Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по русскому языку В. П. Канакиной.
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение предмета «Русский язык» в начальной школе отводится всего 527 часов. В третьем классе на изучение русского языка отводится 161 час. Из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Речь» - 25 часов.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, уважительного отношения к труду;
формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты
Ученик научится:
понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, основа)
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные форма
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости. -мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного в слове.
Ученик получит возможность научиться:
строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненных проблем, представлять результаты проекта;
собирать информацию в справочной литературе, интернет-источниках;
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звукобуквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов. годе слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов: лиц местоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена : по родам; изменять глаголы по временам;
интонационно правильно произносить предложения; определять вид по цели высказывания и интонации;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
производить элементарный синтаксический разбор предложения:
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тема текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план теист
определять тип текста;
писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
2. Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания:
формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета, учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Наша речь и наш язык (1 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст. Предложение. Словосочетание (10 ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи (15 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений)
Состав слова (12 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (19 ч)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность). Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
Части речи (68 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Лицо, число, род личных местоимений
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами
Повторение (10 ч)
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Внутрипредметный модуль «Речь» (25 ч)
Цели внутрипредметного модуля:
способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка,
содействовать развитию речи детей;
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
повышать уровень языкового развития школьников,
воспитывать познавательный интерес к родному языку,
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников
Содержание внутрипредметного модуля
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Толковый словарь. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Стилистическая принадлежность текстов, составление текста в заданном стиле. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.
3. Тематическое планирование
№ n/n | Раздел программы | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
1. | Наша речь и наш язык | 2 | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание | 10 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Различать простые и сложные предложения. |
3. | Слово в языке и речи | 15 | Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов, находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. |
4. | Состав слова | 12 | Освоить новые понятия: корень слова, формы слова, окончание, приставка, суффикс, основа слова. Уметь находить морфемы. Проводить разбор слов по составу |
5. | Правописание частей слова | 19 | Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Работать с орфографическим словарём. |
6. | Части речи | 68 | Повторение и углубление знаний о частях речи. |
7. | Повторение | 10 | Применять полученные знания в разных ситуациях. |
8. | Внутрипредметный модуль «Речь» | 25 | Учиться культуре речи (правильности, точности, богатству, выразительности) |
| Итого | 161 | |
4.Формы контроля знаний:
входной контроль;
самоконтроль;
взаимоконтроль;
тематический контроль;
промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;
итоговые контроль (годовая промежуточная аттестация).
5.Учебно-методическое обеспечение программы
Для учащихся | Для учителя |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», учебник (ч.1 и ч.2). Москва. Просвещение 2011 « Рабочая тетрадь» 3класс (ч.1 и ч.2). Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2011 Орфографические словари | « Русский язык» 3 класс (ч.1 и ч.2) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2011 « Рабочая тетрадь» 3класс (ч.1 и ч.2) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2011 Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. «Контрольные и проверочные работы» 3 класс. Москва. Дрофа 2012 Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. «1200 диктантов и творческих работ по русскому языку» 3класс. Москва. Дрофа 2014 Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников по русскому языку» 3класс. Москва. Дрофа 2011 Кувашова Н.Г. «Сочинения для учащихся 1-4 классов». Волгоград «Учитель» 2011 Контрольно-измерительные материалы 3 класс к учебнику «Русский язык». Москва, издательство « ВАКО» 2011 |
6. Список литературы
ФГОС НОО
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение».
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования
Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях