Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской учебной программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, включающая курс обучение грамоте (автор В.Г. Горецкий), прописи В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой.
Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся к предложению, слову, фонетике, графике, орфографии и пунктуации.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как: основы лингвистических знаний (фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс разработан в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, учебного плана МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского» на 2019-2020 учебный год.
На изучение русского языка в первом классе отводится 4 часа в неделю (33 учебные недели).
Количество часов в год – 132. Из них:
84 часа отводится на обучение письму в период обучения грамоте, 48 часов – на уроки русского языка.
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык: рабочие программы. 1-4 класс. – М. Просвещение 2018.
В.Г. Горецкий, Азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2018.
В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, Прописи к «Русской азбуке» 1 класс, в 4 частях - М.: Просвещение, 2018.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык: учебник. – М: Просвещение 2018.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование отношения к родному русскому языку, как к духовной, культурно – исторической ценности;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
1) овладение умением принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
4) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
8) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного язык.
9) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
5) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова;
6) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
7) способность к итоговому самоконтролю.
Содержание курса
Виды речевой деятельности. Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в ткете. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Обучение грамоте. Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения
С помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.
Морфология. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, щн; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Последовательность предложений в тексте.
Основным видом организации учебного процесса является урок. Формы организации урока: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка в 1 «Б» классе
УМК «Школа России»
Авторы учебников «Прописи»: В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова
Авторы учебников «Русскиц язык»: В.Г.Горецкий, В.П.Канакина
№ | Тема урока | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) | Стр |
1 | Пропись — первая учебная тетрадь. | | | 6-7 |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов | | | с. 8 -10. |
3 | Рисование бордюров .Письмо длинных прямых наклонных линий. | | | с. 11—12 с. 13—14 |
4 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | | | с. 15—17 |
5 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | | | с. 18—20 |
6 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | | | с. 21—23 |
7 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | | | С.24-26 |
8 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | | | С.27-29 |
9 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | | | С.30-32 |
Букварный период |
10 | Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы О, о. | | | С.3-4 с. 5—6 |
11 | Строчная буква и заглавная И и. | | | с. 7-8 |
12 | Строчная буква ы | | | с.9-10 |
13 | Закрепление изученных букв | | | |
14 | Строчная и заглавная буквы У, у. | | | с. 11—12. |
15 | Строчная и заглавная буквы Н, н. | | | с. 14—15. |
16 | Строчная и заглавная буквы С, с. | | | с. 16 -17. |
17 | Закрепление изученных букв | | | С.12 |
18 | Строчная и заглавная буквы К, к | | | с. 18—19. |
19 | Строчная и заглавная буквы Т, т. | | | с. 20—21. |
20 | Строчная и заглавная буквы Л, л. | | | с. 23—24. |
21 | Закрепление изученных букв | | | С.22, 25 |
22 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. | | | с. 26—27. |
23 | Строчная и заглавная буквы В, в. | | | c. 28—30. |
24 | Строчная и заглавная буквы Е, е. | | | с. 31—32. |
25 | Закрепление изученных букв | | | |
26 | Строчная и заглавная буквы П, п | | | с. 3—4. |
27 | Строчная и заглавная буквы М, м. | | | с. 6—7 |
28 | Строчная и заглавная буквы З, з. | | | с. 9—10. |
29 | Закрепление изученных букв | | | с.5, 8, |
30 | Закрепление изученных букв | | | с.8, 11 |
31 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | | | С.12-13 |
32 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | | | С. 14-15 |
33 | Закрепление изученных букв | | | |
34 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | | | с. 16—17 |
35 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | | | С.18-19 |
36 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | | | С.20-21 |
37 | Закрепление изученных букв | | | С.22-23 |
38 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | | | С.24-25 |
39 | Строчная и заглавные буквы Ч, ч. | | | С.27-29 |
40 | Буква ь | | | С.30-31 |
41 | Закрепление изученных букв | | | С.26,32 |
42 | Закрепление изученных букв(Диктант) | | | |
43 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | | | С.3-4 |
44 | Письмо слогов и слов с изученными буквами | | | С.5 |
45 | Закрепление изученных букв | | | |
46 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж | | | с.6-7 |
47 | Сочетания жи, ши | | | С.8-9 |
48 | Строчная и заглавная буквы Ё и ё. | | | С.10-11 |
49 | Закрепление изученных букв | | | С.12 |
50 | Строчная и заглавная буквы Й, й | | | С.13-14 |
51 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | | | С.15-16 |
52 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю | | | С.19-21 |
53 | Закрепление изученных букв | | | С.17-18 |
54 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | | | С.22-23 |
55 | Строчная и заглавная буквы Э, э. | | | С.25-26 |
56 | Строчная буква щ. | | | С.27-28 |
57 | Закрепление изученных букв | | | С.24, 29 |
58 | Закрепление изученных букв (Диктант) | | | |
59 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | | | С.30-31 |
60 | Строчные буквы ь, ъ | | | С.32 |
61 | Строчные буквы ь, ъ | | | |
Послебукварный период |
62 | Письмо слов с изученными буквами. | | | |
63 | Письмо слов с изученными буквами. | | | |
64 | Закрепление изученных букв. | | | |
65 | Закрепление изученных букв. | | | |
66 | Письмо слов с изученными буквами. | | | |
67 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | | | |
68 | Письмо слов с изученными буквами. | | | |
69 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | | | |
70 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | | | |
71 | Оформление предложений. | | | |
72 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?». | | | |
73 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». | | | |
74 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». | | | |
75 | Безударные гласные в корне. | | | |
76 | Звонкие и глухие согласные в конце слова. | | | |
77 | Правописание ЖИ – ШИ. | | | |
78 | Правописание ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | | | |
79 | Правописание ЧК, ЧН, ЩН. | | | |
80 | Заглавная буква в словах. | | | |
81 | Деление слов на слоги. | | | |
82 | Основа предложения. | | | |
83 | Алфавитный порядок слов. | | | |
84 | Контрольное списывание. | | | |
Русский язык |
85 | Наша речь | | | |
86 | Устная и письменная речь. | | | |
87 | Текст и предложение (общее представление) | | | |
88 | Предложение. | | | |
89 | Диалог. | | | |
90 | Роль слов в речи. Р.р. Составление текста по рисунку и опорным словам. | | | |
91 | Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. | | | |
92 | Вежливые слова. | | | |
93 | Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. | | | |
94 | Слог как минимальная произносительная единица | | | |
95 | Деление слов на слоги. | | | |
96 | Перенос слов | | | |
97 | Перенос слов | | | |
98 | Ударение (общее представление) | | | |
99 | Ударные и безударные слоги | | | |
100 | Звуки и буквы | | | |
101 | Звуки и буквы | | | |
102 | Русский алфавит, или Азбука | | | |
103 | Русский алфавит, или Азбука | | | |
104 | Гласные звуки и буквы. | | | |
105 | Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. | | | |
106 | Гласные звуки Слова с буквой э. | | | |
107 | Обозначение ударного гласного буквой на письме. | | | |
108 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | | | |
109 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | | | |
110 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | | | |
111 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | | | |
112 | Согласные звуки и буквы. | | | |
113 | Слова с удвоенными согласными. | | | |
114 | Слова с буквами И и Й | | | |
115 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | | | |
116 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. | | | |
117 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | | | |
118 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | | | |
119 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | | | |
120 | Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | | | |
121 | Звонкие и глухие согласные звуки. | | | |
122 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. | | | |
123 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова. | | | |
124 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. | | | |
125 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. | | | |
126 | Шипящие согласные звуки. | | | |
127 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | | | |
128 | Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. | | | |
129 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. | | | |
130 | Заглавная буква в словах. | | | |
131 | Контрольный диктант. | | | |
132 | Работа над ошибками. НАШИ ПРОЕКТЫ: «Алфавит» | | | |