СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд»»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Личностные результаты освоения включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

- положительное отношение и интерес к труду;

- понимание значения и ценности труда;

- отношение к труду как первой жизненной необходимости;

- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

- осознание своих достижений в области трудовой деятельности;

- способность к самооценке;

- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;

- воспитание стремления к организованности, порядку, аккуратности.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

-знание свойств материалов, используемых при работе;

-знание названий инструментов, применяемых при работе;

-умение организовать свое рабочее место;

-умение ориентироваться в задании;

- умение контролировать свою работу.

Достаточный уровень:

- знать свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности;

-знать названия инструментов, применяемых при работе; материалы, используемые для работы;

-умение рационально организовать свое рабочее место;

-соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроках труда;

- умение ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-умение предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

-умение контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

- умение оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец).


2. Содержание учебного предмета

1

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ 


Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных).
      Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.
      Технические сведения. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы:ПВА, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований.
      Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.
      Изготовление по образцу утки, лебедя, птички, черепахи, рыбки, фигур девочки и мальчика из желудей, перьев , палочек, крылаток ясеня.
      Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя.

2

Работа с пластилином


       Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: бруса, рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.
Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

      Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры.
      Технические сведения. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
      Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином.
Лепка по образцу или с игрушек. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму. Лепка игрушек медвежонка, утки.
       Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

3

Работа с бумагой и картоном


Изготовление подставки, пакета, маски собачки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.
      Изготовление из картона плоских елочных игрушек и шаров в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, , игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром .

Вычерчивание вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Вычерчивание квадрата, прямоугольника.

Изготовление поздравительных открыток, грузового автомобиля, модель дорожного указателя «Переход». В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей.
      Технические сведения. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Закрепление нитки-петли.

4

Работа с текстильными материалами

Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.
      Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.
      Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.
            Изготовление :шарики из ниток разной величины.  Коллекция тканей. Квадраты ткани 5х5. Игольница. Закладки. Салфетки.

    Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.
      Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.

      




Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Работа с глиной и пластилином Правила поведения и техника безопасности на уроках труда. Лепка на плоскости форм геометрических фигур (куб, параллелепипед)

1

2

Лепка столярных инструментов

1

3

Лепка с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля

1

4

Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия)

Изготовление птички

1

5

Изготовление рыбки

1

6

Работа с бумагой и картоном

Изготовление пакета из бумаги

1

7

Изготовление счетного материала (квадраты, треугольники, круги)

1

8

Работа с текстильными материалами

Изготовление стилизованных ягод из ниток

1

9

Плетение косички из веревочек

1

10

Работа с глиной и пластилином

Лепка стакана для карандашей

1

11

Лепка с натуры цветочного горшка

1

12

Лепка по представлению чайной посуды

1

13

Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)

Составление композиции из засушенных растений

1

14

Изготовление ежика из сухих листьев

1

15

Изготовление колпачка для карандашей из каштанов

1

16

Работа с бумагой и картоном

Изготовление закладки для книг

1

17

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд

1

18

Работа с глиной и пластилином

Лепка по образцу цыпленка и утенка

1

19

Лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы

1

20

Работа с природными материалами

Изготовление персонажей к сказке «Теремок»

1

21

Работа с бумагой и картоном

Изготовление закладки из тонкого картона. Оклеивание картона бумагой

1

22

Изготовление аппликации «Грузовик»

1

23

Изготовление поздравительных открыток

1

24

Работа с текстильными материалами

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника

1

25

Составление коллекции тканей

1

26

Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок)

1

27

1

28

Изготовление игольницы

1

29

Работа с глиной и пластилином

Лепка по представлению свободных композиций («Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль»)

1

30

Работа с бумагой и картоном

Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек

1

31

Изготовление трехсекционного светофора

1

32

Работа с текстильными материалами

Выполнение стежка «шнурок»

1

33

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением

1

34

Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок»

1

Итого:

34




7