Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДЕНО
приказом №45 от 31 августа 2020 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся с ЗПР в соответствии с ФК ГОС
для 6 в класса
Составитель
Сарычева Анна Константиновна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2020 год
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденным приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФК ГОС МОУ «СОШ №9»;
Авторской программой «Русский язык» (Русскийязык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.].— М.: Просвещение, 2016).
Для реализации программного содержания используется учебник Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон.носителе. В 2ч. /[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2018.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение русского языка в 6-м классе отводится 119 часа (5,5часов в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Язык. Речь. Общение (1 ч)
Русский язык — один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Устное и письменное общение. Ситуация общения. Компоненты речевой ситуации.
Повторение изученного в 5 классе (6 ч + 1 ч)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор.
Развитие речи. Деление текста на части. Прямая речь. Диалог.
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5 классе».
Текст (2 ч + 2 ч)
Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые (опорные) слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи, его особенности, сфера употребления.
Развитие речи. Сочинение-описание по картине.
Лексика. Культура речи (4ч + 1 ч)
Повторение изученного по лексике в 5 классе. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка: толковые словари; словари синонимов, антонимов, иностранных слов, устаревших слов, этимологические и т. д.
Развитие речи. Собирание материалов к сочинению.
Фразеология. Культура речи (2 ч)
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Словообразование. Орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)
Повторение изученного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный. Сложение как способ словообразования (основ, слов, полных и сокращённых слов, аббревиация). Переход одной части речи в другую как способ словообразования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Понятие об этимологии. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных А и О в корнях -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор-. Правописание букв Ы и И после приставок на согласные, гласных в при- ставках пре- и при-. Правописание соединительных гласных О и Е. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Развитие речи. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Рассказ по рисункам. Сочинение по картине.
Контрольный диктант № 2 по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (12 ч + 1 ч)
Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.7 Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Существительные общего рода. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных. Не с существительными. Согласные Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и -ик; буквы О и Е после шипящих в суффиксах. Морфологический разбор существительного.
Развитие речи. Сочинение-рассказ по картине.
Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное (13 ч + 3 ч)
Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Словообразование имён прилагательных. Не с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; гласные и согласные в суффиксах прилагательных -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-); различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор прилагательного.
Развитие речи. Описание природы; структура данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Продолжение текста по заданному началу. Выборочное изложение по художественному произведению.
Контрольный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»
Имя числительное (9 ч + 1 ч)
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные. Текстообразующая роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. Морфологический разбор числительного.
Развитие речи. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
Контрольный диктант № 5 по теме «Имя числительное»
Местоимение (11 ч + 3 ч)
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения.
Развитие речи. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности; сочинение-рассуждение. Сочинение на заданную тему
Контрольный диктант № 6 по теме «Местоимение»
Глагол (18 ч + 4 ч)
Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе. Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Употребление личных глаголов в значении безличных. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы Ь и И в глаголах в повелительном наклонении. Правописание гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Морфологический разбор глагола.
Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го или от 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его строение, языковые особенности. Подробное изложение.
Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол»
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (10 ч + 2 ч) Устное сообщение на тему «Разделы науки о языке». Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение на выбранную тему.
Повторение и систематизация изученного в 5- 6-х классах. Культура речи (9ч+ 1ч)
Развитие речи. Написание контрольного сочинения на одну из тем по выбору.
Итоговый контрольный диктант № 8.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Причина изменений | Кол-во контр. диктантов |
По программе | С изменениями |
Язык. Речь. Общение. | 3+1 | 1 | На основании письма Муниципального учреждения «Управления образования Воскресенского муниципального района Московской области» № 1659 были внесены изменения в учебный план образовательной организации в связи с введением учебного предмета «Родной русский язык». На изучение учебного предмета «Родной русский язык» отведено 5,5 часов в неделю. | |
Повторение изученного в 5 классе. | 6+2 | 6+1 | 1 |
Текст. | 3+2 | 2+2 | |
Лексика. Культура речи. | 10+2 | 4+1 | |
Фразеология. Культура речи. | 3+1 | 2 | |
Словообразование. Орфография. Культура речи. | 31+4 | 12+3 | 1 |
Имя существительное. | 22+3 | 12+1 | 1 |
Имя прилагательное. | 22+3 | 13+3 | 1 |
Имя числительное. | 16+2 | 9+1 | 1 |
Местоимение. | 23+3 | 11+3 | 1 |
Глагол. | 30+6 | 18+4 | 1 |
Повторение и систематизация изученного в 5- 6-х классах. Культура речи. | 10+2 | 9+1 | 1 |
ИТОГО | 210 | 119 | 8 + 1 входной контроль знаний. |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Белякова О.А./
«31» августа 2020 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО
учителей гуманитарных дисциплин,
рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «28» августа 2020 г.
Руководитель ШМО _____________ /Хуртина Л.А./