СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 3д класса на 2016-2017 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                   учебного предмета «Русский язык»

для 3д класса

на 2016-2017 учебный год

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 3д класса на 2016-2017 учебный год»

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования,

утвержденной приказом по школе

от 31.08.2016 № 500




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»

для 3д класса

на 2016-2017 учебный год





Составитель:

учитель начальных классов

Бондаренко Наталья

Михайловна









г. Нижневартовск





Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом основной образовательной программы ОУ, авторской программы по русскому языку для 1-4 классов Т.Г. Рамзаевой (Русский язык, авт.Т.Г. Рамзаева Сборник рабочих программ «Школа России», М.: «Просвещение» 2011) с использованием Т.Г.Рамзаева «Русский язык ». Учебник для 3 класса в 2-х частях. Москва – Дрофа - 2013г.


Рабочая программа рассчитана на 136 ч.(4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Содержание учебного предмета

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.




Календарно - тематическое планирование уроков



урока


Дата




Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

По

плану

Факти-

чески


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ВО 2 КЛАССЕ (10Ч)

1



Текст, предложение, слово – единица языка и речи.

Обобщение знаний о предложении.

Текст – единица языка и речи.

Производят звуко_буквенный анализ слов, различая звук и букву, гласные и согласные звуки. Характеризуют звуки. Наблюдают за произношением

мягких согласных звуков и способами обозначения мягкости на письме. Сопоставляют произношение парных глухих и звонких согласных звуков, сравнивают обозначение парных звонких и глухих согласных на письме, применяя известные способы проверки слабой позиции согласных звуков сильной позицией (изменением формы и подбором однокоренного слова). Наблюдают за произношением

безударных гласных в двусложных словах, правильно обозначают безударные гласные в корне слова, применяя способ проверки слабой позиции гласного звука (безударного гласного) его сильной

позицией (ударным положением). Делят слова на слоги для переноса. Определяют в словах и текстах наличие изученных орфограмм (заглавная буква

в начале предложения и в именах собственных жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, безударные гласные в корне, парные глухие и звонкие согласные в корне), обосновывают написание слов. Распознают в тексте однокоренные слова, подбирают однокоренные слова. Распознают части речи по вопросам, составляют словосочетания со связью согласования (существительное и прилагательное) и управления (глагол и существительное) — без употребления терминов видов связи. Анализируют деформированный текст, определяя границы предложений. Правильно оформляют запись предложений на письме.

Определяют в предложении главные члены.

Списывают предложения и тексты из учебника, проведя их предварительный языковой анализ.

Пишут зрительно-слуховые диктанты, оценивают собственный результат написания диктанта, анализируют допущенные ошибки. Наблюдают вспоминают признаки текста (тематическое единство, структура, связность)


2



Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов.

Распознавание слов по вопросам

3



Имена собственные. Заглавная буква.

4



Однокоренные слова.

5



Звуки и буквы. Гласные буквы Е Ё Ю Я.

Слово и слог. Перенос слов.

6



Мягкий знак – показатель мягкости согласных.Разделительный ь.

Правописание слов с сочетаниямижи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.


7



Развитие речи. Текст и его части. Связь между частями речи. Разделительный мягкий знак

8



Входная диагностическая работа.

9



Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

10



Закрепление. Ударные и безударные гласные звуки.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.(8Ч)

11



Входной контрольный диктант №1

Классифицируют предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, по степени распространенности.

Задают смысловые вопросы к словам в предложении.

Определяют грамматическую основу предложений.

Находят второстепенные члены предложения.

Выделяют словосочетания в предложении.

Составляют словосочетания из слов (в том числе используя синонимы и антонимы). Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, правильно оформляют предложение на письме (обозначают начало предложения заглавной буквой, ставят нужный

знак в конце предложения). Воспроизводят текст по вопросам. Устанавливают последовательность

частей текста. Озаглавливают текст. Анализируют и корректируют созданный текст. Создают текст по

собственным наблюдениям. Списывают тексты из учебника, выполняя соответствующие задания

12



Анализ контрольного диктанта. Предложение в структуре текста. Связь между заголовком и концовкой.

Восклицательные предложения.

13



Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

14



Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении. Изложение по вопросам.

15



Работа над ошибками. Упражнения в установлении связи слов в предложении.

Словосочетание

16



Словарный диктант.Предложение и словосочетание.

Закрепление. Предложение и словосочетание.

17



Сочинение на тему « Забавный случай с моим домашним питомцем»


18



Работа над ошибками. Анализ сочинения.

ТЕКСТ (3Ч)

19



Текст. Тема текста.

Определяют тему текста, анализируют текст (определяют основную мысль, озаглавливают

текст).

Списывают тексты из учебника

20



Тема текста.

21



Обобщение.

СОСТАВ СЛОВА (10 Ч)

22



Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов.

Корень слова.


Наблюдают за признаками однокоренных слов (лексическое значение и одинаковый звуковой со_ став).Изменяютслова по алгоритму (изменение формы слова). Группируют однокоренные слова, распознают и подбирают однокоренные слова.

Анализируют заданную схему состава слова и подбирают к ней слова. Выделяют в слове окончание и

основу, определяют роль окончания (служит для связи слов в предложении и словосочетании). Сопоставляют словоформы и однокоренные слова.

Выделяют приставку и суффикс в слове, наблюдают за смысловыми значениями приставок и суффиксов, образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов. Разбирают слова по составу. Определяют наличие изученных орфограмм в тексте,

объясняют(обосновывают) написание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением, и согласных в корне. Списывают из учебника тексты, выполняя задания по морфемному разбору слов. Пишут зрительно-слуховые диктанты, анализируют правильность их написания, исправляют ошибки. Анализируют деформированные предложения, исправляют их и правильно записывают, изменяя окончания в словах. Наблюдают за ролью

предлога в предложении, сопоставляют его роль с ролью окончания. Создают повествовательный

текст по словесному и картинному плану. Передают содержание текста по вопросам с учетом структуры и заголовка. Озаглавливают текст, соотносят содержание текста и заглавие. Анализируют и редактируют свой текст, оценивают его, находят в тексте смысловые ошибки и исправляют их

23





Понятие об окончании.


Окончание и его роль в предложении.

24



Сочинение по серии картинок.

25



Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Закрепление темы «Окончание».

26



Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке.

27



Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

28



Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов.

Приставка – значимая часть слова.

Суффикс и приставка.

29



Контрольный диктант №2 по теме «Состав слова»

30



Работа над ошибками. Закрепление.

31



Изложение текста по вопросам.

Работа над ошибками. Закрепление.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне (10ч)

32



Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.

Наблюдают за единообразным написанием корня. Делают звуко-буквенный анализ слова. Определяют в корне слова наличие орфограмм на правописание безударных гласных, парных глухих и звонких согласных. Объясняют написание слов с парными

звонкими и глухими согласными в корне, на конце и в середине слова. Применяют способы проверки слабой позиции парных глухих и звонких согласных звуков. Списывают тексты из учебника, объясняя написание орфограмм. Пишут тексты под диктовку, в том числе и с предварительным анализом. Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают нужный знак в конце предложения.

Определяют тему текста, озаглавливают текст,

Передают содержание текста по плану. Составляют текст по картинке и опорным словам, а также по собственным наблюдениям. Анализируют и редактируют свой текст, оценивают его, находят в тексте смысловые ошибки. Контролируют правильность

записи текста, находят неверно записанные слов и исправляют ошибки

33



Проверка слов с парными согласными в корне.

34



Проверка слов с глухими и звонкими согласными в конце и середине слова.


35



Упражнение в написании слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.


36



Обучающее изложение.


37



Работа над ошибками. Закрепление.

38



Упражнение в правописании слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

39



Составление текста по картинке и опорным словам.

40



Контрольный диктант №3 по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»

41



Анализ контрольного диктанта. Закрепление.

Безударные гласные в корне слова. (15 ч.)

42



Безударные гласные в корне слова.

Определяют ударный слог в неодносложных словах. Наблюдают за особенностями проверяемых и проверочных слов: соотносят звучание и написание слова, объясняют случаи расхождения звучания и

написания (леса — лиса). Определяют в корне слова наличие орфограмм на безударные проверяемые

и непроверяемые гласные. Обосновывают написание слов с проверяемыми безударными гласными. Доказывают правильность написания слов, используя орфографический словарь учебника. Усваивают алгоритм проверки безударных гласных в

корне на основе двух способов проверки слабой позиции гласного звука его сильной позицией (изменение формы слова и подбор однокоренных

слов, в том числе и нескольких для слов с двумя безударными гласными в корне); делают звуко-буквенный разбор слов. Списывают из учебника текс_

ты. Составляют предложения по картинке. Восстанавливают деформированные предложения.

Составляют текст по картинке и опорным словам.

Передают содержание текста по вопросам и по плану. Определяют основную мысль текста, сопоставляют ее с темой текста. Озаглавливают текст, анализируют и корректируют созданный текст.

Пишут диктанты, в том числе по памяти, объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Анализируют допущенные в диктанте ошибки

43



Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки.

44



Сочинение «Зимние забавы детей»

45



Работа над ошибками.

46



Упражнение в проверке безударных гласных.

47



Отработка умения делить текст на части.

48



Изложение повествовательного характера.

49



Работа над ошибками.

50



Восстановительный диктант.

51



Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.

52





Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте.


53




Правописание слов с двумя безударными гласными.

54



Слова, сходные по звучанию.

Правописание слов с безударными гласными.

55



Контрольный диктант №4 по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне»

56



Контрольный административный диктант

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком (7 ч.)

57



Работа над ошибками. Закрепление.

Правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Наблюдают произношение и написание слов с непроизносимыми согласными звуками. Соотносят

звучание и написание слова. Объясняют случаи

расхождения звучания и написания. Определяют в

корне слова наличие орфограммы «непроизносимые согласные». Обосновывают написание слов с непроизносимыми согласными. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Анализируют допущенные в диктанте ошибки. Пишут выборочные и зрительно-слуховые

диктанты. Восстанавливают деформированные

предложения, разбирают их по членам предложения. Пишут изложение повествовательного текста по опорным словам

58



Правописание слов с непроизносимыми  согласными в корне слова

59



Правописание слов с непроизносимыми  согласными в корне

60



Правописание слов типа чудесный, опасный

61



Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

62



Работа над ошибками.

63



Обобщение правил о правописании корня.


Обобщение правил  о правописании корня.( 3 ч.)

64



Обобщение правил правописания корней слов.

Три правила единообразного написания корня: правописание

безударных гласных,

парных звонких и глухих согласных и непроизносимых согласных. Текст, тема текста, структурные части текста.


65



Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных


66



Написание изложения с использованием памятки

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов приставками.( 6 ч.)

67



Приставка.

Правописание приставок

Приставка — значимая часть слова, значение приставки, единообразное написание

приставок, написание

предлогов и приставок со словами. Текст, структурные части текста, основная

мысль текста

Соотносят звучание и написание частей слова, в том числе и приставок, объясняют случаи расхождения звучания и написания.

Наблюдают за правописанием приставок. Определяют в приставке и корне слова наличие орфограмм на правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, обосновывают

написание таких слов. Сопоставляют правила правописания безударных гласных, парных звонких и

глухих согласных в корнях и приставках.

68



Правописание безударных гласных в приставках

69



Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне.

70



Обучающее изложение.


71



Предлоги и приставки.

72



Упражнение в распознавании предлогов и приставок. Словарный диктант.

Разделительный твёрдый знак. ( 4 ч.)


73



Разделительный твёрдый знак

Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ)

Правило употребления разделительного твердого знака. Текст-повествование, структура текста-повествования, заглавие

Текста-повествования

Анализируют слово с точки зрения состава. Группируют слова с разделительными ь и ъ знаками.

Сравнивают и различают слова с ь и ъ разделительными знаками. Определяют в слове наличие

орфограмм на употребление разделительных ь и ъ

знаков. Обосновывают написание слов с разделительными ь и ъ знаками. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Отгадывают загадки, списывают их, пишут отгадки. Разбирают предложения по

членам. Воспроизводят текст-повествование по

частям. Соотносят текст и заголовок. Анализируют

уместность использования языковых средств

74



Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

75



Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь

76



Ознакомление с особенностями повествовательного текста. Отработка умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям.

ЧАСТИ РЕЧИ. ( 4 Ч.)

77


Понятие о частях речи.

Местоимение.


Части речи в русском языке, самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие; служебные части речи: предлог. Различение самостоятельных частей речи, изменение самостоятельных частей речи

по числам, синтаксическая функция частей речи. Текст,

структурные части текста

Распознают части речи по значению, вопросу

и роли в предложении. Классифицируют слова

по принадлежности к частям речи. Наблюдают за

изменением знаменательных частей речи в тексте по числам, изменяют эти части речи по числам; наблюдают за употреблением местоимений в тексте, знакомятся с термином «местоимение». Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак препинания в конце предложения. Составляют предложения с определенными частями речи. Разбирают предложения по членам, определяя синтаксическую

функцию той или иной части речи.

78



Упражнение в распознавании частей речи.

79



Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам.

80



Части речи и их правильное употребление.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.(15 Ч.)


81



Имя существительное и его роль в речи.


Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Имя существительное, его грамматическое значение и грамматические признаки:

одушевленные и неодушевленные имена

существительные, род

имени существительного, окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода, изменение имен существительных по числам,

изменение имен существительных по падежам (склонение), синтаксическая роль имен существительных, правописание ь на конце имен существительных женского рода после букв,обозначающих шипящие звуки. Текст, структурные части текста, заголовок текста.

Диктант (63 слова)

с грамматическими

заданиями.

Наблюдают за ролью имен существительных в речи. Уточняют лексическое значение слов. Сопоставляют значения многозначных слов. Классифицируют и группируют имена существительные по признаку одушевленности и неодушевленности, по родам — существительные мужского, женского и среднего рода. Овладевают способом определения рода имен существительных, в форме как единственного, так и множественного числа и в форме косвенных падежей. Наблюдают за окончаниями

имен существительных. Сопоставляют окончания

имен существительных мужского, женского и среднего рода, изменяют имена существительные по числам и падежам. Определяют падеж имени существительного в составе словосочетания и предложения по вопросу и предлогу. Сопоставляют синтаксическую функцию имени существительного в именительном и в косвенных падежах.Соотносят слово — имя существительное — и набор его грамматических характеристик. Выбирают из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками.Анализируютграмматические признаки имени существительного

(к какому роду относится, изменяется по числам и

падежам или нет). Определяют в словах именах

существительных — наличие орфограмм на правописание ь на конце слова после букв, обозначающих шипящие звуки, на употребление большой буквы в именах собственных. Группируют однокоренные

слова. Образуют слова с помощью суффиксов.

Разбирают предложение по членам предложения.

Анализируют деформированные предложения. Составляют и записывают предложения. Списывают тексты из учебника. Пишут зрительно-слуховые

диктанты. Отгадывают загадки, записывают их и

отгадки к ним. Анализируют тексты, определяя их

типы (повествование, описание, рассуждение). Определяют тему и основную мысль текстов. Составляют текст по картинке, вопросам, собственным впечатлениям. Озаглавливают тексты.

Анализируют, корректируют и оценивают созданный текст. Анализируют допущенные в диктанте ошибки.

82



Обучающее изложение.


83



Работа над ошибками, большая буква в именах собственных


84



Род имён существительных.

Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе.


85



Определение рода имён существительных в тексте.


86



Родовые окончания имён  существительных.


87



Изменение имён существительных по числам.


Упражнения в изменении существительных по числам.

88



Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словам. Склонение имён существительных.


89



Отработка умения склонять имена сущ. в единственном числе. Ознакомление с приёмами определения падежа.


90



Упражнения в определении падежей.


91



Упражнения в определении падежей.


92



Обучающее изложение.


93



Работа над ошибками.

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих


94



Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук

95



Контрольный диктант №6 по теме « Имя существительное»

Работа над ошибками.


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.(13 Ч.)

96



Часть речи – имя прилагательное.

Употребление в речи имён прилагательных.


Имя прилагательное, его значение, связь с именем существительным в предложении и словосочетании; изменение имен прилагательных по родам и

числам; синтаксическая функция имени прилагательного —

роль второстепенного члена предложения(определение); правописание окончаний

имен прилагательных Текст-описание; роль имен прилагательных в тексте-описании; научно-познавательный текст, его особенности.

Контрольный диктант

(49 слов) с грамматическими заданиями.

Анализируют допущенные в диктанте ошибки. Составляют предложения с именами прилагательными, в том числе по схемам. Отгадывают загадки, пишут текст загадок и отгадки к ним.

Пишут зрительно-слуховые диктанты. Анализируют тексты. Выясняют типы текстов(повествование или описание), озаглавливают их. Составляют текст-описание. Анализируют, корректируют и

Оценивают созданный текст. Передают содержание

научно-познавательного текста по вопросам

97



Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.


98



Текст-описание.


99



Закрепление знаний об имени прилагательном.


100



Изменение имен прилагательных по родам


101



Правописание родовых окончаний имён прилагательных.


102



Изменение прилагательных по числам.


103



Контрольный диктант №7 по теме « Имя прилагательное»

104



Работа над ошибками.

105



Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.


106



Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.


107



Обобщение знаний об имени прилагательном.

108



Изложение по вопросам научно-познавательного характера.


ГЛАГОЛ. ( 18 Ч.)

109



Глагол, его роль в языке.

Роль глаголов в предложении.


Глагол как часть речи,

его значение, глагольные вопросы; неопределенная форма глагола; изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время

глаголов; изменение

глаголов по родам в

прошедшем времени;

изменение глаголов по

числам; роль глаголов

в предложении. Правописание отрицательной частицы не с

глаголами; правописание глаголов с приставками. Текст;

структурные части

текста-повествования; особенности текста-рассуждения.

Речевой этикет. Жанр

приглашение (письменное); структура текста-приглашения,

особенности языковых средств.

Диктант (79 слов)

с грамматическими

заданиями.


Пишут зрительно-слуховые диктанты. Передают

содержание текста-повествования по вопросам и

по плану. Озаглавливают текст. Передают содержание текста-повествования с элементами рассуждения по вопросам, используя синонимы и антонимы.

Распознают в тексте значения многозначных слов.

Знакомятся с текстом-рассуждением. Составляют

Текст-рассуждение по данному началу. Анализируют, корректируют и оценивают созданный текст.

Анализируют текст по наличию в нем слов с изученными орфограммами. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Анализируют допущенные в диктанте ошибки. Оценивают собственный диктант. Составляют приглашение, используя изученные языковые средства (глаголы в определенных временных формах)

110



Глаголы -синонимы и глаголы-антонимы.


111



Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.


112



Текст-рассуждение.

Диагностическая работа №3

113



Изменение глагола по числам

Текст-рассуждение

114



Определение числа глаголов. Изменение глаголов по числам.

115



Изложение.


116



Работа над ошибками.

Понятие о временных формах глагола.

117



Упражнение в определении времени глагола.

Неопределённая форма глагола.


118



Упражнение в определении времени глагола.

Изменение глагола по временам.


119



Обучающее изложение.

120



Работа над ошибками.

Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени.


121



Правописание частицы не с глаголами.


122



Контрольный диктант №8

(итоговый)

123



Работа над ошибками.

Правописание частицы не с глаголами.


124



Упражнение в правописании глаголов с частицей не.

125



Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи.

Употребление глаголов с приставками


126



Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»


ПОВТОРЕНИЕ (10Ч.)

127



Обобщение знаний о словах, предложениях.

Словосочетание и предложение; виды

предложений по цели высказывания и по интонационной окраске. Текст, его особенности; тема текста, основная мысль, типы

текстов (повествование, описание, рассуждение). Слово —основная единица языка, роль слова в предложении. Состав слова; значимые части слова: основа, корень, приставка, суффикс, окончание. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.

Диктант (48 слов) с грамматическими заданиями.

128



Повторение различных текстов. Уточнение представлений учащихся об особенностях текста.


129



Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.


130



Правописание букв в корнях слов.


131



Правописание слов с приставками, с ь и ъ.

132



Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной.

133



Обогащение языка новыми словами

134



Части речи


135



Части речи


136



Повторение. КВН