СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Предмет «Русский язык» изучается в 5 классе в объеме170 часов, из расчета 5 часов в неделю.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" в 5 классе»






Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Текст

Ученик 5 класса научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (план текста, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Ученик 5 класса научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление как жанр публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (рецензия, реферат, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

Общие сведения о языке

Ученик 5 класса научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире;

• определять различия между литературным языком и просторечием;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика

Ученик научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и морфемного анализа слова;

• применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Ученик получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология

Ученик научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Ученик научится:

  • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Ученик научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Ученик получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Ученик научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка.















































Содержание учебного предмета



Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МБОУ «Киржеманская СОШ». Предмет «Русский язык» изучается в 5 классе в объеме170 часов, из расчета 5 часов в неделю.


Раздел 1. Язык и общение(3 часа)


Темы раздела 1. Язык и общение. Язык и человек. Читаем учебник. Слушаем на уроке (общение устное и письменное). Стили речи.

Основные виды учебной деятельности.

Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важнейшим показателем культуры человека.

Строят рассуждение, используя как тезис приведенное в учебнике высказывание.

Раздел 2. Повторение изученного в начальной школе (24 часа)


Темы раздела 2. Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых, непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. Буквы И, У, А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Части речи. Глагол. _-Тся и –ться в глаголах. Личные окончания глаголов. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Тема текста. Основная мысль текста. Составление диалога.

Сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Основные виды учебной деятельности.

Активизируют знания в области фонетики, орфоэпии, морфологии, орфографии, синтаксиса. Выполняют фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Объясняют орфограммы и пунктограммы.


Раздел 3.Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (33 часа)


Темы раздела 3. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания, по интонации. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами, знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. Предложения с обращениями. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения.

Прямая речь. Диалог

Сжатое изложение. Сочинение по впечатлениям. Сочинение-письмо. Контрольная работа по теме «Простое и сложное предложение»

Основные виды учебной деятельности.

Узнают признаки предложения и словосочетания. Характеризуют основные единицы синтаксиса. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания в простом и сложном предложении. Устраняют недочеты в выборе средств связи между предложениями. Анализируют предложения с точки зрения их состава (по наличию главных и второстепенных членов предложения) Составляют схемы предложений с однородными членами и обобщающим словом при однородных членах. Производят синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложения. Составляют диалог.


Раздел 4.Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12часов)

Темы раздела 4.Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи: гласные и согласные. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.Умение находить справки о произношении слов в различных словарях. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Изложение. Сочинение-описание предмета. Сочинение-описание картины. Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфография»

Основные виды учебной деятельности. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи: гласные и согласные. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласной е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Раздел 5. Лексика. Культура речи (10 часов)


Темы раздела 5.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание предмета, изображенного на картине. Использование необходимых языковых средств. Проект «Путешествие в слово» (презентации)

Написание изложения. Сочинение по картине. Составление словарной статьи по образцу. Проверочная работа по теме «Лексика»

Проект «Биография слова»

Основные виды учебной деятельности. Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к словам. Выступают с устным сочинением – описанием картины. Выделяют в речи общеупотребительные слова. Находят в текстах однозначные имногозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, определяют прямое и переносное значение слова. Отмечают ошибки художников в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных слов. Находят указанные слова в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие синонимы или антонимы. Приводят примеры. Готовятся к написанию сжатого изложения. Пишут сжатое изложение. Пишут диктант. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов). Записывают примеры словарных статей.


Раздел 6.Морфемика. Орфография. Культура речи(23 часа)


Темы раздела 6.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Морфемика и словообразование. Описание поме­щения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материа­лов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в кор­не–кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-.Буквыа и о в корне -зар зор-. Буквы ы, и после приста­вок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Сочинение-письмо. Выборочное изложение. Сочинение по картине. Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Основные виды учебной деятельности. Анализируют слово с точки зрения его состав; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова; составляют цепочки однокоренных слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов. Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения. Усваивают правило написания букв а и о в корне –кас- -кос-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют разные значения слов с корнем –кас- -кос-. Усваивают правило написания букв а и о в корне –гар- -гор-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом. Усваивают правило написания букв а и о в корне –зар- -зор-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам.

Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи (18+10+27 часов)


Темы раздела 7. Имя существительное (14+3+1 ч) Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Род имён существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имён существительных. Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Сжатое изложение. Изложение от 3 лица. Сочинение по картине. Контрольный диктант

Имя прилагательное (7+2+1 ч)Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Сочинение-описание животного. Сочинение-описание картины. Контрольный диктант

Глагол (23+2+2 ч)Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола. Правописание -тся и -тъся в глаголах. Совершенный и несовершенный вид глагола. I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Время глагола. Употребление времён. Буквы е – и в корнях с чередованием: -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - пep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Не с глаголами. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки. Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли и устранения неоправданного повтора слов. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Изложение. Сочинение по рисункам. Контрольный диктант

Основные виды учебной деятельности. Активизируют знания о существительном, прилагательном, глаголе как о частях речи. Характеризуют морфологические признаки и синтаксическую роль. Распознают каждую часть речи среди других частей речи. Правильно определяют разряды прилагательных. Различают способы слитного, дефисного и раздельного написания. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по темам раздела.


Раздел 8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе. Культура речи(9 часов)


Темы раздела 8. Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.

Итоговый контрольный диктант. Итоговый тест

Основные виды учебной деятельности. Систематизируют знания о разделах науки о языке. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке» Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм. Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений. Пишут сочинение на выбранную тему. Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке. Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами. Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке. Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов. Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке.

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем


Всего часов

Форма занятия

Оценка результатов освоения знаний

Планируемые результаты (УУД)

Учебно-методическое пособие

Дата проведения урока

план

факт

Раздел 1. Язык и общение (3часа)

1.

Язык и человек. Язык и культура. Язык и его единицы.

1

Комбинированный урок

Составление плана

Предметные :

представление об основных функциях языка, о роли русского языка в жизни человека и общества;

Метапредметные:

познавательные:

владение всеми видами речевой деятельности

Регулятивные:

Адекватноепонимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров

Коммуникативные:

способность определять цели предстоящей учеб­ной деятельности (индивидуальной и коллек­тивной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме

Личностные:

– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.


Презентация

Таблица «Древо языков»



2.


Читаем учебник. Слушаем на уроке (Общение устное и письменное)

1

Комбинированный урок

Устное и письменное высказывание

Диск к

учебнику



3.

Стили речи

1

Развитие речи

Ответы учащихся

Таблица «Типы и стили речи»



Раздел 2. Повторение изученного в начальной школе (21+2+1час)

4.


Звуки и буквы. Произношение и правописание

1


Закрепление

Анализ таблицы, тест

Предметные:

Знать основные разделы языка и уметь производить морфемный разбор слова.

Метапредметные:

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
















Диск к учебнику



5.

Орфограмма

1

Закрепление

Анализ таблицы, самостоятельная работа




6.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

Обобщение изученного

Анализ слов

Учебник



7.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Систематизация и обобщение изученного

Устный опрос; словарный объяснительный диктант

Дидактический материал



8.

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

Урок закрепления знаний

Ответы учащихся.

Карточки



9.

Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова

1

Закрепление; урок-практикум

Групповая работа

Учебник



10.

Буквы И, У, А после шипящих

1

Урок обобщения и систематизации знаний; урок-игра

Индивидуальная и групповая работа

Диск к учебнику



11.

Разделительные Ъ и Ь.

1

Урок закрепления знаний

Упражнение




12.

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

Закрепление знаний

Упражнение




13.

Текст. Что мы знаем о тексте? Словарный диктант

1

Развитие речи

Словарный диктант




14.

Изложение «Хитрый заяц» по тексту Г.А. Скребицкого

1

Развитие речи

изложение




15.

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

1

Урок закрепления знаний

Упражнение




16.

Глагол

1

Урок пополнения знаний

Упражнение




17.

-Тся и –ться в глаголах

1

Закрепление изученного

Упражнение




18.

Тема текста

1

Урок развития речи

Ответы




19.

Личные окончания глаголов

1

Урок наблюдения

Упражнения




20, 21.

Имя существительное

2

Урок-исследование

Тест




22, 23.

Имя прилагательное

2

Урок-исследование

Тест




24.

Местоимение

1

Урок повторения

Упражнение




25.

Основная мысль текста

1

Урок развития речи

Ответы




26.

Рр Сочинение по картине А. Пластова «Летом»

1

Урок развития речи

Сочинение

Репродукция картины



27.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе»

1

Урок контроля

диктант

Текст диктанта



Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (27+3+3 часа)


28.


Анализ контрольного диктанта. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи



1


Урок анализа, урок открытия нового


Анализ предложений


Предметные:

  1. освоение базовых понятий лингвистики: линг­вистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысло­вые типы речи (повествование, описание, рассужде­ние); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.




























Диск

таблица



29, 30.

Словосочетание

2

Урок-наблюдение

Анализ словосочетаний

Раздаточный материал



31.

Разбор словосочетания

1


Практикум

Разбор словосочетаний

Рабочие тетради к учебнику



32.




Предложение



1







Урок усвоения новых знаний

Упражнение

Таблица




Рабочая тетрадь



33.

Виды предложений по цели высказывания

1

Урок «открытия» нового знания





34.

Сжатое изложение по тексту упр. 144

1

Урок развития речи

Изложение




35.

Словарный диктант. Восклицательные предложения

1

Урок «открытия» нового знания

Словарный диктант




36.

Сочинение по впечатлениям «Памятный день в школе»

1

Урок развития речи

Сочинение

Темы сочинений



37.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

Урок изучения нового материала

Практическая работа




38.

Контрольный диктант за

1-ю четверть

1

Урок контроля

Диктант

Текст диктанта



39.

Анализ диктанта. Главные члены предложения. Сказуемое

1

Урок погружения в тему

Упражнения




40.

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок открытия нового

Упражнения




41.

Нераспространенные и распространенные предложения

1

Урок «открытия» нового знания

Групповая работа




42, 43.

Второстепенные члены предложения. Дополнение

2

Уроки погружения в тему

Упражнения, практическая работа




44.

Определение

1

Урок-наблюдение

Ответы учащихся




45.

Обстоятельство

1

Урок наблюдения

Упражнение




46.

Предложения с однородными членами

1

Урок-исследование

Упражнения




47.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Урок открытия нового

Анализ предложений

Схемы предложений



48.

Обобщающие слова при однородных членах

1

Урок-исследование

Упражнения

Схемы предложений



49.

Проверочный тест по теме «Предложения с однородными членами»

1

Урок контроля знаний

Тест

Вопросы теста



50.

Предложения с обращениями

1

Урок открытия нового

Упражнения

Учебник



51.

Письмо

1

Урок развития речи

Сочинение-письмо




52.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

1

Урок-практикум

Разборы предложений




53, 54.

Простые и сложные предложения

2

Урок наблюдения

Ответы учащихся




55.

Синтаксический разбор сложного предложения

1

Практикум

Разбор предложений




56.

Прямая речь

1

Открытие нового

Упражнения




57.

Диалог

1

Практикум

Составление диалога




58.

Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

Урок повторения и обобщения изученного

Ответы учащихся




59.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация»

1

Урок контроля знаний

Диктант

Текст диктанта



60.

Анализ диктанта. Выборочное изложение по тексту упражнения 261

1

Урок развития речи

Изложение

Текст для изложения



Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи (10+3+1 час)

61.

Фонетика. Гласные звуки

1

Урок повторения и обобщения изученного

Ответы учащихся

Предметные:

овладение основными стилистическими ресурса­ми лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпиче­скими, лексическими, грамматическими, орфографи­ческими, пунктуационными), нормами речевого эти­кета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Толковый словарь



62.

Согласные звуки

1

Урок повторения

Упражнения




63.

Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие

1

Урок наблюдения

Ответы учащихся

Таблица «Звуки речи»



64, 65.

Повествование. Изложение текста упр. 283

2

Уроки развития речи

Изложение




66.

Согласные звонкие и глухие

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа со словами, тест





67.

Графика. Алфавит


Урок развития речи

Знание алфавита и его практическое применение

Алфавит



68.

Описание предмета. Сочинение- описание предмета

1

Урок развития речи

Навыки написания сочинения




69.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

Урок усвоения нового материала

Работа со словарями, ответы на вопросы




70.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1

Комбинированный урок

Работа со словарями, беседа по вопросам, выполнение упражнений




71.

Орфоэпия. Фонетический разбор слова

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-семинар

Подготовленный диктант; выполнение лингвистических заданий

Презентация

Рабочие тетради




72.

Повторение темы «Фонетика»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок с использованием игровых технологий

Работа с учебником, беседа по вопросам, выполнение упражнений

73.

Контрольная работа по теме «Фонетика»

1


Урок контроля знаний

Контрольная работа

Текст контрольной работы



74.

Анализ контрольной работы. Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птица»

1

Урок развития речи


Сочинение

Презентация, репродукция картины



Раздел 5. Лексика. Культура речи (7+2+1 час)


75.

Слово и его лексическое значение

1

Урок «открытия» нового знания

Практическая работа

Предметные: овладение основными стилистическими ресурса­ми лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого эти­кета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Метапредметные:РегулятивныеУУД: вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета. 2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД:1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД:оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.


Словари русского языка



76.

Однозначные и многозначные слова

1

Урок-наблюдение

Упражнения

Толковый словарь, словарь в учебнике



77.

Прямое и переносное значение слова

1

Урок наблюдения над словом

Ответы учащихся

Учебник



78.

Омонимы

1

Урок открытия нового

Упражнения

Словарь омонимов



79.

Синонимы

1

Урок открытия нового

Практическая работа

Словарь синонимов



80.

Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

Урок развития речи

Сочинение

Репродукция картины



81.

Антонимы

1

Урок знакомства с новым

Практическая работа




82.

Повторение изученного в разделе «Лексика». Проект «Биография слова»

1

Урок актуализации знаний

Практическая работа

Таблица



83.

Изложение от 3 лица «Первый снег»

1

Урок развития речи

Навыки написания подробного изложения

Текст для изложения



84.

Проверочная работа по теме «Лексика»

1

Урок контроля знаний

Тест




Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи (18+3+2 часа)

85.

Анализ проверочной работы. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.


1

Урок открытия новых знаний

Тест, беседа, работа со словарями.

Предметные:

  1. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб­ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

2) проведение различных видов анализа слова (фо­нетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект­ного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ­циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Регулятивные:

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.


Личностные УУД:

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Адекватно воспринимать оценку учителя. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.





86.

Окончание

1

Урок развития речи

Выполнение упражнений

презентация



87.

Основа слова

1

Урок усвоения новой темы; урок-практикум

Морфемные разборы

Диск к учебнику



88.

Сочинение-письмо

1

Урок развития речи

Сочинение




89.

Корень слова

1

Урок развития речи

Составление сложного плана




90.

Рассуждение

1

Урок развития речи.

Сбор материала, написание сочинений




91.

Суффикс

1

Урок усвоения новых знаний


Самостоятельное исследование

таблица



92.

Приставка

1


1

Урок-исследование

Самостоятельное изучение материала

таблица



93.

Выборочное изложение «Последний лист орешника»

1

Урок развития речи

Выборочное изложение




94.

Чередование звуков

1

Урок усвоения новой темы

объяснительный диктант, практическая работа

Презентация









Дидактический материал



95.

Беглые гласные

1

Урок усвоения новой темы

Практическая работа



96.

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

1

Урок-практикум

Объяснительный диктант



97.

Проверочная работа

1

Урок контроля знаний

Контрольная работа




98.

Правописание гласных и согласных в приставках

1

Урок закрепления изученного

Объяснительный диктант, тренировочные упражнения




99.

Буквы З и С на конце приставок

1

Урок усвоения новой темы

Словарный диктант, тренировочные упражнения




100.

Буквы О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ

1

Урок усвоения новой темы

Сочинение по картине




101.

Буквы О-А в корне РОС –РАСТ - РАЩ

1

Урок усвоения новой темы

Упражнения

Диск к учебнику



102.

Буквы Ё-О после шипящих в корне

1

Урок усвоения новых знаний

Предупредитель-ныйдиктант

Дидактический материал



103.

Буквы И-Ы после Ц

1

Урок усвоения новых знаний и умений

Упражнения




104.

Повторение изученного в разделе «Морфемика»

1

Урок обобщения знаний и умений

Тест

тесты



105.

Контрольная работа по теме «Морфемика»

1

Урок контроля знаний

Диктант, грамматические задания




106

Анализ контрольной работы, работа над ошибками, проверочный тест

1

Урок коррекции

Тест

Вопросы теста



107.

Подготовка к домашнему сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1

Урок развития речи

Сочинение по картине


Репродукция картины



Раздел 7. Морфология и орфография. Культура речи (44+7+4 часа) + 1 ч проект


Имя существительное (14+3+1час)

108

Имя существительное как часть речи

1

Урок актуализации знаний и умений

Орфоэпическая работа, объяснительный диктант, тест


Предметные:

  1. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб­ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  2. проведение различных видов анализа слова (фо­нетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект­ного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ­циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

понимание коммуникативно-эстетических воз­можностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные:

-воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.


Диск к учебнику.

Таблица «Части речи»



109

Доказательства в рассуждении

1

Урок развития речи


Ответы учащихся

Диск

Рабочие тетради



110

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

Урок усвоения новых знаний;

урок-закрепление

Объяснительный диктант, тренировочные упражнения

Рабочие тетради



111

Имена существительные собственные и нарицательные

1

Урок усвоения новых знаний

Орфографическая работа

Учебник



112.

Род имен существительных

1

Урок усвоения новых знаний

Тренировочные упражнения

Словарь трудностей русского языка



113.

Существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

Урок усвоения новых знаний

Тренировочные упражнения

Рабочие тетради



114.

Сжатое изложение

1

Урок развития речи

изложение

Текст для изложения, вопросы к тексту



115.

Существительные, которые имеют форму только единственного числа


Урок усвоения новых знаний

Сочинение с использованием имён существительных




116

Три склонения имен существительных

1

Урок актуализации знаний

Объяснительный диктант, словарная работа,

тест

таблица



117.

Падеж имен существительных

1

Урок усвоения новых знаний;

урок-закрепление

Упражнения

Дидактический материал



118.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

Урок усвоения новых знаний;

урок-закрепление

Диктант с самопроверкой, объяснительный диктант, словарная работа,

Диск к учебнику



119.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

Практикум

Диктант с самопроверкой, объяснительный диктант, словарная работа,

Рабочие тетради



120.

Изложение от 3 лица (по В.П. Астафьеву)

1

Урок развития речи

Изложение

Рабочие тетради




121

Множественное число имен существительных

1

Урок усвоения новых знаний;


Упражнения




122.

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1

Урок открытия новых знаний

Упражнение

Презентация



123.

Повторение темы «Имя существительное». Морфологический разбор имени существительного

1

Урок актуализации знаний

Морфологический разбор существительных

План разбора



124

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля знаний

Диктант




125.

Анализ диктанта. Подготовка к сочинению по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»


Урок развития речи

Сочинение

Репродукции картины



Имя прилагательное (7+2+1час)

126 127.

Имя прилагательное как часть речи

2

Уроки актуализации знаний и умений



Беседа по вопросам, объяснительный диктант, тест

Предметные:

  1. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб­ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  2. проведение различных видов анализа слова (фо­нетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект­ного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ­циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; понимание коммуникативно-эстетических воз­можностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике

Метапредметные: Регулятивные УУД:

1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

2. Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках 3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Дидактический материал



128.


129


Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

2

Уроки усвоения новых знаний

Словесное рисование




130

Описание животного

1

Урок развития речи

Ответы учащихся

Текст для анализа



131

132

Прилагательные полные и краткие

2

Исследовательская работа

Упражнения. Самостоятельное усвоение материла, беседа

диск



133

Описание картины А.Н. Комарова «Наводнение»

1

Урок развития речи

Сочинение

Репродукции картины



134

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Практикум

Словарный диктант

Рабочие тетради



135

Повторение темы «Имя прилагательное»

1

Обобщение и систематизация знаний





136.

Контрольный тест по теме «Имя прилагательное»

1

Урок контроля знаний

Тест

Дидактический материал



Глагол (22+3+2 часа)

137

Анализ контрольного теста. Глагол как часть речи

1

Ознакомление с новым материалом

Практическая работа

Предметные: распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употреб­ление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова (фо­нетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект­ного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функ­циональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

Метапредметные: Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета

Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Регулятивные:

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Коммуникативные УУД: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Личностные УУД: Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
















таблица



138

НЕ с глаголами

1

Ознакомление с новым материалом; урок-повторение

Устное рассуждение; практическая работа

Таблица

диск



139.

Рр. Рассказ

1

Урок развития речи

Ответы учащихся

Рабочие тетради



140

Неопределенная форма глагола

1

Ознакомление с новым материалом

Практическая работа; орфографический разбор

Дидактический материал



141

Неопределенная форма глагола. Устное изложение

1

Урок-практикум

Практическая работа

Рабочие тетради



142

Правописание -ться и -тся в глаголах

1

Урок закрепления знаний

Практическая работа

Рабочие тетради



141, 142.

Виды глагола

2

Ознакомление с новым материалом

Практическая работа

Дидактический материал



143.

Буквы Е-И в корнях с чередованием


Ознакомление с новым материалом; урок-исследование

Наблюдение над языковым явлением,самостоятельный вывод; самостоятельная работа

Дидактический материал



144.

Редактирование текста

1

Урок развития речи

Работа на уроке

Тексты для редактирования



145.




Время глагола. Прошедшее время

1




Проверка и коррекция знаний и умений




Диктант

тест





Тест



146.

Настоящее время

1

Урок-практикум





147.

Будущее время

1

Урок-практикум





148.

Спряжение глаголов

1

Урок актуализации знаний

Упражнения




149.

Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием

1

Практикум

Самостоятельная работа учащихся




150, 151.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

2

Уроки актуализации знаний

Упражнения




152.

Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени. Диктант

1

Урок развития устной речи

Ответы учащихся




153.

Морфологический разбор глагола

1

Урок-практикум

Практическая работа – разбор частей речи




154.

Изложение текста упр. 688 «Шоколадный торт»

1

Урок развития речи

Изложение

Текст изложения



155.

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа

1

Урок усвоения новых знаний

Упражнения




156,157.

Употребление времен. Употребление времен в устных и письменных рассказах

2

Урок актуализации знаний;

Ответы, рассказы учащихся




158.

Повторение и обобщение изученного о глаголе

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Ответы учащихся, практическая работа




159.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Урок контроля знаний

Диктант




160.

Анализ диктанта. Сочинение-рассказ по рисунку «Не взяли на рыбалку»

1

Урок развития речи

Сочинение

Рисунок в учебнике



161.

Проект. Научная конференция «Что части речи рассказали о себе»

1

Урок контроля знаний

Выступления учащихся

Вопросы теста



Раздел8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе (7+2 часа)

162.

Разделы науки о языке

1

Урок-повторение; урок-исследование

Упражнение

Предметные:

Повторить сведения об основных разделах и их единицах

Метапредметные:

Регулятивные:

уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные:

достаточный объем словарногозапаса усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения .








163,164.

Орфограммы в приставках и в корнях слов

2

Комбинирован-ные уроки

Практическая работа; анализ текста; выборочный диктант

Таблица



165.

Орфограммы в окончаниях слов

1

Урок-практикум

Практическая работа

Рабочие тетради



166.

Употребление букв Ъ и Ь

1

Практикум

Упражнения





167.

Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

Урок-исследование

Повторение; практическая работа

Раздаточный материал



168.

Итоговый контрольный диктант

1

Урок контроля знаний

Диктант

Рабочие тетради



169.

Анализ диктанта. Итоговый тест

1

Урок контроля знаний

Практическая работа; орфографический разбор




170.

Анализ тестов. Подведение итогов года

1

Урок анализа





Проектная деятельность. Учебный проект «Что части речи рассказали о себе». Цель: систематизация знаний по разделу и представление материала в виде научных сообщений с привлечением практического материала (на усмотрение обучающихся)