Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 1 с наличием интерната» города Сарова
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании школьного Заместитель директора Директор школы
методического объединения школы по учебной работе _________ М.Г.Маслов
учителей ___________О.С. Копалкина Приказ № _____________
начальных классов «___»__________2021г. От «___»_________2021г.
Протокол № _____1_____
От «__30__»____08____2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для 1дополнительного класса с ОВЗ
адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся
с задержкой психического развития
по варианту 7.2
Предметная линия УМК «Школа России» по учебнику «Русский язык»
(авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.)
Программа разработана
учителем начальных классов
Е.А. Немудровой
г. Саров Нижегородская область
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления «эталонных» речевых образцов;
развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения ПРП для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Русский язык» могут проявиться в:
принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);
развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Русский язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);
осуществлять разносторонний анализ объекта (звук, слог, слово, предложение);
сравнивать слова с близким и противоположным значением;
обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов с соответствующим количеством слогов, с первым ударным слогом);
различать способы и результат действия (подобрать слова с близким или противоположным значением);
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (обнаружение и исправление слитного написания предлогов со словами).
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно (проверка правильности переноса слов).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой осуществляется по следующим направлениям:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
– обратиться за помощью к учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента, сформулировать запрос о специальной помощи;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
– умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
– умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:
– в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия;
– в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
– в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
– в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
овладение основами грамотного письма;
овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Кроме того изучение учебного предмета «Русский язык» непосредственно связано с реализацией программы духовно-нравственного развития, воспитания.
Решаются следующие важнейшие задачи воспитания, обозначенные в ПрАООП:
-- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
-- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
-- воспитание коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом оценить успешность их достижения.
В конце 1 дополнительного класса обучающийся:
правильно произносит звуки и называет буквы;
знает все буквы алфавита;
соотносит количество звуков и букв в словах;
различает звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
делит слова на слоги, соотносит количество слогов с количеством гласных, переносит слова по слогам;
соблюдает правила написания сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, написания слов с удвоенными согласными;
раздельно пишет предлоги со словами;
различает слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;
распознает многозначные и однозначные слова, слова с близким и противоположным значением;
умеет писать все заглавные и прописные буквы, соединения букв, соблюдая правила каллиграфии;
может писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;
может списывать с печатного текста;
использует заглавную букву в написании имени, фамилии, отчества людей, кличек животных, названий населенных пунктов и улиц;
слушает и понимает задания учителя, небольшие тексты, рассказы, стихотворения, загадки;
читает правильно, плавно, сознательно небольшие тексты;
может отвечать на вопросы, слушать собеседника, дополнять ответы одноклассников, проговаривать предстоящую работу, комментировать свои действия, рассказывать о событии, участвовать в учебных диалогах;
употребляет слова приветствия, прощания, извинения, благодарности;
переносит умение построения устного высказывания на оформление развернутых ответов и сообщений на уроках ознакомления с окружающим миром.
Контроль и оценка результатов освоения программы учебного предмета (промежуточная аттестация) по итогам года проводится в форме итогового контрольного диктанта.
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.
2. Содержание учебного предмета
(5 часов в неделю, всего – 165 часов)
В соответствии с ПрАООП изучение предмета «Русский язык» в 1 дополнительном классе включает следующие разделы:
Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Плавное слоговое чтение со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.
Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, знака ударения.
Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный–безударный; согласный твёрдый–мягкий; согласный звонкий–глухой. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика. Различение звука и буквы. Буквы гласных (и, е, ё, ю, я) как показатель твёрдости–мягкости согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Использование алфавита при работе со словарями.
Лексика. Представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Орфография и пунктуация. Применение правил правописания:
буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;
буквосочетания чк, чн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
разделительные ъ и ь;
раздельное написание предлогов с другими словами;
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Место предмета в учебном плане
Приведенная примерная рабочая программа составлена на 165 часов (по 5 часов в неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.
3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
№ | Разделы | Всего часов | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
1 | Повторение. Наша речь. | 40 | Урок: «День Знаний» 1 сентября Урок: «Международный день распространения Грамотности» 8 сентября Урок «День учителя» 5 октября Урок «День строчных букв» 14 октября Урок «День словаря» 16 октября Видеоурок безопасности в сети интернет. 28-31 октября |
2 | Текст, предложение, диалог. Слова обозначающие предметы, действия, признаки. | 35 | Урок: «День народного единства» 4 ноября Урок мужества «День героев Отечества» 9 декабря Урок памяти «День толкового словаря» 18 января |
3 | Слово и слог. Ударение. | 12 | Урок: «Международный день родного языка» 21 февраля |
4 | Звуки и буквы. Алфавит. | 39 | Урок: «День грамматики» 4 марта Урок: «День предложения» 20 марта Урок: «День защиты Земли» 30 марта |
5 | Звуки и буквы. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт; жи, ши, ча, ща, чу, щу. | 39 | Урок: «Международный день культуры» 15 апреля Урок: «День славянской письменности и культуры» 24 мая |
6 | Итоговое повторение. | 2 | Урок : «День русского языка» 6 июня |
| | | |
№ п/п | Раздел | Примерные темы занятий | Примерное содержание занятий и основные виды деятельности обучающихся |
|
1 | Повторение изученного в 1 классе. (40 часов) | Слова в предложениях. Деление слов на слоги. Ударный слог. Звуко-буквенный анализ слов. Устная и письменная речь Написание буквосочетаний ча, чу, ща, щу, жи, ши. Слова со смягчающим ь и разделительным ъ. Работа с прописью. Речевая практика. | Различать слова и предложении. Выделять границы предложений (по заглавной букве и точке). Делить предложения на слова. Определять порядок и количество слов в предложении. Уточнять значения слов. Называть обобщающие слова. Исключать лишние слова. Отгадывать загадоки с объяснением. Составлять предложения по сюжетным картинкам, по словам. Составлять предложения с предлогами. Вставлять пропущенные слова в предложении. Списывать слова и предложения с печатного текста. Писать под диктовку слова. Делить слова на слоги. Подсчитывать количества слогов в слове. Выделять последовательность слогов в слове, определять ударный слог. Составлять слова из слогов. Дифференцировать звуки (гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие). Определять место звука в слове. Подбирать слова к заданному звуку. Последовательно выделять звуков в словах, состоящих из двух гласных, в односложных словах без стечения согласных, в двусложных с первым слогом из одного гласного, в двусложных словах из открытых слогов, со стечением согласных. Составлять условно-графические схемы звукового состава слов по следам анализа. Составлять слова из разрезной азбуки. Вставлять пропущенные буквы. Различать (на практическом уровне) случаи использования устной и письменной речи (собственной и чужой). Обсуждать (в паре) возможности аудио- видеотехники сохранять и передавать речь. Наблюдать за словарными словами. Узнавать о происхождении слов из этимологического словарика в конце учебника (система заданий). Запоминать правильное произношение слов, предложенных в рубрике «Говори правильно!» (система заданий) Уточнять написания буквосочетаний ча, чу, ща, щу, жи, ши. Подбирать слова, начинающиеся на звуки [Чʼ], [Ш], [Ж]. Составлять условно-графические схемы звукового состава слов. Читать слоги и слова. Списывать слоги и слова с печатного текста. Писать под диктовку слова с простой слоговой структурой. Сравнивать слова с мягкими согласными на конце и разделительным ъ. Анализировать звуко-буквенный состав слова. Читать слова со смягчающим и разделительным ь. Читать слова с разделительным ъ. Писать слова со смягчающим и разделительным ь и разделительным ъ. Закреплять написания строчных и заглавных букв и их соединений в слогах и словах. Повторить правила речевого этикета. Активизировать самостоятельные высказывания в различных учебных ситуациях: поделиться наблюдениями, рассказать правило выполнения задания, проговорить содержание и план предстоящей работы, прокомментировать выполнение. Рассматривать и обсуждать иллюстрации. Составлять вопросы к картине. |
|
2 | Текст, предложение. Диалог. Слова, обозначающие предметы, действия, признаки. Речевая практика. (35 часов) | Текст и предложение. Диалог. Слова – названия предметов. Слова – названия действий. Слова – признаки предметов. Слова – помощники. Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова. Слова близкие и противоположные по значению. Выполнение заданий в рабочей тетради. Речевая практика. Повторение и закрепление пройденного материала. | Соотносить тексты и заголовки к ним. Выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Анализировать и восстанавливать непунктированные и деформированные тексты. Составлять устный рассказ с опорой на рисунок. Узнавать значение слов из толкового словарика в конце учебника (система заданий). Списывать слова и предложения с печатного текста. Писать под диктовку простые предложения. Практическое знакомство с диалогом. Ориентироваться в речевой ситуации: с какой целью, с кем и где происходит диалог. Читать диалог по ролям. Обыгрывать диалог. Дифференцировать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?. Дополнять группы слов своими примерами. Составлять различные слова из данного набора букв. Группировать слова и составлять из них предложения. Называть части предмета. Называть слов, обозначающие сходные и различные части предметов при сравнении похожих предметов. Подбирать слова, обозначающие названия предметов, с постановкой вопроса. Выделять слова – названий предметов в предложениях. Составлять словосочетания и предложения со словами произвольно и по заданной теме. Списывать с печатного текста. Различать слова по вопросам Что делает? Что делал? (Что сделал?) Что будет делать? (Что сделает?). Подбирать слова, обозначающие действия, на заданную тему. Выделять слова в предложениях. Подбирать близкие по значению слова, обозначающие действия. Согласовывать слова по вопросам. Писать под диктовку предложения. Называть признаки предмета по вопросам Какой? Какая? Какое? Какие? Подбирать слова, обозначающие признаки предмета. Выделять слова в предложении. Согласовывать слова по вопросам с опорой на иллюстрацию. Списывать предложения с печатного текста. Употреблять предлоги с опорой на иллюстрации и моделировать пространственные отношения. Находить предлоги в предложениях. Писать предлоги раздельно со словами (опора на схему). Практическое закрепление использования предлогов при составлении предложений. Списывать с печатного текста словосочетания с предлогами. Уточнять нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Закреплять практически речевые формы этикета. Называть по картинкам слова, имеющие одно и несколько значений. Находить значения слов в словаре. Находить однозначные и многозначные слова в предложениях с уточнением их значения. Составлять предложения с однозначными и многозначными словами с опорой на картинку. Писать под диктовку. Находить в словаре слова с близким и противоположным значением. Подирать слова с близким значением на заданную тему. Искать слова для составления предложения (среди предложенных учителем слов). Подбирать заголовки к тексту. Писать под диктовку предложения. Закреплять знания и умения по теме. Отработать навык разборчивого и аккуратного письма. Выражать собственное мнение при обсуждении значений слов, подбирать слова для составления предложения. Активизировать самостоятельные высказывания в учебных ситуациях (поделиться наблюдениями, рассказать алгоритм выполнения задания, проговорить предстоящую работу, прокомментировать, дать словесный отчет). |
|
3 | Слово и слог. Ударение. Звуки и буквы. Алфавит. Речевая практика. (50 часов) | Слово и слог. Перенос слов. Ударение. Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Согласные звуки. Буквы Й и И. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Выполнение заданий в рабочей тетради. Речевая практика. Повторение и закрепление пройденного материала. | Уточнить представления о слоговом составе слов. Соотносить количество слогов с количеством гласных в слове. Группировать слова с одинаковым количеством слогов. Составлять слова из слогов. Соотносить схему слов со словами. Познакомить с правилами переноса слов. Делить слова для переноса. Закрепить способы переноса слов на основе проговаривания слогового состава слова. Писать предложения с переносом слов на другую строку. Исправлять ошибки переноса слов. Наблюдать за произношением ударного слога в слове (слуховые и интонационные ориентиры). Различать в звучании ударные и безударные гласные. Сравнивать произношение безударного гласного с его обозначением на письме. Познакомить с правилом постановки ударения в односложных словах и в словах с буквой ё. Обозначать ударения в словах с помощью знака. Проверять правильность ударения в орфоэпическом словаре. Изучить признаки звуков и букв, совпадение звука и буквы в слове. Наблюдать за артикуляцией звуков. Выделять первый звук в слове. Делать звуко-буквенный анализ слова. Наблюдать за изменением звукового состава слова с использованием картинок. Познакомиться с алфавитом. Узнать значение алфавита. Находить слова в толковом словаре (ориентировка на алфавит). Распределять слова в алфавитном порядке (по первой букве) под руководством учителя. Уточнять характеристики гласных звуков. Буквы для обозначения гласных звуков. Гласные, указывающие на твердость и мягкость предшествующего согласного. Определять ударный и безударный гласный звук. Проверять написание безударного гласного (подбором проверочного слова с помощью учителя). Проверять написание слов по орфографическому словарю. Уточнять характеристику согласных звуков. Буквы, обозначающие согласные звуки. Двойные согласные в наиболее употребительных словах, правила их переноса. Уточнять представления о звуках [И] [Йʼ]. Сравнивать слоговой состав слова с буквами И и Й. Практическое закрепление правила переноса слов с буквой Й. Объяснять значения слов. Подбирать слова с противоположным значением. Наблюдать за произнесением и написанием мягких согласных. Обозначать мягкость согласных с помощью гласных и ь. Парные и непарные согласные. Находить в слове буквы, обозначающие мягкие согласные. Обозначать мягкие согласные в схеме слова. Закрепить знания и умения по теме. Отработать навык разборчивого и аккуратного письма. Различать текст и не текст. Составлять фрагменты высказываний по серии сюжетных картинок. Фиксировать символами каждый фрагмент текста. Составлять связные высказывания с опорой на символы. Озаглавливать текст. |
|
4 | Звуки и буквы. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт; жи, ши, ча, ща, чу, щу. (40 часов) | Мягкий знак (ь). Глухие и звонкие согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания чк, чн. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Заглавная буква в словах. Выполнение заданий в рабочей тетради. Речевая практика. Повторение и закрепление изученного материала. | Сравнивать слова с мягкими согласными на конце. Анализировать слогового состава слов. Составлять схемы слов. Чтение слов со смягчающим ь. Читать предложения и небольшие тексты. Писать слова со смягчающим ь. Переносить слова с ь. Составлять текст из предложений с помощью учителя. Списывать слова и предложения с печатного текста. Дифференцировать звонкие и глухие согласные. Сопоставлять значения слов в связи с изменением букв, обозначающих звонкие и глухие согласные. Писать глухие и звонкие согласные в конце слова, перед другими согласными, перед гласными. Проверять написание глухих и звонких согласных подбором проверочного слова с помощью учителя. Восстановливать деформированный текст. Писать под диктовку небольшой текст. Наблюдать за произношением шипящих согласных, непарных твердых и мягких шипящих согласных. Дифференцировать звуки [С] – [Ш]. Хоровое проговаривание скороговорок с соблюдением орфоэпических норм и правильной интонации. Наблюдать за произношением и написанием слов с буквосочетаниями чк, чн. Объяснять написания слов. Читать и записывать слова с пропущенными буквосочетаниями. Сочетание шипящих с гласными. Уточнять правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закреплять правила написания в упражнениях с комментированием. Вставлять пропущенные буквосочетания в слова с объяснением правила. Образовывать формы множественного числа существительных с шипящими согласными на конце. Писать под диктовку. Выделять заглавные буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях населенных пунктов и улиц. Образовывать ласковые формы имен людей. Объяснять написания заглавной буквы в словах. Составлять предложений. Списывать с печатного текста. Закрепить знания и умения по теме. Отрабатывать навык разборчивого и аккуратного письма. Моделировать речевые ситуации с использованием иллюстраций учебника и личного опыта обучающихся. Создавать небольшие собственные высказывания на основе впечатлений, рассматривания иллюстраций учебника. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
1 дополнительный класс, вариант 7.2. 5 часов в неделю (165 часов),
«Русский язык» авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.
№п/п | Название разделов Тема урока | Кол-во часов |
Повторение изученного в 1 классе. Наша речь. (40 ч.) |
1 | История возникновения письма. Письмо элементов букв. | 1 |
2 | Письмо строчных гласных букв о, а, э | 1 |
3 | Письмо строчных гласных букв и, ы, у | 1 |
4 | Письмо прописных гласных букв А, У, О, И, Э | 1 |
5 | Письмо строчных гласных букв е, ё, я, ю | 1 |
6 | Письмо прописных гласных букв Е, Я, Ё, Ю | 1 |
7 | Письмо строчных согласных букв н, м, т, к, с | 1 |
8 | Письмо прописных согласных букв Н,М,Т,К,С | 1 |
9 | Письмо строчных согласных букв п,л,р,г,д | 1 |
10 | Письмо прописных согласных букв П,Л,Р,Г,Д | 1 |
11 | Письмо строчных букв б,з,х | 1 |
12 | Письмо прописных букв Б,З,Х | 1 |
13 | Письмо строчных букв ш,ц,ч,ж,щ | 1 |
14 | Письмо прописных букв Ш,Ц,Ч,Ж,Щ | 1 |
15 | Письмо букв ь и ъ | 1 |
16 | Закрепление написания строчных и заглавных букв | 1 |
17 | Различение слова и предложения | 1 |
18 | Оформление предложений | 1 |
19 | Деление предложений на слова | 1 |
20 | Стартовая диагностическая работа | 1 |
21 | Определение порядка и количества слов в предложении | 1 |
22 | Уточнение значений слов | 1 |
23 | Составление предложений по сюжетным картинкам | 1 |
24 | Составление предложений по опорным словам | 1 |
25 | Составление предложений с предлогами | 1 |
26 | Вставка пропущенных слов в предложение | 1 |
27 | Деление слова на слоги. | 1 |
28 | Ударный слог. | 1 |
29 | Дифференциация звуков | 1 |
30 | Звуко-буквенный анализ слов | 1 |
31 | Написание буквосочетаний ча- ща | 1 |
32 | Написание буквосочетаний чу- щу | 1 |
33 | Написание буквосочетаний жи- ши | 1 |
34 | Слова со смягчающим ь на конце слов | 1 |
35 | Слова со смягчающим ь в середине слова | 1 |
36 | Сравнение слов со смягчающим ь и разделительным | 1 |
37 | Слова с разделительным ь и ъ | 1 |
38 | Язык и речь.с 6 | 1 |
39 | Устная и письменная речь с 7 | 1 |
40 | Что такое родной язык? с 8 | 1 |
Текст, предложение. Диалог. Слова, обозначающие предметы, действия, признаки. (35 ч.) |
41 | Что такое текст? с. 10 | 1 |
42 | Тема и главная мысль текста. с. 10 | 1 |
43 | Что такое предложение? с. 11 | 1 |
44 | Знаки препинания в конце предложения с. 11 | 1 |
45 | Связь слов в предложении с. 12 | 1 |
46 | Выделение предложения из речи с. 13 | 1 |
47 | Составление подписей к серии сюжетных картинок | 1 |
48 | Восстановление деформированного текста | 1 |
49 | Диалог с. 14-15 | 1 |
50 | Слово. Что такое слово. с. 18-19 | 1 |
51 | Составление текста по рисунку и опорным словам с. 20 | 1 |
52 | Слова -названия предметов, признаков предметов, действий предметов с. 21 | 1 |
53 | Слова – помощники с 22 | 1 |
54 | Слова – признаки предметов с 21 | 1 |
55 | Слова, отвечающие на вопросы Какой?, Какая?, Какое?, Какие ?с 22 | 1 |
56 | Выделение слов – названий признаков предметов в предложениях. | 1 |
57 | Согласование слов по вопросам с опорой на иллюстрацию. | 1 |
58 | Слова – названия действий с. 21 | 1 |
59 | Различение слов по вопросам Что делает? Что делал? Что будет делать?с 23 | 1 |
60 | Выделение слов – названий действий предметов в предложениях. | 1 |
61 | Составление предложений по заданной теме с 23 | 1 |
62 | Слова – названия предметов с 21 | 1 |
63 | Выделение слов – названий предметов в предложениях | 1 |
64 | Различение слов по вопросам Кто? и Что? с.24 | 1 |
65 | Употребление предлогов с опорой на иллюстрацию | 1 |
66 | Нахождение предлогов в предложениях | 1 |
67 | Вежливые слова с. 25 | 1 |
68 | Однозначные и многозначные слова с. 26 | 1 |
69 | Нахождение однозначных и многозначных слов в предложениях с уточнением их значения | 1 |
70 | Составление предложений с однозначными и многозначными словами с опорой на картинку | 1 |
71 | Слова близкие по значению с 28 | 1 |
72 | Слова противоположные по значению с. 28 | 1 |
73 | Поиск слов для составления предложений | 1 |
74 | Повторение и закрепление пройденного материала | 1 |
75 | Диктант | 1 |
Слово и слог. Ударение. (12 ч) |
76 | Слог как минимальная произносительная единица с. 32 | 1 |
77 | Деление слов на слоги с 33 | 1 |
78 | Группировка слов с одинаковым количеством слогов с 34 | 1 |
79 | Деление слов для переноса на основе слогового состава с. 36 | 1 |
80 | Разные способы переноса трёхсложных слов | 1 |
81 | Деление для переноса слов с мягким знаком в середине | 1 |
82 | Деление для переноса слов с буквой й в середине | 1 |
83 | Ударение. Ударные и безударные слоги с. 39 | 1 |
84 | Знакомство с правилом постановки ударения в односложных словах с 40 | 1 |
85 | Нормы литературного произношения с 41 | 1 |
86 | Зависимость значения слова от ударения с 42 | 1 |
87 | Знакомство с правилом постановки ударения в словах с буквой ё с 43 | 1 |
Звуки и буквы. Алфавит. (39 ч) |
88 | Звуки и буквы с. 46 | 1 |
89 | Звуко-буквенный анализ слова с 48-49 | 1 |
90 | Звуко-буквенный анализ слова с 50-51 | 1 |
91 | Русский алфавит или Азбука с. 52-54 | 1 |
92 | Значение алфавита с 55 | 1 |
93 | Использование алфавита при работе со словарём с 56 | 1 |
94 | Распределение слов в алфавитном порядке с 57 | 1 |
95 | Характеристика гласных звуков с.58 | 1 |
96 | Буквы, обозначающие гласные звуки с 59 | 1 |
97 | Гласные, указывающие на твердость предшествующего согласного | 1 |
98 | Гласные, указывающие на мягкость предшествующего согласного | 1 |
99 | Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах. с 60 | 1 |
100 | Слова с буквой Э с 62 | 1 |
101 | Ударные и безударные гласные звуки с 63 | 1 |
102 | Определение ударных и безударных гласных звуков с 64 | 1 |
103 | Проверка написания безударного гласного с 65 | 1 |
104 | Подбор проверочных слов путём изменения формы слова с 66-67 | 1 |
105 | Подбор проверочных слов путём изменения формы слова с 66-67 | 1 |
106 | Особенности проверяемых и проверочных слов с.68-70 | 1 |
107 | Написание слов с непроверяемыми безударными гласными с.71 | 1 |
108 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений с.72 | 1 |
109 | Согласные звуки с. 74 | 1 |
110 | Буквы, обозначающие согласные звуки с.75 | 1 |
111 | Дифференциация гласных и согласных звуков с.76 | 1 |
112 | Слова с удвоенными согласными с.77 | 1 |
113 | Правила переноса слов с удвоенными согласными | 1 |
114 | Слова с буквами И и Й с.78 | 1 |
115 | Правила переноса слов с буквой Й с.80 | 1 |
116 | Подбор слов с противоположным значением с.80 | 1 |
117 | Мягкие согласные звуки с.81 | 1 |
118 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. с 82 | 1 |
119 | Обозначение твёрдости согласных звуков на письме буквами А, О, У, Ы с. 83 | 1 |
120 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я с 84 | 1 |
121 | Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки с 85 | 1 |
122 | Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки с 86 | 1 |
123 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука с. 87 | 1 |
124 | Перенос слов с ь с 89 | 1 |
125 | Составление текста по серии сюжетных картинок с 91 | 1 |
126 | Повторение и закрепление пройденного материала с 90 | 1 |
Звуки и буквы. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт; жи, ши, ча, ща, чу, щу. (39 ч.) |
127 | Звонкие согласные с. 92 | 1 |
128 | Глухие согласные | 1 |
129 | Дифференциация звонких и глухих согласных. с 93 | 1 |
130 | Парные глухие и звонкие согласные звуки с 94 | 1 |
131 | Непарные глухие и звонкие согласные звуки с 95 | 1 |
132 | Выделение в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков | 1 |
133 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов с 96 | 1 |
134 | Правописание парных согласных звуков на конце слов | 1 |
135 | Проверка написания глухих и звонких согласных подбором проверочного слова с 97 | 1 |
136 | Проверочные и проверяемые слова с 98 | 1 |
137 | Подбор проверочного слова путём изменения формы слова с 100-101 | 1 |
138 | Подбор проверочного слова путём изменения формы слова с 102-103 | 1 |
139 | Восстановление деформированного текста | 1 |
140 | Шипящие согласные звуки с. 104 | 1 |
141 | Непарные твердые и мягкие шипящие согласные с 106 | 1 |
142 | Дифференциация звуков [с] – [ш] | 1 |
143 | Проект «Скороговорки» с 108- 109 | 1 |
144 | Презентация проектов | 1 |
145 | Тема и главная мысль текста | 1 |
146 | Промежуточная аттестация | 1 |
147 | Написание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ с. 110 | 1 |
148 | Буквосочетания ЧК, ЧН | 1 |
149 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ с. 115 | 1 |
150 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЧА-ЩА | 1 |
151 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЧУ-ЩУ | 1 |
152 | Закрепление правил написания слов с буквосочетаниями | 1 |
153 | Образование формы множественного числа существительных с шипящими согласными на конце | 1 |
154 | Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки» | 1 |
155 | Заглавная буква в названиях населённых пунктов, улиц. с. 122 | 1 |
156 | Заглавная буква в именах людей с.123 | 1 |
157 | Образование ласковых форм имён людей | 1 |
158 | Заглавная буква в фамилиях людей с.125 | 1 |
159 | Заглавная буква в отчествах людей с 125 | 1 |
160 | Заглавная буква в кличках животных с 126 | 1 |
161 | Oбъяснение написания заглавной буквы в словах собственных | 1 |
162 | Oбъяснение написания заглавной буквы в словах собственных | 1 |
163 | Проект «Сказочная страница» Презентация проектов с.129 | 1 |
164 | Повторение. с 130 | 1 |
165 | Повторение. | 1 |
15