СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (на основе авторской программы В. П. Канакиной, УМК «Школа России») 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (на основе авторской программы В. П. Канакиной, УМК «Школа России») 3 класс. На изучение предмета «Русский язык» в начальной школе отводится всего 527 часов. В третьем классе на изучение русского языка отводится 161 час. Из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Речь» - 25 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (на основе авторской программы В. П. Канакиной, УМК «Школа России») 3 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по русскому языку В. П. Канакиной.

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение предмета «Русский язык» в начальной школе отводится всего 527 часов. В третьем классе на изучение русского языка отводится 161 час. Из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Речь» - 25 часов.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты


  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, уважительного отношения к труду;

  • формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;



Метапредметные результаты



  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;



Предметные результаты

Ученик научится:

  • понимать, что предложение - это основная единица речи;

  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

  • называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

  • различать словосочетание и предложение;

  • называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

  • называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, основа)

  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные форма

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и в слабой позиции в корне слова;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости. -мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного в слове.

Ученик получит возможность научиться:

  • строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненных проблем, представлять результаты проекта;

  • собирать информацию в справочной литературе, интернет-источниках;

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;

  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

  • производить звуковой и звукобуквенный разбор слова;

  • производить морфемный разбор ясных по составу слов. годе слова разных частей речи;

  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов: лиц местоимений);

  • изменять имена существительные, имена прилагательные, склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена : по родам; изменять глаголы по временам;

  • интонационно правильно произносить предложения; определять вид по цели высказывания и интонации;

  • вычленять в предложении основу и словосочетания;

  • производить элементарный синтаксический разбор предложения:

  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тема текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план теист

  • определять тип текста;

  • писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.


2. Содержание учебного предмета


Основные задачи реализации содержания:

формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета, учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.



Наша речь и наш язык (1 ч)


Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.


Текст. Предложение. Словосочетание (10 ч)



Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.


Слово в языке и речи (15 ч)


Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений)

Состав слова (12 ч)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.


Правописание частей слова (19 ч)


Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).

Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце, здравствуй, местность). Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Части речи (68 ч)


Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Лицо, число, род личных местоимений

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами


Повторение (10 ч)


Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.  


Внутрипредметный модуль «Речь» (25 ч)


Цели внутрипредметного модуля:

  • способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка,

  • содействовать развитию речи детей;

  • совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

  • повышать уровень языкового развития школьников,

  • воспитывать познавательный интерес к родному языку,

решать проблемы интеллектуального развития младших школьников


Содержание внутрипредметного модуля


Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Толковый словарь. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Стилистическая принадлежность текстов, составление текста в заданном стиле. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.



3. Тематическое планирование


№ n/n

Раздел программы

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

1.

Наша речь и наш язык

2

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользу­емся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и на­циональных языков.

2.

Текст. Предложение. Словосочетание

10

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Плани­ровать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Различать простые и сложные предложения.

3.

Слово в языке и речи

15

Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тек­сте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов, находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

4.

Состав слова

12

Освоить новые понятия: корень слова, формы слова, окончание, приставка, суффикс, основа слова. Уметь находить морфемы. Проводить разбор слов по составу

5.

Правописание частей слова

19

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Работать с орфографическим словарём.

6.

Части речи

68

Повторение и углубление знаний о частях речи.

7.

Повторение

10

Применять полученные знания в разных ситуациях.

8.

Внутрипредметный модуль «Речь»

25

Учиться культуре речи (правильности, точности, богатству, выразительности)


Итого

161




4.Формы контроля знаний:

  • входной контроль;

  • самоконтроль;

  • взаимоконтроль;

  • тематический контроль;

  • промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;

  • итоговые контроль (годовая промежуточная аттестация).


5.Учебно-методическое обеспечение программы

Для учащихся

Для учителя

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», учебник (ч.1 и ч.2). Москва. Просвещение 2011

  • « Рабочая тетрадь» 3класс (ч.1 и ч.2). Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2011

  • Орфографические словари


  • « Русский язык» 3 класс (ч.1 и ч.2) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2011

  • « Рабочая тетрадь» 3класс (ч.1 и ч.2) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва. Просвещение 2011

  • Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. «Контрольные и проверочные работы» 3 класс. Москва. Дрофа 2012

  • Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. «1200 диктантов и творческих работ по русскому языку» 3класс. Москва. Дрофа 2014

  • Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников по русскому языку» 3класс. Москва. Дрофа 2011

  • Кувашова Н.Г. «Сочинения для учащихся 1-4 классов». Волгоград «Учитель» 2011

  • Контрольно-измерительные материалы 3 класс к учебнику «Русский язык». Москва, издательство « ВАКО» 2011



6. Список литературы

  1. ФГОС НОО

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение».

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования

  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях