танцевальным движениям
Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах
Развитие коммуникативных навыков путём выстраивания игрового или исполнительского ансамбля с учётом индивидуальных особенностей детей
Развитие эмоционально – волевой сферы и познавательного интереса
Воспитание чувства прекрасного путём приобщения к образцам музыкальной культуры
Общая характеристика учебного предмета.
Практика показывает, что музыкально – коррекционные занятия с детьми аутистического спектра успешно проходят в области, смежной с индивидуальными музыкально – коррекционными технологиями и общей программой по музыкальному развитию детей с УО.
Специфика учреждения проявляется в том, что контингент обучающихся начальной школы - дети с различными синдромами аутизма, имеющие сложный дефект развития: интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, речевую патологию, соматическую патологию, нарушения опорно-двигательного аппарата. 98% обучающихся – дети-инвалиды.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Музыка сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Поэтому крайне важно знакомить «особых» детей с музыкальной культурой в целом: сюда можно отнести домашнее прослушивание музыкальных записей, а также посещение концертных залов и музыкальных театров.
Дезонтогенез ребёнка, имеющего нарушения аутистического спектра, проявляется и в его музыкальном развитии.
К характерным особенностям этого проявления можно отнести:
Нежелание переключить внимание с одного действия на другое. Например, на занятии необходимо подняться с места (из положения сидя) и выполнить упражнение стоя.
Навязчивость в стремлении удовлетворить личный интерес, выражающийся в крайней зависимости аутичного ребёнка от стереотипов. (Например, если к металлофону полагается две палочки, нельзя использовать лишь одну; если закончилось пение – надо закрыть ноты; если закончилось занятие – надо закрыть крышку инструмента).
Длительное привыкание к звучанию голоса и интонациям речи «нового взрослого» – учителя музыки. Адаптационный период может длиться месяцы.
Сохранение монотонности в пении.
В процессе музыкальных занятий с детьми данной типологической группы обнаруживаются и их характерные особенности:
Внутренняя музыкальность аутичных детей. Характерная черта, наиболее притягательная с точки зрения музыки.
Часто встречающийся эффект «оглушения» звуком. Ребёнок закрывает уши руками оттого, что имеет повышенную чувствительность к музыкальным звукам.
Явная заинтересованность в игре на простых музыкальных инструментах, возникающая как результат стремления к сенсорным ощущениям.
Таким образом, мы можем наблюдать способность аутичных детей чутко воспринимать музыкальные звуки, позволяя или не позволяя им проникать в мир своих ощущений.
Наличие у большинства обучающихся детей склонности к восприятию музыки позволяет постепенно приобщать их к простейшим понятиям теоретических дисциплин – сольфеджио и музыкальной литературы.
Музыкально – коррекционную работу целесообразно проводить в два этапа:
подготовительный – этап адаптации ребёнка
основной – обучение, в процессе которого сохраняется возможность для «отступления» аутичного ребёнка к привычным формам индивидуального подхода.
Музыкально – коррекционные занятия носят форму урока, на котором присутствует учитель музыки и воспитатель класса. Занятие структурировано по принципу «от привычного к новому». А также на контрастных действиях: распевание, танцевальные движения, разучивание песни, музыкальные игры.
Обучение пению и игре на элементарных детских музыкальных инструментах идет параллельно с обучением элементарным двигательным и танцевальным движениям с учётом принципа ритмической основы вокальной и танцевальной музыки. Дети учатся пропевать гласные звуки, затем слоги и слова, постепенно активизируя словарный запас, что расширяет кругозор детей, развивает речевые умения, совершенствует фонематический слух. Для усиления эффекта восприятия и синтеза, ритмические и слуховые задания визуализируются.
В музыкально ритмическом обучении используется та же закономерность от простого к сложному: дети учатся ходьбе, бегу, элементарным построениям и перестроениям, затем элементарным танцевальным движениям.
Применение ударно – шумовых инструментов способствует развитию чувства ритма и музыкальной памяти учащихся, обогащает сенсорные ощущения и общие музыкальные представления. Возможность элементарно проанализировать услышанный музыкальный отрывок легче осуществляется при помощи наглядного словаря – «Словарь эмоций, чувств и образов». Практически значимым итогом проводимых занятий может стать заключительный урок четверти, представленный в программе в разделе «тематические уроки».
Таким образом, курс имеет коррекционную, познавательно-коммуникативную и практическую направленность. Содержание, сроки ведения и продолжительность коррекционной работы осуществляется исходя из особенностей психофизического развития детей каждого класса.
Музыкально – коррекционные занятия могут сыграть важную роль в социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ благодаря сильному и длительному воздействию музыки на эмоционально – волевую сферу. Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра составляет технология личностно- ориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учёт психофизических и психоэмоционльных особенностей каждого обучающегося. В начальной школе также широко применяется технология разноуровнего обучения, которая позволяет педагогу обучать детей с разными видами нарушений. При обучении детей нужно учитывать различия у школьников с нарушениями
утистического спектра в степени и характере речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях, интеллектуальных нарушениях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками речевой практики, литературного чтения и окружающего мира.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционно – развивающему курсу «Музыкально – ритмическое развитие» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Место учебного предмета «Ритмика»
В учебном плане на предмет ритмики в 1-ом классе выделяется 1 час в неделю. Общее число часов за год обучения составляет 33 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Специфика музыкально – ритмических занятий заключается в их тесной взаимосвязи с некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению устной речи, обучение правильной артикуляции звуков и технике правильного дыхания при помощи средств распевания способствует развитию дикции ребёнка. Неотъемлимой частью музыкально – коррекционных занятий является ритмика, корректирующая отклонения в развитии общей моторики детей с ОВЗ, представленная в данной программе в разделе «музыкально – коррекционные игры». Для детей с различными синдромами аутизма, нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники, поэтому в программе введён раздел «драматизации.
Планируемые результаты изучения курса
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты рабочей программы по музыкально – ритмическому развитию включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области
«Музыкально – ритмическое развитие» (1 класс)
Достаточный уровень:
знать логопедические жесты, обозначающие гласные звуки
различать вступление, окончание песни
участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами
выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя
участвовать в музыкальных коммуникативных играх
участвовать в общешкольных утренниках
Минимальный уровень:
включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
не мешать, при выполнении различных заданий, одноклассникам.
проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области
«Музыкально – ритмическое развитие» (1 класс)
Достаточный уровень:
петь округлённым звучанием в верхнем регистре и мягким в нижнем регистре
пропевать последовательность гласных звуков с логопедическими жестами
петь короткие мелодии с текстом на одном дыхании
петь несложные хоровые распевки
петь специальные логопедические распевки
различать разнообразную по характеру и звучанию музыку
самостоятельно выполнять общеразвивающие движения под музыку по словесной инструкции учителя
участвовать в музыкальных коммуникативных играх
участвовать в общешкольных утренниках
Минимальный уровень знать логопедические жесты, обозначающие гласные звуки
различать вступление, окончание песни
участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами
выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области
«Музыкально – коррекционное развитие» (1 класс)
формирование образа себя, осознание себя как ученика
развитие элементарных представлений об окружающем мире;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 класс
№ п/п | Раздел | Краткое содержание курса |
1. | Распевание, сольфеджирование | формирование навыка «музыкальное» приветствие формирование навыка «музыкальное» прощание знакомство с детскими песенками про игрушки с помощью атрибутов: корова, лошадка, курица, зайка, рыбка, котик воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га, мяу и т.д.) Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопровождении Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопедических жестов» Разучивание попевок и небольших песенок с голоса учителя Формирование умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, прислушиваться к пению одноклассников на примере разучиваемых песен Разучивание элементов дыхательной гимнастики: погладить нос, подуть на ладошку Разучивание логопедических распевок на пройденных гласных ознакомление с силой звучания: громко, тихо. ознакомление с темпами в музыке: быстро, медленно. |
2. | Разучивание песенного материала (Восприятие музыки) | Формирование умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения. Закрепление навыка пения, получаемого на уроках музыки |
3. | Музыкально – коррекционные игры | Формирование предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают; ребёнок – солист в музыкально – ритмических упражнениях и музыкально – коррекционных играх Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, треугольник, барабан Формирование навыка игры на музыкальных инструментах ровными долями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны. Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны, круговые трещётки, рубель Формирование навыка организованно строиться перед началом упражнения. Формирование навыка построения в круг. Формирование навыка сохранять правильную дистанцию в кругу Движения в кругу: Хоровод: спокойная ходьба, держась за руки Выставление ноги на пятку, на носок Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу Лёгкий бег по кругу, не держась за руки Формирование навыка ориентировки в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга Выполнение упражнений на координацию движений Выполнение упражнений на расслабление мышц. |
| | |
4. | Драматизации | См. календарно – тематическое планирование |
5. | Тематические уроки | См. календарно – тематическое планирование |
Поурочно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
| Вводный урок. | 1 | Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Правила поведения и техники безопасности на уроке. |
| Упражнения на ориентировку в пространстве. | 1 | Ходьба по залу под музыку строем по одному со сменой направлений. |
| Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие. | 1 | Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях. |
| Игры под музыку. | 1 | Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека). |
| Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений. | 1 | Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — в перед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. |
| Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. | 1 | Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой. |
| Танцевальные упражнения. | 1 | Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. |
| Ритмико – гимнастические упражнения на расслабление мышц. | 1 | Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев), подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. |
| Ритмико – гимнастические упражнения на расслабление мышц. | 1 | Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). |
| Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие. | 1 | Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). |
| Упражнения на ориентировку в пространстве | 1 | Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. |
| Танцевальные упражнения. | 1 | Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. |
| Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений. | 1 | Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. |
| Игры под музыку. | 1 | Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). |
| Танцевальные упражнения. | 1 | Прямой галоп. Маховые движения рук. |
| Игры под музыку. | 1 | Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.). |
| Танцевальные упражнения. | 1 | Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком). |
| Упражнения на ориентировку в пространстве | 1 | Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. |
| Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие. | 1 | Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь. |
| Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений. | 1 | Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. |
| Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие. | 1 | Круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. |
| Игры под музыку | 1 | Игры с пением. |
| Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие | 1 | Упражнения на выработку осанки. |
| Игры под музыку | 1 | Игры с речевым сопровождением. |
| Танцевальные упражнения. | 1 | Элементы русской пляски: притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. |
| Получение эстетического наслаждения от собственного пения. | 1 | - А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор. - М. Глинка. Полька. |
| Игры под музыку | 1 | Музыкальные игры с предметами. |
| Игра на музыкальных инструментах. | 1 | - П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро». - Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита. |
| Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие | 1 | Упражнения на выработку осанки. |
| Игры под музыку | 1 | Музыкальные игры с предметами. |
| Игры под музыку | 1 | Игры с пением и речевым сопровождением. |
| Танцевальные упражнения. | 1 | Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. |
| Танцевальные упражнения. | 1 | Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. |
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическая и справочная литература:
Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург
И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»
М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во
«Гном» и Д.
Аудио и видео материалы
информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
мультимедийные энциклопедии;
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
Технические средства обучения
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
принтер;
музыкальный центр;
DVD.