СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» для обучающихся с РАС (Вариант 8.3) 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» для обучающихся с РАС (Вариант 8.3) 1 класса»

 






 



 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Ритмика»

для обучающихся с РАС (Вариант 8.3)

1 класса

Срок реализации – 1 год




 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Цель: Обеспечение качества образовательного процесса через музыкально – эстетическое развитие обучающихся, направленное на закрепление и совершенствование певческих, слуховых и ритмических навыков, получаемых на уроках музыки.

Задачи:

  • Формирование и развитие вокально – речевых и слуховых навыков

  • Обучение основным ритмическим движениям

  • Обучение элементарным танцевальным движениям


  • Развитие восприятия музыкальных образов и выражение их в движениях


  • Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах

  • Развитие коммуникативных навыков путём выстраивания игрового или исполнительского ансамбля с учётом индивидуальных особенностей детей

  • Развитие эмоционально – волевой сферы и познавательного интереса

Воспитание чувства прекрасного путём приобщения к образцам музыкальной культуры


Общая характеристика учебного предмета.


Практика показывает, что музыкально – коррекционные занятия с детьми аутистического спектра успешно проходят в области, смежной с индивидуальными музыкально – коррекционными технологиями и общей программой по музыкальному развитию детей с УО.

Специфика учреждения проявляется в том, что контингент обучающихся начальной школы - дети с различными синдромами аутизма, имеющие сложный дефект развития: интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, речевую патологию, соматическую патологию, нарушения опорно-двигательного аппарата. 98% обучающихся – дети-инвалиды.

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

Музыка сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Поэтому крайне важно знакомить «особых» детей с музыкальной культурой в целом: сюда можно отнести домашнее прослушивание музыкальных записей, а также посещение концертных залов и музыкальных театров.

Дезонтогенез ребёнка, имеющего нарушения аутистического спектра, проявляется и в его музыкальном развитии.

К характерным особенностям этого проявления можно отнести:

  • Нежелание переключить внимание с одного действия на другое. Например, на занятии необходимо подняться с места (из положения сидя) и выполнить упражнение стоя.

  • Навязчивость в стремлении удовлетворить личный интерес, выражающийся в крайней зависимости аутичного ребёнка от стереотипов. (Например, если к металлофону полагается две палочки, нельзя использовать лишь одну; если закончилось пение – надо закрыть ноты; если закончилось занятие – надо закрыть крышку инструмента).

  • Длительное привыкание к звучанию голоса и интонациям речи «нового взрослого» – учителя музыки. Адаптационный период может длиться месяцы.

  • Сохранение монотонности в пении.

В процессе музыкальных занятий с детьми данной типологической группы обнаруживаются и их характерные особенности:

  • Внутренняя музыкальность аутичных детей. Характерная черта, наиболее притягательная с точки зрения музыки.

  • Часто встречающийся эффект «оглушения» звуком. Ребёнок закрывает уши руками оттого, что имеет повышенную чувствительность к музыкальным звукам.

  • Явная заинтересованность в игре на простых музыкальных инструментах, возникающая как результат стремления к сенсорным ощущениям.

Таким образом, мы можем наблюдать способность аутичных детей чутко воспринимать музыкальные звуки, позволяя или не позволяя им проникать в мир своих ощущений.

Наличие у большинства обучающихся детей склонности к восприятию музыки позволяет постепенно приобщать их к простейшим понятиям теоретических дисциплин – сольфеджио и музыкальной литературы.

Музыкально – коррекционную работу целесообразно проводить в два этапа:

  • подготовительный – этап адаптации ребёнка

  • основной – обучение, в процессе которого сохраняется возможность для «отступления» аутичного ребёнка к привычным формам индивидуального подхода.

Музыкально – коррекционные занятия носят форму урока, на котором присутствует учитель музыки и воспитатель класса. Занятие структурировано по принципу «от привычного к новому». А также на контрастных действиях: распевание, танцевальные движения, разучивание песни, музыкальные игры.

Обучение пению и игре на элементарных детских музыкальных инструментах идет параллельно с обучением элементарным двигательным и танцевальным движениям с учётом принципа ритмической основы вокальной и танцевальной музыки. Дети учатся пропевать гласные звуки, затем слоги и слова, постепенно активизируя словарный запас, что расширяет кругозор детей, развивает речевые умения, совершенствует фонематический слух. Для усиления эффекта восприятия и синтеза, ритмические и слуховые задания визуализируются.

В музыкально ритмическом обучении используется та же закономерность от простого к сложному: дети учатся ходьбе, бегу, элементарным построениям и перестроениям, затем элементарным танцевальным движениям.

Применение ударно – шумовых инструментов способствует развитию чувства ритма и музыкальной памяти учащихся, обогащает сенсорные ощущения и общие музыкальные представления. Возможность элементарно проанализировать услышанный музыкальный отрывок легче осуществляется при помощи наглядного словаря – «Словарь эмоций, чувств и образов». Практически значимым итогом проводимых занятий может стать заключительный урок четверти, представленный в программе в разделе «тематические уроки».

Таким образом, курс имеет коррекционную, познавательно-коммуникативную и практическую направленность. Содержание, сроки ведения и продолжительность коррекционной работы осуществляется исходя из особенностей психофизического развития детей каждого класса.

Музыкально – коррекционные занятия могут сыграть важную роль в социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ благодаря сильному и длительному воздействию музыки на эмоционально – волевую сферу. Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра составляет технология личностно- ориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учёт психофизических и психоэмоционльных особенностей каждого обучающегося. В начальной школе также широко применяется технология разноуровнего обучения, которая позволяет педагогу обучать детей с разными видами нарушений. При обучении детей нужно учитывать различия у школьников с нарушениями

утистического спектра в степени и характере речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях, интеллектуальных нарушениях.

  • Основные межпредметные связи осуществляются с уроками речевой практики, литературного чтения и окружающего мира.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционно – развивающему курсу «Музыкально – ритмическое развитие» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

Срок реализации рабочей программы

Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.

Место учебного предмета «Ритмика»

В учебном плане на предмет ритмики в 1-ом классе выделяется 1 час в неделю. Общее число часов за год обучения составляет 33 часа.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Специфика музыкально – ритмических занятий заключается в их тесной взаимосвязи с некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению устной речи, обучение правильной артикуляции звуков и технике правильного дыхания при помощи средств распевания способствует развитию дикции ребёнка. Неотъемлимой частью музыкально – коррекционных занятий является ритмика, корректирующая отклонения в развитии общей моторики детей с ОВЗ, представленная в данной программе в разделе «музыкально – коррекционные игры». Для детей с различными синдромами аутизма, нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники, поэтому в программе введён раздел «драматизации.

Планируемые результаты изучения курса

Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты рабочей программы по музыкально – ритмическому развитию включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области

«Музыкально ритмическое развитие» (1 класс)


Достаточный уровень:

  • знать логопедические жесты, обозначающие гласные звуки

  • различать вступление, окончание песни

  • участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами

  • выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя

  • участвовать в музыкальных коммуникативных играх

  • участвовать в общешкольных утренниках

Минимальный уровень:

  • включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.

  • не мешать, при выполнении различных заданий, одноклассникам.

  • проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.



Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области

«Музыкально ритмическое развитие» (1 класс)



Достаточный уровень:

  • петь округлённым звучанием в верхнем регистре и мягким в нижнем регистре

  • пропевать последовательность гласных звуков с логопедическими жестами

  • петь короткие мелодии с текстом на одном дыхании

  • петь несложные хоровые распевки

  • петь специальные логопедические распевки

  • различать разнообразную по характеру и звучанию музыку

  • самостоятельно выполнять общеразвивающие движения под музыку по словесной инструкции учителя

  • участвовать в музыкальных коммуникативных играх

  • участвовать в общешкольных утренниках


  • Минимальный уровень знать логопедические жесты, обозначающие гласные звуки

  • различать вступление, окончание песни

  • участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами

  • выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя




Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области

«Музыкально коррекционное развитие» (1 класс)


  1. формирование образа себя, осознание себя как ученика

  2. развитие элементарных представлений об окружающем мире;

  3. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  4. формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.














ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 класс


п/п

Раздел

Краткое содержание курса

1.

Распевание, сольфеджирование

формирование навыка «музыкальное» приветствие

формирование навыка «музыкальное» прощание


знакомство с детскими песенками про игрушки с помощью атрибутов: корова, лошадка, курица, зайка, рыбка, котик

воспроизведение знакомых звукоподражаний:

«му-му, но-но, га-га, мяу и т.д.)

Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопровождении

Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопедических жестов»

Разучивание попевок и небольших песенок с голоса учителя

Формирование умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, прислушиваться к пению одноклассников на примере разучиваемых песен

Разучивание элементов дыхательной гимнастики: погладить нос, подуть на ладошку

Разучивание логопедических распевок на пройденных гласных ознакомление с силой звучания: громко, тихо.

ознакомление с темпами в музыке: быстро, медленно.

2.

Разучивание песенного материала

(Восприятие музыки)

Формирование умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки

Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения.

Закрепление навыка пения, получаемого на уроках музыки

3.

Музыкально – коррекционные игры

Формирование предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают; ребёнок – солист в музыкально – ритмических упражнениях и музыкально – коррекционных играх

Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, треугольник, барабан

Формирование навыка игры на музыкальных инструментах ровными долями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны. Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны, круговые трещётки, рубель

Формирование навыка организованно строиться перед началом упражнения. Формирование навыка построения в круг. Формирование навыка сохранять правильную дистанцию в кругу

Движения в кругу:

  • Хоровод: спокойная ходьба, держась за руки

  • Выставление ноги на пятку, на носок

  • Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу

  • Лёгкий бег по кругу, не держась за руки


Формирование навыка ориентировки в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга

Выполнение упражнений на координацию движений

Выполнение упражнений на расслабление мышц.




4.

Драматизации

См. календарно – тематическое планирование

5.

Тематические уроки

См. календарно – тематическое планирование



Поурочно-тематическое планирование






Тема

Кол-во часов



Виды деятельности



Вводный урок.



1

Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Правила поведения и техники безопасности на уроке.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

1

Ходьба по залу под музыку строем по одному со сменой направлений.

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие.

1

Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях.

Игры под музыку.

1

Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека).

Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений.

1

Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — в перед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д.

Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

1

Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.

Танцевальные упражнения.

1

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах.

Ритмико – гимнастические упражнения на расслабление мышц.

1

Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев), подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение.

Ритмико – гимнастические упражнения на расслабление мышц.

1

Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие.

1

Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).

Упражнения на ориентировку в пространстве

1

Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки.

Танцевальные упражнения.

1

Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах.

Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений.

1

Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Игры под музыку.

1

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).

Танцевальные упражнения.

1

Прямой галоп. Маховые движения рук.

Игры под музыку.

1

Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.).

Танцевальные упражнения.

1

Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком).

Упражнения на ориентировку в пространстве

1

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие.

1

Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь.

Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений.

1

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие.

1

Круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы.

Игры под музыку

1

Игры с пением.

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие

1

Упражнения на выработку осанки.

Игры под музыку

1

Игры с речевым сопровождением.

Танцевальные упражнения.

1

Элементы русской пляски: притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.

Получение эстетического наслаждения от собственного пения.

1

- А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.

- М. Глинка. Полька.

Игры под музыку

1

Музыкальные игры с предметами.

Игра на музыкальных инструментах.

1

- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».

- Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

Ритмико-гимнастические упражнения, общеразвивающие

1

Упражнения на выработку осанки.

Игры под музыку

1

Музыкальные игры с предметами.

Игры под музыку

1

Игры с пением и речевым сопровождением.

Танцевальные упражнения.

1

Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

Танцевальные упражнения.

1

Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Учебно-методическая и справочная литература:

  • Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург

  • И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»

  • М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во

«Гном» и Д.

Аудио и видео материалы

  • информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;

  • мультимедийные энциклопедии;

  • аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);

видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;


Технические средства обучения

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • принтер;

  • музыкальный центр;

  • DVD.