Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2016 № 500
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для 3д класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Бондаренко Наталья
Михайловна
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом основной образовательной программы ОУ, авторской программы по русскому языку для 1-4 классов Т.Г. Рамзаевой (Русский язык, авт.Т.Г. Рамзаева Сборник рабочих программ «Школа России», М.: «Просвещение» 2011) с использованием Т.Г.Рамзаева «Русский язык ». Учебник для 3 класса в 2-х частях. Москва – Дрофа - 2013г.
Рабочая программа рассчитана на 136 ч.(4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Содержание учебного предмета
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Календарно - тематическое планирование уроков
№ урока | Дата | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся |
По плану | Факти- чески |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ВО 2 КЛАССЕ (10Ч) |
1 | | | Текст, предложение, слово – единица языка и речи. Обобщение знаний о предложении. Текст – единица языка и речи. | Производят звуко_буквенный анализ слов, различая звук и букву, гласные и согласные звуки. Характеризуют звуки. Наблюдают за произношением мягких согласных звуков и способами обозначения мягкости на письме. Сопоставляют произношение парных глухих и звонких согласных звуков, сравнивают обозначение парных звонких и глухих согласных на письме, применяя известные способы проверки слабой позиции согласных звуков сильной позицией (изменением формы и подбором однокоренного слова). Наблюдают за произношением безударных гласных в двусложных словах, правильно обозначают безударные гласные в корне слова, применяя способ проверки слабой позиции гласного звука (безударного гласного) его сильной позицией (ударным положением). Делят слова на слоги для переноса. Определяют в словах и текстах наличие изученных орфограмм (заглавная буква в начале предложения и в именах собственных жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, безударные гласные в корне, парные глухие и звонкие согласные в корне), обосновывают написание слов. Распознают в тексте однокоренные слова, подбирают однокоренные слова. Распознают части речи по вопросам, составляют словосочетания со связью согласования (существительное и прилагательное) и управления (глагол и существительное) — без употребления терминов видов связи. Анализируют деформированный текст, определяя границы предложений. Правильно оформляют запись предложений на письме. Определяют в предложении главные члены. Списывают предложения и тексты из учебника, проведя их предварительный языковой анализ. Пишут зрительно-слуховые диктанты, оценивают собственный результат написания диктанта, анализируют допущенные ошибки. Наблюдают вспоминают признаки текста (тематическое единство, структура, связность) |
2 | | | Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов. Распознавание слов по вопросам |
3 | | | Имена собственные. Заглавная буква. |
4 | | | Однокоренные слова. |
5 | | | Звуки и буквы. Гласные буквы Е Ё Ю Я. Слово и слог. Перенос слов. |
6 | | | Мягкий знак – показатель мягкости согласных.Разделительный ь. Правописание слов с сочетаниямижи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. |
7 | | | Развитие речи. Текст и его части. Связь между частями речи. Разделительный мягкий знак |
8 | | | Входная диагностическая работа. |
9 | | | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. |
10 | | | Закрепление. Ударные и безударные гласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.(8Ч) |
11 | | | Входной контрольный диктант №1 | Классифицируют предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, по степени распространенности. Задают смысловые вопросы к словам в предложении. Определяют грамматическую основу предложений. Находят второстепенные члены предложения. Выделяют словосочетания в предложении. Составляют словосочетания из слов (в том числе используя синонимы и антонимы). Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, правильно оформляют предложение на письме (обозначают начало предложения заглавной буквой, ставят нужный знак в конце предложения). Воспроизводят текст по вопросам. Устанавливают последовательность частей текста. Озаглавливают текст. Анализируют и корректируют созданный текст. Создают текст по собственным наблюдениям. Списывают тексты из учебника, выполняя соответствующие задания |
12 | | | Анализ контрольного диктанта. Предложение в структуре текста. Связь между заголовком и концовкой. Восклицательные предложения. |
13 | | | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. |
14 | | | Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении. Изложение по вопросам. |
15 | | | Работа над ошибками. Упражнения в установлении связи слов в предложении. Словосочетание |
16 | | | Словарный диктант.Предложение и словосочетание. Закрепление. Предложение и словосочетание. |
17 | | | Сочинение на тему « Забавный случай с моим домашним питомцем» |
18 | | | Работа над ошибками. Анализ сочинения. |
ТЕКСТ (3Ч) |
19 | | | Текст. Тема текста. | Определяют тему текста, анализируют текст (определяют основную мысль, озаглавливают текст). Списывают тексты из учебника |
20 | | | Тема текста. |
21 | | | Обобщение. |
СОСТАВ СЛОВА (10 Ч) |
22 | | | Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов. Корень слова. | Наблюдают за признаками однокоренных слов (лексическое значение и одинаковый звуковой со_ став).Изменяютслова по алгоритму (изменение формы слова). Группируют однокоренные слова, распознают и подбирают однокоренные слова. Анализируют заданную схему состава слова и подбирают к ней слова. Выделяют в слове окончание и основу, определяют роль окончания (служит для связи слов в предложении и словосочетании). Сопоставляют словоформы и однокоренные слова. Выделяют приставку и суффикс в слове, наблюдают за смысловыми значениями приставок и суффиксов, образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов. Разбирают слова по составу. Определяют наличие изученных орфограмм в тексте, объясняют(обосновывают) написание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением, и согласных в корне. Списывают из учебника тексты, выполняя задания по морфемному разбору слов. Пишут зрительно-слуховые диктанты, анализируют правильность их написания, исправляют ошибки. Анализируют деформированные предложения, исправляют их и правильно записывают, изменяя окончания в словах. Наблюдают за ролью предлога в предложении, сопоставляют его роль с ролью окончания. Создают повествовательный текст по словесному и картинному плану. Передают содержание текста по вопросам с учетом структуры и заголовка. Озаглавливают текст, соотносят содержание текста и заглавие. Анализируют и редактируют свой текст, оценивают его, находят в тексте смысловые ошибки и исправляют их |
23 | | | Понятие об окончании. Окончание и его роль в предложении. |
24 | | | Сочинение по серии картинок. |
25 | | | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Закрепление темы «Окончание». |
26 | | | Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке. |
27 | | | Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова. |
28 | | | Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов. Приставка – значимая часть слова. Суффикс и приставка. |
29 | | | Контрольный диктант №2 по теме «Состав слова» |
30 | | | Работа над ошибками. Закрепление. |
31 | | | Изложение текста по вопросам. Работа над ошибками. Закрепление. |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне (10ч) |
32 | | | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне. | Наблюдают за единообразным написанием корня. Делают звуко-буквенный анализ слова. Определяют в корне слова наличие орфограмм на правописание безударных гласных, парных глухих и звонких согласных. Объясняют написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне, на конце и в середине слова. Применяют способы проверки слабой позиции парных глухих и звонких согласных звуков. Списывают тексты из учебника, объясняя написание орфограмм. Пишут тексты под диктовку, в том числе и с предварительным анализом. Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают нужный знак в конце предложения. Определяют тему текста, озаглавливают текст, Передают содержание текста по плану. Составляют текст по картинке и опорным словам, а также по собственным наблюдениям. Анализируют и редактируют свой текст, оценивают его, находят в тексте смысловые ошибки. Контролируют правильность записи текста, находят неверно записанные слов и исправляют ошибки |
33 | | | Проверка слов с парными согласными в корне. |
34 | | | Проверка слов с глухими и звонкими согласными в конце и середине слова. |
35 | | | Упражнение в написании слов с парными глухими и звонкими согласными в корне. |
36 | | | Обучающее изложение. |
37 | | | Работа над ошибками. Закрепление. |
38 | | | Упражнение в правописании слов с парными глухими и звонкими согласными в корне. |
39 | | | Составление текста по картинке и опорным словам. |
40 | | | Контрольный диктант №3 по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне» |
41 | | | Анализ контрольного диктанта. Закрепление. |
Безударные гласные в корне слова. (15 ч.) |
42 | | | Безударные гласные в корне слова. | Определяют ударный слог в неодносложных словах. Наблюдают за особенностями проверяемых и проверочных слов: соотносят звучание и написание слова, объясняют случаи расхождения звучания и написания (леса — лиса). Определяют в корне слова наличие орфограмм на безударные проверяемые и непроверяемые гласные. Обосновывают написание слов с проверяемыми безударными гласными. Доказывают правильность написания слов, используя орфографический словарь учебника. Усваивают алгоритм проверки безударных гласных в корне на основе двух способов проверки слабой позиции гласного звука его сильной позицией (изменение формы слова и подбор однокоренных слов, в том числе и нескольких для слов с двумя безударными гласными в корне); делают звуко-буквенный разбор слов. Списывают из учебника текс_ ты. Составляют предложения по картинке. Восстанавливают деформированные предложения. Составляют текст по картинке и опорным словам. Передают содержание текста по вопросам и по плану. Определяют основную мысль текста, сопоставляют ее с темой текста. Озаглавливают текст, анализируют и корректируют созданный текст. Пишут диктанты, в том числе по памяти, объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Анализируют допущенные в диктанте ошибки |
43 | | | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки. |
44 | | | Сочинение «Зимние забавы детей» |
45 | | | Работа над ошибками. |
46 | | | Упражнение в проверке безударных гласных. |
47 | | | Отработка умения делить текст на части. |
48 | | | Изложение повествовательного характера. |
49 | | | Работа над ошибками. |
50 | | | Восстановительный диктант. |
51 | | | Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. |
52 | | | Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте. |
53 | | | Правописание слов с двумя безударными гласными. |
54 | | | Слова, сходные по звучанию. Правописание слов с безударными гласными. |
55 | | | Контрольный диктант №4 по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне» |
56 | | | Контрольный административный диктант |
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком (7 ч.) |
57 | | | Работа над ошибками. Закрепление. Правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне. | Наблюдают произношение и написание слов с непроизносимыми согласными звуками. Соотносят звучание и написание слова. Объясняют случаи расхождения звучания и написания. Определяют в корне слова наличие орфограммы «непроизносимые согласные». Обосновывают написание слов с непроизносимыми согласными. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Анализируют допущенные в диктанте ошибки. Пишут выборочные и зрительно-слуховые диктанты. Восстанавливают деформированные предложения, разбирают их по членам предложения. Пишут изложение повествовательного текста по опорным словам |
58 | | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова |
59 | | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
60 | | | Правописание слов типа чудесный, опасный |
61 | | | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне» |
62 | | | Работа над ошибками. |
63 | | | Обобщение правил о правописании корня. |
| Обобщение правил о правописании корня.( 3 ч.) |
64 | | | Обобщение правил правописания корней слов. | Три правила единообразного написания корня: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных и непроизносимых согласных. Текст, тема текста, структурные части текста. |
65 | | | Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных |
66 | | | Написание изложения с использованием памятки |
Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов приставками.( 6 ч.) |
67 | | | Приставка. Правописание приставок | Приставка — значимая часть слова, значение приставки, единообразное написание приставок, написание предлогов и приставок со словами. Текст, структурные части текста, основная мысль текста Соотносят звучание и написание частей слова, в том числе и приставок, объясняют случаи расхождения звучания и написания. Наблюдают за правописанием приставок. Определяют в приставке и корне слова наличие орфограмм на правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, обосновывают написание таких слов. Сопоставляют правила правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях и приставках. |
68 | | | Правописание безударных гласных в приставках |
69 | | | Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне. |
70 | | | Обучающее изложение. |
71 | | | Предлоги и приставки. |
72 | | | Упражнение в распознавании предлогов и приставок. Словарный диктант. |
Разделительный твёрдый знак. ( 4 ч.) |
73 | | | Разделительный твёрдый знак Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ) | Правило употребления разделительного твердого знака. Текст-повествование, структура текста-повествования, заглавие Текста-повествования Анализируют слово с точки зрения состава. Группируют слова с разделительными ь и ъ знаками. Сравнивают и различают слова с ь и ъ разделительными знаками. Определяют в слове наличие орфограмм на употребление разделительных ь и ъ знаков. Обосновывают написание слов с разделительными ь и ъ знаками. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Отгадывают загадки, списывают их, пишут отгадки. Разбирают предложения по членам. Воспроизводят текст-повествование по частям. Соотносят текст и заголовок. Анализируют уместность использования языковых средств |
74 | | | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. |
75 | | | Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь |
76 | | | Ознакомление с особенностями повествовательного текста. Отработка умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям. |
ЧАСТИ РЕЧИ. ( 4 Ч.) |
77 | | | Понятие о частях речи. Местоимение. | Части речи в русском языке, самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие; служебные части речи: предлог. Различение самостоятельных частей речи, изменение самостоятельных частей речи по числам, синтаксическая функция частей речи. Текст, структурные части текста Распознают части речи по значению, вопросу и роли в предложении. Классифицируют слова по принадлежности к частям речи. Наблюдают за изменением знаменательных частей речи в тексте по числам, изменяют эти части речи по числам; наблюдают за употреблением местоимений в тексте, знакомятся с термином «местоимение». Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак препинания в конце предложения. Составляют предложения с определенными частями речи. Разбирают предложения по членам, определяя синтаксическую функцию той или иной части речи. |
78 | | | Упражнение в распознавании частей речи. |
79 | | | Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам. |
80 | | | Части речи и их правильное употребление. |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.(15 Ч.) |
81 | | | Имя существительное и его роль в речи. Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что? | Имя существительное, его грамматическое значение и грамматические признаки: одушевленные и неодушевленные имена существительные, род имени существительного, окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода, изменение имен существительных по числам, изменение имен существительных по падежам (склонение), синтаксическая роль имен существительных, правописание ь на конце имен существительных женского рода после букв,обозначающих шипящие звуки. Текст, структурные части текста, заголовок текста. Диктант (63 слова) с грамматическими заданиями. Наблюдают за ролью имен существительных в речи. Уточняют лексическое значение слов. Сопоставляют значения многозначных слов. Классифицируют и группируют имена существительные по признаку одушевленности и неодушевленности, по родам — существительные мужского, женского и среднего рода. Овладевают способом определения рода имен существительных, в форме как единственного, так и множественного числа и в форме косвенных падежей. Наблюдают за окончаниями имен существительных. Сопоставляют окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода, изменяют имена существительные по числам и падежам. Определяют падеж имени существительного в составе словосочетания и предложения по вопросу и предлогу. Сопоставляют синтаксическую функцию имени существительного в именительном и в косвенных падежах.Соотносят слово — имя существительное — и набор его грамматических характеристик. Выбирают из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками.Анализируютграмматические признаки имени существительного (к какому роду относится, изменяется по числам и падежам или нет). Определяют в словах именах существительных — наличие орфограмм на правописание ь на конце слова после букв, обозначающих шипящие звуки, на употребление большой буквы в именах собственных. Группируют однокоренные слова. Образуют слова с помощью суффиксов. Разбирают предложение по членам предложения. Анализируют деформированные предложения. Составляют и записывают предложения. Списывают тексты из учебника. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Отгадывают загадки, записывают их и отгадки к ним. Анализируют тексты, определяя их типы (повествование, описание, рассуждение). Определяют тему и основную мысль текстов. Составляют текст по картинке, вопросам, собственным впечатлениям. Озаглавливают тексты. Анализируют, корректируют и оценивают созданный текст. Анализируют допущенные в диктанте ошибки. |
82 | | | Обучающее изложение. |
83 | | | Работа над ошибками, большая буква в именах собственных |
84 | | | Род имён существительных. Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе. |
85 | | | Определение рода имён существительных в тексте. |
86 | | | Родовые окончания имён существительных. |
87 | | | Изменение имён существительных по числам. Упражнения в изменении существительных по числам. |
88 | | | Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словам. Склонение имён существительных. |
89 | | | Отработка умения склонять имена сущ. в единственном числе. Ознакомление с приёмами определения падежа. |
90 | | | Упражнения в определении падежей. |
91 | | | Упражнения в определении падежей. |
92 | | | Обучающее изложение. |
93 | | | Работа над ошибками. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих |
94 | | | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук |
95 | | | Контрольный диктант №6 по теме « Имя существительное» Работа над ошибками. |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.(13 Ч.) |
96 | | | Часть речи – имя прилагательное. Употребление в речи имён прилагательных. | Имя прилагательное, его значение, связь с именем существительным в предложении и словосочетании; изменение имен прилагательных по родам и числам; синтаксическая функция имени прилагательного — роль второстепенного члена предложения(определение); правописание окончаний имен прилагательных Текст-описание; роль имен прилагательных в тексте-описании; научно-познавательный текст, его особенности. Контрольный диктант (49 слов) с грамматическими заданиями. Анализируют допущенные в диктанте ошибки. Составляют предложения с именами прилагательными, в том числе по схемам. Отгадывают загадки, пишут текст загадок и отгадки к ним. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Анализируют тексты. Выясняют типы текстов(повествование или описание), озаглавливают их. Составляют текст-описание. Анализируют, корректируют и Оценивают созданный текст. Передают содержание научно-познавательного текста по вопросам |
97 | | | Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. |
98 | | | Текст-описание. |
99 | | | Закрепление знаний об имени прилагательном. |
100 | | | Изменение имен прилагательных по родам |
101 | | | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
102 | | | Изменение прилагательных по числам. |
103 | | | Контрольный диктант №7 по теме « Имя прилагательное» |
104 | | | Работа над ошибками. |
105 | | | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. |
106 | | | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. |
107 | | | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
108 | | | Изложение по вопросам научно-познавательного характера. | |
ГЛАГОЛ. ( 18 Ч.) |
109 | | | Глагол, его роль в языке. Роль глаголов в предложении. | Глагол как часть речи, его значение, глагольные вопросы; неопределенная форма глагола; изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов; изменение глаголов по родам в прошедшем времени; изменение глаголов по числам; роль глаголов в предложении. Правописание отрицательной частицы не с глаголами; правописание глаголов с приставками. Текст; структурные части текста-повествования; особенности текста-рассуждения. Речевой этикет. Жанр приглашение (письменное); структура текста-приглашения, особенности языковых средств. Диктант (79 слов) с грамматическими заданиями. Пишут зрительно-слуховые диктанты. Передают содержание текста-повествования по вопросам и по плану. Озаглавливают текст. Передают содержание текста-повествования с элементами рассуждения по вопросам, используя синонимы и антонимы. Распознают в тексте значения многозначных слов. Знакомятся с текстом-рассуждением. Составляют Текст-рассуждение по данному началу. Анализируют, корректируют и оценивают созданный текст. Анализируют текст по наличию в нем слов с изученными орфограммами. Контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Анализируют допущенные в диктанте ошибки. Оценивают собственный диктант. Составляют приглашение, используя изученные языковые средства (глаголы в определенных временных формах) |
110 | | | Глаголы -синонимы и глаголы-антонимы. |
111 | | | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. |
112 | | | Текст-рассуждение. Диагностическая работа №3 |
113 | | | Изменение глагола по числам Текст-рассуждение |
114 | | | Определение числа глаголов. Изменение глаголов по числам. |
115 | | | Изложение. |
116 | | | Работа над ошибками. Понятие о временных формах глагола. |
117 | | | Упражнение в определении времени глагола. Неопределённая форма глагола. |
118 | | | Упражнение в определении времени глагола. Изменение глагола по временам. |
119 | | | Обучающее изложение. |
120 | | | Работа над ошибками. Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени. |
121 | | | Правописание частицы не с глаголами. |
122 | | | Контрольный диктант №8 (итоговый) |
123 | | | Работа над ошибками. Правописание частицы не с глаголами. |
124 | | | Упражнение в правописании глаголов с частицей не. |
125 | | | Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи. Употребление глаголов с приставками |
126 | | | Контрольный диктант №9 по теме «Глагол» |
ПОВТОРЕНИЕ (10Ч.) |
127 | | | Обобщение знаний о словах, предложениях. | Словосочетание и предложение; виды предложений по цели высказывания и по интонационной окраске. Текст, его особенности; тема текста, основная мысль, типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Слово —основная единица языка, роль слова в предложении. Состав слова; значимые части слова: основа, корень, приставка, суффикс, окончание. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол. Диктант (48 слов) с грамматическими заданиями. |
128 | | | Повторение различных текстов. Уточнение представлений учащихся об особенностях текста. |
129 | | | Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний. |
130 | | | Правописание букв в корнях слов. |
131 | | | Правописание слов с приставками, с ь и ъ. |
132 | | | Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной. |
133 | | | Обогащение языка новыми словами |
134 | | | Части речи |
135 | | | Части речи |
136 | | | Повторение. КВН |